Кредитный рейтинг Томской области (далее — Томская область, Область, Регион) обусловлен умеренно низким уровнем долговой нагрузки при умеренных рисках рефинансирования долговых обязательств, положительной операционной эффективностью бюджета и его умеренной потребностью в использовании дополнительного финансирования. Рейтинг сдерживается умеренно низким показателем ликвидности и умеренными качественными оценками бюджетного профиля.

Томская область расположена в Сибирском федеральном округе, на ее территории располагается большое количество высших образовательных учреждений, что позволяет Региону считаться крупным образовательным центром. В Области проживает немногим более 1,0 млн человек (0,7% населения страны). По оценкам Региона, его валовой региональный продукт (ВРП) за 2024 год составил 970 млрд руб.

Ключевые факторы оценки

Умеренно низкая долговая нагрузка при умеренных рисках рефинансирования обязательств. По итогам 2024 года долг Области увеличился на 2% к показателю на начало года и составил 49,0 млрд руб. Долговой портфель на 76% был представлен бюджетными кредитами, 23% формировали облигации (в том числе облигации для населения, что является особенностью долговой политики Региона, однако их доля составляет порядка 5% от общего объема ценных бумаг), а оставшаяся часть приходилась на банковские кредиты. За прошлый год Область рефинансировала большую часть банковских кредитов и запланированный к погашению объем ценных бумаг за счет привлеченных в декабре облигаций на общую сумму 6,6 млрд руб. График погашения долга по состоянию на начало 2025 года предусматривал погашение в текущем году 19% долговых обязательств, что, по мнению АКРА, является существенной величиной, так как превышает 10% прогнозируемых на этот год налоговых и неналоговых доходов (ННД) Области. В 2026 году погашению подлежат 25% долга.

По прогнозу Агентства, соотношение долга и текущих доходов Области составит 45% по итогам 2025 года. Соотношение усредненных1 за 2021–2025 годы процентных расходов и совокупных расходов (за вычетом объема субвенций) ожидается на уровне менее 2%. Соотношение долга Региона и прогнозируемого по итогам текущего года ВРП составит порядка 5%.

Качественная оценка долгового профиля соответствует второй категории. Средневзвешенный срок погашения долга составляет менее четырех лет. Долг Области представлен различными инструментами, однако свыше 75% его сформировано бюджетными кредитами. Операционная эффективность бюджета преимущественно положительная, что указывает на финансирование текущих расходов за счет текущих доходов без привлечения заемных средств. Долговая нагрузка муниципальных образований Региона умеренно низкая. Финансовый долг предприятий государственного сектора по состоянию на 01.10.2024 являлся незначительным для областного бюджета. Просроченная кредиторская задолженность бюджета на 01.10.2024 отсутствовала.


1 Здесь и далее усреднение осуществляется в соответствии с Методологией присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации.

Положительная операционная эффективность бюджета при его умеренной потребности в использовании дополнительного финансирования. Усредненное соотношение баланса текущих операций и текущих доходов за 2021–2025 годы составит немногим менее 8%. Агентство ожидает, что по итогам 2025 года текущие доходы также превысят объем текущих расходов Области, что указывает на отсутствие необходимости в привлечении дополнительных средств для финансирования текущих расходов.

Усредненная доля капитальных расходов в совокупных расходах (за вычетом объема субвенций) за 2021–2025 годы составит 13%. При этом качественная оценка гибкости бюджетных расходов соответствует четвертой категории. Капитальные расходы ежегодно более чем наполовину финансируются за счет областного бюджета, но при этом их объем не очень велик. Баланс текущих операций после учета процентных доходов и расходов зачастую положительный, благодаря чему процентные расходы удается покрывать за счет текущих доходов. Модифицированный свободный денежный поток достаточно волатильный, в отдельные годы показатель принимает существенные отрицательные значения, что приводит к потребности в частичном финансировании капитальных расходов за счет дополнительных средств.

Соотношение усредненных за 2021–2025 годы модифицированного бюджетного дефицита и текущих доходов составит -1%, что указывает на умеренную потребность бюджета в использовании дополнительных средств на капитальные цели. По прогнозу АКРА, в текущем году потребность бюджета в дополнительном финансировании может незначительно превысить объем остатков на счетах. В таком случае Области потребуется привлечение заемного финансирования для обеспечения планового уровня капитальных расходов.

Качественная оценка бюджетного профиля соответствует третьей категории и основывается на заметных отклонениях фактических собственных доходов бюджета Области от плановых показателей. Бюджетное прогнозирование частично затруднено, поскольку значительную часть доходов формируют поступления от высоковолатильных отраслей. Объем выпадающих налоговых доходов, связанных с применением налоговых льгот, по итогам 2023 года и согласно плану на 2024 год признается несущественным для бюджета Региона.

По итогам 2024 года доходы областного бюджета увеличились на 5% к показателю 2023-го. При этом рост ННД составил 4% в годовом выражении, что стало следствием увеличения поступлений по НДФЛ (+19%), по налогам на товары и услуги (+13%) и налогам на совокупный доход (+30%). Однако поступления по налогу на прибыль сократились на 22%. Безвозмездные поступления увеличились на 7% год к году преимущественно за счет повышения объемов текущих трансфертов на 5%. Расходная часть бюджета Томской области за 2024 год увеличилась на 6%, в том числе на 10% выросли текущие расходы. Дефицит бюджета составил 2% ННД, а для его финансирования использовались как средства бюджетных и автономных учреждений, так и заемное финансирование.

Согласно актуальной версии закона о бюджете Области, ее доходы в 2025 году увеличатся на 9% к уровню по итогам 2024-го, при этом рост ННД составит 15%, что будет главным образом обусловлено увеличением поступлений по налогу на прибыль (+41%) и по НДФЛ (+13%). Безвозмездные поступления в текущей версии закона утверждены на 8% ниже фактического исполнения за прошлый год. Рост расходной части бюджета ожидается на уровне 7%, при этом объем капитальных расходов практически не изменится. Область планирует исполнить бюджет в 2025 году без дефицита.

Основываясь на многолетнем отклонении фактических объемов поступлений по налогу на прибыль от первоначальных утвержденных бюджетных назначений, АКРА полагает, что поступления по данному налогу за 2025 год могут оказаться ниже значений, ожидаемых в актуальной версии закона о бюджете Области. При сохранении прочих бюджетных параметров неизменными дефицит бюджета по итогам 2025 года может составить порядка 7% ННД, а для его финансирования Области придется использовать все накопленные остатки на счетах, а также привлечь незначительный объем заемного финансирования.

Остатки на счетах могут быть использованы в полном объеме. По итогам 2024 года остатки на счетах Области увеличились на 39% к показателю за 2023 год. АКРА полагает, что по большей части это связано с возможностью привлечения средств автономных и бюджетных учреждений. Ежемесячный объем накопленных средств за последние двенадцать месяцев был сопоставим со среднемесячными расходами бюджета. По прогнозу Агентства, остатки на счетах Области в полном объеме могут быть использованы для покрытия ожидаемого дефицита текущего года, что позволит профинансировать примерно половину его ожидаемой величины.

Коэффициент ликвидности бюджета Области составит 34% по итогам 2024 года.

Качественная оценка ликвидности бюджета соответствует третьей категории. Регион активно размещает облигации на долговом рынке, последние размещения состоялись в декабре 2024 года. У Области нет открытых кредитных линий со сроком выборки более года. Регион привлекал краткосрочные кредиты Управления Федерального казначейства в 2024 году. В текущем году договор с казначейством заключен, но средства пока не привлекались. Риски рефинансирования долговых обязательств оцениваются как умеренные в связи с запланированным погашением существенного объема долга в 2025–2026 годах.

Диверсифицированная экономика с существенной зависимостью от добычи нефти. В 2019–2022 годах в среднем порядка четверти ВРП Томской области приходилось на добычу полезных ископаемых, главным образом нефти. По расчетам АКРА, наибольшую долю налоговых поступлений (усредненное значение за 2020–2023 годы) в 19% сформировали отрасли госсектора (государственное управление, образование, здравоохранение и деятельность в области культуры). Вторую по объему долю заняла оптовая торговля (15%), а порядка 13% поступлений обеспечила добыча нефти и газа. Согласно данным за 11 месяцев 2024 года, деятельность по добыче нефти и газа сформировала порядка 11% налоговых поступлений, сфера оптовой торговли — около 9%, на отрасли государственного сектора пришлось 19%.

ВРП на душу населения по-прежнему уступает среднестрановому уровню. Соотношение усредненных за 2019–2022 годы подушевого ВРП Области и среднестранового подушевого ВРП незначительно превысило 80%. В соответствии с ожиданиями Региона по показателю ВРП за 2023 год усредненный за 2020–2023 годы показатель ВРП на душу населения мог сохраниться на аналогичном уровне. В связи с этим АКРА сохраняет корректировку на пограничное значение к показателю категории ВРП Региона.

Усредненный за 2020–2023 годы уровень безработицы равен 5%. Соотношение усредненных за аналогичный период среднемесячной заработной платы и регионального прожиточного минимума для трудоспособного населения равнялось четырем.

Ключевые допущения

  • меньший объем поступлений по налогу на прибыль относительно показателя, заложенного в актуальной версии закона о бюджете;

  • использование остатков на счетах в полном объеме наряду с привлечением заемных средств для финансирования прогнозного дефицита бюджета.

Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга

«Стабильный» прогноз предполагает с высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.

К позитивному рейтинговому действию могут привести:

  • существенное увеличение ВРП Области;

  • повышение операционной эффективности бюджета;

  • снижение доли краткосрочного долга благодаря использованию долгосрочных финансовых инструментов;

  • значительный рост объема накопленной ликвидности.

К негативному рейтинговому действию могут привести:

  • изменение долговой политики Области в пользу использования краткосрочных финансовых инструментов;

  • увеличение соотношения долга и текущих доходов Области выше 55%;

  • существенное снижение доли капитальных расходов в совокупных расходах (за вычетом объема субвенций);

  • значительное увеличение потребности бюджета в привлечении заемных средств.

Рейтинги выпусков

Томская область, 35067 (ISIN RU000A1024L7), срок погашения — 23.07.2027, объем эмиссии — 20 млрд руб., — BBB+(RU).

Томская область, 34072 (ISIN RU000A10AC75), срок погашения — 12.12.2027, объем эмиссии — 10 млрд руб., — BBB+(RU).

Обоснование. Облигационные выпуски Томской области, по мнению АКРА, имеют статус старшего необеспеченного долга, кредитный рейтинг которого соответствует кредитному рейтингу Томской области.

Регуляторное раскрытие

Кредитные рейтинги Томской области и государственных ценных бумаг Томской области (ISIN RU000A1024L7, RU000A10AC75) были присвоены по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности. При присвоении кредитных рейтингов указанным выпускам также использовалась Методология присвоения кредитных рейтингов финансовым инструментам по национальной шкале для Российской Федерации.

Впервые кредитные рейтинги Томской области и государственных ценных бумаг Томской области (ISIN RU000A1024L7, RU000A10AC75) были опубликованы АКРА 10.04.2018, 13.05.2021 и 17.12.2024 соответственно. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Томской области, а также кредитных рейтингов государственных ценных бумаг Томской области (ISIN RU000A1024L7, RU000A10AC75) ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

Кредитные рейтинги были присвоены на основании данных, предоставленных администрацией Томской области, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитные рейтинги являются запрошенными, администрация Томской области принимала участие в процессе присвоения кредитных рейтингов.

При присвоении кредитных рейтингов использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологий.

АКРА не оказывало администрации Томской области дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитных рейтингов выявлены не были.

Версия для печати
Скачать PDF

Аналитики

Илья Цыпкин
Заместитель директора — руководитель направления муниципальных рейтингов, группа суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 03 45
Евгения Траутман
Эксперт, группа суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 04 80, доб. 104
Мы защищаем персональные данные пользователей и обрабатываем Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с условиями использования файлов cookie на этом веб-сайте, перейдя по ссылке.