Кредитный рейтинг Челябинской области (далее — Челябинская область, Область, Регион) обусловлен умеренно низким уровнем долговой нагрузки при незначительных рисках рефинансирования обязательств, а также положительной операционной эффективностью бюджета наряду со значительной долей капитальных расходов в совокупных расходах (за вычетом объема субвенций). Сдерживающее влияние на рейтинг оказывают умеренные показатели развития экономики Региона, а также существенная потребность бюджета в использовании дополнительных источников финансирования.
Челябинская область входит в состав Уральского федерального округа. В Области проживает 3,4 млн человек. По оценкам Области, ее валовой региональный продукт (ВРП) за 2024 год достиг 2 916 млрд руб.
Ключевые факторы оценки
Положительная операционная эффективность бюджета при его существенной потребности в использовании дополнительного финансирования. Усредненное1 соотношение баланса текущих операций и текущих доходов за 2021–2025 годы составит 26%. По итогам прошлого года баланс текущих операций был положительным — порядка 23% текущих доходов. В 2025 году также ожидается положительный показатель, а его объема будет достаточно для финансирования существенной части ожидаемых капитальных расходов Региона.
Усредненная доля капитальных расходов в совокупных расходах за 2021–2025 годы составит 37%. Качественная оценка гибкости бюджетных расходов соответствует первой категории. Капитальные расходы ежегодно практически полностью финансируются за счет областного бюджета, при этом их объем существенен. Баланс текущих операций после учета процентных доходов и расходов стабильно положительный, благодаря чему процентные расходы удается покрывать за счет текущих доходов. Модифицированный свободный денежный поток достаточно волатильный (в отдельные годы показатель имел существенные отрицательные значения), что объясняет периодическую потребность Области в частичном финансировании капитальных расходов за счет дополнительных средств.
Усредненная доля налоговых и неналоговых доходов (ННД) в доходах Региона (без учета субвенций) за 2021–2025 годы составит 86%. Соотношение усредненных за указанный период модифицированного бюджетного дефицита и текущих доходов ожидается на уровне -3%, при этом показатель за 2025 год, как ожидается, будет значительным (порядка 15% текущих доходов). Это говорит об умеренной потребности бюджета в использовании дополнительного финансирования. АКРА корректирует показатель потребности в использовании дополнительного финансирования до более высокой категории по причине наличия у Области существенного объема остатков на счетах.
Качественная оценка бюджетного профиля соответствует первой категории. Тем не менее АКРА отмечает существенные отклонения некоторых фактических видов доходов бюджета от плановых показателей, поскольку значительную часть доходов формируют поступления от волатильных отраслей. Случаи нарушения бюджетного законодательства отсутствуют. Часть поступлений по налогу на добычу полезных ископаемых и налогу на совокупный доход (НСД), а также плата за негативное воздействие на окружающую среду в полном объеме передаются Областью нижестоящим бюджетам. Прогнозируемый по итогам 2024 года объем выпадающих налоговых доходов, связанных с применением налоговых льгот, признается несущественным для бюджета Региона.
В 2024 году доходная часть бюджета показала рост на 4% к показателю за 2023 год. Объем ННД при этом вырос на 9%. Основной прирост обеспечили поступления по НДФЛ (+29%) и по НСД (+37%), а также процентные доходы от размещения средств бюджета, которые увеличились практически вдвое. Поступления по налогу на прибыль за прошлый год сократились на 12%, а безвозмездные поступления — на 24%. Расходы бюджета в 2024-м заметно выросли (+24%), в том числе из-за привлечения бюджетных кредитов. Привлеченные средства обеспечили существенную часть прироста капитальных расходов Региона, которые возросли по итогам года на треть. В то же время текущие расходы прибавили 18% в годовом сопоставлении. Дефицит бюджета по итогам 2024 года составил 18% ННД, а профинансирован он был примерно поровну за счет бюджетных кредитов и средств Области.
Согласно бюджетным назначениям, утвержденным на 01.02.2025, совокупные доходы и ННД Региона в 2025 году вырастут на 4% в сравнении с показателями 2024 года. Рост поступлений по налогу на прибыль составит 21%, а по НСД — 16%. При этом объем безвозмездных поступлений незначительно снизится. Как прогнозируется, расходная часть бюджета останется на сопоставимом с 2024 годом уровне. Дефицит бюджета в 13% ННД планируется профинансировать в основном за счет заемных средств и частично — за счет использования накопленной ранее ликвидности.
АКРА полагает, что в 2025 году поступления по налогу на прибыль и НДФЛ могут увеличиться темпами, близкими к ожидаемой инфляции по итогам года. В таком случае, при сохранении прочих утвержденных назначений неизменными, дефицит бюджета Области может сложиться выше ожидаемого показателя, что приведет к использованию большего объема накопленных средств.
1 Здесь и далее усреднение осуществляется в соответствии с Методологией присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации.
Умеренно низкая долговая нагрузка при плавном графике погашения долга. По итогам 2024 года долг Региона увеличился на 46% год к году (до 76,7 млрд руб.), что обусловлено привлечением бюджетных кредитов на финансирование инфраструктурных проектов в объеме 28,6 млрд руб. На начало 2025 года 93% долгового портфеля Области приходилось на бюджетные кредиты, порядка 5% — на облигации, а оставшаяся часть — на гарантии. Как следует из графика погашения долга по состоянию на 01.01.2025, в этом году Региону предстоит погасить 9% долговых обязательств, а в 2026-м — 11%.
На конец 2024 года соотношение долга и текущих доходов Области составило 29%. Учитывая ожидаемое привлечение долга на финансирование дефицита бюджета, АКРА прогнозирует увеличение долговой нагрузки Региона по итогам года. Соотношение долга и текущих доходов Области за 2025 год может превысить 30%, что будет соответствовать умеренно низкому уровню долговой нагрузки.
Соотношение усредненных за 2021–2025 годы процентных расходов и совокупных расходов бюджета (за вычетом объема субвенций) составит порядка 1%. Соотношение долга и ВРП, прогнозируемого по результатам 2025-го, незначительно превысит 3%.
Качественная оценка долгового профиля Региона соответствует первой категории. Средневзвешенный срок погашения долга существенно превышает четыре года. Долг по большей части представлен бюджетными кредитами. Операционная эффективность бюджета преимущественно положительная, что указывает на финансирование текущих расходов за счет текущих доходов без привлечения заемных средств. Долговая нагрузка муниципальных образований очень низкая. Соотношение совокупного долга и ННД муниципальных образований в 2024 году составило 3%. Финансовый долг предприятий госсектора на 30.09.2024 был незначительным для областного бюджета. Просроченная кредиторская задолженность на 01.10.2024 отсутствовала.
Высокий уровень остатков на счетах. Дефицит бюджета за прошлый год был профинансирован за счет бюджетных кредитов и средств Региона. С начала текущего года остатки на счетах в среднем в несколько раз превышали ежемесячные расходы бюджета Области. Объем накопленных средств в случае необходимости позволит без привлечения долга профинансировать ожидаемый бюджетный дефицит 2025 года, а также погасить долг, запланированный к погашению в текущем году. Тем не менее на текущий момент Область планирует использовать только часть средств в этом году, а основной объем ожидаемого дефицита покрыть за счет заемного финансирования.
Коэффициент ликвидности бюджета Области по итогам 2025 года превысит 140%.
Качественная оценка ликвидности бюджета соответствует первой категории. Регион имеет облигации в обращении на долговом рынке, а также планирует привлечение средств в текущем году. У Области нет открытых кредитных линий со сроком выборки более года. Регион не привлекал краткосрочные кредиты Управления Федерального казначейства в 2024 году. В настоящее время привлечение казначейского кредита в 2025 году не планируется. Риски рефинансирования долговых обязательств оцениваются как низкие, поскольку объем остатков на счетах превосходит совокупный объем долга.
Умеренные показатели развития экономики. По расчетам АКРА, ежегодно более трети налоговых поступлений Области может приходиться на металлопромышленный комплекс. Пиковые значения показателя наблюдались в 2021 году. Иная значительная концентрация налоговых поступлений в Регионе отсутствует. Предприятия государственного сектора обеспечили порядка 13% налоговых поступлений в бюджет Области. По итогам одиннадцати месяцев 2024 года существенных изменений в показателях концентрации налоговых поступлений не наблюдалось.
В 2019–2022 годах усредненный ВРП на душу населения в Регионе был равен 71% от среднестранового уровня. С учетом оценок Области на 2023 год снижение указанного показателя, способное привести к изменению категории ВРП, не ожидается. Безработица в Области по итогам 2023 года составила 2,4%, ее усредненный за 2020–2023 годы уровень был равен 3,2%. За период с октября по декабрь 2024 года безработица в Регионе составляла 1,7%. Соотношение усредненных за 2020–2023 годы среднемесячной заработной платы в Регионе и прожиточного минимума превосходило 3,5.
Ключевые допущения
-
прирост поступлений по налогу на прибыль и НДФЛ темпами, близкими к ожидаемой инфляции;
-
привлечение в текущем году коммерческих заимствований в целях финансирования ожидаемого дефицита бюджета;
-
частичное использование накопленной ликвидности.
Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга
«Стабильный» прогноз предполагает с высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.
К позитивному рейтинговому действию могут привести:
-
рост доли ННД в доходах Региона (без учета субвенций);
-
снижение потребности бюджета Области в дополнительных источниках финансирования;
-
стабилизация соотношения долга и текущих доходов Региона на уровне ниже 30%.
К негативному рейтинговому действию могут привести:
-
рост концентрации экономики Региона на металлургическом комплексе;
-
устойчивое снижение операционной эффективности бюджета;
-
существенное увеличение объема краткосрочного коммерческого долга;
-
значительное снижение объема временно свободных средств на счетах Региона.
Рейтинги выпусков
Челябинская область, 35001 (ISIN RU000A102FV5), срок погашения — 30.11.2027, объем эмиссии — 7 млрд руб., — АA(RU).
Челябинская область, 35002 (ISIN RU000A102L61), срок погашения — 17.12.2027, объем эмиссии — 8 млрд руб., — АA(RU).
Челябинская область, 35003 (ISIN RU000A102L79), срок погашения — 17.12.2027, объем эмиссии — 8 млрд руб., — АA(RU).
Обоснование. Облигационные выпуски Челябинской области, по мнению Агентства, имеют статус старшего необеспеченного долга, кредитный рейтинг которого соответствует кредитному рейтингу Челябинской области.
Регуляторное раскрытие
Кредитные рейтинги Челябинской области и государственных ценных бумаг Челябинской области (ISIN RU000A102FV5, RU000A102L61, RU000A102L79) были присвоены по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности. При присвоении кредитных рейтингов указанным выпускам также использовалась Методология присвоения кредитных рейтингов финансовым инструментам по национальной шкале для Российской Федерации.
Впервые кредитные рейтинги Челябинской области и государственных ценных бумаг Челябинской области (ISIN RU000A102FV5, RU000A102L61, RU000A102L79) были опубликованы АКРА 26.12.2017, 01.12.2020, 21.12.2020 и 21.12.2020 соответственно. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Челябинской области, а также кредитных рейтингов государственных ценных бумаг Челябинской области ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
Кредитные рейтинги были присвоены на основании данных, предоставленных Челябинской областью, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитные рейтинги являются запрошенными, правительство Челябинской области принимало участие в процессе присвоения кредитных рейтингов.
При присвоении кредитных рейтингов использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологий.
АКРА оказывало правительству Челябинской области дополнительные услуги. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитных рейтингов выявлены не были.