Кредитный рейтинг Оренбургской области (далее — Оренбургская область, Область, Регион) обусловлен низкой долговой нагрузкой при плавном графике погашения долга, высокой операционной эффективностью бюджета и гибкостью бюджетных расходов. Сдерживающее влияние на уровень рейтинга оказывают умеренные показатели развития экономики Области по сравнению со среднестрановыми значениями и зависимость экономических и бюджетных показателей от доминирующей в Регионе отрасли.

Оренбургская область расположена в Приволжском федеральном округе, на стыке двух континентов — Европы и Азии. Регион граничит с пятью областями Российской Федерации и Казахстаном. В Области проживает 1,3% населения России, на ее долю приходится 1,1% совокупного валового регионального продукта (ВРП) российских регионов. По оценкам Области, ее ВРП в 2023 году мог составить 1,72 трлн руб., что на 10% превышает показатель за 2022 год в номинальном выражении и на 2,4% — в реальном. ВРП в 2024 году может составить 1,91 трлн руб. Ежегодно на территории Области добывается свыше 3% нефти, газа и газового конденсата от общероссийского объема добычи.

Ключевые факторы оценки

Умеренно высокие показатели бюджетного профиля. Усредненное1 за 2021–2025 годы соотношение баланса текущих операций и текущих доходов Региона, по расчетам АКРА, может составить 23%. Баланс текущих операций останется положительным, что свидетельствует о достаточности текущих доходов для финансирования текущих и части капитальных расходов.

Усредненная доля капитальных расходов в совокупных расходах за 2021–2025 годы составит порядка 32%, что, согласно методологии АКРА, соответствует высокому уровню гибкости бюджетных расходов. Капитальные расходы за период с 2021 по 2024 год более чем наполовину финансировались Областью за свой счет, а по итогам прошлого года доля капитальных расходов, профинансированная собственными средствами Региона, составила почти 70%.

Усредненная за 2021–2025 годы доля налоговых и неналоговых доходов (ННД) в доходах Региона (без учета субвенций) составит порядка 73%.

Соотношение усредненных за 2021–2025 годы модифицированного бюджетного дефицита (МБД) и текущих доходов ожидается на уровне -2%. В 2025 году МБД, как ожидается, будет отрицательным, как и годом ранее, что указывает на необходимость частичного использования дополнительных источников финансирования капитальных расходов (расходование накопленной ликвидности или привлечение заемных средств).

Согласно актуальной версии закона о бюджете, по итогам 2025 года ожидается уменьшение доходной части на 15% после 25%-ного роста в 2024 году, произошедшего на фоне увеличения безвозмездных поступлений на ликвидацию последствий паводка. Поступления по налогу на прибыль, как ожидает Регион, могут увеличиться на 5%, а по НДФЛ — на 8%. Расходная часть при этом может снизиться на 11% после 30%-ного роста по итогам прошлого года. Более значимо — на 27% относительно прошлогоднего показателя — снизятся капитальные расходы, в меньшей степени (на 3%) — текущие.

Дефицит бюджета при этом может составить 11% ННД, его финансирование Регион планирует осуществить в основном за счет остатков средств на счетах.

Качественная оценка бюджетного профиля Области определяется как умеренно высокая. Информация о случаях нарушения бюджетного законодательства, способных оказать влияние на кредитное качество Региона, за последние пять лет отсутствует. В законе о бюджете Региона установлены дополнительные нормативы отчислений по НДФЛ в бюджеты муниципальных образований. Объем средств, выпадающих из бюджета в связи с предоставлением налоговых льгот, не превышает 2% ННД. Для бюджетного процесса характерно преобладание консервативных ожиданий. Отклонения фактических поступлений от прогнозных показателей, предусмотренных в первой версии бюджета, наблюдаются в основном по налогу на прибыль в связи с волатильностью внешней конъюнктуры. Подобные отклонения происходят по независящим от Региона причинам.


1 Здесь и далее усреднение осуществляется в соответствии с Методологией присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации.

Низкий уровень долговой нагрузки. По итогам 2024 года долг Региона сократился на 14% и составил 19,7 млрд руб. (8% приходится на облигации, а 92% — на бюджетные кредиты).

В текущем году, согласно актуальной версии закона о бюджете, Регион планирует увеличить объем долга на 19% за счет размещения облигаций, а также привлечения бюджетных кредитов.

По состоянию на 01.01.2025 отношение долга к текущим доходам Региона находилось на уровне 12%, а на конец 2025 года может составить 17%, что соответствует низкой долговой нагрузке. В этом году Области предстоит погасить 17% долга.

Соотношение усредненных процентных расходов и усредненных совокупных расходов бюджета Оренбургской области (за вычетом объема субвенций) за период с 2021 по 2025 год составит менее 1%. Соотношение долга и ВРП Области в 2024 году не превысит 2%.

Качественная оценка долговой нагрузки Региона определяется Агентством на наивысшем уровне. Этому способствуют долговая политика Региона, основанная на применении долгосрочных долговых инструментов, диверсифицированная по инструментам структура долга и минимальная долговая нагрузка муниципалитетов. Средневзвешенный срок погашения долга на начало 2025-го превышал четыре года. Предприятия госсектора не имеют значительного объема долговых обязательств. Область имеет положительную кредитную историю, баланс текущих операций ежегодно положителен.

Достаточный объем накопленной ликвидности. В 2024 году объем накопленной ликвидности сократился почти на 40%, на 01.01.2025 он покрывал 84% объема долга на ту же дату (и был примерно равен среднемесячным расходам Региона за 2024 год). В актуальной версии закона о бюджете Региона на текущий год запланировано существенное расходование накопленной ликвидности, а коэффициент ликвидности по итогам 2025 года может составить 99%.

Качественная оценка ликвидности бюджета Оренбургской области соответствует высокому уровню. Информация о просроченной кредиторской задолженности регионального бюджета отсутствует, как и потребность в использовании краткосрочных источников ликвидности. В 2024 году кредит Управления Федерального казначейства (УФК) на пополнение остатка средств на едином счете бюджета не привлекался, по состоянию на 01.02.2025 договор с УФК не заключался. По данным Региона, за последние 24 месяца закупки кредитов и кредитных линий не проводились. Риски рефинансирования долговых обязательств незначительны. Соотношение средних остатков на счетах бюджета и среднемесячных расходов в 2024 году составит немногим менее двух.

Умеренно развитая экономика со снизившейся концентрацией на добыче углеводородов. Основой экономики Области является добыча углеводородов и связанные с ней отрасли. По оценкам АКРА, в объеме ежегодных налоговых поступлений в бюджет Региона за период с 2019 по 2022 год на добычу, обработку и реализацию углеводородов в среднем приходилось около 40%, а в 2023 году эта доля однократно снизилась до 29%. За 11 месяцев 2024 года показатель вновь приблизился к отметке 40%.

Усредненный за 2019–2022 годы ВРП на душу населения в Регионе составил порядка 88% усредненного среднестранового значения. АКРА не ожидает снижения этого показателя до уровня ниже 80% в течение всего прогнозного периода.

Соотношение усредненных показателей заработной платы и регионального прожиточного минимума в 2020–2023 годах составило 3,7, а усредненный за аналогичный период уровень безработицы в Регионе — 3,5%.

Ключевые допущения

  • исполнение бюджета в пределах параметров, предусмотренных актуальной версией закона о бюджете;

  • следование консервативной долговой политике с привлечением долгосрочных заимствований в случае необходимости финансирования дефицита бюджета.

Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга

«Стабильный» прогноз предполагает с высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.

К позитивному рейтинговому действию могут привести:

  • устойчивый рост доли собственных доходов (ННД) в структуре доходов бюджета;

  • устойчивый рост уровня диверсификации экономики.

К негативному рейтинговому действию могут привести:

  • устойчивое снижение операционной эффективности бюджета ниже 20%;

  • рост соотношения долга и текущих доходов Области выше 30%.

Рейтинги выпусков

Оренбургская область, 35003 (ISIN RU000A0JVM81); срок погашения — 03.07.2025, объем эмиссии — 5 млрд руб., — AA-(RU).

Оренбургская область, 35004 (ISIN RU000A0ZYKH5); срок погашения — 02.12.2027, объем эмиссии — 4 млрд руб., — AA-(RU).

Обоснование. Облигационные выпуски Оренбургской области, по мнению Агентства, имеют статус старшего необеспеченного долга, кредитный рейтинг которого соответствует кредитному рейтингу Оренбургской области.

Регуляторное раскрытие

Кредитные рейтинги Оренбургской области и государственных ценных бумаг Оренбургской области (RU000A0JVM81, RU000A0ZYKH5) были присвоены по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности. При присвоении кредитных рейтингов указанным выпускам также использовалась Методология присвоения кредитных рейтингов финансовым инструментам по национальной шкале для Российской Федерации.

Впервые кредитные рейтинги Оренбургской области и государственных ценных бумаг Оренбургской области (RU000A0JVM81, RU000A0ZYKH5) были опубликованы АКРА 31.01.2018. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Оренбургской области и кредитных рейтингов государственных ценных бумаг Оренбургской области (RU000A0JVM81, RU000A0ZYKH5) ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

Кредитные рейтинги были присвоены на основании данных, предоставленных Оренбургской областью, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитные рейтинги являются запрошенными, правительство Оренбургской области принимало участие в процессе присвоения кредитных рейтингов.

При присвоении кредитных рейтингов использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологий.

АКРА не оказывало правительству Оренбургской области дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитных рейтингов выявлены не были.

Версия для печати
Скачать PDF

Аналитики

Евгения Траутман
Эксперт, группа суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 04 80, доб. 104
Дмитрий Куликов
Старший директор, группа суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 04 80, доб. 122
Мы защищаем персональные данные пользователей и обрабатываем Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с условиями использования файлов cookie на этом веб-сайте, перейдя по ссылке.