Кредитный рейтинг Ленинградской области (далее — Ленинградская область, Область, Регион) обусловлен высоким уровнем развития региональной экономики, стабильными бюджетными показателями и низкой долговой нагрузкой при высоком уровне ликвидности бюджета.

Ленинградская область расположена в Северо-Западном федеральном округе и граничит с пятью субъектами Российской Федерации, а также с Финляндией и Эстонией. В Области проживает 2 млн человек (порядка 1,3% населения страны), а объем ее валового регионального продукта (ВРП) за 2024 год составит, по оценкам Области, почти 2 трлн руб.

Ключевые факторы оценки

Существенный запас ликвидности, созданный благодаря росту налоговых доходов. Бюджет Области характеризуется умеренно высокой долей собственных поступлений: в 2021–2025 годах усредненное1 соотношение налоговых и неналоговых доходов (ННД) и доходов бюджета без учета субвенций составит порядка 91%. Усредненная за указанный период доля капитальных расходов в совокупных расходах Региона (без учета субвенций) окажется на уровне 17,5%. Капитальные расходы более чем на две трети финансируются Областью самостоятельно. В 2021–2025 годах усредненное соотношение баланса текущих операций и текущих доходов (по методологии АКРА) будет равно 12,7%, а соотношение усредненных модифицированного бюджетного дефицита и текущих доходов составит -4%. Данные показатели говорят о достаточности текущих доходов для покрытия текущих расходов, тогда как для финансирования капитальных расходов может потребоваться привлечение долга или использование аккумулированных на счетах средств.

Закон об областном бюджете на 2024 год и плановый период с 2025 по 2026 год предусматривает исполнение бюджета в текущем году с дефицитом, который планируется покрыть частично за счет остатков на счетах, частично путем привлечения долга.

В бюджетном планировании для Ленинградской области характерны редкие, но существенные корректировки закона о бюджете, а также консервативный подход к планированию собственных доходов. Областное законодательство устанавливает дополнительные нормативы отчислений от НДФЛ, замещающие муниципальным образованиям дотации из областного бюджета. На муниципальный уровень также передаются поступления по упрощенным системам налогообложения (по налогу на совокупный доход). Информация о фактах нарушения Областью бюджетного законодательства отсутствует. Налоговые льготы признаются Регионом эффективными. Качественная оценка бюджетного профиля соответствует максимальному уровню.

Область завершила 2023 год с профицитом, который сложился за счет существенного роста поступлений по налогу на прибыль в различных секторах экономики и в меньшей степени за счет роста других налоговых доходов. Профицит, бюджетные кредиты и иные источники финансирования дефицита (по большей части — доходы от продажи акций и долей в капитале) в сумме сформировали прирост остатков на счетах Региона, в результате чего среднемесячные остатки в 2023 году более чем вдвое превысили среднемесячные расходы бюджета. Оценка коэффициента ликвидности бюджета Ленинградской области соответствует максимальному уровню, коэффициент ликвидности по итогам 2024 года составит более 140%.

Профиль ликвидности умеренно сильный. Риски рефинансирования долговых обязательств признаются минимальными, просроченная кредиторская задолженность отсутствует.


1 Здесь и далее усреднение осуществляется в соответствии с Методологией присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации.

Низкая долговая нагрузка и минимальные риски рефинансирования. На конец 2023 года соотношение долга Ленинградской области и ее текущих доходов составило 4%. По оценкам АКРА, соотношение долга Региона и его текущих доходов по итогам 2024 года может составить 6,4% текущих доходов, а на конец 2025-го — 7,1%. Соотношение долга и ВРП Области по состоянию на конец 2024 года будет равно 0,7%. Указанные показатели соответствуют низкому уровню долговой нагрузки.

На 01.01.2024 долг Области был представлен исключительно бюджетными кредитами. Соотношение усредненных процентных расходов и совокупных расходов бюджета (без учета субвенций) в 2020–2024 годах окажется на уровне менее 1%, что говорит о необременительности данных расходов для областного бюджета. График погашения долга сбалансирован, периоды значительных пиковых выплат отсутствуют. На начало 2024 года Области предстояло погасить порядка 32% долговых обязательств в ближайшие три года; средний срок погашения обязательств на начало 2024-го превышал шесть лет.

За истекший период текущего года был погашен кредит на опережающее финансирование расходных обязательств и привлечен новый кредит на финансовое обеспечение реализации инфраструктурного проекта. В итоге структура долга не изменилась, но его объем незначительно вырос. Вероятно, анонсированное списание бюджетных кредитов внесет дополнительные корректировки в график погашения долга Ленинградской области. В 2023 году бюджетные кредиты Региону не списывались.

Законом о бюджете предусмотрено предоставление государственных гарантий на сумму до 100 млн руб. в 2024 году. В 2025–2026 годах гарантии не предусмотрены.

АКРА не располагает данными о нарушениях бюджетного законодательства в части долговой нагрузки; просроченные обязательства, а также просроченная кредиторская задолженность на начало года и на 01.10.2024 отсутствуют. Предприятия госсектора не имеют значительного объема долговых обязательств, информации о необходимости оказания этим предприятиям поддержки из бюджета нет. На территории Области реализуются концессионные соглашения в сфере здравоохранения и спорта. Совокупная долговая нагрузка муниципальных образований Региона крайне низкая. В связи с этим качественная оценка долгового профиля соответствует максимальному уровню.

Диверсифицированная экономика с развитыми обрабатывающей промышленностью и транспортным сектором. Доминирующей отраслью в структуре ВРП Ленинградской области являются обрабатывающие производства (до трети ВРП). Порядка четвери выпуска обрабатывающей промышленности приходится на производство пищевых продуктов, не относящееся к процикличным отраслям. Кроме того, в Области представлены нефтеперерабатывающая промышленность, машиностроение, производство бумажных изделий и химическая промышленность. На вид деятельности «Транспортировка и хранение» в 2022 году приходилось 13% ВРП. По территории Региона проходят магистральные трубопроводы, а также расположен крупный портовый комплекс. Дифференциация налоговых поступлений по отраслям находится на высоком уровне: согласно расчетам АКРА, усредненная оценка максимальной доли одной отрасли в налоговых доходах Области в 2020–2023 годах не превышает 15%.

Безработица в Ленинградской области в течение последних пяти лет находилась ниже среднестранового уровня и по итогам 2023 года составила 3,3%. Средняя заработная плата в 2023 году превысила прожиточный минимум (для трудоспособного населения) более чем в четыре раза. Темпы роста физического объема ВРП и промышленного производства в 2018–2020 годах были выше, чем в среднем по России, а в 2021–2022 годах наблюдалось незначительное отставание по одному или обоим показателям. В 2023-м темпы роста промышленного производства в Области значительно превзошли среднероссийские. За период с 2018 по 2023 год население Региона увеличилось почти на 200 тыс. человек (преимущественно за счет миграции). Положительные тренды в демографии и промышленности нашли отражение в итоговой корректировке оценки экономики.

Ключевые допущения

  • сохранение консервативной долговой политики;

  • сохранение высокого уровня ликвидности областного бюджета.

Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга

«Стабильный» прогноз предполагает с высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.

К позитивному рейтинговому действию могут привести:

  • устойчивый рост доли капитальных расходов бюджета;

  • сохранение собственной ликвидности бюджета на высоком уровне.

К негативному рейтинговому действию могут привести:

  • рост текущих расходов бюджета без соответствующего увеличения его доходной части;

  • значительное снижение ликвидности областного бюджета;

  • рост долговой нагрузки Области до уровня выше 30% текущих доходов.

Рейтинги выпусков

Эмиссии в обращении отсутствуют.

Регуляторное раскрытие

Кредитный рейтинг Ленинградской области был присвоен по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности.

Впервые кредитный рейтинг Ленинградской области был опубликован АКРА 02.06.2022. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Ленинградской области ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

Кредитный рейтинг был присвоен на основании данных, предоставленных Ленинградской областью, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитный рейтинг является запрошенным, Администрация Ленинградской области принимала участие в процессе присвоения кредитного рейтинга.

При присвоении кредитного рейтинга использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологий.

АКРА не оказывало Администрации Ленинградской области дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитного рейтинга выявлены не были.

Версия для печати
Скачать PDF

Аналитики

Елена Анисимова
Старший директор — руководитель группы суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 04 86
Илья Цыпкин
Заместитель директора — руководитель направления муниципальных рейтингов, группа суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 03 45
Мы защищаем персональные данные пользователей и обрабатываем Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с условиями использования файлов cookie на этом веб-сайте, перейдя по ссылке.