Ключевые факторы рейтинговой оценки
Диверсифицированная экономика с относительно низкой безработицей и среднедушевыми доходами на уровне ниже среднероссийских. Основа экономики Рязанской области (далее — Область, Регион) — обрабатывающая промышленность (нефтепереработка, оборонное машиностроение, пищевая промышленность, производство стройматериалов). Высокая отраслевая диверсификация экономики положительно влияет на уровень диверсификации налоговых доходов Региона. Структура налоговых доходов по их видам устойчива. Средние темпы роста реального ВРП Области за последние шесть лет превышают темпы роста суммарного ВРП российских регионов. Однако в 2014–2015 годах Область вошла в число 46 регионов, столкнувшихся с проблемой рецессии, в связи с чем темп роста ее ВРП отставал от общероссийских. Миграционный приток не компенсирует естественную убыль населения, в результате чего численность населения Региона продолжает снижаться.
Сбалансированный бюджет с достаточной долей собственных доходов и средним уровнем обязательных расходов. Бюджет Области характеризуется достаточной долей налоговых и неналоговых доходов (в среднем 78%), что определяет высокие возможности Региона по управлению собственной доходной базой. Предпринимаемый областным правительством комплекс мер, направленных на стимулирование инвестиционной деятельности, в долгосрочной перспективе, вероятно, позволит увеличить объемы налогооблагаемой деятельности. Доля обязательных расходов в составе бюджета находится на среднем уровне, что оставляет много возможностей для бюджетного маневра. Область поддерживает достаточный уровень собственных капитальных расходов (9–10% общего объема расходов). Относительная гибкость расходной части бюджета определяет умеренный операционный баланс Области (16–23% регулярных доходов). Стресс-тест АКРА показывает умеренную чувствительность кредитного качества Региона к колебаниям собственных доходов. Текущий уровень кредитного качества устойчив к негативному сценарию, при котором налоговые и неналоговые доходы снижаются на 9–10% по сравнению с уровнем 2016 года.
Умеренная долговая нагрузка бюджета Области и большая доля бюджетных кредитов в долговом портфеле. Поскольку доля бюджетных кредитов в долговом портфеле Области очень значима (более 50%), эффект реструктуризации бюджетных кредитов, которая будет проводиться согласно сентябрьскому поручению президента, будет очень заметен в показателях долговой нагрузки. Средний срок погашения может вырасти к началу 2018 года
с текущих 1,9 года до 3,9 года. При этом эффективная ставка по портфелю может упасть с 4,2% на начало 2017 года до 2,8–3%. Такой комфортный график погашения (покрытие операционным балансом за вычетом процентных расходов объема погашения долга в текущем периоде — более 300% c 2018 года) и стоимость обслуживания (менее 10% операционного баланса) соответствуют минимальному уровню риска рефинансирования. При этом общая сумма долга по отношению к операционному балансу, остающаяся на уровне более 200%, соответствует среднему уровню риска.
Высокая ликвидность бюджета. Ежемесячные потребности Области в средствах периодически могут быть покрыты исключительно за счет остатков на счетах на начало месяца. На банковских депозитах средства не размещаются. На финансирование планируемых кассовых разрывов Область периодически привлекает средства Управления Федерального казначейства (УФК). Сумма лимитов по неиспользованным банковским кредитным линиям на 01.10.17 составила 6 млрд руб., что позволяет полностью за их счет временно гасить кредиты УФК. Область имеет достаточно степеней свободы во внешних источниках ликвидности, чтобы управлять остатками на счетах и осуществлять расходы как в случае прогнозируемого, так и в случае неожиданного кассового разрыва.
Ключевые допущения
- сохранение в структуре ВРП высокой доли обрабатывающих производств;
- реализация в 2018 году программы реструктуризации бюджетных кредитов согласно предоставленным параметрам;
- постепенное снижение средних ставок по рыночному долгу Региона;
- поддержание доли обязательных расходов бюджета на уровне менее 80%.
Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга
«Стабильный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности неизменность рейтинга в течение 12–18 месяцев.
К позитивному рейтинговому действию могут привести:
- опережающий среднестрановые темпы рост доходов населения и реального ВРП;
- увеличение уровня собственной ликвидности, снижение частоты плановых кассовых разрывов.
- существенное снижение соотношения долга и операционного баланса;
К негативному рейтинговому действию могут привести:
- существенное сокращение срока погашения по долговым обязательствам;
- рост долговой нагрузки (отношение долга к операционному балансу) до уровня выше 3x;
- снижение доступности источников внешней ликвидности.
Краткая информация о регионе
Рязанская область входит в состав Центрального федерального округа (ЦФО). В административном центре — городе Рязани — проживает 48% населения Области. Регион граничит с Владимирской, Нижегородской, Пензенской, Тамбовской, Липецкой, Московской, Тульской областями и Республикой Мордовия. Объем валового регионального продукта (ВРП) Области близок к 0,5% суммарного ВРП российских регионов. На территории Области проживает около 0,8% населения страны.
Факторы рейтинговой оценки
Институциональный фактор
Институциональная основа функционирования власти в Рязанской области стабильна и прогнозируема. Администрация Области принимает активное участие в развитии региональной экономики через механизмы ТОСЭР1, СПИК2 и другие методы налогового стимулирования. Сумма налоговых льгот Области в 2015–2016 годах составляла около 1 млрд руб. (порядка 40% приходилось на сельскохозяйственные организации).
Бюджетное планирование имеет приемлемую точность, но при утверждении Закона о бюджете на будущий период Область в течение последних четырех лет переоценивала сумму налоговых и неналоговых доходов на 2–6% от фактических поступлений. Наибольшие вклады в переоценку в 2014–2015 годах давали налог на прибыль и налоги на товары. При этом доходы от последних в 2015 и 2016 годах Область существенно недооценивала (на 21% и 42%, соответственно). За счет распределения части федеральных трансфертов в течение года, величины безвозмездных поступлений (трансфертов) в первой редакции бюджета планируются консервативно. Это приводило к заниженным на 6–10% ожиданиям по доходам в 2013–2016 годах. Динамика налоговых поступлений за январь-сентябрь 2017 года, по оценке АКРА, не исключает возможности слишком пессимистичного плана по собственным доходам 2017 года в действующей редакции бюджета, принятой 12.09.2017 (на 7–9%).
1 Территория опережающего социально-экономического развития. В 2017 году организована в п. Лесной Шиловского района.
2 Специальный инвестиционный контракт.
Рисунок 1. В 2014–2016 годах баланс бюджета был лучше или близок к плану начала года, несмотря на переоценку собственных доходов
Межбюджетные отношения относительно прозрачны (основные материалы по данной теме доступны на сайте Министерства финансов). Муниципальные органы власти имеют достаточно стимулов для развития налоговой базы: уровень собственных доходов составляет 42–46% от полной суммы доходов.
Региональная экономика
Масштаб экономики Области находится на уровне ниже среднего (и медианного) среди регионов России. По объему ВРП в 2015 году (316 млрд руб.) Область занимает 53-е место в РФ (0,5% суммарного ВРП российских регионов на 2015 год). На ее территории проживает около 0,8% населения страны. Среднедушевые денежные доходы находятся на уровне около 80% среднестрановых.
Темпы роста реального ВРП Области в течение последних шести лет превышали темпы роста суммарного ВРП российских регионов. Но в 2014–2015 годах Область вошла в число 46 регионов, испытавших на себе рецессию, и отставала от общероссийских темпов роста (см. Рисунок 2).
Рисунок 2. Накопленный рост экономики Области за последние шесть лет выше, чем в среднем по стране
Несмотря на опережающие среднестрановые темпы роста ВРП, за период с 2014 по 2017 год среднедушевые доходы в Регионе оставались стабильными: около 79–80% от среднестранового уровня, ВРП на душу населения находился около отметки 64% от среднестранового уровня.
Экономика Области характеризуется высокой степенью отраслевой диверсификации (выше, чем в среднем по стране). В 2014–2016 годах на долю обрабатывающих производств приходилось 26–29% ВРП, что является высоким показателем относительно среднестранового уровня. Однако сам этот сектор представлен предприятиями слабо связанных через производственные цепочки отраслей промышленности. Основа сектора — нефтепереработка, оборонное машиностроение, пищевая промышленность, производство стройматериалов. Высокая отраслевая диверсификация экономики положительно влияет и на диверсификацию налоговых доходов региона.
Рисунок 3. Экономика Области характеризуется относительно высокой долей обработки
Таблица 1. Крупнейшие предприятия Области (по выручке)3
3 Численность работников: более 10; без дочерних компаний.
Рисунок 4. Средний уровень безработицы в Рязанской области ниже странового
Прямая зависимость экономики и бюджета Региона от конъюнктуры мировых рынков сырья незначительна. Добывающие отрасли фактически не представлены, экспорт в зарубежные страны составляет 5–8%. Главные направления экспорта: СНГ (стройматериалы, стекло, кожа), отдельные страны восточной и южной Европы (стройматериалы), Китай (измерительные приборы).
Рисунок 5. Низкая безработица и показатели доходов
За период с 2000 по 2016 год численность населения уменьшилась на 11,6%. Тренд на снижение численности замедлялся вплоть до 2013 года на фоне замедления естественной убыли: с минус 11,0–12,0% в 2000-м до минус 4,5–6,5% в 2011–2016 годах. Миграционный прирост населения положителен, но невелик (1,5% с 2000 года), а потому не компенсирует естественную убыль. Демографический прогноз на ближайшие годы подразумевает отрицательную динамику численности населения (минус 0,3–0,4% в год).
Рисунок 6. Миграционный прирост не успевает компенсировать естественную убыль населения
Транспортная инфраструктура Региона развита средне. Доля дорог с твердым покрытием на несколько процентных пунктов превышает медианный уровень регионов ЦФО, при этом плотность таких автодорог находится на минимальных по меркам ЦФО уровнях (16-е место из 18 по данным за период с 2012 по 2015 год). Это отчасти связано с очень высокой с централизацией экономической деятельности в городе Рязань. Через территорию Области проходят федеральные трассы М-5 «Урал» и М-6 «Каспий», а также две федеральные железнодорожные магистрали. Гражданских международных аэропортов нет.
Структура бюджета и бюджетная дисциплина
Бюджет Области характеризуется достаточной долей налоговых и неналоговых доходов (в среднем 78%). Благодаря этому возможности Региона по самостоятельному управлению доходной базой относительно велики. Структура налоговых доходов по видам налогов устойчива.
Изменения структуры в 2013–2017 годах были вызваны по большей части крупными фискальными инновациями: возможностью уплаты налога на прибыль по консолидированным группам налогоплательщиков (2013 год), перераспределением 1 п. п. налога на прибыль в пользу федерального бюджета (2017 год), снижением акциза на пиво (в 2015 году). Ограничение суммы убытка, которая может заявляться в группе налогоплательщиков, существенно увеличило сборы по налогу на прибыль в 2017 году.
Рисунок 7. Основные источники собственных доходов бюджета Области
Область использует налоговые льготы для долгосрочного развития собственной налоговой базы. Ежегодно недополучаемые доходы по льготам (за исключением социальных и направленных на госсектор) составляют 500–600 млн руб. (1,5–2% собственных доходов Области). На 67–68% эти льготы относятся к сельскохозяйственным организациям.
Доля обязательных расходов в составе бюджета находится на среднем уровне либо ниже среднего (69–74%), что дает довольно много возможностей для маневра расходами. Благодаря этому Область в 2014–2016 годах активно маневрировала расходами (пересмотры суммарно на 1–2 млрд руб.), чтобы снизить потенциальный дефицит бюджета при выпадении налоговых и неналоговых доходов.
Область поддерживает достаточный уровень капитальных расходов (16–21%).
В 2014–2016 годах на долю строительства и ремонта дорог приходилось 9–21% от суммы капитальных расходов, на ЖКХ — 10–19%. За счет трансфертов финансируется около половины. Без учета расходов, осуществляемых за счет трансфертов, средний уровень капитальных расходов Региона составляет 8–10% совокупных расходов бюджета Области. С точки зрения резерва для сокращения бюджетных расходов АКРА оценивает такие уровни как «ниже среднего».
Таблица 2. Оценка показателей бюджетной структуры дисциплины Области
Вероятный рост операционного баланса за счет увеличения регулярных доходов
с 6,5–8,5 млрд руб. до 10,5 млрд руб. в 2017 году, по оценке АКРА, носит временный характер. В 2018 году Областью могут быть осуществлены дополнительные расходы, значительная доля которых может стать обязательной, профинансированы они будут остатками на счетах. При этом операционный баланс вернется к прежним уровням (16–23% регулярных доходов).
Долговая нагрузка
В соответствии с основными направлениями бюджетной политики на 2017–2019 годы и утвержденным бюджетом объем долга Области постепенно снизится с 74% до 53% собственных доходов. АКРА оценивает этот план как осуществимый (с минимальными рисками), поскольку ожидает близкого к сбалансированности состояния областного бюджета в ближайшие годы. При условии, что новая программа реструктуризации бюджетных кредитов, начатая по поручению президента, будет реализовываться с 2018 года, этот график, вероятно, будет пересмотрен в сторону более плавного снижения (при прочих равных до 68% к концу 2020 года) при пересмотре ковенант.
Рисунок 8. Основная часть долга Области приходится на бюджетный кредит

Поскольку в долговом портфеле Области существенная доля (более 50%) приходится на бюджетные кредиты, то эффект их реструктуризации будет очень заметен в показателях долговой нагрузки. Так, средний срок погашения может вырасти к началу 2018-го с текущих 1,9 лет до 3,9 лет. При этом эффективная ставка по портфелю упадет с 4,2% на начало 2017 года до 2,8–3%. Согласно методологии, такой комфортный график погашения (покрытие операционным балансом за вычетом процентных расходов — свыше 300%) и стоимость обслуживания (менее 10% операционного баланса) соответствуют минимальному уровню риска рефинансирования. При этом общая сумма долга по отношению к операционному балансу, оставаясь на уровне более 200%, соответствует среднему уровню риска. Итоговая оценка долговой нагрузки соответствует низкому уровню риска.
Рисунок 9. Ожидаемая реструктуризация бюджетных кредитов существенно снизит риск рефинансирования
Рисунок 10. График погашения государственного долга Области по обязательствам на 01.10.17 (без учета потенциальной реструктуризации)
Долговую нагрузку бюджетов более низкого уровня АКРА оценивает как незначительную: совокупный долг составляет около 10% собственных доходов (более 70% долга приходится на долг перед банками). Обслуживание и погашение этого долга не является прямым обязательством Области, гарантий по долгу муниципальных образований не выдано.
Учитывая социальную значимость некоторых предприятий госсектора, АКРА методологически считает целесообразным учитывать часть их задолженности как косвенное обязательство областного правительства, если данные предприятия находятся в сложном финансовом положении или их просроченная задолженность является следствием просроченной задолженности Области. Признаки сложного финансового положения у таких организаций в Рязанской области не выявлены.
АКРА не располагает сведениями о наличии у Области просроченных долговых обязательств, как и о случаях предоставления экстренной помощи федерального бюджета с целью погашения займов.
Ликвидность бюджета
Бюджет Области характеризуется достаточным уровнем собственной ликвидности: ежемесячные потребности периодически могут быть покрыты исключительно за счет остатков на счетах на начало месяца. На банковских депозитах средства не размещаются.
На протяжении 2014–2016 годов Область не использовала средства федерального бюджета как инструмент поддержания краткосрочной ликвидности: полный остаток на едином счете всегда превышал остаток средств федерального бюджета.
Для недопущения кассовых разрывов областным бюджетом периодически привлекаются средства УФК, а также используется краткосрочный банковский кредит. За три квартала 2017 года Область привлекла два кредита УФК на 1,5 млрд руб. и 3 млрд руб. (на октябрь 2017 года максимальная возможная величина по бюджетному кодексу — 3,7 млрд руб.). Оба кредита возникали в месяцы запланированного погашения коммерческого долга (кредиты привлекались примерно на сумму погашения).
Сумма лимитов по неиспользованным банковским кредитным линиям на 01.10.17 составляет 6 млрд руб., что позволяет временно гасить кредиты УФК полностью за их счет. Область имеет достаточно степеней свободы во внешних источниках ликвидности, чтобы управлять остатками на счетах и осуществлять расходы как в случае прогнозируемого, так и в случае неожиданного кассового разрыва.
Рисунок 11. Разница между остатками средств на едином счете (на начало месяца) и расходами предстоящего месяца
Рейтинги выпусков
Отсутствуют.
Рейтинговая история
Отсутствует.
Регуляторное раскрытие
Кредитный рейтинг был присвоен по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации, а также Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности.
Кредитный рейтинг был присвоен Рязанской области впервые. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу ожидается в течение 182 дней с даты рейтингового действия (12.10.2017).
Кредитный рейтинг был присвоен на основании данных, предоставленных Рязанской областью, информации из открытых источников (Минфин РФ, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитный рейтинг является запрошенным, правительство Рязанской области принимало участие в процессе присвоения кредитного рейтинга.
Факты существенного отклонения информации от данных, зафиксированных в официально опубликованной финансовой отчетности Рязанской области, не выявлены.
АКРА не оказывало правительству Рязанской области дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитного рейтинга выявлены не были.