Компоненты кредитного рейтинга |
|
|
Экономический профиль1 |
4 |
|
Финансовый профиль2 |
6 |
|
Кредитный рейтинг |
А-(RU) |
|
Прогноз |
«Негативный» |
1 Оценка присваивается по шкале от 1 до 5 баллов, где 1 — наилучшая оценка.
2 Оценка присваивается по шкале от 1 до 15 баллов, где 1 — наилучшая оценка.
Новгородская область (далее — Новгородская область, Область, Регион) расположена в Северо-Западном федеральном округе, имеет границы с четырьмя регионами Российской Федерации. По территории Региона проходят основные железнодорожные и автомобильные магистрали, связывающие Москву с Санкт-Петербургом. В среднем за 2024 год в Области проживало 569,2 тыс. человек (0,4% населения страны), а ее валовый региональный продукт (ВРП) в 2023 году составил 409 млрд руб., превысив показатель предыдущего года на 8% в номинальном выражении и на 3,7% — в реальном. Ежегодно ВРП Области составляет порядка 0,3% суммарного ВРП субъектов Российской Федерации.
Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга
«Негативный» прогноз предполагает с высокой долей вероятности понижение рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.
К позитивному рейтинговому действию могут привести:
-
достижение устойчивого соотношения долга и текущих доходов Области на уровне ниже 30%;
-
рост социально-экономических показателей Региона.
К негативному рейтинговому действию могут привести:
-
увеличение текущих расходов бюджета Области, не сопровождающееся ростом текущих доходов;
-
рост долговой нагрузки до уровня выше 55% текущих доходов;
-
существенный рост краткосрочной части долга;
- снижение объема ликвидности на фоне финансирования ожидаемого дефицита бюджета.
Экономика с развитой химической промышленностью
Экономика Новгородской области характеризуется умеренными социально-экономическими показателями. Усредненный3 за 2020–2023 годы подушевой ВРП Области составил 655,5 тыс. руб.4, что соответствует примерно 70% от усредненного за тот же период среднестранового показателя. В 2023 году номинальный ВРП Региона составил 409 млрд руб., что эквивалентно 0,3% суммарного ВРП регионов России. В последние годы индекс физического объема ВРП показывает разнонаправленную динамику: в 2020 и 2022 годах величина индекса была ниже 100%, а в 2021 и 2023 годах — выше. Согласно оценке Региона, в 2024 году индекс мог составить 103,6%, Регион также ожидает, что в прогнозном периоде индекс не опустится ниже 100%.
3 Здесь и далее усреднение осуществляется в соответствии с Методологией присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации.
4 По данным, имеющимся на дату последнего пересмотра рейтинга.
Рисунок 1. Индекс физического объема ВРП (постоянные цены; год к году)
Источник: Росстат, данные Региона
Основой экономики Региона является производственно-промышленный сектор. Согласно статистическим данным за 2023 год, доля промышленности в ВРП Области составила 41%. Основной вклад в ВРП традиционно вносят обрабатывающие производства, их доля в 2023 году составила 37%. Среди остальных наиболее заметных отраслей экономики Региона следует отметить госсектор, торговлю и ремонт, деятельность по операциям с недвижимым имуществом, транспортировку и хранение, сельское хозяйство, лесное хозяйство, охоту, рыболовство и рыбоводство.
Рисунок 2. Структура ВРП Новгородской области в 2023 году

Источник: Росстат
Обрабатывающая отрасль достаточно диверсифицирована, однако, если судить по показателю объема отгруженной продукции собственного производства, а также работ и услуг, выполненных собственными силами, в период с 2020 по 2022 год наблюдался рост доли химической промышленности в отгрузке продукции обрабатывающего сектора Региона, которая в 2022 году достигла 54%, но в дальнейшем стала сокращаться в связи с необходимостью переориентации экспорта.
Рисунок 3. Удельный вес химической промышленности в объеме товаров собственного производства, отгруженных обрабатывающими отраслями
Источник: Росстат
Химическое производство Новгородской области зависит от ПАО «Акрон», которое входит в десятку крупнейших по выручке предприятий Региона.
Таблица 1. Крупнейшие по объему выручки предприятия, зарегистрированные в Новгородской области, 2024 год
Компания |
Вид деятельности |
Выручка, млн руб. |
Чистая прибыль, млн руб. |
|
АКРОН, ПАО |
Производство удобрений и азотных соединений |
147 823 |
15 769 |
|
ГАЗПРОМ МЕЖРЕГИОНГАЗ ВЕЛИКИЙ НОВГОРОД, ООО |
Торговля оптовая твердым, жидким и газообразным топливом и подобными продуктами |
28 013 |
132 |
|
БКО ; АО БОРОВИЧСКИЙ КОМБИНАТ ОГНЕУПОРОВ, АО |
Производство огнеупорных изделий |
20 025 |
2 168 |
|
ВНМД, ОАО |
Производство соленого, вареного, запеченного, копченого, вяленого и прочего мяса |
19 592 |
616 |
|
НОВГОРОДПРОДУКТ, ООО |
Торговля оптовая сахаром, шоколадом и сахаристыми кондитерскими изделиями |
18 760 |
5 |
|
ДОМ ОДЕЖДЫ, ООО |
Торговля оптовая одеждой и обувью |
15 756 |
-1 568 |
|
ПО РОСДОРСТРОЙ, АО |
Строительство автомобильных дорог и автомагистралей |
13 770 |
585 |
|
СПЛАТ, ООО |
Торговля оптовая парфюмерными и косметическими товарами |
13 121 |
366 |
|
ТНС ЭНЕРГО ВЕЛИКИЙ НОВГОРОД, ООО |
Торговля электроэнергией |
13 001 |
1 141 |
|
ЗАВОД АГРОКАБЕЛЬ, ООО |
Производство прочих проводов и кабелей для электронного и электрического оборудования |
12 441 |
81 |
Источник: СПАРК-Интерфакс
Структура налоговых поступлений Региона близка к структуре его ВРП. Наибольшая часть налоговых доходов поступает от предприятий химической промышленности. Усредненная за 2019–2022 годы доля налоговых поступлений от химической отрасли в общем объеме налоговых поступлений в бюджет Региона составила 32%. За 2021–2024 годы эта доля снизилась до 26%.
Население Области сокращается: в 2020–2024 годах численность постоянного населения в среднем за год ежегодно убывала примерно на 1%, достигнув 569 тыс. человек. В значительной степени это обусловлено естественной убылью. Миграционный прирост в прошлом году был слабо положительным (0,14%).
Рисунок 4. Динамика численности населения
Источник: Росстат
Умеренные показатели бюджетного профиля
Усредненная за 2020–2024 годы заработная плата составляла 55 940 руб., что в 3,6 раз превышало усредненный за аналогичный период региональный прожиточный минимум.
Уровень безработицы в Регионе по методологии Международной организации труда стабильно ниже среднестрановых значений (региональный показатель в 2023 году составил 2,3%, а в 2024 году — 1,4%).
Около 70% доходов бюджета Области формируется за счет собственных доходов: усредненная за период 2021–2025 годов доля налоговых и неналоговых доходов (ННД) может составить порядка 75% совокупных доходов бюджета (без учета субвенций).
С 2021 года в структуре налоговых поступлений преобладает налог на прибыль (НП), на который в 2021–2024 годах приходилось в среднем 43% ННД, а в 2025 году эта доля может составить порядка 36%. С 2017 по 2021 год доля НП в структуре ННД составляла 29% и была сопоставима с долей НДФЛ.
Доля НДФЛ в ННД в 2021–2024 годах в среднем составляла 22%, налогов на товары и услуги (НТУ) — 16%, на имущество (НИ) — 10%. Поступления по НИ и НДФЛ более устойчивы к неблагоприятным изменениям конъюнктуры, нежели поступления по НП и НТУ, поэтому значительных изменений по ним в последние годы не наблюдалось.
Рисунок 5. Структура налоговых доходов Новгородской области, тыс. руб.
Источник: Федеральное казначейство, Министерство финансов Новгородской области
В 2024 году в номинальном выражении поступления по НП в региональный бюджет сократились на 41%. Поступления по НДФЛ, напротив, выросли на 24%, по НТУ — на 8%, по НИ — на 9%. Благодаря этому совокупные доходы бюджета Области снизились на 10%. Расходы сократились на 2%, бюджет был исполнен с профицитом в размере 17% ННД (до вычета возможных превышений). На дату пересмотра рейтинга Региона (10.06.2026) в 2025 году Область ожидала рост ННД на 4%, в том числе по причине увеличения поступлений по налогу на прибыль на 19%. Прогнозировалось дальнейшее снижение расходов бюджета — суммарно на 4%, что приведет к исполнению бюджета с дефицитом, аналогичным прошлому году, в размере 17% ННД (до вычета возможных превышений).
Рисунок 6. Динамика основных видов налоговых доходов Новгородской области
Источник: Федеральное казначейство, Министерство финансов Новгородской области
Безвозмездные поступления, формирующие около 30% доходов бюджета, в основном состоят из субсидий, доля которых в безвозмездных поступлениях в период с 2020 по 2024 год выросла с 34 до 79%, а в 2025 году ожидается на уровне 76%. В целом в 2025 году Регион ожидает снижение безвозмездных поступлений на 21% на дату последнего пересмотра рейтинга.
Динамика совокупных расходов бюджета в основном определяется текущими расходами.
Рисунок 7. Динамика расходов бюджета Новгородской области
Источник: Министерство финансов Новгородской области, расчеты АКРА
Гибкость бюджетных расходов Области находится на умеренно высоком уровне, усредненная за 2021–2025 годы доля капитальных расходов в общем объеме совокупных расходов (без учета объема субвенций) составила на момент пересмотра рейтинга Области 22%. Доля капитальных расходов, финансируемых Регионом за счет собственных средств, в 2024 году была равна 51%, в 2025-м ожидается снижение показателя до 48%.
Усредненное за 2021–2025 годы соотношение баланса текущих операций и текущих доходов оценивалось на дату пересмотра в 7%. Баланс текущих операций в 2021–2024 годах оставался положительным, на момент последнего пересмотра рейтинга в 2025 году он также ожидался отрицательным.
Соотношение усредненного модифицированного бюджетного дефицита и усредненных текущих доходов по итогам 2025 года ожидается на уровне -5%, что свидетельствует о потребности в долговом финансировании или расходовании остатков средств на счетах для покрытия запланированных капитальных расходов.
Умеренно низкий уровень долговой нагрузки
Регион характеризуется умеренно низким уровнем долговой нагрузки. По состоянию на начало 2025 года государственный долг Области составлял 19,4 млрд руб. и был на 100% представлен бюджетными кредитами.
По итогам 2025 года, согласно данным, имеющимся на дату последнего пересмотра рейтинга, Область ожидала рост государственного долга на 22% за счет запланированного привлечения банковских кредитов. Соотношение долга и текущих доходов по итогам года может составить 45%.
Рисунок 8. Структура государственного долга Новгородской области
Источник: Министерство финансов Новгородской области, расчеты АКРА
Согласно графику погашения, на 01.01.2025, до конца года Региону требовалось погасить 20% задолженности. В текущем году была проведена реструктуризация части бюджетных кредитов в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации № 79, в результате чего по состоянию на 01.05.2025 объем долга к погашению в 2025 году уменьшился до 7%. В 2026–2039 годах Области предстоит погашать не более 7% долга ежегодно.
В течение последних трех лет долговая политика Новгородской области способствовала минимизации рисков рефинансирования, однако планы Области по наращиванию краткосрочного коммерческого долга создают потенциальные риски рефинансирования в среднесрочном периоде.
Рисунок 9. График погашения госдолга Новгородской области на 01.05.2025, млн руб.
Источник: Министерство финансов Новгородской области
Средневзвешенный срок погашения долговых обязательств Региона составляет более 8 лет. Процентные расходы незначительны — с 2022 года их размер существенно ниже процентных доходов.
На 01.01.2025 остатки средств на счетах Региона сократились более чем вдвое по сравнению с показателем на 01.01.2024, покрывая 24% имеющейся задолженности, они были эквивалентны 83% среднемесячных расходов областного бюджета за 2024 год.
Коэффициент ликвидности, рассчитанный по методологии АКРА, в 2024 году составлял 121%, а в этом году его значение ожидается на уровне 56%.
Заметно снижающийся уровень ликвидности бюджета
По состоянию на 27.05.2025 договор с Управлением Федерального казначейства о предоставлении бюджетного кредита на пополнение остатка средств на едином счете бюджета на 2025 год не заключался. За последние 24 месяца аукционы на закупку коммерческих кредитных линий не проводились. Риски рефинансирования долговых обязательств в настоящий момент оцениваются как низкие, но в среднесрочной перспективе возможен их рост, учитывая планы Области по увеличению доли краткосрочных банковских кредитов в структуре долга и снижение уровня ликвидности бюджета.
Регуляторное раскрытие
Кредитный рейтинг был присвоен по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности.
Впервые кредитный рейтинг Новгородской области был опубликован АКРА 27.07.2018. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Новгородской области ожидается в течение 182 дней с даты опубликования пресс-релиза по итогам последнего пересмотра в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
Кредитный рейтинг был присвоен на основании данных, предоставленных правительством Новгородской области, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитный рейтинг является запрошенным, правительство Новгородской области принимало участие в процессе присвоения кредитного рейтинга.
При присвоении кредитного рейтинга использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологий.
АКРА не оказывало правительству Новгородской области дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитного рейтинга выявлены не были.