Повышение кредитного рейтинга Хабаровского края (далее — Хабаровский край, Край, Регион) обусловлено изменением качественных оценок его финансового профиля в связи с применением обновленной Методологии присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации.
Кредитный рейтинг Хабаровского края основывается на умеренно низком уровне долговой нагрузки при низких рисках рефинансирования долговых обязательств, а также на положительной операционной эффективности бюджета и умеренно высокой доле налоговых и неналоговых доходов (ННД) в совокупных доходах бюджета (без учета субвенций). Давление на рейтинг оказывают сохраняющаяся потребность бюджета в использовании дополнительных источников финансирования, умеренный уровень капитальных расходов и ожидаемое Агентством снижение объема накопленной Регионом ликвидности по итогам текущего года.
Хабаровский край входит в состав Дальневосточного федерального округа. В Регионе проживает порядка 1,3 млн человек. По оценкам Края, его валовой региональный продукт (ВРП) по итогам 2024 года достиг 1 416 млрд руб.
Ключевые факторы оценки
Положительная операционная эффективность бюджета при сохраняющейся потребности в дополнительных источниках финансирования. Усредненное1 соотношение баланса текущих операций и текущих доходов за 2021–2025 годы составит 3%. Баланс текущих операций по итогам 2024 года сформировался положительным, при этом его объем превышал часть капитальных расходов, которые финансируются Регионом без использования федеральных трансфертов. Тем не менее, по ожиданиям АКРА, показатель за 2025 год может стать отрицательным, что потребует от Региона использовать накопленные средства для частичного финансирования текущих расходов.
Усредненная доля капитальных расходов в совокупных расходах за 2021–2025 годы составит 9%. Качественная оценка гибкости бюджетных расходов соответствует четвертой категории. Капитальные расходы ежегодно финансируются главным образом за счет средств вышестоящего бюджета, при этом их объем, по мнению Агентства, не очень значителен для бюджета Региона. Баланс текущих операций после учета процентных доходов и расходов стабильно положительный, благодаря чему процентные расходы дается покрывать за счет текущих доходов. Модифицированный свободный денежный поток достаточно волатильный (в отдельные годы показатель имел существенные отрицательные значения), что объясняет периодическую потребность Края в частичном финансировании капитальных расходов за счет дополнительных средств.
Усредненная за 2021–2025 годы доля ННД в доходах Региона (без учета субвенций) будет находиться на уровне 80%. Усредненное за указанный выше период соотношение модифицированного бюджетного дефицита (МБД) и текущих доходов сформируется на уровне незначительно ниже 0%. АКРА полагает, что потребность бюджета Края в использовании дополнительных средств в 2025–2026 годах будет существенной, на что указывает отрицательный показатель неусредненного МБД в указанные годы.
Качественная оценка бюджетного профиля соответствует второй категории. АКРА отмечает существенные отклонения некоторых фактических доходов бюджета от плановых показателей. Край передает нижестоящим бюджетам часть поступлений по налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, а также весь объем поступлений по транспортному налогу. Прогнозируемый по итогам 2024 года объем выпадающих налоговых доходов, связанных с применением налоговых льгот, несущественен для бюджета Региона.
По итогам 2024 года доходная часть бюджета Края увеличилась на 15% к показателю предыдущего года, в том числе на 19% вырос объем ННД. Основной прирост ННД был обеспечен увеличением поступлений по НДФЛ (+22%), по налогу на прибыль (+12%) и по налогам на совокупный доход (+44%). Также существенный вклад в рост ННД внесли доходы от размещения средств бюджета, которые увеличились более чем в два раза по итогам прошлого года. Объем безвозмездных поступлений практически не изменился в годовом сопоставлении. Расходы бюджета Хабаровского края в прошлом году увеличились на 14% к показателю по итогам 2023 года. Основной прирост был сформирован увеличившимися текущими (+14%) и капитальными (+16%) расходами. Бюджет Края в 2024 году был исполнен с профицитом в 5% ННД, что позволило увеличить объем остатков на счетах.
Согласно утвержденным на 01.02.2025 бюджетным назначениям, доходы краевого бюджета в текущем году сократятся на 11% относительно показателя за 2024 год. При этом ННД Региона снизятся незначительно, преимущественно вследствие снижения поступлений по налогу на прибыль на 12%. Утвержденные назначения по объему безвозмездных поступлений ожидаются вдвое ниже фактических значений по итогам 2024 года. Расходы бюджета за 2025 год планируется увеличить на 6% в годовом сопоставлении.
1 Здесь и далее усреднение осуществляется в соответствии с Методологией присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации.
Умеренно низкая долговая нагрузка при низких рисках рефинансирования долговых обязательств. По итогам 2024 года долг Хабаровского края составил 58,3 млрд руб., что на 2% меньше показателя за 2023 год. Долговой портфель более чем на 97% состоял из бюджетных кредитов, порядка 3% приходилось на облигации, оставшуюся часть формировали гарантии Региона. Согласно графику погашения на начало года, в 2025 году погашению подлежал 21% долга, в 2026-м — порядка 17%.
По состоянию на 01.03.2025 объем долга Региона и график его погашения не изменились.
Долговая нагрузка на краевой бюджет умеренно низкая: соотношение долга и текущих доходов по итогам 2025 года ожидается на уровне 32%. Соотношение усредненных за 2021–2025 годы процентных расходов и совокупных расходов бюджета (за вычетом субвенций) не превысит 1%. Соотношение долга Региона и прогнозируемого ВРП по результатам текущего года окажется на уровне порядка 4%.
Качественная оценка долгового профиля Региона соответствует третьей категории. В соответствии с графиком погашения на 01.01.2025, средневзвешенный срок погашения долга не превышает четырех лет. Долг в основном представлен бюджетными кредитами. Операционная эффективность бюджета преимущественно положительная, однако по итогам 2025 года баланс текущих операций может сформироваться существенно ниже нуля. Долговая нагрузка муниципальных образований очень низкая. Соотношение совокупного долга и ННД муниципальных образований в 2024 году составило 14%, при этом более трети долга приходится на Комсомольск-на-Амуре. Финансовый долг предприятий госсектора на 01.01.2025 не превышал 1,0 млрд руб. На начало текущего года у Края имелось шестнадцать заключенных концессионных соглашений, шесть из которых были заключены в 2023 году, а два — в 2024-м.
Остатки на счетах позволят профинансировать ожидаемый дефицит бюджета. По итогам 2024 года остатки на счетах Региона увеличились на 40% к показателю за 2023 год, что стало возможным благодаря исполнению бюджета с профицитом, а также использованию средств краевых автономных и бюджетных учреждений. За последние 12 месяцев остатки средств на счетах Края в среднем вдвое превышали его ежемесячные расходы. Большая часть временно свободных средств может быть использована в текущем году в целях финансирования дефицита бюджета. Оставшиеся средства позволят частично профинансировать дефициты будущих периодов.
Коэффициент ликвидности бюджета Хабаровского края по итогам 2025 года составит 95%.
Качественная оценка ликвидности бюджета соответствует второй категории. Регион имеет облигации в обращении на долговом рынке, новые выпуски в текущем году не запланированы. У Края нет открытых кредитных линий со сроком выборки более года. Регион не привлекал краткосрочные кредиты Управления Федерального казначейства (УФК) в 2024 году. Привлечение казначейского кредита в 2025 году пока не планируется, тем не менее договор с УФК заключен. Риски рефинансирования долговых обязательств оцениваются как низкие, однако они могут стать умеренными, учитывая ожидания АКРА по сокращению объема остатков на счетах Региона.
Умеренные показатели развития экономики. Налоговые поступления в бюджет Края существенно диверсифицированы. В течение последних четырех лет их наиболее существенная доля приходилась на отрасли, финансируемые за счет бюджетных средств (государственное управление, образование, здравоохранение и деятельность в сфере культуры), усредненное значение за 2021–2024 годы составило 20%. Сектор торговли и отрасли, связанные с транспортировкой грузов и связью, за указанный выше период обеспечивали по 16% налоговых поступлений. Значительную долю (12%) формировал сектор добычи полезных ископаемых, преимущественно металлических руд.
Соотношение усредненного за 2020–2023 годы ВРП на душу населения Региона и аналогичного среднестранового показателя составило 92%. Соотношение усредненных значений заработной платы и регионального прожиточного минимума в 2021–2024 годах значительно превысило 3,5. Уровень безработицы, рассчитываемый по методологии МОТ, по итогам 2023 года достиг минимальных значений за весь анализируемый период и составил немногим более 2%. Усредненный за 2020–2023 годы уровень безработицы в Регионе не превышал 3%. Безработица в Хабаровском крае за октябрь — декабрь 2024 год была ниже 2%.
Ключевые допущения
-
исполнение бюджета Края в соответствии с утвержденными на 01.02.2025 бюджетными назначениями;
-
использование большей части накопленной ликвидности для финансирования ожидаемого дефицита текущего года.
Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга
«Стабильный» прогноз предполагает с высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.
К позитивному рейтинговому действию могут привести:
-
снижение потребности бюджета в использовании дополнительного финансирования;
-
устойчивый рост доли капитальных расходов в совокупных расходах краевого бюджета (за вычетом субвенций);
-
устойчивое снижение соотношения долга и текущих доходов ниже 30%;
-
значительное снижение косвенной долговой нагрузки.
К негативному рейтинговому действию могут привести:
-
значительное снижение показателя операционной эффективности бюджета;
-
резкий и значительный рост доли краткосрочного коммерческого долга;
-
рост соотношения долга и текущих доходов выше 55%;
-
существенное снижение объема остатков на счетах Региона.
Рейтинги выпусков
Хабаровский край, 35007 (ISIN RU000A0ZZQQ0), срок погашения — 24.10.2025, объем эмиссии — 5 млрд руб., — A(RU).
Обоснование кредитного рейтинга. Облигационный выпуск Хабаровского края, по мнению Агентства, имеет статус старшего необеспеченного долга, кредитный рейтинг которого соответствует кредитному рейтингу Хабаровского края.
Регуляторное раскрытие
Кредитные рейтинги Хабаровского края и облигационного выпуска Хабаровского края (ISIN RU000A0ZZQQ0) были присвоены по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности. При присвоении кредитного рейтинга указанному выпуску также использовалась Методология присвоения кредитных рейтингов финансовым инструментам по национальной шкале для Российской Федерации.
Впервые кредитный рейтинг Хабаровского края и кредитный рейтинг выпуска государственных ценных бумаг Хабаровского края (ISIN RU000A0ZZQQ0) были опубликованы АКРА 19.06.2020. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Хабаровского края, а также кредитного рейтинга выпуска государственных ценных бумаг Хабаровского края (ISIN RU000A0ZZQQ0) ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
Кредитные рейтинги были присвоены на основании данных, предоставленных Правительством Хабаровского края, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитные рейтинги являются незапрошенными, Правительство Хабаровского края принимало участие в процессе присвоения кредитных рейтингов.
При присвоении кредитных рейтингов использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологий.
АКРА не оказывало Правительству Хабаровского края дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитных рейтингов выявлены не были.