Ключевые факторы рейтинговой оценки
Сильная промышленная база Братска (далее — Братск, Город) при ограниченных возможностях участия местного бизнеса в производственных цепочках крупных промышленных компаний. В отраслевой структуре экономики Братска доминируют целлюлозно-бумажное и металлургическое производство, а также транспортная отрасль, которые обеспечивают до 90% валового продукта Города. Несмотря на то что в силу высокотехнологичности производства крупные предприятия в значительной мере опираются на собственные дочерние структуры в других регионах РФ, модернизация промышленных объектов оказывает положительное влияние на городскую экономику с точки зрения загрузки строительной отрасли и занятости населения. При относительно низком показателе зарегистрированной безработицы (65% от среднестранового уровня) и показателе валового продукта на душу населения на уровне среднестранового среднедушевые денежные доходы в Братске существенно отстают от среднестрановых (76%).
Умеренная самодостаточность доходной части бюджета при низком уровне гибкости управления расходной частью бюджета и низких собственных капитальных расходах. Бюджет Города характеризуется умеренной степенью самодостаточности: доля налоговых и неналоговых доходов в составе доходной части бюджета снизилась за период 2014–2016 годов с 44 до 30%, а по итогам 2017 года составит 35%. Несмотря на формально высокую степень контроля над расходной частью бюджета (обязательные расходы — 53%), фактический контроль является относительно низким в силу того, что значительная часть расходов финансируется за счет федеральных и областных средств. Фактический уровень операционного баланса в 2017 году составит 3%, что оценивается АКРА как критический уровень, не предполагающий сокращение долга или оплату непредвиденных расходов без привлечения внешнего финансирования. Уровень капитальных расходов, финансируемых непосредственно за счет городского бюджета, составил в среднем 4,3% от совокупных расходов за период 2014–2017 годов.
Рост долговой нагрузки за счет дешевых источников финансирования при высоком уровне краткосрочного долга. Несмотря на рост доли бюджетных кредитов, позволивший снизить стоимость обслуживания долга, показатели долговой нагрузки Братска находятся на критическом уровне вследствие низкого уровня операционного баланса. Город нуждается в рефинансировании банковского и бюджетного долга на ежегодной основе, а способность самостоятельно сокращать долговую нагрузку ограничена низкими темпами генерации налоговых и неналоговых доходов.
Достаточный уровень ликвидности и контроль над кассовыми расходами. Ликвидность бюджета обеспечивается остатками на едином счете, а также банковскими и бюджетными кредитами. Кассовые разрывы в течение года закрываются преимущественно за счет банковского кредита. С учетом доступных ресурсов и жесткого контроля над кассовыми расходами бюджета АКРА оценивает уровень ликвидности Братска как достаточный.
Ключевые допущения
- устойчивое финансовое положение крупных предприятий Братска;
- высокий уровень занятости населения;
- сохранение текущего объема финансирования расходов городского бюджета за счет областного бюджета;
- сохранение текущей структуры долгового портфеля.
Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга
«Стабильный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.
К позитивному рейтинговому действию могут привести:
- рост доходной части бюджета Города за счет увеличения доли налоговых и неналоговых доходов;
- рост операционного баланса выше 5%;
- реструктуризация бюджетных кредитов.
К негативному рейтинговому действию могут привести:
- существенное снижение операционного баланса;
- значительный рост расходов на обслуживание долга относительно операционного баланса;
- существенное сокращение уровня капитальных расходов.
Краткая информация о регионе
Братск расположен в Иркутской области (Сибирский федеральный округ), в Городе проживает 231 тыс. человек. На территории Города расположены крупные промышленные объекты: Филиал АО «Группа «Илим» (выпуск целлюлозно-бумажной продукции), ОАО «РУСАЛ Братский алюминиевый завод» (ПАО «РУСАЛ Братск»), ОАО «Братский завод ферросплавов» (ПАО «Мечел»), а также Братская ГЭС (ПАО «Иркутскэнерго»).
Факторы рейтинговой оценки
Институциональный фактор
Бюджетное планирование Города характеризуется как умеренно точное. Фактическое исполнение годового бюджета как в доходной, так и в расходной частях за период 2014–2016 годов превышало первоначально утвержденные показатели. При этом точность планирования налоговых и неналоговых доходов (ННД), равно как и объема собственных расходов существенно превышает общий уровень точности планирования бюджета: за 2014–2015 годы отклонение фактических показателей от плана составило в среднем 4% для ННД и 3% для собственных расходов. Безвозмездные поступления и финансируемые за их счет расходы являются гораздо более волатильной составляющей городского бюджета: отклонения фактических поступлений от плана достигали 32% в 2014 году и 46% в 2016 году. Причина таких расхождений — временной лаг между определением плановых и фактических показателей: плановые показатели определяются в текущем году, тогда как фактические только в первом квартале следующего года. В связи с необходимостью уточнения сумм межбюджетных трансфертов бюджет Города корректируется 5–6 раз за год. Вместе с тем на протяжении 2015–2016 годов фактический бюджет Братска был профицитным при плановом дефиците, что свидетельствует о консервативном характере бюджетного планирования.
Административное управление Городом осложнено в связи с удаленностью трех городских районов относительно друг друга.
Экономика
В отраслевой структуре экономики Братска доминируют производство целлюлозно-бумажной продукции (Филиал АО «Группа «Илим»), металлургическое производство (ОАО «РУСАЛ Братский алюминиевый завод» (ПАО «РУСАЛ Братск»), ОАО «Братский завод ферросплавов» (ПАО «Мечел»)) и транспортная отрасль (ООО «Транснефть–Восток»). В совокупности указанные предприятия обеспечивают до 90% валового продукта, производимого на территории Города. Также в Городе расположена Братская ГЭС (ПАО «Иркутскэнерго»).
При анализе динамики валового продукта на душу населения Города в 2013–2016 годах из расчета данного показателя была удалена доля сухопутного транспорта, которая полностью относится к деятельности ПАО «Транснефть» и не имеет фактического влияния на экономику Братска по сравнению с вкладом металлургической и целлюлозно-бумажной промышленности.
Рисунок 1. Отраслевая структура валового продукта Города, 2016
С 2012 по 2016 год доля целлюлозно-бумажной промышленности в структуре валового продукта Города увеличилась с 8,2 до 19,3% в результате запуска и выхода на проектную мощность целлюлозно-бумажного комбината Группы «Илим». В то же время за счет перехода проектов, осуществлявшихся ООО «Транснефть–Восток», в другие филиалы ПАО «Транснефть» для дальнейшей реализации произошло снижение доли транспортной отрасли в валовом продукте Города. Это, в свою очередь, привело к сокращению общего валового продукта Города на 16% за период 2014–2016 годов, до 182 млрд руб. по состоянию на конец 2016 года. Объем промышленного производства увеличился на 54% за период 2012–2016 годов и по состоянию на конец 2016 года достиг 101 млрд руб. Ввод мощностей Группы «Илим» обеспечил резкий прирост валового продукта на 15% в 2014 году и 35% 2015 году. Городская администрация прогнозирует, что к 2019 году объем валового продукта восстановится до уровня 2014 года (216 млрд руб.). Данному процессу будут способствовать инвестиционные проекты, реализуемые на металлургических предприятиях Города.
На текущий момент на алюминиевом и ферросплавных заводах реализуются проекты по модернизации общей стоимостью 5 млрд руб., сроки их завершения приходятся на 2018–2020 годы. В число прочих инвестиционных проектов входят строительство завода по производству фармацевтических субстанций (АО «Фармасинтез») стоимостью 1,4 млрд руб. и проекты в деревообрабатывающей промышленности общей стоимостью 1,8 млрд руб. Срок завершения данных проектов намечен на 2018 год. Инвестиции в основной капитал в составе валового продукта снижались с 14% в 2012 году до 8% в 2015-м. По итогам 2016 года инвестиции составили 17% валового продукта, что соответствует уровню, запланированному на 2017–2020 годы.
Несмотря на присутствие на территории Города крупных промышленных производств, налоговая база достаточно диверсифицирована в силу распределения налоговых доходов между субъектом РФ и муниципалитетами. На долю ПАО «РУСАЛ Братск» и Филиал АО «Группа «Илим» пришлось 9,8 и 7,2% налоговых поступлений в бюджет Города в 2016 году. Основу налоговой базы составляют субъекты малого и среднего предпринимательства, на долю которых пришлось 31,6% всех поступлений.
Рисунок 2. Уровень развития экономики Братска относительно среднестрановых значений (100%)
Крупные предприятия Братска в значительной мере опираются на собственные дочерние структуры в других регионах РФ в силу высокотехнологичности производства. Вместе с тем городская экономика испытывает положительный эффект от наличия промышленных объектов и их модернизации. В полной мере задействован строительный сегмент экономики Города как с точки зрения производства стройматериалов, так и с точки зрения занятости населения.
Экономику Города в целом отличает высокий уровень занятости. Уровень зарегистрированной безработицы в 2016 году не превысил 1% от трудоспособного населения. Наибольшую долю в структуре занятости занимают обрабатывающие производства (22,3% трудоустроенного населения в 2016 году), оптовая и розничная торговля (17,1%) и транспорт и связь (12,9%). Доли секторов экономики в структуре занятости относительно стабильны и не претерпевали существенных изменений за последние пять лет. На долю 11 крупнейших работодателей на территории Города приходится 18% занятого в экономике населения.
Население Города (232 тыс. человек по состоянию на 2016 год) в 2013–2016 годах сокращалось в среднем на 1% ежегодно как в силу естественной убыли, так и за счет миграционного оттока.
Существенным сдерживающим фактором развития экономики Братска является состояние городской инженерной инфраструктуры. Близость к генерирующей мощности Братской ГЭС, а также наличие собственной инженерной инфраструктуры на крупных промышленных объектах в черте Города позволяют обеспечивать население и местный бизнес электроэнергией в достаточном объеме. Вместе с тем системы теплоснабжения и в особенности водоснабжения находятся в критическом состоянии. Потери в системе водоснабжения достигают 50% вследствие высокой степени износа основных средств (капитальный ремонт на объектах водоснабжения не проводился последние 10 лет). Суммарная потребность системы водоснабжения в инвестициях составляет от 2 до 7 млрд руб. В настоящий момент система водоснабжения эксплуатируется государственной компанией, однако в будущем Город планирует передать ее в концессию частному оператору.
Скорректированный валовый продукт на душу населения Братска достиг максимума в 135% по сравнению со среднестрановым уровнем в 2014 году, после чего снижался до 103% в 2016 году. Уровень среднедушевых доходов также снизился — с 82% от среднестранового уровня в 2013 году до 76% в 2016 году. Вместе с тем уровень зарегистрированной безработицы в Городе существенно ниже среднестранового уровня — он составлял в среднем 65% за период 2013–2016 годов.
Бюджетная дисциплина и контроль
Бюджет Братска характеризуется умеренной степенью самодостаточности: доля ННД в составе доходной части бюджета снизилась за 2014–2016 годы с 44 до 30%, а по итогам 2017 года составит 35%. Доля собственных доходов бюджета Города (доходы без учета субвенций) снизилась с 82% в 2014 году до 45% в 2016 году. Причина столь низкой обеспеченности городского бюджета собственными доходами объясняется высокой долей субвенций в составе доходной части бюджета. На протяжении анализируемого периода субвенции регулярно превышали ННД, а доля субвенций относительно доходной части в среднем составляла 45%.
Причиной резкого сокращения доли собственных доходов в 2016 году является приток безвозмездных поступлений в бюджет Города из федерального центра в рамках финансирования программы расселения аварийного жилого фонда (1,9 млрд рублей). В связи с окончанием действия данной программы доля собственных доходов восстановится до 57% общих доходов по итогам 2017 года.
Рисунок 3. Степень бюджетной дисциплины и контроля
Источник: Братск, Минфин РФ, ФНС РФ, расчеты АКРА
В структуре ННД преобладают поступления по налогу на доходы физических лиц (НДФЛ), доля которых в среднем составляет 45%. Другие наиболее крупные источники доходов — налоги на имущество (на имущество физлиц и земельный налог) и поступления от использования имущества — совокупно составляют 26% ННД. На протяжении 2014–2016 годов доли этих источников доходов снижались с 15 до 12% и с 16 до 14% соответственно. Снижение происходило за счет сокращения абсолютного объема поступлений, в то время как поступления от НДФЛ были относительно стабильны.
Рисунок 4. Структура налоговых и неналоговых доходов по основным источникам доходов, 2014–2017
Обязательные расходы в составе бюджета Города в 2014–2017 годах в среднем составляли 53%, что по методологии АКРА считается высокой степенью контроля над расходной частью бюджета. Однако фактический контроль является относительно низким в силу того, что значительная (около 75% всех расходов в 2014–2017 годах) часть расходов, в частности на капитальное строительство в сферах ЖКХ и образования, финансируется за счет федеральных и областных средств, а также средств Фонда содействия реформированию ЖКХ.
АКРА оценивает степень сбалансированности бюджета как низкую. Несмотря на то что уровень операционного баланса в процентном отношении к регулярным доходам за 2014–2016 годы увеличился с 19 до 32%, после завершения программы переселения из аварийного жилья, сопровождавшейся поступлениями в городской бюджет средств Фонда содействия реформированию ЖКХ, фактический уровень операционного баланса сократится до 3% в 2017 году. Это оценивается АКРА как критический уровень, не предполагающий сокращение долга или оплату непредвиденных расходов без привлечения внешнего финансирования.
Значительная часть капитальных расходов Города финансируется за счет средств, поступающих из областного бюджета, что и обусловило относительно высокий уровень капитальных расходов в составе бюджета (в среднем 32% совокупных расходов за анализируемый период). Вместе с тем уровень капитальных расходов, финансируемых непосредственно за счет городского бюджета был равен в среднем 4,3% от совокупных расходов за 2014–2017 годы. Этот уровень оценивается АКРА как критический. Фактический резерв для снижения капитальных расходов в случае необходимости сокращения общих расходов бюджета Города не превышает 200 млн руб.
Долг
Долг Города состоит на 61% из банковских кредитов и на 39% из бюджетных кредитов, часть которых может быть реструктурирована при условии заключения соответствующего соглашения с областным правительством.
Рисунок 5. Структура долгового портфеля
За анализируемый период долг Братска вырос на 33% — с 691 млн руб. в 2014 году до 923 млн руб. на 01.10.2017. При этом рост долговой нагрузки происходил за счет троекратного увеличения бюджетных кредитов в долговом портфеле при снижении доли банковского финансирования на 25%. Данное обстоятельство положительно отразилось на средневзвешенной процентной ставке по портфелю, которая на текущий момент, по оценкам АКРА, не превышает 4%.
Рисунок 6. Показатели долговой нагрузки
Источник: расчеты АКРА
Несмотря на положительные изменения в структуре долгового портфеля, показатели долговой нагрузки Города находятся на критическом уровне вследствие низкого уровня операционного баланса. Город нуждается в рефинансировании банковского и бюджетного долга на ежегодной основе, а способность самостоятельно сокращать долговую нагрузку ограничена низкими темпами генерации ННД.
Рисунок 7. График погашения долга
Текущий график погашения долга предполагает, что 53% текущей задолженности перед банками и областным бюджетом будет погашено в 2018–2019 годах. В случае реструктуризации бюджетных кредитов объем фактической долговой нагрузки снизится в два раза.
Рисков, связанных с долгами предприятий расширенного госсектора, не выявлено.
Ликвидность
В качестве инструмента ликвидности бюджета используются кредит Управления Федерального казначейства в размере 160 млн руб., а также остатки средств на счетах, среднемесячный размер которых колебался от 200 до 400 млн руб. в период с 2014 года по первое полугодие 2016 года. Поступления на счета Города средств Фонда содействия реформированию ЖКХ в 2016 году существенно увеличили размер остатков на счетах. Однако с учетом адресности данных поступлений уровень ликвидности бюджета не увеличился. Также в распоряжении Города имеется краткосрочная банковская линия с лимитом в 160 млн руб. По факту Город пользовался данной линией один раз в 2017 году (20 млн руб. сроком на четыре дня).
За 2014–2016 годы кассовые разрывы фиксировались с частотностью два–три раза в год, а их максимальный объем не превышал 220 млн руб. Суммарно на покрытие кассовых разрывов за 2014–2016 годы было привлечено от 300 до 500 млн руб. Большая часть привлеченных средств финансировалась за счет коммерческих займов.
АКРА оценивает уровень ликвидности Города как достаточный с учетом доступных ресурсов, а также принимая во внимание жесткий контроль над кассовыми расходами бюджета Города.
Рисунок 8. Остатки на едином счете, млн руб.
Дополнительные корректировки
Отсутствуют.
Рейтинги выпусков
Отсутствуют.
Рейтинговая история
Отсутствует.
Регуляторное раскрытие
Кредитный рейтинг был присвоен по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации, а также Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности.
Кредитный рейтинг был присвоен Братску впервые. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу ожидается в течение 182 дней с даты рейтингового действия (17.11.2017).
Кредитный рейтинг был присвоен на основании данных, предоставленных Братском, информации из открытых источников (Минфин РФ, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитный рейтинг является запрошенным, администрация Братска принимала участие в процессе присвоения кредитного рейтинга.
Факты существенного отклонения информации от данных, зафиксированных в официально опубликованной финансовой отчетности Братска, не выявлены.
АКРА не оказывало администрации Братска дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитного рейтинга выявлены не были.