Кредитный рейтинг Тверской области (далее — Тверская область, Область, Регион) обусловлен низкой контролируемой долговой нагрузкой, наличием существенного запаса ликвидности и высоким уровнем капитальных расходов, который в отдельных случаях может рассматриваться как резерв для сокращения расходов бюджета.
Тверская область расположена в Центральном федеральном округе (ЦФО). В Регионе проживает почти 1% населения России и создается 0,4% суммарного российского валового регионального продукта (ВРП). По оценкам Области, в 2023 году ее ВРП достиг 724 млрд руб. Тверская область ежегодно занимает второе место (после Москвы) по объему произведенной электроэнергии среди субъектов ЦФО — 17% всей электроэнергии ЦФО по данным 2023 года.
Ключевые факторы оценки
Сбалансированная бюджетная политика и умеренно высокая операционная эффективность. Бюджет Области характеризуется достаточно высокой долей налоговых и неналоговых доходов (ННД). АКРА полагает, что усредненная1 доля ННД Региона в общем объеме его доходов (без учета субвенций) за период с 2021 по 2025 год составит 75%. Усредненное соотношение баланса текущих операций и текущих доходов стабилизировалось на умеренно высоком уровне: в указанный выше период показатель может составить 13%. По итогам 2024 года баланс текущих операций сформировался положительным и составил 8% текущих доходов Региона; в соответствии с утвержденными бюджетными назначениями в 2025 году показатель останется положительным. Указанные значения показателя свидетельствуют о достаточности текущих доходов Региона для финансирования его текущих расходов в полном объеме.
Согласно расчетам АКРА, соотношение усредненных значений модифицированного бюджетного дефицита и текущих доходов в 2025 году может составить -1%, что указывает на потребность в привлечении долга или расходовании части накопленной ликвидности для финансирования капитальных расходов Региона.
Структура ННД бюджета устойчива: традиционно максимальную долю ННД формируют поступления по НДФЛ и налогу на прибыль. По итогам 2024 года поступления по НДФЛ выросли на 20%, и в текущем году Регион ожидает, что этот рост продолжится и составит порядка 11%. Ожидается, что прирост поступлений по налогу на прибыль составит 6% после их снижения на 6% по итогам прошлого года. Согласно актуальной версии закона о бюджете, доходная часть регионального бюджета в этом году увеличится на 6% в сравнении с 2024 годом, а предполагаемый рост бюджетных расходов может достигнуть 18% после 9%-го роста в 2024 году. Значительно возрастут капитальные расходы (+33%), менее существенно — текущие (+12%). Дефицит бюджета 2025 года запланирован в размере 14% ННД, в то время как бюджет прошедшего года был исполнен с профицитом в 1% ННД. Дефицит текущего года почти полностью планируется профинансировать остатками средств на счетах бюджета.
Усредненная доля капитальных расходов в совокупных расходах Региона (за вычетом объема субвенций) в 2021–2025 годах оценивается Агентством на уровне 28%. АКРА рассматривает капитальные расходы как возможный резерв для сокращения расходов бюджета в случае снижения его доходной части. Более половины капитальных расходов Области ежегодно финансируется за счет собственных средств.
Качественная оценка бюджетного профиля Тверской области — умеренно высокая. Информация о случаях нарушения бюджетного законодательства отсутствует. Объем налоговых доходов, выпадающих в связи с применением налоговых льгот, как правило, не превышает 2% ННД, что является несущественным для бюджета Области. Законом о бюджете Региона предусмотрены дополнительные нормативы отчислений от НДФЛ в бюджеты отдельных муниципальных районов и округов. Сдерживающее влияние на оценку оказывает консервативность бюджетного планирования, которая приводит к заметным отклонениям фактических налоговых поступлений от плановых показателей.
1 Здесь и далее усреднение осуществляется в соответствии с Методологией присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации.
Низкий уровень государственного долга без существенных рисков рефинансирования. Долговая нагрузка на бюджет Тверской области оценивается как низкая — на конец 2024 года соотношение ее долга и текущих доходов было равно 14%. АКРА ожидает, что по итогам 2025 года показатель может увеличиться до 17%, однако это значение по-прежнему находится в диапазоне, соответствующем низкому уровню долговой нагрузки.
На 01.01.2025 долг Области полностью состоял из бюджетных кредитов, подлежащих погашению в 2025–2034 годах. Риски рефинансирования оцениваются как несущественные. По состоянию на начало года Области предстояло погасить порядка 21% долга в 2025 году, однако учитывая невысокий в сравнении с размерами областного бюджета объем задолженности и наличие значительных остатков средств на бюджетных счетах, этот объем погашения не является обременительным.
Усредненный уровень процентных расходов в 2021–2025 годах составит менее 1% совокупных расходов бюджета (за вычетом объема субвенций).
Соотношение долга и ВРП Региона ежегодно существенно ниже уровня, влияющего на уровень кредитного рейтинга.
Долговой профиль Региона признается Агентством умеренно сильным благодаря несущественной долговой нагрузке муниципалитетов и сбалансированной долговой политике Региона, основанной на применении долгосрочных долговых инструментов. Предприятия госсектора не имеют значительного объема долговых обязательств, баланс текущих операций преимущественно положителен, средневзвешенный срок погашения долга Области по состоянию на начало года не превышал трех с половиной лет.
Значительный объем накопленной ликвидности. В 2024 году объем остатков средств на бюджетных счетах Области сократился на 13%, и по состоянию на 01.01.2025 он более чем в три раза превышал среднемесячные расходы Области за 2024 год, а также почти в два раза превосходил величину госдолга Региона на начало года.
Коэффициент ликвидности по итогам 2024 года значительно превысил границу верхнего диапазона оценки, равную 140%. Согласно планам Региона и расчетам АКРА, в связи с потребностью финансирования запланированного на этот год бюджетного дефицита коэффициент ликвидности снизится в 2025 году и продолжит снижение в прогнозном периоде. Учитывая вышесказанное, в текущем году к коэффициенту применяется понижающая корректировка.
Качественная оценка ликвидности бюджета Тверской области соответствует умеренно высокому уровню. По данным Региона, кредиторская задолженность бюджета не увеличивается, просроченная кредиторская задолженность по состоянию на 01.10.2024 была несущественна — менее 1% ННД. Необходимость в привлечении краткосрочных кредитов с целью финансирования кассовых разрывов отсутствует. За последние 24 месяца конкурентные процедуры на право заключения государственных контрактов по предоставлению Тверской области кредитных ресурсов не проводились. Риски рефинансирования долговых обязательств несущественны.
Диверсифицированная экономика с умеренными показателями развития. Исходя из оценки структуры ВРП Региона, к ключевым секторам его экономики относятся: деятельность по операциям с недвижимым имуществом, торговля оптовая и розничная, производство электроэнергии, транспортных средств, готовых металлических изделий, пищевое производство. Подушевой ВРП Области равен примерно 60% среднестранового показателя, а уровень заработных плат в среднем составляет более трех региональных прожиточных минимумов.
Налоговые поступления в бюджет Тверской области достаточно диверсифицированы: максимальная доля поступлений за 2023 год, согласно методологии АКРА, приходилась на обрабатывающие производства (24%), в том числе на металлургическое производство и производство готовых металлических изделий (6%), а также на производство прочих транспортных средств и оборудования (3%). Другие значимые с точки зрения доли налоговых поступлений отрасли — торговля, производство, передача и распределение электроэнергии, транспортировка и хранение. Безработица в Области преимущественно ниже, чем в среднем по стране.
Ключевые допущения
-
исполнение бюджета в пределах параметров, определенных актуальным законом о бюджете Области;
-
финансирование дефицита за счет использования накопленной ликвидности.
Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга
«Стабильный» прогноз предполагает с высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.
К позитивному рейтинговому действию могут привести:
-
рост доли капитальных расходов областного бюджета, финансируемых за собственный счет;
-
дальнейшее увеличение операционной эффективности бюджета;
-
рост ВРП и зарплат в Регионе темпами, превышающими среднестрановые.
К негативному рейтинговому действию могут привести:
-
резкое снижение ННД в отсутствие возможностей сокращения расходов бюджета;
-
рост долговой нагрузки выше 30% текущих доходов.
Рейтинги выпусков
Эмиссии в обращении отсутствуют.
Регуляторное раскрытие
Кредитный рейтинг Тверской области был присвоен по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности.
Впервые кредитный рейтинг Тверской области был опубликован АКРА 12.12.2017. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Тверской области ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
Кредитный рейтинг был присвоен на основании данных, предоставленных Тверской областью, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитный рейтинг является запрошенным, правительство Тверской области принимало участие в процессе присвоения кредитного рейтинга.
При присвоении кредитного рейтинга использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологий.
АКРА не оказывало правительству Тверской области дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитного рейтинга выявлены не были.