Повышение кредитного рейтинга Республики Мордовия (далее — Республика Мордовия, Республика, Регион) связано со снижением относительной долговой нагрузки Региона на фоне исполнения бюджета с профицитом по итогам 2024 года. Положительное влияние на кредитный рейтинг также оказало применение обновленной Методологии присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации.
Кредитный рейтинг Республики Мордовия обусловлен умеренно низким показателем долговой нагрузки при снизившихся рисках рефинансирования долга, умеренными показателями экономического профиля и невысокой долей налоговых и неналоговых доходов (ННД) бюджета. Сдерживающее влияние на рейтинг оказывают сократившийся в прошлом году объем накопленной ликвидности и низкие качественные оценки бюджетного профиля Региона.
Республика Мордовия входит в состав Приволжского федерального округа. В Регионе проживает порядка 0,8 млн человек (0,5% населения России). По оценкам Республики, ее валовой региональный продукт (ВРП) в 2024 году составил 431 млрд руб.
Ключевые факторы оценки
Умеренно низкая долговая нагрузка при снизившихся рисках рефинансирования обязательств. По результатам 2024 года долг Республики снизился на 10% относительно показателя за 2023 год и составил 30,5 млрд руб. На 01.01.2025 долговой портфель Региона полностью состоял из бюджетных кредитов. За прошедший год Республика Мордовия погасила весь объем банковского долга (3,2 млрд руб.) и незначительную часть бюджетных кредитов (0,03 млрд руб.). Согласно графику погашения долга, актуальному на начало 2025 года, в текущем году и в течение следующих трех лет Региону предстоит погашать 18% долга ежегодно. Объем погашения в 2025-м составляет 5,4 млрд руб., что эквивалентно 12% запланированных на этот год ННД, в связи с чем, по мнению АКРА, риски рефинансирования обязательств Республики оцениваются как умеренные.
На конец 2024-го соотношение долга и текущих доходов составило 49%. В 2025 году этот показатель может немного вырасти, что будет по-прежнему соответствовать умеренно низкому уровню долговой нагрузки.
По итогам прошлого года соотношение долга и ННД Республики составило 67%. Агентство полагает, что в 2025 году данный показатель изменится незначительно.
Благодаря некоммерческому характеру долга процентные расходы Региона невысокие — соотношение усредненных1 за 2021–2025 годы процентных расходов и совокупных расходов бюджета (за вычетом объема субвенций) не превысит 1%. Соотношение долга Региона и прогнозируемого по итогам текущего года ВРП составит около 7%.
Качественная оценка долгового профиля соответствует третьей категории. Средневзвешенный срок погашения долга не превышает четырех лет. На начало 2025-го долг был полностью представлен бюджетными кредитами. До 2022 года долговая политика Республики не способствовала минимизации рисков рефинансирования долговых обязательств, и порядка половины долгового портфеля Региона формировали краткосрочные рыночные обязательства, имела место вынужденная реструктуризация бюджетных кредитов. Операционная эффективность бюджета преимущественно положительная, что указывает на финансирование текущих расходов за счет текущих доходов без привлечения заемных средств. Долговая нагрузка муниципальных образований умеренно высокая, но постепенно снижается. Соотношение долга муниципалитетов и их ННД по результатам 2024 года составило 59% (годом ранее — 93%). Финансовый долг предприятий государственного сектора, принадлежащих Республике более чем на 50%, на 30.09.2024 признается значимым для ее бюджета. Просроченная кредиторская задолженность бюджета на 01.10.2024 была относительно невелика.
Объем накопленной ликвидности сократился в связи с погашением долга. В 2024 году остатки средств на счетах Республики уменьшились более чем вдвое к показателю за 2023 год, поскольку эти средства были частично направлены на погашение банковских кредитов. В 2024 году объем остатков в среднем был сопоставим с ежемесячными расходами регионального бюджета. АКРА полагает, что оставшиеся средства могут быть использованы для финансирования прогнозного дефицита бюджета в 2025 году.
Коэффициент ликвидности бюджета по итогам 2025-го составит 12%.
Качественная оценка ликвидности бюджета соответствует третьей категории. У Республики нет открытых кредитных линий со сроком выборки более года. Краткосрочные кредиты Управления Федерального казначейства в 2024 году не привлекались. Риски рефинансирования долговых обязательств оцениваются как умеренные в связи с запланированным погашением существенного объема бюджетных кредитов в текущем году. Ввиду ряда ограничений2 в долговой политике у Региона могут возникнуть сложности с привлечением рыночного финансирования в случае экстренной необходимости.
Положительная операционная эффективность бюджета при умеренной доле собственных доходов3. Усредненное соотношение баланса текущих операций и текущих доходов Региона за 2021–2025 годы составит 4%. При этом баланс текущих операций по итогам 2024 года сформировался на уровне существенно выше нуля и в 2025 году может остаться положительным. Это свидетельствует о том, что у Республики достаточный объем текущих доходов для полного финансирования ее текущих расходов без использования дополнительных средств.
Усредненное соотношение капитальных и совокупных расходов бюджета (за вычетом объема субвенций) за 2021–2025 годы, как ожидается, будет умеренно высоким и составит 16%. При этом качественная оценка гибкости бюджетных расходов соответствует четвертой категории. Капитальные расходы ежегодно финансируются в основном за счет вышестоящего бюджета, что также объясняет возможность ограниченного сокращения их в случае необходимости. Баланс текущих операций после учета процентных доходов и расходов зачастую положительный, следовательно, процентные расходы удается покрывать за счет текущих доходов. Показатель модифицированного свободного денежного потока бюджета достаточно волатильный, в отдельные годы это приводит к потребности частичного финансирования капитальных расходов за счет дополнительных средств.
Усредненная доля ННД в доходах Региона (без учета субвенций) за 2021–2025 годы составит 62% (по причине существенного роста неусредненного показателя в 2025 году; АКРА исходит из предположения, что соотношение изменится при уточнении плановых назначений бюджета в течение года, и применяет корректировку на пограничное значение). Исторически значение показателя указывает на существенную зависимость Региона от вышестоящего бюджета. Агентство также отмечает, что в 2022 году Республика получила существенный объем дотаций из вышестоящего бюджета для погашения собственных долговых обязательств.
Соотношение усредненных за 2021–2025 годы модифицированного бюджетного дефицита (МБД) и текущих доходов окажется на уровне немного ниже нуля. Прогнозное значение МБД на 2025 год указывает на возрастающую потребность в использовании остатков на счетах и в привлечении долга для финансирования прогнозного уровня капитальных расходов.
Качественная оценка бюджетного профиля соответствует пятой категории и основывается на заметных отклонениях фактических собственных доходов и расходов бюджета Республики от плановых показателей, а также на фактах нарушения условий дополнительных соглашений по бюджетным кредитам в предыдущие годы. Бюджетное прогнозирование отчасти затруднено, поскольку значительную часть доходов формируют трансферты из вышестоящего бюджета. Объем выпадающих налоговых доходов, связанных с применением налоговых льгот, по итогам 2023 года признается существенной для бюджета Региона величиной.
В 2024 году доходная часть бюджета увеличилась на 17% в годовом сопоставлении, при этом рост ННД составил 27%. Основной прирост обеспечили поступления по НДФЛ (+29%), по налогу на прибыль (+30%) и по налогам на совокупный доход (+66%). Объем безвозмездных поступлений из федерального бюджета практически не изменился по сравнению с предыдущим годом, а капитальные трансферты выросли более чем на треть. Расходы бюджета Республики по итогам 2024 года увеличились на 13%, при этом практически вдвое выросли капитальные расходы, а рост текущих расходов был несущественным. Регион завершил прошлый год с бюджетным профицитом в 4% ННД. Весь объем профицита и существенная доля накопленной ликвидности были направлены на погашение банковских кредитов, что привело к снижению объема долга.
Согласно актуальной версии закона о бюджете Республики, ее доходы в 2025 году сократятся на 11% в годовом сопоставлении, при этом ННД снизятся на 4%. Объем безвозмездных поступлений запланирован на 24% ниже показателя за 2024 год, в том числе примерно вдвое могут сократиться капитальные трансферты. Расходная часть бюджета утверждена на уровне, который на 10% уступает прошлогоднему показателю, что связано с двукратным снижением капитальных расходов при несущественном увеличении текущих расходов. В 2025 году Регион планирует исполнить бюджет с незначительным профицитом.
АКРА полагает, что текущие расходы бюджета Республики могут вырасти в соответствии с темпами ожидаемой по итогам 2025 года инфляции. Это приведет к исполнению бюджета с дефицитом, который будет профинансирован отчасти за счет накопленной ликвидности, отчасти путем привлечения заемного финансирования.
Умеренные показатели экономического профиля. Наибольшую долю налоговых поступлений Региона сформировала довольно диверсифицированная совокупность отраслей обрабатывающей промышленности (усредненное значение за 2020–2023 годы превысило 32%). Вторую по величине долю поступлений обеспечивают отрасли, формирующие государственный сектор экономики Республики. Значение показателя за указанный выше период составило 22%. Существенную долю также формирует торговля (порядка 13%).
Усредненный ВРП на душу населения в Регионе в 2019–2022 годах составлял 47% от среднестранового показателя. Соотношение усредненных за 2020–2023 годы заработной платы и прожиточного минимума превысило 3.
1 Здесь и далее усреднение осуществляется в соответствии с Методологией присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации.
2 В соответствии с условиями, предусмотренными соглашениями с Минфином России, по предоставленным Республике бюджетным кредитам.
3 При анализе бюджетного профиля АКРА не учитывает в составе текущих доходов бюджета в 2022 году объем дотаций, полученных Республикой для поддержки мер по обеспечению сбалансированности бюджета и направленных на погашение долговых обязательств Региона, поскольку Агентство считает это разовым событием.
Ключевые допущения
-
прирост текущих расходов в 2025 году на уровне ожидаемой инфляции;
-
отсутствие потребности оказывать поддержку предприятиям, формирующим государственный сектор Республики;
-
использование накопленной ликвидности и привлеченных средств для финансирования прогнозного дефицита бюджета.
Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга
«Стабильный» прогноз предполагает с высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.
К позитивному рейтинговому действию могут привести:
-
увеличение показателя операционной эффективности бюджета;
-
устойчивый рост доли ННД в структуре бюджетных доходов;
-
отсутствие необходимости погашать существенный объем бюджетных кредитов в ближайшие два года.
К негативному рейтинговому действию могут привести:
-
рост соотношения долга и текущих доходов выше 55%;
-
увеличение доли краткосрочного долга до уровня выше 20% от совокупного объема долга;
-
значительное сокращение объема доступной ликвидности;
-
нарушение правил предоставления бюджетных кредитов, влекущее за собой досрочное погашение реструктурированной задолженности.
Рейтинги выпусков
Эмиссии в обращении отсутствуют.
Регуляторное раскрытие
Кредитный рейтинг Республики Мордовия был присвоен по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности.
Впервые кредитный рейтинг Республики Мордовия был опубликован АКРА 08.11.2017. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Республики Мордовия ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
Кредитный рейтинг был присвоен на основании данных, предоставленных Республикой Мордовия, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитный рейтинг является запрошенным, Правительство Республики Мордовия принимало участие в процессе присвоения кредитного рейтинга.
При присвоении кредитного рейтинга использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологий.
АКРА не оказывало Правительству Республики Мордовия дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитного рейтинга выявлены не были.