Кредитный рейтинг Липецкой области (далее — Липецкая область, Область, Регион) определяется низким уровнем долговой нагрузки при минимальных рисках рефинансирования обязательств, высокой долей капитальных расходов в совокупных расходах бюджета (за вычетом объема субвенций) и умеренной потребностью бюджета в использовании накопленных средств. Прогноз по кредитному рейтингу Области обусловлен отстающими темпами прироста валового регионального продукта (ВРП) Региона относительно среднестранового уровня, волатильной структурой налоговых поступлений и вероятным снижением уровня ликвидности при финансировании дефицитов будущих периодов.

Липецкая область входит в состав Центрального федерального округа. В Области проживает 1,1 млн человек (порядка 0,8% населения страны). По оценкам Области, в 2024 году ее ВРП мог составить 967 млрд руб.

Ключевые факторы оценки

Положительная операционная эффективность бюджета при умеренной потребности в использовании накопленных остатков. Усредненное1 соотношение баланса текущих операций и текущих доходов за 2021–2025 годы составит 11%. При этом по итогам 2025 года объем баланса текущих операций может сформироваться незначительно ниже нуля. В таком случае Региону предстоит использовать накопленную ликвидность для частичного финансирования текущих расходов.

Усредненная доля капитальных расходов в совокупных расходах за 2021–2025 годы составит 23%. Качественная оценка гибкости бюджетных расходов соответствует второй категории. Капитальные расходы ежегодно по большей части финансируются за счет областного бюджета, при этом их объем существенен. Баланс текущих операций после учета процентных доходов и расходов постоянно положительный, благодаря чему процентные расходы удается покрывать за счет текущих доходов. Модифицированный свободный денежный поток достаточно волатильный (в отдельные годы показатель принимал существенные отрицательные значения), что обуславливает потребность в частичном финансировании капитальных расходов за счет дополнительных средств.

Усредненная доля налоговых и неналоговых доходов (ННД) в доходах Региона (без учета субвенций) за 2021–2025 годы составит 82%. Соотношение усредненных за указанный период модифицированного бюджетного дефицита (МБД) и текущих доходов ожидается на околонулевом уровне, при этом объем МБД в 2025 году ожидается значительным (порядка 17% текущих доходов Региона). Это указывает на умеренную потребность бюджета в использовании дополнительного финансирования. АКРА отмечает, что в текущем году потребность в финансировании расходов бюджета Области полностью покрывается остатками на его счетах.

Качественная оценка бюджетного профиля соответствует первой категории. Несмотря на это, АКРА отмечает существенные отклонения некоторых фактических видов доходов бюджета Области от плановых показателей, поскольку значительную часть доходов формируют поступления от высоковолатильных отраслей. Случаи нарушения бюджетного законодательства отсутствуют. Объем выпадающих налоговых доходов, связанных с применением налоговых льгот, по итогам 2023 года признается несущественным для бюджета Региона.

По итогам 2024 года доходная часть бюджета Липецкой области увеличилась на 4% к показателю за 2023 год. Прирост ННД составил 3%, однако поступления по налогу на прибыль сократились примерно на четверть. Компенсировать снижение поступлений по налогу на прибыль позволил прирост поступлений по НДФЛ (+36%), налогам на совокупный доход (+44%), а также доходов от размещения средств бюджета, которые увеличились более чем в полтора раза к уровню 2023 года. Безвозмездные поступления за 2024 год увеличились на 6% к уровню предыдущего года, при этом объем текущих трансфертов практически не изменился. Расходы бюджета Региона за прошедший год увеличились на 23%, в том числе текущие расходы возросли на четверть, а капитальные — на 18%. Дефицит бюджета по итогам 2024 года составил 12% ННД и по большей части был профинансирован за счет остатков на счетах Области.

Согласно актуальной версии закона о бюджете, доходная часть бюджета Области по итогам 2025 года сократится на 13% к фактическому исполнению прошлого года. Снижение ННД ожидается на уровне 10%, что в основном будет связано с сокращением поступлений по налогам на товары и услуги на 14% в годовом сопоставлении, а также с возможным снижением доходов от использования имущества Области. Объем безвозмездных поступлений утвержден на уровне, который на четверть ниже показателя 2024 года, что обусловлено в том числе возможным сокращением капитальных трансфертов на 40%. Расходная часть бюджета Липецкой области запланирована на 8% меньше уровня прошлого года, при этом текущие расходы по итогам 2025 года практически не изменятся, а капитальные, как ожидается в соответствии с актуальной версии закона о бюджете, сократятся на 40%. Значительный планируемый дефицит бюджета в размере 20% ННД будет практически полностью покрыт остатками на счетах Региона.


1 Здесь и далее усреднение осуществляется в соответствии с Методологией присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации.

Низкая долговая нагрузка при минимальных рисках рефинансирования обязательств. На 01.01.2025 долг Липецкой области составлял 13,9 млрд руб., что на 16% меньше показателя по итогам 2023 года. За прошедший год Область погасила 2,2 млрд руб. бюджетных кредитов и 1,5 млрд руб. запланированных к погашению облигаций. При этом были привлечены бюджетные кредиты на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов в объеме 1,0 млрд руб. Долговой портфель на начало текущего года на 93% был представлен бюджетными кредитами, оставшуюся часть формировали облигации Региона. По состоянию на 01.01.2025 график погашения долга был сбалансирован, риски рефинансирования обязательств для Области, по мнению Агентства, минимальны, так как объем накопленной ликвидности существенно превосходит совокупный объем долга. В соответствии с графиком на указанную выше дату в 2025 году Региону предстояло погасить 21% долговых обязательств, в 2026-м — 13%.

По итогам 2024 года соотношение долга и текущих доходов Области составило 14%. АКРА ожидает, что к концу 2025 года данный показатель существенно не изменится и будет соответствовать низкому уровню долговой нагрузки. Соотношение усредненных за 2021–2025 годы процентных и совокупных расходов (за вычетом объема субвенций) составит менее 1%. Соотношение долга Региона и прогнозируемого по итогам текущего года ВРП не превысит 2%.

Качественная оценка долгового профиля соответствует первой категории. Средневзвешенный срок погашения долга превышает четыре года. Долг Области по большей части представлен бюджетными кредитами. Операционная эффективность бюджета преимущественно положительная, что указывает на финансирование текущих расходов за счет текущих доходов без привлечения заемных средств. Долговая нагрузка муниципальных образований Региона очень низкая. Соотношение совокупного долга и ННД муниципальных образований по итогам 2024 года составило 10%. Финансовый долг предприятий государственного сектора по состоянию на 01.01.2025 являлся незначительным для областного бюджета. Просроченная кредиторская задолженность бюджета на 01.10.2024 отсутствовала.

Остатки на счетах планируется использовать для финансирования дефицитов бюджета будущих периодов. По итогам 2024 года объем остатков на счетах Региона сократился на 20% в связи с финансированием дефицита бюджета по итогам года. За последние двенадцать месяцев остатки на счетах в среднем в несколько раз превышали ежемесячные расходы бюджета Области. По мнению АКРА, накопленных средств достаточно для покрытия ожидаемого по итогам текущего года дефицита бюджета в совокупности с запланированным к погашению объемом долга. Тем не менее, в соответствии с утвержденными бюджетными назначениями на 2025 год, объем остатков на счетах сократится еще на 37%. Дальнейшее снижение объема накопленной ликвидности в условиях финансирования ожидаемых объемов дефицита, по мнению Агентства, окажет негативное влияние на профиль ликвидности Региона.

Коэффициент ликвидности бюджета Области по итогам 2025 года превысит 140%.

Качественная оценка ликвидности бюджета соответствует первой категории. Регион имеет облигации в обращении на долговом рынке. У Области нет открытых кредитных линий со сроком выборки более года. Регион не привлекал краткосрочные кредиты Управления Федерального казначейства в 2024 году. В текущем году договор с казначейством пока не заключен. Риски рефинансирования долговых обязательств оцениваются как минимальные, поскольку объем остатков на счетах существенно превосходит весь объем долга.

Изменение показателя диверсификации налоговой базы по итогам 2024 года. Согласно последним доступным данным за одиннадцать месяцев 2024 года, диверсификация налоговых поступлений Региона в разрезе отраслей экономической деятельности существенно изменилась в результате снижения налоговых поступлений от металлургического сектора. Так, доля отраслей металлургического производства за прошедшую часть 2024 года сформировала порядка 18% объема налоговых поступлений, что существенно ниже показателя за сопоставимый период 2023 года. Эти данные позволяют предположить, что доля налоговых поступлений от указанной сферы деятельности, сформировавшаяся по итогам всего прошедшего года, была значительно ниже 40%. По этой причине показатель, усредненный за 2021–2024 годы, также не достигнет указанного выше порога. В то же время, по расчетам Агентства, усредненная доля налоговых поступлений от металлургической промышленности за 2020–2023 годы могла быть выше.

По итогам 2022 года совокупный подушевой ВРП российских регионов увеличился на 16%, при этом в Липецкой области данный показатель снизился на 6%. В 2019–2022 годах усредненный ВРП на душу населения в Регионе составил 79% от среднестранового уровня. Согласно прогнозу Области по динамике ее ВРП на 2023–2027 годы, а также в соответствии с прогнозами АКРА относительно динамики совокупного подушевого ВРП субъектов за указанный период, показатель усредненного ВРП на душу населения Липецкой области сохранится на уровне ниже 80% от среднестранового уровня.

Безработица в Области не превышала 4,3% за весь период наблюдений с 2013 года. За 2023 год значение показателя составило 2,9%. За период с 2020 по 2023 год соотношение усредненных среднемесячной заработной платы и регионального прожиточного минимума превышало 3,5.

Ключевые допущения

  • исполнение бюджета в пределах параметров, указанных в актуальной версии закона о бюджете;

  • использование свободной ликвидности на счетах Региона для финансирования ожидаемого дефицита бюджета.

Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга

«Негативный» прогноз предполагает с высокой долей вероятности понижение рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.

К позитивному рейтинговому действию могут привести:

  • более высокие темпы прироста ВРП, чем в среднем по стране;

  • уменьшение потребности бюджета в использовании накопленных средств.

К негативному рейтинговому действию могут привести:

  • значительный рост долговой нагрузки, сопряженный с привлечением краткосрочных финансовых инструментов;

  • значительное ухудшение операционной эффективности бюджета;

  • существенное снижение объемов накопленной ликвидности Региона.

Рейтинги выпусков

Липецкая область, 35010 (ISIN RU000A0ZZR33); срок погашения — 21.10.2025, объем эмиссии — 3 млрд руб., — АA(RU).

Липецкая область, 34012 (ISIN RU000A102598); срок погашения — 16.09.2025, объем эмиссии — 2,5 млрд руб., — АA(RU).

Обоснование. Перечисленные выше облигационные выпуски Липецкой области, по мнению АКРА, имеют статус старшего необеспеченного долга, кредитный рейтинг которого соответствует кредитному рейтингу Липецкой области — AA(RU).

Регуляторное раскрытие

Кредитные рейтинги Липецкой области и облигационных выпусков Липецкой области (ISIN RU000A0ZZR33, RU000A102598) были присвоены по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности. При присвоении кредитного рейтинга указанным выпускам также использовалась Методология присвоения кредитных рейтингов финансовым инструментам по национальной шкале для Российской Федерации.

Впервые кредитные рейтинги Липецкой области и облигационных выпусков Липецкой области (ISIN RU000A0ZZR33, RU000A102598) были опубликованы АКРА 07.07.2017, 24.10.2018 и 15.09.2020 соответственно. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Липецкой области, а также кредитных рейтингов государственных ценных бумаг Липецкой области ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

Кредитные рейтинги были присвоены на основании данных, предоставленных Липецкой областью, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитные рейтинги являются запрошенными, правительство Липецкой области принимало участие в процессе присвоения кредитных рейтингов.

При присвоении кредитных рейтингов использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологий.

АКРА не оказывало правительству Липецкой области дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитных рейтингов выявлены не были.

Версия для печати
Скачать PDF

Аналитики

Илья Цыпкин
Заместитель директора — руководитель направления муниципальных рейтингов, группа суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 03 45
Дмитрий Куликов
Старший директор, группа суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 04 80, доб. 122
Мы защищаем персональные данные пользователей и обрабатываем Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с условиями использования файлов cookie на этом веб-сайте, перейдя по ссылке.