Кредитный рейтинг Санкт-Петербурга (далее — Санкт-Петербург, Город) обусловлен высоким уровнем развития региональной экономики, сбалансированной структурой бюджета, достаточным уровнем бюджетной дисциплины, а также низкой текущей и прогнозируемой долговой нагрузкой и избыточной ликвидностью бюджета.
Санкт-Петербург — город федерального значения, расположенный в Северо-Западном федеральном округе (СЗФО), граничит с Ленинградской областью. В городе проживает 3,5% населения РФ (5,2 млн человек, четвертое место по численности населения). По итогам 2016 года валовый региональный продукт (ВРП) Города составил 3,3 трлн руб., что составляет приблизительно 5% совокупного ВРП РФ.
Ключевые факторы рейтинговой оценки
Высокий уровень развития региональной экономики, обеспечивающий диверсифицированную налоговую базу бюджета. ВРП на душу населения стабильно превышает среднестрановой показатель на 30–40%. АКРА ожидает, что в прогнозируемом периоде темпы прироста ВРП будут незначительно превышать среднероссийский уровень. Ежегодно порядка 60% ВРП формируется в секторах «Торговля и ремонт», «Предоставление услуг», «Обрабатывающие производства» приблизительно в равной пропорции, что оценивается АКРА как хороший уровень диверсификации региональной экономики.
Сбалансированная структура бюджета и достаточный уровень бюджетной дисциплины. Бюджет Города характеризуется высокой самодостаточностью (собственные доходы составляют в среднем 97% в 2014–2017 годах). Объем обязательных расходов составляет за этот период порядка 72%, а операционный баланс Города — 17% регулярных доходов, что оценивается АКРА как достаточный уровень бюджетной дисциплины. Бюджетные показатели Города могут подвергнуться давлению в результате роста обязательных расходов на транспортное хозяйство и увеличения объема субсидий образовательным учреждениям. АКРА прогнозирует, что в 2018–2019 годах объем обязательных расходов будет расти на 6–7% ежегодно. Заявленный рост расходов бюджета в 2018–2019 годах может снизить уровень бюджетной дисциплины до умеренного.
Низкая текущая и прогнозируемая долговая нагрузка. Долговая нагрузка составит на конец 2017 года порядка 1,38х операционного баланса. Долг практически полностью представлен долгосрочными облигациями. Если долг Города будет расти темпами, предусмотренными текущими параметрами бюджета на 2018–2020 годы, к концу 2020 года соотношение долга и операционного баланса составит порядка 2,3х. При этом расчетные показатели долговой нагрузки будут соответствовать низкому уровню риска в связи с тем, что в этот период расходы на обслуживание долга будут необременительными, а график погашения долга Города не предполагает риска рефинансирования в прогнозном периоде.
Избыточная ликвидность бюджета. В 2014–2016 годах остатки средств на начало месяца (с учетом депозитов) регулярно превышали расходы текущего месяца, что создавало значительный запас ликвидности. Город регулярно проводил аукционы по размещению средств, зарабатывая в среднем 5,1 млрд руб. ежегодно за указанный период.
Хотя по итогам 2017 года АКРА ожидает снижения объема процентных доходов Города, а баланс ликвидности в течение года периодически незначительно выходил в отрицательную зону, текущий уровень ликвидности бюджета Санкт-Петербурга оценивается как избыточный. Также АКРА ожидает, что несмотря на необходимость финансирования дефицита бюджета, ликвидность не опустится ниже высокого уровня в прогнозном периоде.
Ключевые допущения
- сохранение темпов роста экономики выше среднестрановых показателей;
- сохранение контроля над темпами роста расходной части бюджета и поддержание капитальных расходов на уровне 20%;
- высокий уровень ликвидности бюджета.
Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга
«Стабильный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.
К негативному рейтинговому действию могут привести:
- замедление темпов экономического развития;
- рост долговой нагрузки выше уровня 2,6х относительно операционного баланса бюджета.
Рейтинги выпусков
Присвоены:
Санкт-Петербург, 35001 (ISIN RU000A0ZYHX8), срок погашения —28.05.2025, объем эмиссии — 30 млрд руб. — AAA(RU).
Санкт-Петербург, 35002 (ISIN RU000A0ZYKJ1), срок погашения — 04.12.2026, объем эмиссии — 25 млрд руб. — AAA(RU).
Обоснование. Облигационные выпуски Санкт-Петербурга, по мнению Агентства, имеют статус старшего необеспеченного долга, кредитный рейтинг которого соответствует кредитному рейтингу Санкт-Петербурга.
Регуляторное раскрытие
Кредитные рейтинги Санкт-Петербурга и облигационных выпусков Санкт-Петербурга (ISIN RU000A0ZYHX8, RU000A0ZYKJ1) были присвоены по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности. При присвоении кредитного рейтинга указанным выпускам также использовалась Методология присвоения кредитных рейтингов отдельным выпускам финансовых инструментов по национальной шкале для Российской Федерации.
Впервые кредитный рейтинг Санкт-Петербурга был опубликован АКРА 27.06.2017. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу ожидается в течение 182 дней с даты совершения рейтингового действия (21.12.2017) в соответствии с Календарем планового пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов в 2017–2018 годах.
Впервые кредитный рейтинг государственных ценных бумаг Санкт-Петербурга был опубликован АКРА: 04.12.2017 — RU000A0ZYHX8, 12.12.2017 — RU000A0ZYKJ1. Очередной пересмотр кредитного рейтинга ожидается в течение 182 дней с даты рейтингового действия (21.12.2017) в соответствии с Календарем планового пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов в 2017–2018 годах.
Кредитные рейтинги были присвоены и подтверждены на основании данных, предоставленных Санкт-Петербургом, информации из открытых источников (Минфин РФ, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитные рейтинги являются запрошенными, правительство Санкт-Петербурга принимало участие в процессе присвоения кредитных рейтингов.
Факты существенного отклонения информации от данных, зафиксированных в официально опубликованной финансовой отчетности Санкт-Петербурга, не выявлены.
АКРА не оказывало правительству Санкт-Петербурга дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитного рейтинга выявлены не были.