Изменение прогноза по кредитному рейтингу Республики Коми (далее — Республика Коми, Республика, Регион) на «Негативный» обусловлено ожиданиями Агентства относительно роста уровня долговой нагрузки Республики в совокупности со снижением операционной эффективности бюджета, вызванных финансированием ожидаемого в 2024 году дефицита и вероятностью возникновения риска ликвидности в условиях растущей ключевой ставки. Помимо этого, АКРА отмечает наблюдающееся в текущем году ухудшение показателя диверсификации экономики Региона, способное негативно повлиять на оценку его экономического профиля.
Кредитный рейтинг Республики Коми обусловлен умеренно высокой долей налоговых и неналоговых доходов (ННД) в составе бюджета, а также умеренно высокими капитальными расходами в структуре совокупных расходов (за вычетом субвенций). Сдерживающее влияние на рейтинг оказывают ряд негативных тенденций в экономике Республики, существенная потребность бюджета в использовании дополнительного финансирования на капитальные цели, снижающаяся операционная эффективность и ожидания АКРА относительно роста долговой нагрузки при сокращении объема доступной ликвидности в текущем году и плановом периоде.
Республика расположена в Северо-Западном федеральном округе. Часть территории относится к районам Крайнего Севера. В 2023 году в Республике проживало порядка 724 тыс. человек (0,5% населения страны). Согласно оценкам Региона, в 2023 году его валовой региональный продукт (ВРП) составил 965 млрд руб.
Ключевые факторы оценки
Снижающаяся операционная эффективность бюджета при существенной потребности в использовании дополнительного финансирования. Усредненное1 соотношение баланса текущих операций и текущих доходов за 2021–2025 годы составит 4%, что свидетельствует об умеренной операционной эффективности бюджета. Однако по итогам 2024 года на фоне существенного роста текущих расходов баланс текущих операций ожидается отрицательным, что говорит о недостаточности объема текущих доходов Региона для полного финансирования его текущих расходов. В этой связи Республике потребуется использовать накопленную ликвидность для частичного покрытия текущих расходов. По прогнозам АКРА, отрицательное значение баланса текущих операций может сохраниться и в 2025–2026 годах.
Усредненное значение доли капитальных расходов в совокупных расходах за 2021–2025 годы составит 15%, что соответствует умеренно высокому уровню гибкости бюджетных расходов. Хотя капитальные расходы в среднем более чем на две трети финансируются за счет собственных средств Республики, Агентство оценивает потребность в увеличении капитальных расходов как существенную.
Усредненная за указанный выше период доля ННД в совокупных доходах Региона (без учета субвенций) превысит 88%, что говорит о незначительной зависимости бюджета Республики от вышестоящего бюджета.
Соотношение усредненных за 2021–2025 годы модифицированного бюджетного дефицита и текущих доходов может составить -8%. Потребность бюджета в привлечении дополнительных средств в целях финансирования капитальных расходов оценивается АКРА как существенная. По прогнозам Агентства, объем модифицированного бюджетного дефицита в текущем году составит порядка 21% от объема текущих доходов Региона. При этом прогнозные значения усредненного показателя на ближайшие три года, по расчетам АКРА, указывают на дальнейший рост потребности бюджета Региона в привлечении дополнительного финансирования на фоне плановых объемов дефицита бюджета и снижения его операционной эффективности.
Качественная оценка бюджетного профиля определяется как умеренно сильная. АКРА принимает во внимание значительные отклонения фактических доходов регионального бюджета от плановых показателей, вызванные зависимостью от высоковолатильных отраслей. Нарушения Регионом бюджетного законодательства не выявлены. С 2023 года Республика Коми передает поступления по налогам на совокупный доход в бюджеты муниципалитетов для стимулирования их экономического развития. Сумма недополученных средств бюджета в связи с предоставлением льгот, по мнению Агентства, в определенные годы может быть существенной для Региона. По данным Республики, объем ее налоговых расходов за 2023 год составляет порядка 4% ННД, ожидаемый показатель за 2024 год находится примерно на том же уровне.
По итогам прошлого года дефицит бюджета составил 3% ННД, а его финансирование обеспечивалось благодаря накопленным остаткам средств.
По уточненным сведениям Региона, доходная часть бюджета в текущем году может сократиться на 5% в годовом сопоставлении. Снижение ННД при этом составит порядка 4%, что по большей части связано с прогнозным сокращением поступлений по налогу на прибыль и налогам на имущество на 4 и 9% соответственно, при этом объем поступлений по НДФЛ по итогам года увеличится на 9% год к году. Безвозмездные поступления, как ожидается, снизятся на 12%, в том числе на 40% уменьшатся капитальные трансферты из федерального бюджета. Совокупное снижение текущих доходов Региона составит порядка 2% по итогам 2024 года. Ожидаемый рост расходной части бюджета Республики составит 10% к показателю за 2023 год, в том числе текущие расходы увеличатся на 9%, капитальные — на 11%. Ожидаемый по итогам этого года дефицит бюджета составит 23% ННД; его финансирование планируется осуществить примерно на треть за счет остатков на счетах Региона и на две трети за счет заемных средств.
За девять месяцев текущего года доходы бюджета Республики Коми практически не изменились относительно показателя за сопоставимый период 2023 года, при этом ННД сократились на 2%. Заметное снижение продемонстрировали поступления по налогу на прибыль (на 7%) и налогам на имущество (8%). Прирост поступлений по НДФЛ составил 11% в годовом сопоставлении. Объем полученных безвозмездных поступлений практически не изменился относительно показателя на начало октября 2023 года. В то же время расходы бюджета выросли на 8% год к году, что привело к формированию промежуточного дефицита бюджета в объеме 3,2 млрд руб. (годом ранее на ту же дату отмечался профицит в размере 4,1 млрд руб.).
АКРА полагает, что поступления по налогу на прибыль и НДФЛ по итогам текущего года могут продемонстрировать темпы, аналогичные темпам за девять месяцев этого года. В таком случае при неизменности прочих параметров бюджета его дефицит составит 23%, при этом Региону предстоит направить на его финансирование все остатки на счетах, а также привлечь существенный объем заемных средств.
Использование остатков на счетах в полном объеме при реализации риска ликвидности. В 2023 году объем накопленных Регионом средств сократился на 40% к показателю на начало года. Как полагает АКРА, Республика может направить весь объем оставшихся средств на финансирование ожидаемого по итогам текущего года дефицита бюджета. Оставшуюся часть дефицита планируется покрывать за счет коммерческих кредитов, однако в реалиях постоянно растущей ключевой ставки банки могут не быть заинтересованы в выдаче кредитов на условиях, установленных Минфином России в дополнительных соглашениях к части полученных Республикой бюджетных кредитов. С начала текущего года Регион признал все восемь объявленных аукционов по привлечению кредитных ресурсов несостоявшимися.
За период с начала года остатки средств на счетах Республики в среднем вдвое превышают ежемесячные расходы ее бюджета. Временно свободные остатки Регион размещает на депозитах, а также использует средства автономных и бюджетных учреждений для пополнения собственных остатков.
Коэффициент ликвидности бюджета по итогам 2024 года составит 30%, что соответствует расчетной оценке 4. Учитывая размещение Регионом средств на депозитах, оценка показателя корректируется в лучшую сторону до значения 3.
Качественная оценка ликвидности бюджета соответствует умеренно сильному профилю. Республика не имеет открытых кредитных линий со сроком выборки более года, но использует краткосрочные кредиты Управления Федерального казначейства (УФК). По данным Региона, просроченная кредиторская задолженность бюджета на 01.10.2024 отсутствует.
Умеренно низкая долговая нагрузка при низких рисках рефинансирования долговых обязательств в краткосрочной перспективе. По итогам 2023 года объем долга Республики Коми сократился на 7% и составил 30,4 млрд руб. Долговой портфель был на 84% представлен бюджетными кредитами, оставшуюся часть формировали государственные облигации. На 01.01.2024 график погашения долга Республики предполагал наибольший объем погашений (19%) в 2024 году, тогда как на 2025 год приходилось 15% погашения долговых обязательств.
По состоянию на 01.10.2024 долг Региона снизился на 3,8 млрд руб. и составил 26,5 млрд руб. Были погашены облигации в объеме 5,0 млрд руб. и привлечены краткосрочный кредит УФК, а также бюджетный кредит на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов. Согласно текущему графику погашения долга, в 2024 году Региону остается погасить 6% совокупного объема долговых обязательств, в 2025 году — 17%. Республика может быть освобождена от погашения части бюджетных кредитов при условии направления высвобождаемых средств на реализацию инфраструктурных проектов в 2025–2029 годах.
На конец 2023 года соотношение долга и текущих доходов Республики составило 28%, однако АКРА ожидает значительный рост данного показателя в 2024 году (до 42%). При этом долговая нагрузка Региона будет соответствовать умеренно низкому уровню.
Процентные расходы необременительны для Региона: усредненный за 2021–2025 годы уровень процентных расходов составит менее 2% совокупных расходов бюджета (за вычетом субвенций). Однако в соответствии с планами Республики по привлечению в 2024–2026 годах существенного объема коммерческого долга уровень процентных расходов может значительно увеличиться. Соотношение долга Региона и прогнозируемого ВРП за 2024 год составит порядка 4%.
Долговой профиль Республики оценивается как средний. На текущий момент долг полностью представлен бюджетными кредитами, средневзвешенный срок погашения которых превышает три с половиной года. Однако в 2024 году и в дальнейшем Регион планирует привлекать существенные объемы коммерческого долга, что может существенно сократить средний срок его погашения. Операционная эффективность бюджета преимущественно положительная, но в этом году объем текущих расходов, как ожидается, окажется выше текущих доходов, что приведет к необходимости их финансирования за счет дополнительных средств. Долговая нагрузка муниципальных образований низкая, соотношение долга муниципалитетов и их ННД по итогам 2023 года было равно 21%. По данным Агентства, на 30.06.2024 финансовый долг предприятий госсектора составлял порядка 1,2 млрд руб., а просроченная кредиторская задолженность — около 0,7 млрд руб. Согласно данным Республики Коми, ожидаемый объем расходов республиканского бюджета, осуществляемых в рамках договоров ГЧП, концессий и лизинга, на конец 2024 год составит 1,7 млрд руб.
Экономика с существенной зависимостью от добывающего сектора. Добыча полезных ископаемых (уголь, нефть, газ) по итогам 2022 года формировала порядка 48% ВРП Республики, что указывает на существенную зависимость экономики от этого сектора. К наиболее крупным по выручке за 2023 год предприятиям Региона относятся компании добывающей и деревообрабатывающей отраслей: ООО «Газпром трансгаз Ухта», АО «Сыктывкарский ЛПК» и АО «ВоркутаУголь».
По оценкам Агентства, в 2023 году на добычу сырой нефти и газа пришлось 14% налоговых поступлений. При этом совокупность отраслей, связанных с добычей, переработкой и продажей топливно-энергетических полезных ископаемых, могла сформировать более трети налоговых поступлений. Усредненные за 2020–2023 годы значения по сумме указанных выше секторов экономики не превышают порог в 40%, но по итогам девяти месяцев текущего года добыча сырой нефти и газа сформировала порядка 29% налоговых поступлений, а описанная выше совокупность отраслей — 42%. Усредненная доля отраслей, формирующих госсектор, в общем объеме налоговых поступлений невелика и оценивается на уровне 12% за 2020–2023 годы.
Для Региона характерна убыль населения. С 2014 по 2023 год постоянная численность населения Республики ежегодно уменьшалась и сократилась на 14% (до 724 тыс. человек). Согласно прогнозу социально-экономического развития Республики на 2025–2027 годы, за 2024 год численность населения Региона сократится на 1% в годовом сопоставлении.
В течение последних десяти лет индекс физического объема ВРП Республики в основном был менее 100% (за исключением 2019 и 2021 годов, когда наблюдался прирост год к году); по итогам 2023 года прогнозируемое Регионом значение указанного индекса могло составить немногим более 92%. При этом для Республики Коми характерен высокий уровень ВРП в расчете на душу населения, а соотношение усредненных за 2019–2022 годы подушевого ВРП Республики и среднестранового подушевого ВРП составило 137%. Соотношение усредненной за 2020–2023 годы заработной платы и прожиточного минимума для трудоспособного населения превышало 3,5. Исторически уровень безработицы в Регионе выше среднестранового: 6,7% за 2022 год и 4,7% по итогам
2023-го (3,2% в среднем по России). Усредненный уровень безработицы в Республике за 2020–2023 годы составил 5,7%.
1 Здесь и далее усреднение осуществляется в соответствии с Методологией присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации.
Ключевые допущения
-
динамика поступлений по налогу на прибыль и НДФЛ, которая соответствовала бы темпам, характерным для девяти месяцев текущего года;
-
исполнение расходов бюджета в соответствии с бюджетной росписью на 01.10.2024;
-
исполнение доходной и расходной частей бюджета в 2025–2026 годах в соответствии с параметрами, установленными в актуальной версии проекта закона о бюджете Республики на 2025 год и плановый период с 2026 по 2027 год;
-
дальнейший рост потребности бюджета в привлечении дополнительного финансирования;
-
сохранение динамики размещения Регионом временно свободных средств на депозитах;
-
использование накопленных остатков на счетах в полном объеме для финансирования дефицита текущего года;
-
возможность привлечения значительных объемов коммерческих заимствований для финансирования дефицита текущего года.
Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга
«Негативный» прогноз предполагает с высокой долей вероятности понижение рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.
К позитивному рейтинговому действию могут привести:
-
снижение потребности бюджета в использовании дополнительного финансирования;
-
стабилизация долговой нагрузки на уровне ниже 30% по итогам года.
К негативному рейтинговому действию могут привести:
-
усиление зависимости экономики Региона от добывающего сектора;
-
устойчивое снижение показателя операционной эффективности бюджета;
-
невозможность привлечения заемных средств для финансирования дефицита бюджета;
-
финансирование дефицита бюджета с привлечением краткосрочных долговых обязательств;
-
рост показателя долговой нагрузки выше 55% от объема текущих доходов;
-
существенное снижение объема остатков на счетах Региона.
Рейтинги выпусков
Эмиссии в обращении отсутствуют.
Регуляторное раскрытие
Кредитный рейтинг Республики Коми был присвоен по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности.
Впервые кредитный рейтинг Республики Коми был опубликован АКРА 05.09.2017. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Республики Коми ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
Кредитный рейтинг был присвоен на основании данных, предоставленных Республикой Коми, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитный рейтинг является запрошенным, Правительство Республики Коми принимало участие в процессе присвоения кредитного рейтинга.
При присвоении кредитного рейтинга использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологий.
АКРА не оказывало Правительству Республики Коми дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитного рейтинга выявлены не были.