Кредитный рейтинг Хабаровского края (далее — Хабаровский край, Край, Регион) обусловлен умеренно низким уровнем долговой нагрузки при низких рисках рефинансирования долговых обязательств, положительной операционной эффективностью бюджета и умеренно высокой долей налоговых и неналоговых доходов (ННД) в совокупных доходах бюджета (без учета субвенций). Давление на рейтинг оказывают сохраняющаяся потребность бюджета в использовании дополнительных источников финансирования капитальных расходов и умеренно низкие качественные оценки финансового профиля Региона. Экономике Края свойственны умеренные показатели развития и частичная зависимость от бюджетного сектора.

Хабаровский край входит в состав Дальневосточного федерального округа. В Регионе проживает порядка 1,3 млн человек (0,9% населения РФ). По оценкам Края, его валовой региональный продукт (ВРП) по итогам 2023 года достиг 1 245 млрд руб.

Ключевые факторы оценки

Положительная операционная эффективность бюджета при сохраняющейся потребности в дополнительном финансировании капитальных расходов. Усредненное1 соотношение баланса текущих операций и текущих доходов за 2021–2025 годы будет равно 4%. Ожидается, что в 2024 году баланс текущих операций составит 0,5% текущих доходов Региона, что указывает на полное покрытие текущих расходов текущими доходами без необходимости использования дополнительных источников финансирования. По совокупности факторов операционная эффективность бюджета Хабаровского края оценивается как умеренная.

Усредненная доля капитальных расходов в совокупных расходах (за вычетом субвенций) за 2021–2025 годы составит 10%. Ежегодно капитальные расходы более чем наполовину финансируются за счет трансфертов из федерального бюджета, оставшаяся часть финансируется за счет краевых средств и частично за счет привлеченных инфраструктурных бюджетных кредитов. Это указывает на умеренно низкую гибкость бюджетных расходов Края. Усредненная доля ННД в доходах Региона (без учета субвенций) за указанный период будет находиться на уровне 78%.

Усредненное за 2021–2025 годы соотношение модифицированного бюджетного дефицита (МБД) и текущих доходов ожидается на уровне -1,0%. АКРА полагает, что потребность бюджета в использовании накопленных остатков на счетах в целях финансирования капитальных расходов в текущем году будет существенной по причине планируемого роста капитальных расходов Края по сравнению с показателем за 2023 год.

Качественная оценка бюджетного профиля определяется как умеренно слабая и основывается на заметных отклонениях фактических расходов и собственных доходов краевого бюджета от плановых показателей. Сумма недополученных бюджетных средств в связи с предоставлением льгот не является существенной для бюджета Региона. По данным Края, объем налоговых расходов в 2023 году составил 4,7 млрд руб., в текущем году показатель может увеличиться до 6,9 млрд руб.

Край завершил 2023 год с профицитом бюджета в размере 5% ННД, что позволило ему увеличить объем остатков на счетах.

Согласно утвержденным на 01.09.2024 бюджетным назначениям, доходы краевого бюджета по итогам 2024 года увеличатся на 4% в годовом сопоставлении. ННД Региона при этом вырастут на 6%, что произойдет во многом благодаря увеличению поступлений по НДФЛ на 11%, а также по налогам на товары и услуги и налогам на совокупный доход — на 8 и 17% соответственно. В то же время поступления по налогу на прибыль и безвозмездные поступления сократятся на 2% к показателям по итогам 2023 года. Расходная часть краевого бюджета, как ожидается, вырастет на 16%, в том числе на 80% увеличится объем капитальных расходов. Дефицит бюджета по итогам 2024 года составит 11% ННД, а его финансирование планируется осуществить полностью за счет остатков на счетах Региона, частично сформированных за счет недоиспользованных средств полученных ранее бюджетных кредитов.

По итогам восьми месяцев текущего года доходы бюджета Хабаровского края увеличились на 11% к показателю за аналогичный период 2023 года. Рост ННД за истекшую часть года превысил 18%, в том числе на 8% увеличились поступления по налогу на прибыль и на 23% — по НДФЛ. Объем безвозмездных поступлений, напротив, продемонстрировал заметное снижение на 13% в годовом сопоставлении. Расходы краевого бюджета за указанный период увеличились на 7%, а промежуточный профицит бюджета практически вдвое превзошел показатель за восемь месяцев 2023 года.


1 Здесь и далее усреднение осуществляется в соответствии с Методологией присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации.

Умеренно низкая долговая нагрузка при низких рисках рефинансирования долговых обязательств. По итогам 2023 года долг Хабаровского края составил 59,6 млрд руб. Долговой портфель более чем на 95% состоял из бюджетных кредитов, порядка 4% приходилось на облигации, оставшуюся часть формировали гарантии Региона. Согласно графику погашения на начало года, в 2024 году погашению подлежало 5% долга, в 2025-м — порядка 20%.

По состоянию на 01.09.2024 объем долга Региона практически не изменился. За истекшую часть 2024 года Край погасил 1,3 млрд руб. бюджетных кредитов, выданных в прошлом году на пополнение остатков средств на счетах, но при этом привлек сопоставимый объем бюджетных кредитов на финансирование инфраструктурных проектов. Согласно обновленному графику погашения долга, за оставшийся период текущего года Краю необходимо погасить 3% совокупного размера долга, объем погашения в 2025 году относительно показателя на начало 2024 года не изменился.

Долговая нагрузка на краевой бюджет умеренно низкая: соотношение долга и текущих доходов на конец 2024 года ожидается на уровне 37%. Соотношение усредненных за 2021–2025 годы процентных расходов и совокупных расходов бюджета (за вычетом субвенций) не превысит 1%. Соотношение долга Региона и прогнозируемого ВРП по результатам текущего года окажется на уровне порядка 4%.

Долговой профиль Региона определяется как слабый, несмотря на значительную долю бюджетных кредитов в структуре долгового портфеля, полученных в рамках программы замещения коммерческого долга, и на средневзвешенный срок погашения обязательств, превышающий четыре с половиной года. До 2022 года три четверти долгового портфеля Региона формировали рыночные долговые обязательства, большая часть которых имела сроки погашения не более двух лет. Операционная эффективность бюджета преимущественно положительная, однако в прогнозном периоде на 2024–2026 годы возможен выход показателя в отрицательную зону. Долговая нагрузка муниципальных образований Края низкая, соотношение долга муниципалитетов и их ННД по итогам 2023 года составило 17%. По данным Региона, финансовый долг предприятий государственного сектора на 01.07.2024 составлял порядка 2,1 млрд руб., а просроченная кредиторская задолженность этих предприятий — 0,6 млрд руб. На начало 2024 года у Края имелось 12 заключенных концессионных соглашений, шесть из которых были заключены в 2023 году. По состоянию на 01.09.2024 большая часть соглашений приостановлена и может быть расторгнута судом. Ведется ряд арбитражных процессов по признанию указанных соглашений недействительными.

Остатки на счетах позволят профинансировать ожидаемый дефицит бюджета. За 2023 год остатки на счетах Региона увеличились более чем в два раза к показателю по итогам 2022-го. АКРА отмечает, что большая часть этих средств была обеспечена предоставленными бюджетными кредитами на финансирование инфраструктуры, которые в дальнейшем позволят частично профинансировать капитальные расходы Региона. C начала текущего года остатки средств на счетах Края в среднем вдвое превышали его ежемесячные расходы. Около 60% временно свободных средств планируется направить на финансирование дефицита бюджета по итогам текущего года. Оставшиеся средства позволят профинансировать дефициты будущих периодов.

Коэффициент ликвидности бюджета Хабаровского края по итогам 2024 года может превысить 140%. Однако АКРА применяет корректировку на пограничное значение к указанному показателю в сторону снижения, поскольку в плановом периоде показатель ликвидности будет сокращаться вследствие финансирования ожидаемого дефицита бюджета. Наряду с этим отмечается, что рост накопленной ликвидности был частично обеспечен предоставленными бюджетными кредитами, которые имеют целевой характер.

Качественная оценка ликвидности бюджета соответствует умеренно слабому профилю. У Края отсутствуют открытые кредитные линии со сроком выборки более года. В 2023 году были привлечены бюджетные кредиты на пополнение остатков средств на счетах. Риски рефинансирования долговых обязательств низкие, так как большую часть погашения в ближайшие два года формируют бюджетные кредиты, которые, как ожидается, будут частично списаны. Просроченная кредиторская задолженность бюджета Хабаровского края на 01.07.2024 практически полностью отсутствовала. Дополнительно отмечается, что существенный объем остатков на счетах Края сформирован за счет средств его автономных и бюджетных учреждений.

Умеренные показатели развития экономики, частично зависящие от госсектора. Негосударственный сектор экономики Края значительно диверсифицирован. В течение последних четырех лет существенная доля налоговых поступлений (17% — усредненная доля за 2020–2023 годы) приходилась на отрасли, связанные с транспортировкой грузов и связью. Сектор торговли также обеспечивал около 17% налоговых поступлений. Деятельность, финансируемая за счет бюджетных средств (государственное управление, образование, здравоохранение и деятельность в сфере культуры), по оценкам АКРА, формировала порядка 21% налоговых доходов за указанный период и вносила наибольший вклад в доходы краевого бюджета.

Величина усредненного ВРП Региона на душу населения в сопоставлении со среднестрановым показателем в 2019–2022 годах составила 90%. Соотношение усредненных значений заработной платы и регионального прожиточного минимума в 2020–2023 годах значительно превышало 3,0. Уровень безработицы, рассчитываемый по методологии МОТ, по итогам 2023 года достиг минимальных значений за весь анализируемый период и составил 2,1%. Усредненный за последние четыре года уровень безработицы в Регионе равен 3,5%. Безработица в Хабаровском крае стабильно ниже среднестранового уровня.

Ключевые допущения

  • рост потребности бюджета в дополнительных источниках финансирования капитальных расходов;

  • использование большей части накопленной ликвидности для финансирования ожидаемого дефицита текущего года.

Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга

«Стабильный» прогноз предполагает с высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.

К позитивному рейтинговому действию могут привести:

  • снижение потребности бюджета в использовании дополнительного финансирования;

  • устойчивый рост доли капитальных расходов в совокупных расходах краевого бюджета (за вычетом субвенций);

  • устойчивое снижение соотношения долга и текущих доходов ниже 30%;

  • значительное снижение косвенной долговой нагрузки вследствие отмены ряда заключенных концессионных соглашений.

К негативному рейтинговому действию могут привести:

  • значительное снижение показателя операционной эффективности бюджета;

  • резкий и значительный рост доли краткосрочного долга;

  • рост соотношения долга и текущих доходов выше 55%;

  • существенное снижение объема остатков на счетах Региона.

Рейтинги выпусков

Хабаровский край, 35007 (ISIN RU000A0ZZQQ0), срок погашения — 24.10.2025, объем эмиссии — 5 млрд руб., — BBB+(RU).

Обоснование кредитного рейтинга. Облигационный выпуск Хабаровского края, по мнению Агентства, имеет статус старшего необеспеченного долга, кредитный рейтинг которого соответствует кредитному рейтингу Хабаровского края.

Регуляторное раскрытие

Кредитные рейтинги Хабаровского края и облигационного выпуска Хабаровского края (ISIN RU000A0ZZQQ0) были присвоены по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности. При присвоении кредитного рейтинга указанному выпуску также использовалась Методология присвоения кредитных рейтингов финансовым инструментам по национальной шкале для Российской Федерации.

Впервые кредитный рейтинг Хабаровского края и кредитный рейтинг выпуска государственных ценных бумаг Хабаровского края (ISIN RU000A0ZZQQ0) были опубликованы АКРА 19.06.2020. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Хабаровского края, а также кредитного рейтинга выпуска государственных ценных бумаг Хабаровского края (ISIN RU000A0ZZQQ0) ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

Кредитные рейтинги были присвоены на основании данных, предоставленных Правительством Хабаровского края, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитные рейтинги являются незапрошенными, Правительство Хабаровского края принимало участие в процессе присвоения кредитных рейтингов.

При присвоении кредитных рейтингов использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологий.

АКРА не оказывало Правительству Хабаровского края дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитных рейтингов выявлены не были.

Версия для печати
Скачать PDF

Аналитики

Илья Цыпкин
Заместитель директора — руководитель направления муниципальных рейтингов, группа суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 03 45
Евгения Траутман
Старший аналитик, группа суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 04 80, доб. 104
Мы защищаем персональные данные пользователей и обрабатываем Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с условиями использования файлов cookie на этом веб-сайте, перейдя по ссылке.