Кредитный рейтинг Кировской области (далее — Кировская область, Область, Регион) обусловлен умеренно низкой долговой нагрузкой при незначительных рисках рефинансирования долговых обязательств, положительной операционной эффективностью бюджета и умеренно высоким показателем капитальных расходов в совокупных расходах (за вычетом субвенций). Сдерживающее влияние на кредитный рейтинг оказывают показатели развития региональной экономики, частично зависящей от отраслей, формирующих государственный сектор Региона, умеренная потребность бюджета в использовании дополнительных источников финансирования, а также ожидания Агентства относительно сокращения доступной ликвидности на фоне прогнозируемого по итогам текущего года дефицита бюджета.
Кировская область входит в состав Приволжского федерального округа. В Области проживает 1,1 млн человек (порядка 0,8% населения страны). По оценкам Региона, объем его валового регионального продукта (ВРП) за 2023 год составил 581 млрд руб.
Ключевые факторы оценки
Положительная операционная эффективность бюджета при умеренной потребности в использовании дополнительных источников финансирования. Усредненное1 соотношение баланса текущих операций и текущих доходов за 2021–2025 годы ожидается в размере 4%, при этом объем баланса текущих операций по итогам 2024 года также ожидается положительным. Это указывает на то, что финансирование текущих расходов Региона осуществляется полностью за счет его текущих доходов.
Усредненная доля капитальных расходов в совокупных расходах за 2021–2025 годы оценивается в 15%. Это соответствует умеренно высокому уровню гибкости бюджетных расходов, однако капитальные расходы в среднем на 60% финансируются за счет трансфертов из федерального бюджета. Кроме того, АКРА принимает во внимание полученные бюджетные кредиты на развитие инфраструктуры Региона. Усредненная за указанный период доля налоговых и неналоговых доходов (ННД) в доходах Региона (без учета субвенций) составит 62%.
Соотношение усредненных за 2021–2025 годы модифицированного бюджетного дефицита и текущих доходов ожидается на уровне -5%, что указывает на умеренную потребность бюджета в привлечении дополнительного финансирования на капитальные цели. Большая часть потребности бюджета в дополнительных средствах в 2024 году покрывается остатками на счетах Области.
Качественная оценка бюджетного профиля определяется как умеренно сильная. Агентство принимает во внимание заметные отклонения фактических расходов и доходов областного бюджета от плановых показателей, а также существенную долю трансфертов, поступающих из вышестоящего бюджета. Нарушения Регионом бюджетного законодательства не выявлены. Сумма недополученных бюджетом средств в связи с предоставлением льгот не является критичной для Региона. По данным Области, объем налоговых расходов в 2023 году составил порядка 2,5 млрд руб. (около 5% ННД).
Дефицит бюджета в 2023 году составил 2% ННД, основным источником его финансирования стали бюджетные кредиты.
Согласно утвержденным на 01.09.2024 бюджетным назначениям, доходная часть бюджета Региона в 2024 году увеличится на 7% к показателю за 2023 год, в том числе на 8% возрастет объем ННД. Основным драйвером роста ННД послужат поступления по НДФЛ, увеличение которых превысит 17%. Наряду с этим на 15% вырастут поступления по налогу на совокупный доход и на 2% по налогу на прибыль. Безвозмездные поступления в областной бюджет увеличатся на 5% к показателю за минувший год по большей части за счет прироста объема капитальных трансфертов на 39%. Ожидается, что расходы бюджета Кировской области продемонстрируют существенный прирост на 12% к показателю 2023 года, при этом капитальные расходы могут увеличиться в полтора раза. Дефицит бюджета Области по итогам текущего года составит 9% ННД и будет профинансирован преимущественно за счет остатков на счетах Региона.
По итогам восьми месяцев 2024 года доходы бюджета Кировской области увеличились на 7% к показателю за аналогичный период прошлого года. При этом объем ННД увеличился на 14%, чему способствовал рост поступлений по НДФЛ на 25% и налогу на совокупный доход на 28% в годовом сопоставлении. Объем безвозмездных поступлений за указанный период практически не изменился. Расходная часть бюджета Региона выросла на 8%, а промежуточный профицит бюджета сохранился на сопоставимом уровне.
АКРА полагает, что за период 2024–2025 годов текущие расходы могут вырасти более существенно, чем прогнозируется Областью. В 2024 году Агентство ожидает рост указанного показателя в пределах ожидаемой инфляции, что при условии неизменности прочих параметров бюджета приведет к увеличению дефицита до 12% ННД. В этом случае для финансирования бюджетного дефицита помимо накопленных остатков будут привлечены заемные средства.
1 Здесь и далее усреднение осуществляется в соответствии с Методологией присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации.
Умеренно низкая долговая нагрузка при незначительных рисках рефинансирования. В начале 2024 года долг Области составил 26,2 млрд руб. Долговой портфель был практически полностью сформирован бюджетными кредитами при незначительном объеме облигаций. График погашения долга был плавным и не предполагал существенных выплат: в 2024 году Области предстояло погасить не более 10% долга, а начиная с 2025 года погашению подлежало не более 17% долга ежегодно.
За восемь месяцев 2024 года объем долга Области сократился на 4% и составил 25,2 млрд руб. Регион погасил бюджетный кредит в объеме 1,5 млрд руб., выданный в 2023 году на опережающее финансирование расходных обязательств, а также привлек инфраструктурные бюджетные кредиты в объеме порядка 0,5 млрд руб. График погашения долга не претерпел существенных изменений по сравнению с началом года, за исключением объема погашения за оставшийся период текущего года. До конца года Региону предстоит погасить 4% совокупного объема долга.
По мнению АКРА, в ближайшие годы объем погашаемого долга может оказаться существенно меньше в связи с частичным списанием бюджетных кредитов, анонсированным федеральными властями.
В 2023 году соотношение долга и текущих доходов Области составило 30%, что соответствует умеренно низкому уровню долговой нагрузки. Согласно текущему прогнозу АКРА, в 2024 году данное соотношение останется на сопоставимом уровне.
Соотношение усредненных за 2021–2025 годы процентных расходов и совокупных расходов бюджета (за вычетом субвенций) не превысит 1%. Соотношение долга Региона и прогнозируемого по итогам текущего года ВРП составит 4%.
Долговой профиль Региона оценивается как сильный. Долг практически полностью представлен бюджетными кредитами, но в 2024 году возможно привлечение коммерческого долга. Средневзвешенный срок погашения превышает три с половиной года. Операционная эффективность бюджета Области преимущественно положительная, что позволяет ей финансировать текущие расходы без привлечения заемных средств. Долговая нагрузка муниципальных образований низкая, соотношение долга муниципалитетов и их ННД по итогам 2023 года — 20%. По данным Региона, по состоянию на 30.06.2024 финансовый долг предприятий госсектора составлял порядка 0,8 млрд руб., а просроченная кредиторская задолженность – 0,2 млрд руб. По информации Области, в истекшем периоде 2024 года она не являлась стороной каких-либо концессионных соглашений.
Объем ликвидности достаточен для финансирования ожидаемого дефицита бюджета. С начала 2024 года остатки на счетах Области в среднем были сопоставимы с ежемесячными расходами ее бюджета. По мнению АКРА, объем накопленной по итогам прошлого года ликвидности позволит профинансировать существенную долю дефицита, ожидаемого по итогам 2024 года.
Коэффициент ликвидности бюджета Кировской области в 2024 году составит 64%. Однако, ожидаемое использование накопленных средств неизбежно приведет к снижению показателя в 2025 году. По этой причине АКРА применяет к этому показателю понижающую корректировку на пограничное значение.
Качественная оценка ликвидности бюджета соответствует умеренно сильному профилю. У Области отсутствуют открытые кредитные линии со сроком выборки более одного года. Краткосрочные кредиты Управления Федерального казначейства на пополнение остатков средств за прошедший период 2024 года не привлекались, несмотря на наличие соответствующего договора. Риски рефинансирования долговых обязательств низкие в связи с некоммерческим характером долга. Просроченная кредиторская задолженность бюджета Кировской области на 01.07.2024, по мнению АКРА, была незначительной.
Умеренные показатели развития экономики Области, частично зависящей от отраслей госсектора. Наиболее крупные предприятия Региона — это предприятия деревообрабатывающей, металлургической и пищевой промышленности. На территории Кировской области располагаются филиал АО «ОХК «Уралхим», АО «Омутнинский металлургический завод», АО «Вятич», ООО «Вятский фанерный комбинат» и др.
По оценкам Агентства, наибольшая доля налоговых поступлений от зарегистрированных на территории Области предприятий приходится на сферу обрабатывающей промышленности. Усредненная доля указанных налоговых поступлений за 2020–2023 годы составила 33% и была сформирована предприятиями, занятыми в пищевой, химической, деревообрабатывающей и других отраслях, что говорит о высоком уровне диверсификации налоговых поступлений в негосударственном секторе экономики. Вторым по размеру негосударственным сектором экономики, вносящим значительный вклад в налоговые поступления Области, является сектор оптовой и розничной торговли. В то же время совокупность отраслей, формирующих государственный сектор, обеспечила порядка 21% налоговых поступлений за указанный период, что говорит о зависимости экономики Региона от этого сектора. По итогам восьми месяцев текущего года существенных изменений в диверсификации налоговых поступлений Области не произошло.
Экономика Области характеризуется сравнительно низкими показателями ВРП на душу населения (усредненное за 2019–2022 годы значение составляет 50% от среднестранового уровня). Положительную динамику, однако, ежегодно демонстрирует промышленное производство Кировской области. По итогам 2023 года индекс промышленного производства (ИПП) Региона составил 110,5% к показателю предыдущего года, что превышает аналогичные показатели по Приволжскому федеральному округу и по Российской Федерации в целом. В январе–августе текущего года сохранялась положительная динамика ИПП, значение которого достигло 115,4% по сравнению с аналогичным периодом 2023 года.
Соотношение усредненных заработной платы и регионального прожиточного минимума за 2020–2023 годы превысило 3,0. Усредненная за указанный период безработица составила 3,7%, при этом в 2023 году безработица в Области снизилась до 3,2%.
Ключевые допущения
-
Рост текущих расходов бюджета в 2024–2025 годах темпами, не уступающими ожидаемой на этот период инфляции.
-
Использование накопленной ликвидности в полном объеме для финансирования бюджетного дефицита, прогнозируемого на 2024 год.
-
Привлечение коммерческого долга для финансирования дефицита бюджета.
Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга
«Стабильный» прогноз предполагает с высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.
К позитивному рейтинговому действию могут привести:
-
устойчивый рост операционной эффективности бюджета;
-
стабилизация долговой нагрузки на уровне ниже 30%;
-
сохранение существенного объема ликвидности по итогам текущего года.
К негативному рейтинговому действию могут привести:
-
усиление зависимости экономики от отраслей государственного сектора;
-
снижение доли собственных доходов в совокупных доходах бюджета;
-
рост потребности бюджета в дополнительных источниках финансирования капитальных расходов.
Рейтинги выпусков
Кировская область, 35001 (ISIN RU000A0ZZXZ7); срок погашения — 05.12.2025, объем эмиссии — 5 млрд руб., — A-(RU).
Обоснование. Указанный выше облигационный выпуск Кировской области, по мнению АКРА, имеет статус старшего необеспеченного долга, кредитный рейтинг которого соответствует кредитному рейтингу Кировской области — A-(RU).
Регуляторное раскрытие
Кредитные рейтинги Кировской области и облигационного выпуска Кировской области (ISIN RU000A0ZZXZ7) были присвоены по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности. При присвоении кредитного рейтинга указанному выпуску также использовалась Методология присвоения кредитных рейтингов финансовым инструментам по национальной шкале для Российской Федерации.
Впервые кредитные рейтинги Кировской области и облигационного выпуска Кировской области (ISIN RU000A0ZZXZ7) были опубликованы АКРА 06.12.2021. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Кировской области, а также кредитного рейтинга государственных ценных бумаг Кировской области ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
Кредитные рейтинги были присвоены на основании данных, предоставленных Кировской областью, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитные рейтинги являются запрошенными, Правительство Кировской области принимало участие в процессе присвоения кредитных рейтингов.
При присвоении кредитных рейтингов использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологий.
АКРА не оказывало Правительству Кировской области дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитных рейтингов выявлены не были.