Кредитный рейтинг Самарской области (далее — Самарская область, Область, Регион) обусловлен стабильными показателями бюджетного профиля, отличающегося достаточно высокой долей собственных доходов, сбалансированной по срокам долговой нагрузкой и низкими рисками рефинансирования долга. Сдерживающее влияние на рейтинг Региона оказывают показатели развития экономики, которые отчасти уступают среднероссийским.

Изменение прогноза со «Стабильного» на «Позитивный» связано с ожидаемой стабилизацией долговой нагрузки на уровне ниже 30% при одновременном сохранении баланса текущих операций выше 10%.

Самарская область расположена в Приволжском федеральном округе, граничит с четырьмя субъектами Российской Федерации и с Казахстаном. В Регионе проживает 3,1 млн человек. Крупнейшие города области — Самара, Тольятти и Сызрань — совместно с другими населенными пунктами образуют Самарско-Тольяттинскую агломерацию, занимающую третье место в стране по численности населения (2,7 млн человек).

Объем валового регионального продукта (ВРП) Самарской области в 2024 году составил, по оценкам Региона, 3,12 трлн руб. Крупнейшие предприятия Области специализируются на добыче нефти, производстве автомобилей, аэрокосмической техники, химической и нефтехимической продукции, а также продуктов питания. Регион имеет достаточно развитую транспортную инфраструктуру.

Ключевые факторы оценки

Умеренно высокая степень самодостаточности бюджета при достаточной гибкости бюджетных расходов. Усредненная доля налоговых и неналоговых доходов (ННД) в общих доходах Области (без учета субвенций) в 2021–2025 годах окажется на уровне 85%. Усредненное соотношение баланса текущих операций и текущих доходов, рассчитанное по методологии АКРА, постепенно снижается и за указанный период составит 11,6%. Исходя из текущих параметров бюджета, неусредненное значение показателя в 2025 и 2026 годах будет равно 7%. Такая динамика связана с более быстрым ростом текущих расходов по сравнению с текущими доходами. В связи с этим АКРА применяет корректировку к усредненному значению.

Соотношение усредненных модифицированного бюджетного дефицита и текущих доходов в 2021–2025 годах будет слабоотрицательным, а усредненные капитальные расходы составят 20% совокупных расходов бюджета (за вычетом субвенций). В некоторые годы значительная часть этих расходов финансировалась за счет трансфертов из федерального бюджета, что ограничивало возможности перераспределения данных средств на иные цели. Тем не менее качественная оценка гибкости бюджетных расходов высокая, что обусловлено достаточностью текущих доходов для покрытия текущих расходов и частично — капитальных расходов, а также развитостью транспортной, инженерной и социальной инфраструктуры.

Бюджет прошлого года был исполнен с профицитом на фоне роста поступлений по налогу на доходы физических лиц, по налогам на товары и услуги, по налогам на совокупный доход и налогам на имущество, а также в связи с увеличением процентных доходов. Этот факт и использование Регионом средств на счетах привели к снижению долга за 2024 год на 16%.

Предполагается, что в 2025 году бюджет Области будет исполнен с дефицитом, а для его финансирования будут осуществлены заимствования.

Качественная оценка бюджетного профиля высокая в связи с умеренной точностью планирования бюджета, отсутствием бюджетных нарушений и несущественным для бюджета Региона объемом налоговых расходов.

Сбалансированная по срокам долговая нагрузка. Соотношение долга Самарской области и текущих доходов составит 28,4% на конец 2025 года. Исходя из текущих параметров закона о бюджете Области, в 2026 году это соотношение может превысить 30%. Как полагает Агентство, если планируемый рост указанного соотношения не произойдет, это может оказать положительное влияние на рейтинг Области.

На 01.01.2025 в структуре долга Региона преобладали бюджетные кредиты, а остальная часть приходилась на облигации. Ежегодный объем погашения (рефинансирования) не превышает 20% текущего объема долга. Соотношение долга и ВРП составляет не более 3%. Процентные расходы необременительны для областного бюджета.

Качественная оценка долгового профиля является максимальной. Средневзвешенный срок погашения обязательств Области на начало 2025-го превышал четыре года, долг является диверсифицированным по видам обязательств, а значимого роста долговой нагрузки не происходит (напротив, за последние два года она снизилась). Предприятия госсектора не имеют долговых обязательств, которые были бы значимы для бюджета Области. Косвенные обязательства в значительном для областного бюджета объеме отсутствуют. Баланс текущих операций стабильно положителен. Долговая нагрузка муниципальных образований год от года снижается и на начало 2025-го составила 24% совокупных ННД муниципальных образований.

Достаточный уровень ликвидности бюджета. Самарская область регулярно размещала средства на депозитах. В 2024 году возможность самостоятельного размещения временно свободных средств на банковских депозитах у Области отсутствовала ввиду превышения порога доли трансфертов, предусмотренного Бюджетным кодексом. В связи с этим операции по управлению остатками средств на едином казначейском счете в 2024 году осуществляло Федеральное казначейство. В 2025 году министерство финансов Самарской области проводит самостоятельную работу по управлению остатками временно свободных средств областного бюджета. На 01.01.2025 средства, находившиеся на счетах Региона, превышали сумму долга, который предстоит погасить в 2025 году, и дефицита, запланированного на 2025 год.

Коэффициент ликвидности, рассчитанный по методологии АКРА, в прошлом году составил более 400%, а в 2025-м может существенно снизиться (до 100%) из-за финансирования значительного дефицита, запланированного текущей версией закона о бюджете Области.

Качественная оценка профиля ликвидности учитывает наличие у Региона публичной кредитной истории, отсутствие кредиторской задолженности, отсутствие кассовых разрывов, низкие риски рефинансирования и некоторые другие факторы.

Диверсифицированная экономика с развитой промышленностью. В 2019–2022 годах усредненный ВРП на душу населения в Области составил немногим менее 80% среднестранового уровня (АКРА применило корректировку на пограничное значение, поскольку, по оценкам Агентства, в 2023 году и далее указанное соотношение будет расти). В 2023 году безработица в Регионе составила 2,0%, а среднемесячная заработная плата впервые превысила региональный прожиточный минимум (для трудоспособного населения) более чем в три с половиной раза.

Основа экономики Самарской области — обрабатывающая промышленность и добыча нефти (почти по 20% ВРП в 2022 году). В структуре обрабатывающей промышленности доминируют производство транспортных средств и химическая промышленность.

Отраслевая диверсификация налоговых поступлений в бюджет Региона находится на достаточном уровне. Максимальный вклад одной отрасли или связанных отраслей в доходы бюджета составляет менее 25%. Наибольшую долю налоговых доходов формируют обрабатывающая промышленность (в том числе химическая — 7% в 2023 году, по оценкам АКРА), добыча нефти и газа (7%), а также оптовая торговля (9%).

Ключевые допущения

  • сохранение консервативной долговой политики;

  • сохранение низкой долговой нагрузки.

Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга

«Позитивный» прогноз предполагает с высокой долей вероятности повышение рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.

К позитивному рейтинговому действию могут привести:

  • сокращение отставания Региона от среднестрановых уровней с точки зрения экономических показателей;

  • сохранение соотношения долга и текущих доходов на отметке ниже 30% при сохранении уровня ликвидности.

К негативному рейтинговому действию могут привести:

  • рост текущих расходов бюджета без соответствующего увеличения его доходной части;

  • существенное снижение уровня ликвидности областного бюджета;

  • увеличение долговой нагрузки Области до уровня выше 55% текущих доходов.

Рейтинги выпусков

Самарская область, 35014 (ISIN RU000A0ZZ9P8), срок погашения — 04.06.2026, объем эмиссии — 8 млрд руб., — АА(RU).

Самарская область, 35015 (ISIN RU000A1020L5), срок погашения — 04.08.2026, объем эмиссии — 5 млрд руб., — АА(RU).

Обоснование. Облигационные выпуски Самарской области, по мнению АКРА, имеют статус старшего необеспеченного долга, кредитный рейтинг которого соответствует кредитному рейтингу Самарской области.

Регуляторное раскрытие

Кредитные рейтинги Самарской области и государственных ценных бумаг Самарской области (ISIN RU000A0ZZ9P8, RU000A1020L5) были присвоены по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности. При присвоении кредитных рейтингов указанным выпускам также использовалась Методология присвоения кредитных рейтингов финансовым инструментам по национальной шкале для Российской Федерации.

Впервые кредитные рейтинги Самарской области и государственных ценных бумаг Самарской области (ISIN RU000A0ZZ9P8, RU000A1020L5) были опубликованы АКРА 28.12.2016, 06.06.2018 и 03.08.2020 соответственно. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Самарской области, а также кредитных рейтингов государственных ценных бумаг Самарской области (ISIN RU000A0ZZ9P8, RU000A1020L5) ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

Кредитные рейтинги были присвоены на основании данных, предоставленных правительством Самарской области, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитные рейтинги являются запрошенными, правительство Самарской области принимало участие в процессе присвоения кредитных рейтингов.

При присвоении кредитных рейтингов использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологий.

АКРА не оказывало правительству Самарской области дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитных рейтингов выявлены не были.

Версия для печати
Скачать PDF

Аналитики

Елена Анисимова
Управляющий директор — руководитель группы суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 04 86
Илья Цыпкин
Заместитель директора — руководитель направления муниципальных рейтингов, группа суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 03 45
Мы защищаем персональные данные пользователей и обрабатываем Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с условиями использования файлов cookie на этом веб-сайте, перейдя по ссылке.