Тренинг по прогнозированию 17–18 сентября

АКРА присвоило Оренбургской области кредитный рейтинг A(RU), прогноз «Стабильный», и выпускам облигаций — кредитный рейтинг A(RU)

Кредитный рейтинг Оренбургской области (далее — Область, Регион) обусловлен безопасным уровнем долговой нагрузки относительно операционного баланса при умеренных показателях развития экономики по сравнению со средним показателем по стране и значительной зависимостью экономических и бюджетных показателей от доминирующей отрасли (добыча углеводородного сырья), а также высоким уровнем самодостаточности бюджета при значительной доле обязательных расходов.

Оренбургская область расположена в Приволжском федеральном округе (ПФО), на стыке двух континентов — Европы и Азии. Регион граничит с пятью областями РФ и Казахстаном. В Области проживает 1,3% населения РФ, на долю Региона приходится 1,2% суммарного российского ВРП. Ежегодно Область обеспечивает порядка 3% российской добычи нефти и газа.

Ключевые факторы рейтинговой оценки

Ориентированная на ресурсы экономика с умеренными показателями среднедушевого развития. Основа экономики Области — сектор добычи и переработки нефти и газа (добыча полезных ископаемых формирует более трети ВРП и свыше половины промышленного производства), а динамика ее ВРП зависит от мировых цен на добываемое сырье. В долгосрочной перспективе слабодиверсифицированная экономика Региона уязвима (добыча полезных ископаемых на постепенно устаревающих месторождениях снижается), а сельское хозяйство, формирующее порядка 10% ВРП в разные годы, не сможет компенсировать возможную стагнацию социально-экономического развития Региона (невысокая степень переработки продукции, ограниченная маржинальность и низкий бюджетный эффект). Среднедушевой ВРП — порядка 85% от среднероссийского показателя (данные за 2013–2016 годы) — демонстрирует тенденцию к постепенному снижению. Среднедушевые денежные доходы не превышают 75% от среднероссийского уровня.

Высокий уровень самодостаточности бюджета за счет низкодиверсифицированных налоговых поступлений при высоком уровне  обязательных расходов. Доля собственных доходов1 бюджета Области составляет 83% доходов без учета субвенций в 2014–2017 годах. Устойчивые поступления по налогу на прибыль и налогу на имущество составляют совокупно порядка 60% собственных доходов и обеспечиваются в значительной мере за счет крупнейших налогоплательщиков, ведущих деятельность в доминирующем секторе
экономики — добыче. По оценке АКРА, в 2013–2016 годах доля налоговых поступлений от всех предприятий сектора Региона достигла 40–47%, от двух крупнейших — порядка 30%. Высокий уровень обязательных расходов негативно влияет на операционный баланс, составляющий не более 21% регулярных доходов Региона, и ограничивает возможности Региона осуществлять капитальные расходы за свой счет. В 2014–2017 годах капитальные расходы составили в среднем 15% от общего объема расходов, а в 2018 году они снизятся до 9–11% по причине частичного отсутствия их финансового обеспечения со стороны федерального бюджета.

Собственные доходы = налоговые и неналоговые доходы.

Относительно невысокая долговая нагрузка и мягкий график погашения долга минимизируют риски его рефинансирования. Долг Области состоит из долгосрочных облигаций и бюджетных кредитов (соглашения о реструктуризации которых подписаны со стороны правительства Региона), поэтому на конец 2017 года отношение операционного баланса за вычетом процентных расходов к объему погашения долга (без учета внутригодового использования кредитных линий и кредитов, предоставленных Управлением Федерального казначейства) составило 2,51 (умеренный уровень риска). В 2014–2017 годах соотношение долга и операционного баланса Области не превышало 2х, что соответствует среднему уровню риска. В указанный период расходы Региона на обслуживание долга, по мнению АКРА, не являются обременительными и находятся в пределах 9–11% от операционного баланса. Агентство прогнозирует, что с 2018 по 2020 год показатели долговой нагрузки останутся на стабильном уровне (не ухудшатся).

Высокий уровень ликвидности. Регион располагает достаточным уровнем ликвидности для своевременного выполнения расходных обязательств, включая процентные платежи. При этом остатки средств на счетах бюджета на начало месяца постоянно ниже расходов текущего месяца, в связи с чем Регион в отдельных случаях испытывает потребность в финансировании прогнозируемых кассовых разрывов. Администрация Области использует краткосрочный кредит УФК и средства автономных и бюджетных учреждений для управления ликвидностью, а также, при необходимости, возобновляемые кредитные линии. Внутригодовой оборот по привлечению и погашению долга не превышает размера совокупного долга. По причине привлечения кредита УФК Оренбургская область не размещает депозиты с 2016 года.

Ключевые допущения

  • сохранение в 2019–2020 годах объема трансфертов на уровне 2015–2017 годов;
  • исполнение Областью налоговых доходов в 2019–2020 годах на уровне не ниже текущего запланированного уровня;
  • сохранение консервативной бюджетной политики.

Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга

«Стабильный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.

К позитивному рейтинговому действию могут привести:

  • рост собственных доходов, сопровождающийся снижением доли обязательных расходов и повышением капитальных расходов;
  • рост показателей развития экономики (в расчете на душу населения).

К негативному рейтинговому действию могут привести:

  • рост обязательных расходов бюджета Области без пропорционального повышения доходной части бюджета;
  • снижение объема налоговых доходов в 2018–2020 годах более чем на 3% от запланированного уровня. 

Рейтинги выпусков

Обоснование кредитного рейтинга. Перечисленные ниже облигационные выпуски Оренбургской области, по мнению АКРА, имеют статус старшего необеспеченного долга, кредитный рейтинг которого соответствует кредитному рейтингу Оренбургской области.

Ключевые характеристики выпусков

1)     Регистрационный номер / ISIN: RU35001AOR0 / RU000A0JTZK1

Объем эмиссии / в обращении

5 млрд руб. / 3 млрд руб.

Дата выпуска / дата погашения

24.07.2013 / 19.06.2019

 

2)     Регистрационный номер / ISIN: RU35002AOR0 / RU000A0JUPE3

Объем эмиссии / в обращении

6 млрд руб. / 3 млрд руб.

Дата выпуска / дата погашения

23.06.2014 / 14.06.2021

 

3)     Регистрационный номер / ISIN: RU35003AOR0 / RU000A0JVM81

Объем эмиссии / в обращении

5 млрд руб. / 5 млрд руб.

Дата выпуска / дата погашения

16.07.2015 / 03.07.2025

 

4)     Регистрационный номер / ISIN: RU35004AOR0 / RU000A0ZYKH5

Объем эмиссии / в обращении

4 млрд руб. / 4 млрд руб.

Дата выпуска / дата погашения

14.12.2017 / 02.12.2027

Рейтинговая история

Отсутствует.

Регуляторное раскрытие

Кредитные рейтинги Оренбургской области и выпускам облигаций Оренбургской области (RU000A0JTZK1, RU000A0JUPE3, RU000A0JVM81, RU000A0ZYKH5) были присвоены по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности. При присвоении рейтингов указанным выпускам также использовалась Методология присвоения кредитных рейтингов отдельным выпускам финансовых инструментов по национальной шкале для Российской Федерации.

Кредитный рейтинг Оренбургской области и кредитные рейтинги выпускам государственных ценных бумаг Оренбургской области (RU000A0JTZK1, RU000A0JUPE3, RU000A0JVM81, RU000A0ZYKH5) были присвоены АКРА впервые.

Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Оренбургской области, а также кредитных рейтингов выпусков государственных ценных бумаг Оренбургской области (RU000A0JTZK1, RU000A0JUPE3, RU000A0JVM81, RU000A0ZYKH5) ожидается в течение 182 дней с даты рейтингового действия (29.01.2018) в соответствии с Календарем планового пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов в 2018 году.

Кредитный рейтинг был присвоен на основании данных, предоставленных Оренбургской областью, информации из открытых источников (Минфин РФ, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитный рейтинг является запрошенным, правительство Оренбургской области принимало участие в процессе присвоения кредитного рейтинга.

Факты существенного отклонения информации от данных, зафиксированных в официально опубликованной финансовой отчетности Оренбургской области, не выявлены.

АКРА не оказывало Оренбургской области дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитного рейтинга выявлены не были.

 

Вход

Забыли пароль

Регистрация

Восстановление пароля

Восстановление пароля

Termsofuse

Полное использование материалов сайта разрешается только с письменного согласия правообладателя, АКРА (АО). Частичное использование материалов сайта (не более 30% текста статьи) разрешается только при условии указания гиперссылки на непосредственный адрес материала на сайте www.acra-ratings.ru . Гиперссылка должна быть размещена в подзаголовке или в первом абзаце материала. Размер шрифта гиперссылки не должен быть меньше шрифта текста используемого материала.