Компоненты кредитного рейтинга |
|
|
|
Экономический профиль1 |
2
|
|
|
Финансовый профиль2 |
2
|
|
|
Кредитный рейтинг |
AAA(RU) |
|
|
Прогноз |
«Стабильный» |
|
1 Оценка присваивается по шкале от 1 до 5 баллов, где 1 — наилучшая оценка.
2 Оценка присваивается по шкале от 1 до 15 баллов, где 1 — наилучшая оценка.
Краткая информация о регионе
Ханты-Мансийский автономный округ — Югра (далее — ХМАО-Югра, Округ, Регион) находится в Уральском федеральном округе. Будучи субъектом Российской Федерации, Округ в то же время входит в состав другого региона — Тюменской области3. В Округе проживает 1,77 млн человек (1% населения страны). По оценкам Региона, в 2024 году его валовой региональный продукт (далее — ВРП) мог составить 9,8 трлн руб. Ежегодно ВРП Округа составляет порядка 5% суммарного ВРП субъектов Российской Федерации.
3 Часть поступлений по налогу на прибыль, собираемому на территории Округа, поступает в бюджет Тюменской области (их размер регламентируется договором между Тюменской областью и Округом и составляет 29,5%).
Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга«Стабильный» прогноз предполагает с высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.
К негативному рейтинговому действию могут привести:
-
критическое сокращение объема производства в Округе, снижение макроэкономических показателей;
-
устойчивое снижение баланса текущих операций до отрицательных значений;
-
существенное снижение ликвидности бюджета;
-
рост долговой нагрузки свыше 30% текущих доходов;
- существенное изменение системы межбюджетных отношений в Российской Федерации.
Регион — донор федерального бюджета, добывающий более 40% российской нефти
ХМАО-Югра имеет высокие социально-экономические показатели. Усредненный4 за 2020–2023 годы среднедушевой ВРП составил 4,2 млн руб., более чем в четыре раза превысив усредненный за данный период среднестрановой показатель. В 2023 году ВРП Региона составил 8,6 трлн руб. (порядка 5,5% суммарного ВРП субъектов Российской Федерации). В 2019 и 2020 годах индексы физического объема ВРП были ниже 100%, а в 2021 году на фоне оживления в экономике после пандемии рост возобновился и продолжился в 2022 и 2023 году. По итогам 2024 года, согласно оценке Региона, указанный показатель снизился.
4 Здесь и далее усреднение осуществляется в соответствии с Методологией присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации.
Рисунок 1. Индекс физического объема ВРП (постоянные цены; в процентах год к году)
Источник: Росстат, данные Региона
Основной вклад в ВРП Округа вносит сектор добычи полезных ископаемых, доля которого традиционно превышает 50%. В структуре промышленного производства на добычу полезных ископаемых приходится 80% и более. По итогам 2024 года семь из десяти наиболее крупных по выручке предприятий Региона были представителями нефтедобывающего сектора и связанных отраслей.
Таблица 1. Крупнейшие по объему выручки (за 2024 год) предприятия, зарегистрированные в ХМАО-Югре
|
Компания |
Вид деятельности |
Выручка, |
Чистая прибыль, |
|
ООО «Лукойл-Западная Сибирь» |
Добыча нефти |
1 290 630 |
107 139 |
|
ООО «Газпром Трансгаз Югорск» |
Транспортировка |
398 351 |
8 081 |
|
ООО «СПД» |
Добыча нефти |
283 049 |
30 960 |
|
ПАО «СН-МНГ» |
Добыча нефти |
210 776 |
-13 247 |
|
ООО «НК Югранефтепром» |
Добыча нефти |
172 535 |
19 525 |
|
ПАО «Юнипро» |
Производство электроэнергии |
134 027 |
30 314 |
|
ООО «Газпром Трансгаз Сургут» |
Транспортировка |
112 966 |
2 728 |
|
ПАО «ННК-Варьеганнефтегаз» |
Добыча нефти |
85 257 |
3 675 |
|
ПАО «Авиакомпания Ютэйр» |
Пассажирские перевозки |
81 243 |
867 |
|
АО «Россети Тюмень» |
Передача электроэнергии |
78 315 |
-2 608 |
Источник: СПАРК-Интерфакс
Среди остальных отраслей экономики Региона наиболее значительные доли в ВРП приходятся на строительство, торговлю, транспортировку, деятельность по операциям с недвижимым имуществом и госсектор.
Рисунок 2. Структура ВРП ХМАО-Югры в 2023 году
Источник: Росстат
Структура налоговых поступлений близка к структуре ВРП. Наибольшую долю налоговых доходов Округа традиционно формирует сектор добычи сырой нефти и нефтяного (попутного) газа (в 2021–2024 годах в среднем почти 60%), что говорит о значительной концентрации налоговых поступлений в бюджет Региона.
Численность населения Округа растет: в 2018–2024 годах она ежегодно увеличивалась в среднем на 1% и к концу 2024 года достигла 1,77 млн человек. Рост численности населения обусловлен и естественным приростом, и миграционным притоком. Преимуществом Округа помимо прироста общей численности также является возрастная структура населения: доля населения трудоспособного возраста на 01.01.2024 составила 61,6% против 58% в целом по стране.
Регион отличается высоким уровнем оплаты труда и стабильно входит в число лидеров по данному показателю. Отчасти это обусловлено географическим положением Округа и достаточно высокой долей занятых в сфере добычи полезных ископаемых (ежегодно более 20%), где зарплаты почти на треть превышают средние по Региону. Соотношение усредненных за период с 2021 по 2024 год заработной платы и регионального прожиточного минимума составило 5,3 раза. В 2024 году безработица в Округе (по методологии Международной организации труда) была на уровне 1,3%.
Доходы бюджета в основном формируются за счет собственных доходов: усредненная за 2021–2025 годы доля налоговых и неналоговых доходов (далее — ННД) составит почти 90% совокупных доходов бюджета (без учета субвенций).
Высокая степень самодостаточности бюджета
Наибольшая часть налоговых поступлений Региона обеспечивается за счет налога на прибыль (НП), на который будет приходиться в среднем 40% поступлений за указанный период. Поступления по этому налогу волатильны и зависят от конъюнктуры на мировом рынке углеводородного сырья. Риски, связанные с высокой волатильностью поступлений по НП в неблагоприятных макроэкономических условиях, компенсируются консервативной политикой Региона в отношении наращивания расходов бюджета, а также формированием резервов.
Доля налогов на имущество (НИ) в структуре ННД в указанный период в среднем составит 29%, а доля НДФЛ — 22%. Поступления по НИ и НДФЛ более устойчивы к неблагоприятным изменениям конъюнктуры.
Рисунок 3. Структура налоговых и неналоговых доходов ХМАО-Югры, млн руб.
* Налоги на товары и услуги.
** Налоги на совокупный доход.
*** Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами.
Источник: Федеральное казначейство, данные Региона
По сравнению с 2023 годом в 2024 году ННД снизились на 3%, при этом поступления по НП снизились на 18%, а по НДФЛ и НИ выросли на 22 и 2% соответственно. Безвозмездные поступления выросли на 22%. В итоге совокупные доходы практически не изменились относительно уровня 2023 года, а расходы возросли на 13%. Дефицит бюджета составил 4% и был профинансирован преимущественно остатками средств на счетах. Согласно ожиданиям Региона, в 2025 году ННД снизятся на 3%, а расходы вырастут на 7%, что приведет к тому, что в текущем году бюджет будет исполнен с дефицитом в размере 17% ННД.
Рисунок 4. Динамика основных видов налоговых доходов ХМАО-Югры (в процентах год к году)
Источник: Федеральное казначейство, данные Региона
Рисунок 5. Отраслевая структура поступлений по налогу на прибыль в консолидированный бюджет Округа в 2024 году
Источник: данные Региона
Объем ежегодных безвозмездных поступлений Округа невелик, а их основную часть, как правило, составляют иные межбюджетные трансферты. Значительная доля таких поступлений — это горизонтальные трансферты от других регионов. В рамках соглашения, заключенного между Тюменской областью, ХМАО-Югрой и Ямало-Ненецким автономном округом, автономные округа направляют 29,5% поступлений по НП в бюджет Тюменской области, которая затем возвращает часть средств на финансирование госпрограмм в округах. Регион не получает дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности и является регионом-донором.
Рисунок 6. Динамика расходов бюджета ХМАО-Югры, млн руб.
Источник: Федеральное казначейство, данные Региона
Низкая долговая нагрузка и высокий уровень ликвидности бюджета
Качественная оценка гибкости бюджетных расходов умеренно высокая, поскольку источником финансирования капитальных расходов Региона преимущественно выступают собственные средства, возможности увеличения объема капитальных расходов соответствуют потребностям Округа, а баланс текущих операций после учета процентных доходов и расходов регулярно положителен.
Усредненное за 2021–2025 годы соотношение баланса текущих операций и текущих доходов составит 14%. Соотношение модифицированного бюджетного дефицита и текущих доходов будет иметь отрицательное значение (-4%).
Качественная оценка бюджетного профиля Региона соответствует максимальному уровню: поступления по налогу на прибыль планируются консервативно, тогда как планирование поступлений по НДФЛ и налогам на имущество является реалистичным; нарушения бюджетного законодательства, способные оказать влияние на бюджетный профиль, неизвестны; налоговые льготы признаются существенными для бюджета Округа.
Округ имеет минимальный уровень долговой нагрузки. На начало 2025 года его госдолг составлял 11 млрд руб. и был представлен бюджетными кредитами.
Согласно ожиданиям Округа, по итогам 2025 года его государственный долг вырастет до 63 млрд руб., а соотношение долга и текущих доходов составит 16%.
Рисунок 7. Структура государственного долга ХМАО-Югры, млн руб.
Источник: Минфин России, данные Региона
График погашения долга не предполагает наличия рисков рефинансирования. Учитывая низкий уровень долговой нагрузки Округа, анализ его краткосрочного долга представляется нерелевантным. Процентные расходы Региона незначительны.
Рисунок 8. График погашения государственного долга ХМАО-Югры на 01.01.2025, млн руб.
Источник: Минфин России, данные Региона
Качественная оценка долгового профиля является высокой: средневзвешенный срок погашения долга существенно превышает четыре года, просроченная кредиторская задолженность отсутствует, баланс текущих операций регулярно положителен, долг предприятий госсектора и муниципальных образований невысок, косвенные обязательства незначительны.
По состоянию на 01.01.2025 объем остатков средств на счетах бюджета в несколько раз превышал объем совокупной задолженности Округа. Коэффициент ликвидности в прошлом году составил 376%, а по итогам текущего года окажется на уровне 72% в случае исполнения бюджета с заявленным дефицитом. Ежегодно Регион получает регулярный значимый объем процентных доходов.
Качественная оценка профиля ликвидности также высокая: риски рефинансирования практически отсутствуют, в связи с отсутствием необходимости в привлечении дополнительной ликвидности Регион не привлекал кредитные средства и не открывал кредитные лимиты. В среднем в прошлом году остатки на счетах в два раза превышали среднемесячные расходы бюджета за 2024 год.
Рейтинги выпусков
Эмиссии в обращении отсутствуют.
Регуляторное раскрытие
Кредитный рейтинг ХМАО-Югры был присвоены по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности.
Впервые кредитный рейтинг ХМАО-Югры был опубликован АКРА 26.09.2017. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу ХМАО-Югры ожидается в течение 182 дней с даты опубликования пресс-релиза по итогам последнего пересмотра в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
Кредитный рейтинг был присвоен на основании данных, предоставленных ХМАО-Югрой, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитный рейтинг является запрошенным, Правительство ХМАО-Югры принимало участие в процессе присвоения кредитного рейтинга.
При присвоении кредитного рейтинга использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологий.
АКРА не оказывало Правительству ХМАО-Югры дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитных рейтингов выявлены не были.