Тренинг по кредитному анализу суверенного риска 24 октября

АКРА подтвердило кредитный рейтинг Нижнего Новгорода на уровне А-(RU), прогноз «Стабильный», и облигаций Города — на уровне A-(RU)

Кредитный рейтинг Нижнего Новгорода (далее — Нижний Новгород, Город) обусловлен сравнительно высокими показателями развития экономики, эффективным управлением ликвидностью при высокой долговой нагрузке и относительно низкой гибкостью бюджетных расходов (высокая доля капитальных расходов обеспечивается средствами вышестоящих бюджетов).

Нижний Новгород — административный центр Нижегородской области и Приволжского федерального округа (ПФО). Пятый по численности населения город России (более 1,25 млн человек). Нижний Новгород — крупный транспортный узел ПФО и один из крупнейших промышленных центров России.

Ключевые факторы рейтинговой оценки

Экономика Города определяется его промышленным потенциалом и транспортной инфраструктурой. По оценкам администрации Города, в 2016 году его вклад в валовый региональный продукт (ВРП) Нижегородской области мог составлять до 50%. Обрабатывающий сектор формирует половину отгруженных товаров, работ и услуг (из них порядка 40% приходится на транспортные средства и оборудование). Еще около 20% отгруженных товаров обеспечивает сектор транспорта и связи. Экономика Города диверсифицирована — на долю одного крупнейшего предприятия Нижнего Новгорода приходится не более 10% отгруженной продукции.

Текущие показатели бюджетной дисциплины поддерживаются высокими капитальными расходами, финансируемыми за счет безвозмездных поступлений. Доля собственных доходов без учета субвенций довольно высока —69% в 2015–2018 годах, — однако в это же время обязательные расходы составляют 79%. Это не позволяет Городу маневрировать бюджетом и ограничивает операционный баланс уровнем в 13% от регулярных доходов. Дополнительное ограничение накладывают капитальные расходы, хотя и находящиеся на высоком уровне, но при этом финансируемые по большей части за счет трансфертов вышестоящих бюджетов. АКРА полагает, что возможное снижение доли капитальных расходов в прогнозируемом периоде будет компенсировано ростом доли собственных доходов. Существенная доля собственных доходов (8%) приходится на источник, регулируемый областным законодательством, согласно которому 3% НДФЛ, подлежащих зачислению в областной бюджет, передаются в бюджет городских округов.

Высокая долговая нагрузка бюджета Города усугубляется неравномерным графиком погашения долга и лизинговыми обязательствами. Несмотря на размещение облигационного займа, позволившего частично изменить график погашения долга, операционный баланс за вычетом процентных расходов не покрывает объема погашения долга по причине использования только краткосрочных банковских кредитов для финансирования дефицита. Этот негативный фактор нивелируется эффективным управлением ликвидностью. Долговая нагрузка бюджета Города высока: соотношение долга и операционного баланса на конец 2017 года составило 2,68. В прогнозном периоде возможен дальнейший рост этого показателя в связи со снижением операционного баланса на фоне растущих текущих расходов (в том числе в сфере дорожного хозяйства).  Негативным фактором, усугубляющим долговую нагрузку, являются обязательства Нижнего Новгорода по договорам лизинга транспортных средств. АКРА определяет указанные обязательства как прямую долговую нагрузку, но упомянутый долг является целевым и влияет на объем капитальных вложений городского бюджета, что оценивается Агентством положительно.

Ключевые допущения

  • сокращение капитальных расходов в 2019–2020 годах за счет снижения доли расходов, финансируемых трансфертами;
  • рост доли обязательных расходов в 2019–2020 годах одновременно с увеличением доли собственных доходов в бюджета.

Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга

«Стабильный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.

К позитивному рейтинговому действию могут привести:

  • рост налоговых поступлений за счет увеличения собственной налоговой базы, не сопровождающийся соответствующим повышением обязательных расходов бюджета;
  • снижение объема обязательных расходов бюджета при сохранении текущего уровня налоговых доходов;
  • увеличение срока привлекаемых кредитных ресурсов и выравнивание графика погашения долга.

К негативному рейтинговому действию могут привести:

  • снижение уровня самодостаточности бюджета в связи с недополучением собственных доходов;
  • изменение областного законодательства (распределение НДФЛ в пользу Нижегородской области);
  • рост процентных расходов относительно операционного баланса Города.

Рейтинги выпусков

Нижний Новгород, 34002 (ISIN RU000A0ZYJ00), срок погашения — 05.12.2022, объем эмиссии — 5 млрд руб., — A-(RU).

Регуляторное раскрытие

Кредитные рейтинги Нижнего Новгорода и выпуска облигаций Нижнего Новгорода (ISIN RU000A0ZYJ00) были присвоены по национальной шкале для Российской Федерации  основе Методологии присвоения кредитных рейтингов региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности. При присвоении кредитного рейтинга указанному выпуску также использовалась Методология присвоения кредитных рейтингов отдельным выпускам финансовых инструментов по национальной шкале для Российской Федерации.

Впервые кредитный рейтинг Нижнего Новгорода был опубликован 21.11.2017, муниципальных ценных бумаг Нижнего Новгорода (ISIN RU000A0ZYJ00) — 29.11.2017.

Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Нижнего Новгорода, а также кредитного рейтинга муниципальных ценных бумаг Нижнего Новгорода (ISIN  RU000A0ZYJ00) ожидается в течение 182 дней с даты рейтингового действия (18.05.2018) в соответствии с Календарем планового пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов в 2018 году.

Кредитные рейтинги были присвоены на основании данных, предоставленных Нижним Новгородом, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитные рейтинги являются запрошенными, администрация Нижнего Новгорода принимала участие в процессе присвоения кредитного рейтинга.

Раскрытие отступлений от утвержденных методологий: для оценки денежных доходов населения Города был использован показатель средней номинальной начисленной заработной платы.

Факты существенного отклонения информации от данных, зафиксированных в официально опубликованной финансовой отчетности Нижнего Новгорода, не выявлены.

АКРА не оказывало администрации Нижнего Новгорода дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитного рейтинга выявлены не были.

Вход

Забыли пароль

Регистрация

Восстановление пароля

Восстановление пароля

Termsofuse

Полное использование материалов сайта разрешается только с письменного согласия правообладателя, АКРА (АО). Частичное использование материалов сайта (не более 30% текста статьи) разрешается только при условии указания гиперссылки на непосредственный адрес материала на сайте www.acra-ratings.ru . Гиперссылка должна быть размещена в подзаголовке или в первом абзаце материала. Размер шрифта гиперссылки не должен быть меньше шрифта текста используемого материала.