Кредитный рейтинг Томска (далее — Томск, Город) обусловлен низким уровнем долговой нагрузки при существенных рисках рефинансирования долговых обязательств, умеренно высокой долей капитальных расходов и стабильными показателями развития городской экономики, ограниченной в возможностях по увеличению доходной базы бюджета. Сдерживающее влияние на рейтинг оказывают умеренно низкий уровень накопленной ликвидности, умеренный показатель операционной эффективности бюджета и существенная зависимость доходов Города от трансфертов из бюджета Томской области (рейтинг АКРА — BBB+(RU), прогноз «Стабильный»; далее — Томская область).
Томск является административным центром Томской области (Сибирский федеральный округ). По оценкам Города, его население в 2024 году в среднем составляло 563 тыс. человек. АКРА полагает, что доля Томска в объеме отгруженной продукции Томской области ежегодно составляет порядка 50%.
Ключевые факторы оценки
Умеренные показатели операционной эффективности и потребности бюджета в использовании долгового финансирования. Усредненное1 соотношение баланса текущих операций и текущих доходов за 2021–2025 годы составит 5%. Баланс текущих операций по итогам 2024 года сложился выше нуля, что позволило Томску частично профинансировать капитальные расходы за счет этих средств. По итогам 2025 года показатель операционной эффективности также ожидается положительным — на уровне 5% от объема текущих доходов Города.
Доля капитальных расходов в совокупных расходах (за вычетом субвенций) оценивается как умеренно высокая. Усредненное значение этого показателя за 2021–2025 годы составит 16%. Качественная оценка гибкости бюджетных расходов соответствует четвертой категории. Капитальные расходы ежегодно финансируются в основном за счет вышестоящего бюджета, что также объясняет возможность лишь ограниченного их сокращения в случае необходимости. Баланс текущих операций после учета процентных доходов и расходов стабильно положительный, благодаря чему процентные расходы покрываются за счет текущих доходов Города. Показатель модифицированного свободного денежного потока городского бюджета достаточно волатильный, что указывает на периодическую потребность в финансировании капитальных расходов за счет дополнительных средств.
Усредненная за 2021–2025 годы доля налоговых и неналоговых доходов (далее — ННД) в доходах Томска (без учета субвенций) составит 55%, что соответствует умеренному уровню собственных доходов и свидетельствует о существенной зависимости Города от вышестоящего бюджета. Соотношение усредненных за указанный выше период модифицированного бюджетного дефицита (далее — МБД) и текущих доходов составит 1%, что указывает на сохраняющуюся умеренную потребность бюджета в использовании дополнительного финансирования. АКРА отмечает, что весь объем ожидаемой в текущем году потребности бюджета в дополнительном финансировании может быть покрыт за счет остатков на счетах Томска. Агентство корректирует показатель соотношения МБД и текущих доходов до более высокой категории в связи с наличием у Города низкой долговой нагрузки.
Качественная оценка бюджетного профиля Города соответствует второй категории. Бюджетное прогнозирование затруднено, поскольку большую часть доходов формируют трансферты из вышестоящего бюджета. Помимо этого, фиксируются случаи заметного отклонения налоговых поступлений от плановых показателей. Объем выпадающих налоговых доходов, связанных с применением налоговых льгот, является несущественным для бюджета Томска.
Доходы бюджета Томска по итогам 2024 года увеличились на 10% к уровню 2023-го. При этом ННД выросли на 18% во многом благодаря существенному приросту поступлений по НДФЛ (на 20%) и налогам на совокупный доход (на 32%). Объем безвозмездных поступлений увеличился на 6% год к году, однако капитальные трансферты незначительно сократились. Рост расходной части бюджета составил 7% в годовом выражении, он сформировался в основном за счет увеличения текущих расходов Города на 8%. Профицит бюджета по итогам прошлого года составил 4% ННД.
По данным Томска, плановые доходы бюджета за 2025 год сократятся на 10% к уровню прошлого года. Объем безвозмездных поступлений при этом запланирован на 25% ниже уровня 2024 года, однако ННД могут увеличиться на 12%, что произойдет в основном благодаря ожидаемому росту поступлений по НДФЛ. Расходная часть бюджета на текущий момент также запланирована со снижением на 3% преимущественно по причине возможного сокращения капитальных расходов. Город планирует исполнить 2025 год с дефицитом бюджета в размере 11% ННД (с учетом остатков на счетах), при этом основными источниками его финансирования послужат заемные средства.
1 Здесь и далее усреднение осуществляется в соответствии с Методологией присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации.
Низкая долговая нагрузка при существенных рисках рефинансирования долговых обязательств. По итогам 2024 года объем долга Томска составил 4,7 млрд руб. На начало текущего года долг Томска на 40% состоял из банковских кредитов, еще 33% приходилось на облигации, а оставшаяся часть долга — на бюджетные кредиты. За прошлый год Город привлек 1,2 млрд руб. посредством размещения облигаций, а также погасил часть банковского долга. Согласно графику погашения долга на 01.01.2025, в текущем году Городу предстояло погасить или рефинансировать 39% долга, в 2026 году — 41%. По мнению Агентства, такие объемы погашения существенны для бюджета Города, поскольку составляют 14% ожидаемого объема ННД в 2025 году.
По состоянию на 01.03.2025 объем долга Томска составил 3,6 млрд руб., что на 23% меньше показателя на начало года. За первые два месяца текущего года Город погасил 1,1 млрд руб. банковских кредитов благодаря средствам своих автономных и бюджетных учреждений.
Долговая нагрузка на городской бюджет оценивается как низкая. По итогам 2024 года соотношение долга и текущих доходов Города составило 18%. В соответствии с плановыми показателями бюджета указанный показатель по итогам 2025 года будет равен 23%. Процентные расходы необременительны, а соотношение усредненных за 2021–2025 годы процентных расходов и совокупных расходов (за вычетом объема субвенций) составит 2%. Соотношение долга Города и валового городского продукта не рассчитывается в силу отсутствия данных для расчета последнего. По оценкам АКРА, это соотношение могло бы быть значительно ниже 20%.
Качественная оценка долгового профиля Томска соответствует третьей категории. Средневзвешенный срок погашения долга не превышает двух лет. АКРА отмечает, что долговая политика Города не способствует минимизации рисков рефинансирования долговых обязательств. Однако долг Города имеет хорошую диверсификацию по инструментам. Операционная эффективность бюджета стабильно положительная, что указывает на отсутствие необходимости в финансировании текущих расходов за счет ликвидности или заемных средств. По мнению АКРА, финансовый долг предприятий госсектора Томска незначителен. По данным Города, просроченная кредиторская задолженность бюджета на 01.01.2025 отсутствовала.
Остатки на счетах удвоились по итогам 2024 года. Профицит бюджета по итогам прошлого года в совокупности с привлеченным заемным финансированием позволил существенно увеличить объем остатков на счетах Города. Однако, по мнению Агентства, накопленных средств недостаточно для покрытия всех потребностей бюджета, включая погашение долга, вследствие чего Городу потребуется привлечение заемных средств. За период с начала 2024 года средства на счетах покрывали в среднем около трети ежемесячных расходов городского бюджета. В текущем году Город планирует финансировать ожидаемый бюджетный дефицит преимущественно за счет долга.
Коэффициент ликвидности бюджета по итогам 2025 года составит 45%.
Качественная оценка профиля ликвидности городского бюджета соответствует третьей категории. Томск активно привлекает средства на долговом рынке посредством выпуска облигаций. Риски рефинансирования долговых обязательств оцениваются как значительные, поскольку у Города есть существенный объем погашений коммерческих заимствований в ближайшие два года. На текущий момент у Города нет возможности использовать краткосрочные кредиты Управления Федерального казначейства в связи с ограничениями со стороны Томской области, для закрытия потребности в краткосрочном финансировании используются возобновляемые кредитные линии. При этом по состоянию на начало года у Города не было невыбранных кредитных линий со сроком погашения более года.
Сравнительно высокие показатели развития экономики. В отраслевой структуре отгруженной продукции наибольшую долю (свыше 40%), по последним доступным данным за 2023 год, занимала обрабатывающая промышленность, которая характеризуется значительным уровнем диверсификации. В Городе развиты отрасли производства электрического оборудования, химических веществ и пищевых продуктов. Вторая по доле отрасль — «Транспортировка и хранение», на нее в 2023 году приходилось порядка 30% объема отгруженной продукции.
Доля десяти крупнейших налогоплательщиков Города в общей сумме налоговых поступлений в бюджет по итогам 2024 года не превышала 15%.
По оценке АКРА, соотношение усредненных за 2020–2023 годы подушевого валового регионального продукта (ВРП) Томской области, формируемого на территории Города, и подушевого среднестранового ВРП регионов России могло составить 78%. Соотношение усредненных за 2021–2024 годы номинальной начисленной заработной платы в целом по Городу (с учетом оценочных данных за 2024 год) и прожиточного минимума в Томске превышало 3,0. В соответствии с прогнозом социально-экономического развития Города, уровень официально зарегистрированной безработицы по Городу составил 0,3% по итогам 2024 года. Усредненный оценочный уровень безработицы (по методологии МОТ) за указанный выше период мог составить порядка 2%.
Ключевые допущения
-
формирование примерно 50% объема отгруженной продукции Томской области на территории Города;
-
привлечение долга для финансирования ожидаемого дефицита бюджета;
-
сохранение значительной зависимости бюджета Города от перечислений из вышестоящего бюджета.
Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга
«Стабильный» прогноз предполагает с высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.
К позитивному рейтинговому действию могут привести:
-
увеличение доли собственных доходов в составе бюджета;
-
снижение потребности бюджета в использовании дополнительного финансирования;
-
значительное увеличение объема остатков на счетах Города.
К негативному рейтинговому действию могут привести:
-
устойчивое снижение операционной эффективности бюджета;
-
рост долговой нагрузки на бюджет Города выше 30% текущих доходов;
-
дальнейший рост краткосрочной части долга;
-
отсутствие возможности привлечь заемное финансирование на долговом рынке.
Рейтинги выпусков
Томск, 34008 (ISIN RU000A102LR1), срок погашения — 27.12.2025, объем эмиссии — 1 млрд руб., — ВВВ+(RU).
Томск, 34009 (ISIN RU000A10A6J1), срок погашения — 12.12.2026, объем эмиссии — 1,2 млрд руб., — ВВВ+(RU).
Обоснование. Облигационные выпуски Томска, по мнению Агентства, имеют статус старшего необеспеченного долга, кредитный рейтинг которого соответствует кредитному рейтингу Томска.
Регуляторное раскрытие
Кредитные рейтинги Томска и выпусков облигаций Томска (ISIN RU000A102LR1, RU000A10A6J1) были присвоены по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности. При присвоении кредитного рейтинга указанным выпускам также использовалась Методология присвоения кредитных рейтингов финансовым инструментам по национальной шкале для Российской Федерации.
Впервые кредитный рейтинг Томска и кредитные рейтинги выпусков ценных бумаг Томска (ISIN RU000A102LR1, RU000A10A6J1) были опубликованы АКРА 17.06.2020, 29.12.2020 и 28.11.2024 соответственно. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Томска, а также кредитных рейтингов ценных бумаг Томска ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
Кредитные рейтинги были присвоены на основании данных, предоставленных Томском, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитные рейтинги являются запрошенными, администрация Томска принимала участие в процессе присвоения кредитных рейтингов.
При присвоении кредитных рейтингов использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологий.
АКРА не оказывало администрации Томска дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитных рейтингов выявлены не были.