Понижение прогноза по кредитному рейтингу Республики Саха (Якутия) (далее — Республика Саха (Якутия), Республика, Регион) обусловлено возможным неисполнением доходной части бюджета в текущих макроэкономических условиях и изменением долговой политики Республики относительно ожиданий АКРА на момент присвоения рейтинга.
Республика Саха (Якутия), входящая в состав Дальневосточного федерального округа (ДФО), является крупнейшим по площади регионом России. Республика занимает почти пятую часть РФ и располагается на территории, относимой к районам Крайнего Севера. Население Региона составляет 0,7% населения РФ, а валовый региональный продукт (ВРП) — порядка 1,2% совокупного ВРП РФ.
Ключевые факторы рейтинговой оценки
Экономика Региона определяется динамикой добывающей промышленности и природно-климатическими условиями. На территории Республики расположены крупнейшие в России месторождения алмазов (добывается 90% российских алмазов, что составляет порядка четверти мировой добычи), а также месторождения золота и топливно-энергетических полезных ископаемых. Добывающая промышленность формирует до половины ВРП Региона. В структуре добычи полезных ископаемых наибольший удельный вес имеет добыча алмазов и нефти. Суровые климатические условия накладывают ограничения на развитие социально-экономического потенциала Республики и диверсификацию ее экономики.
Неисполнение налоговых назначений и риск их возможного неисполнения в 2018 году могут иметь влияние на бюджетные показатели Республики 1. Наполнение бюджета Республики определяется финансовыми результатами крупнейших налогоплательщиков — добывающих предприятий (в том числе участников КГН), в свою очередь зависимых как от текущей конъюнктуры на рынках добываемого сырья, так и от колебания курса валюты. По итогам 2017 года поступления по налогу на прибыль составили 82% от утвержденных назначений с учетом последних изменений. Ожидания по налоговым поступлениям оказались завышены по причине использования в прогнозе завышенного курса валюты (в соответствии с прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на 2017–2019 годы) и предъявленных к возврату излишне уплаченных сумм налога. Исходя из параметров формирования бюджета на 2018 год, АКРА предполагает, что имеются риски снижения налоговых поступлений, что в свою очередь может повлечь за собой рост долговой нагрузки (возможности по использованию остатков средств ограничены). Хотя в первом квартале крупнейшее добывающее предприятие Республики показало рекордную выручку, АКРА отмечает, что выручка была сгенерирована во многом за счет продажи запасов, и поэтому консервативно оценивает налоговые поступления в бюджет на конец года. Доля обязательных расходов бюджета Республики медленно увеличивается и на конец 2017 года составила 76% расходов. На 2018 год указанный показатель прогнозируется на аналогичном уровне. Операционный баланс по итогам 2017 года находился на низком уровне (16% регулярных доходов); прогноз на конец 2018 года в случае исполнения налоговых доходов — 20%.
1 Бюджетные показатели проанализированы без учета трансферта, перечисляемого ПАО «РусГидро» в 2017–2020 годах в рамках программы по достижению базовых уровней тарифов на территории ДФО.
Решение не участвовать в программе реструктуризации бюджетных кредитов, а также неисполнение текущих условий двух соглашений с Минфином России привели к необходимости досрочного, относительно предполагавшихся условий погашения, замещения бюджетного долга рыночным. Республика не принимает участие в программе реструктуризации бюджетных кредитов в связи с ограничениями, накладываемыми условиями соглашений о реструктуризации, и остается в рамках действующих соглашений о предоставлении бюджетных кредитов, заключенных с Минфином России в 2015–2016 годах. По итогам 2017 года не выполнено текущее условие соотношения долга и налоговых и неналоговых доходов по двум бюджетным кредитам 2017 года на сумму 3,3 млрд руб., в результате чего они будут досрочно возвращены и рефинансированы рыночными инструментами. Это увеличит процентные расходы Республики, но не повлияет в долгосрочной перспективе на коэффициент обслуживания долга в случае планового замещения бюджетных кредитов облигациями или кредитами с сопоставимыми сроками погашения. Тем не менее в связи с рисками неисполнения налоговых назначений и внеплановой выплатой части долга другие расчетные показатели долговой нагрузки Республики могут ухудшиться относительно ожидаемых уровней. На конец 2018 года долг Республики составит 1,62 от операционного баланса. Операционный баланс после уплаты процентов в два с половиной раза превысит объем погашения долга в 2018 году. Неблагоприятное воздействие на рейтинг оказывает просроченная кредиторская задолженность, образовавшаяся вследствие неисполнения налоговых доходов в 2017 году. Порядка четверти долгового портфеля составляют гарантии, выданные за предприятия госсектора в целях обеспечения жизнедеятельности населения в районах Крайнего Севера. Принимая во внимание социальную значимость и финансовое состояние предприятий госсектора, Агентство считает целесообразным учитывать задолженность некоторых из них в виде косвенных обязательств правительства Региона. По оценке АКРА, на конец 2017 года объем задолженности таких предприятий составлял 13,7 млрд руб.
Ключевые допущения
- сохранение зависимости экономики Региона от динамики ключевого сектора добычи полезных ископаемых;
- отсутствие резких колебаний в динамике безвозмездных поступлений от вышестоящего бюджета в плановом периоде;
- сохранение в прогнозном периоде сбалансированной долговой политики с привлечением долгосрочного долга с мягким графиком погашения.
Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга
«Негативный» прогноз предполагает возможное понижение рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.
К позитивному рейтинговому действию могут привести:
- проведение контрциклической политики бюджетных расходов;
- погашение просроченной кредиторской задолженности за счет собственных средств;
- рост налоговых поступлений в результате запуска крупных инвестиционных проектов.
К негативному рейтинговому действию могут привести:
- неисполнение запланированных на момент проведения рейтингового анализа налоговых доходов бюджета;
- дальнейший рост просроченной кредиторской задолженности;
- изменение долговой политики и временной структуры долга;
- ухудшение финансового состояния предприятий государственного сектора экономики и необходимость их сверхплановой поддержки.
Рейтинги выпусков
Обоснование кредитного рейтинга. Перечисленные ниже облигационные выпуски Республики Саха (Якутия), по мнению АКРА, имеют статус старшего необеспеченного долга, кредитный рейтинг которого соответствует кредитному рейтингу Республики Саха (Якутия).
Ключевые характеристики выпусков
Республика Саха (Якутия), 35006 (ISIN RU000A0JUQH4), срок погашения — 02.07.2021, объем эмиссии — 2,5 млрд руб. — А(RU).
Республика Саха (Якутия), 35007 (ISIN RU000A0JVEH8), срок погашения — 14.05.2020, объем эмиссии — 5,5 млрд руб. — А(RU).
Республика Саха (Якутия), 35008 (ISIN RU000A0JWGT6), срок погашения — 18.05.2021, объем эмиссии — 5,5 млрд руб. — А(RU).
Республика Саха (Якутия), 35009 (ISIN RU000A0JXR43), срок погашения — 16.05.2024, объем эмиссии — 5,0 млрд руб. — А(RU).
Отзыв кредитного рейтинга выпуска облигаций Республики Саха (Якутия) (ISIN RU000A0JTVM6) без одновременного подтверждения обусловлен полным погашением данного выпуска 24.04.2018. Ранее, в соответствии с методологией АКРА, указанному выпуску был присвоен кредитный рейтинг на уровне кредитного рейтинга Республики Саха (Якутия) — A(RU).
Регуляторное раскрытие
Кредитные рейтинги Республики Саха (Якутия) и выпусков облигаций Республики Саха (Якутии) (ISIN RU000A0JTVM6, ISIN RU000A0JUQH4, ISIN RU000A0JVEH8, ISIN RU000A0JWGT6, ISIN RU000A0JXR43) были присвоены по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации, а также Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности. При присвоении рейтингов указанным выпускам также использовалась Методология присвоения кредитных рейтингов отдельным выпускам финансовых инструментов по национальной шкале для Российской Федерации.
Впервые кредитный рейтинг Республики Саха (Якутия) и кредитные рейтинги государственных ценных бумаг Республики Саха (Якутия) (ISIN RU000A0JTVM6, ISIN RU000A0JUQH4, ISIN RU000A0JVEH8, ISIN RU000A0JWGT6, ISIN RU000A0JXR43) были опубликованы АКРА 08.11.2017.
Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Республики Саха (Якутия) и кредитных рейтингов государственных ценных бумаг Республики Саха (Якутия) (ISIN RU000A0JUQH4, ISIN RU000A0JVEH8, ISIN RU000A0JWGT6, ISIN RU000A0JXR43) ожидается в течение 182 дней с даты рейтингового действия (04.05.2018) в соответствии с Календарем планового пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов в 2018 году. Рейтинговое действие в отношении отзыва кредитного рейтинга выпуска облигаций Республики Саха (Якутия) (ISIN RU000A0JTVM6) было осуществлено 04.05.2018.
Кредитные рейтинги были присвоены на основании данных, предоставленных Республикой Саха (Якутия), информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитные рейтинги являются запрошенными, Республика Саха (Якутия) принимала участие в процессе присвоения кредитных рейтингов.
Факты существенного отклонения информации от данных, зафиксированных в официально опубликованной финансовой отчетности Республики Саха (Якутия), не выявлены.
АКРА не оказывало Республике Саха (Якутия) дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитного рейтинга выявлены не были.