Ключевые факторы рейтинговой оценки

Экономика Мурманской области (далее — Мурманская область, Область, Регион) является ресурсоориентированной: почти треть валового регионального продукта (ВРП) генерируется за счет добычи полезных ископаемых, металлургического производства и вылова рыбы. Динамика экономических показателей Мурманской области подвержена влиянию мировых цен на добываемое сырье (добыча полезных ископаемых, в частности апатитов и никеля, генерирует 17% ВРП Региона, при этом 15% объема промышленного производства относится к металлургии). Также экономика Региона зависит от процикличной транспортной отрасли (12% ВРП), представленной, в том числе Мурманским морским торговым портом, через который СУЭК осуществляет перевалку энергетического угля. Однако структура экономики Области признается достаточно диверсифицированной за счет высокой доли иных, напрямую не связанных с ценами на ресурсы и экономическим циклом, секторов. К ним относятся рыболовство (11% ВРП), которое, однако, не создает существенной добавленной стоимости за счет невысокой глубины переработки сырья и сохраняющейся ориентации рыболовецких предприятий на перерабатывающие мощности соседних стран, и государственный сектор экономики (8% ВРП).

Высокий уровень обязательных расходов создает давление на бюджетные показатели. Расходы Области преимущественно финансируются за счет собственных доходов1. При этом сохраняющийся высокий объем обязательных расходов, постоянно растущих за счет увеличения расходов на оплату труда и социальных выплат, неблагоприятно влияет на соотношение операционного баланса и регулярных доходов Области, которое на конец 2017 года составит 14% (на конец 2019 года — 11%, по оценке АКРА). Вследствие высоких обязательных расходов возможность осуществлять капитальные расходы невелика: в 2014–2017 годах они составили в среднем 12% от общего объема расходов и финансировались большей частью за счет собственных средств. По оценке АКРА, добыча полезных ископаемых и металлургическое производство формируют более трети налоговых поступлений в бюджет Области. Однако на долю крупнейшего налогоплательщика в 2014–2016 годах приходилось не более 16% налоговых поступлений в консолидированный бюджет Области, а номенклатура добываемого на территории Области сырья позволяет признать структуру налоговых поступлений достаточно диверсифицированной.

1 Собственные доходы = налоговые и неналоговые доходы.

Показатель операционного баланса Области продемонстрировал кратковременное улучшение в 2016 году и достиг 23% регулярных доходов за счет возросших поступлений по налогу на прибыль крупнейших налогоплательщиков-экспортеров, обусловленных прибылью от курсовых разниц и ростом выручки. По оценке АКРА, уровень операционного баланса в процентах от регулярных доходов в долгосрочной перспективе не превысит 11–12%.

Долговой риск-профиль поддерживается планируемой пролонгацией бюджетных кредитов. В долговом портфеле Области существенна доля бюджетных кредитов — почти половина всех долговых обязательств по состоянию на 01.01.2017. За счет планов по их реструктуризации структура погашения долга улучшается: в 2018 году Область была бы вынуждена погасить 25% совокупного текущего долга вышестоящему бюджету, но после реструктуризации объем бюджетных кредитов к погашению составит 2% текущего долга. За счет невысоких показателей операционного баланса соотношение прямого долга и операционного баланса Области составит по итогам 2017 года 2,52. Долговая стратегия Области предполагает планомерное снижение долговой нагрузки по мере роста доходов бюджета и интенсивное использование банковских лимитов внутри года для финансирования текущих потребностей. Однако с учетом прогнозируемого АКРА на 2018–2019 годы дефицита бюджета долговая нагрузка Области на конец 2019 года может возрасти до 4,45. Реализация планов по реструктуризации (пролонгации) бюджетных кредитов поддержит совокупную оценку долговой нагрузки в 2019 году (в сравнении с оценкой в 2017 году).

Достаточная ликвидность бюджета. Регион располагает достаточным уровнем ликвидности для своевременного выполнения расходных обязательств, включая процентные платежи. Однако остатки средств на счетах бюджета на начало месяца постоянно ниже расходов текущего месяца, в связи с чем Регион регулярно испытывает потребность в финансировании прогнозируемых кассовых разрывов. В управлении ликвидностью правительство Области использует краткосрочные кредиты Управления Федерального казначейства (УФК) и средства автономных и бюджетных учреждений.

Ключевые допущения

  • сохранение доли обязательных расходов Области в пределах 83% совокупных расходов бюджета;
  • стабилизация номинального объема налоговых доходов в 2018–2019 годах на уровне 2017 года;
  • получение Областью в 2018–2019 годах трансфертов в объеме не ниже уровня, планируемого на 2017 год;
  • сохранение уровня капитальных расходов в 2018–2019 годах не ниже показателей, запланированных на 2017 год;
  • пролонгация бюджетных кредитов на семь лет.

Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга

«Стабильный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.

К позитивному рейтинговому действию могут привести:

  • рост налоговых доходов, в том числе за счет ликвидации части налоговых льгот, при снижении доли обязательных расходов;
  • рост капитальных расходов бюджета;
  • снижение долговой нагрузки;
  • снижение зависимости бюджета от внешних источников ликвидности.

К негативному рейтинговому действию могут привести:

  • рост обязательных расходов бюджета Области без равнозначного роста доходной части бюджета, ведущий к необходимости дальнейших заимствований;
  • существенное снижение объема налоговых доходов в 2018–2019 годах без снижения объема расходов;
  • снижение темпов роста экономики относительного ожидаемых уровней.

Краткая информация о регионе

Мурманская область расположена в Северо-Западном федеральном округе (СЗФО), имеет сухопутные границы с Финляндией, Норвегией и Республикой Карелия. Территория Области относится к районам Крайнего Севера  и сухопутным территориям Арктической зоны Российской Федерации. В Области проживает 0,5% населения РФ, а ее ВРП составляет 0,6% суммарного российского ВРП. В 2016 году ВРП Области достиг 413 млрд руб. Экономическое развитие Области определяется ее природным потенциалом (добыча полезных ископаемых и вылов рыбы), переработкой природных ресурсов, а также транспортно-транзитным потенциалом и значительной долей транспортной отрасли в госсекторе.

Индекс промышленного производства Области длительное время отставал от средних значений по РФ и СФЗО, однако в 2015–2016 году эта тенденция изменилась, что может быть объяснено ростом производства основных видов продукции, выпускаемой на территории Региона, за счет реализации инвестиционных проектов в секторе добычи полезных ископаемых, а также эффектом девальвации рубля.

Рисунок 1. Индекс промышленного производства Мурманской области

Источник: Росстат

Факторы рейтинговой оценки

Институциональный фактор

Бюджетное планирование характеризуется достаточной точностью. Исполнение доходов бюджета составило по итогам 2013–2016 годов 99–106% от уточненного плана, исполнение расходов — 97%.

Дополнительные нормативы отчислений от НДФЛ, замещающие дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальным образованиям, не установлены. При этом весь объем собранных налогов на совокупный доход предприятий остается в распоряжении муниципальных образований. Налоговые доходы формируют более 45% всех доходов муниципальных образований (более половины из них приходится на НДФЛ). В муниципальных образованиях Области осуществляют деятельность межведомственные рабочие группы по увеличению доходов бюджетов бюджетной системы.

Совокупная долговая нагрузка муниципальных образований Региона за исследуемый период плавно растет — с 22% от собственных доходов муниципальных образований в 2013 году до 27% в 2016 году — и достигла на конец 2016 года 4,1 млрд руб. Чуть более половины долга муниципальных образований (в основном Мурманска) составляет коммерческий долг перед банками. Относительная стоимость долга муниципальных образований остается невысокой — 0,5% от их совокупных расходов.

Экономика Области является ресурсоориентированной: почти треть ВРП генерируется за счет добычи полезных ископаемых, металлургического производства и вылова рыбы

Экономика Мурманской области базируется на добыче полезных ископаемых (в Регионе добывается весь российский апатитовый концентрат, порядка 10% общего объема добываемых в РФ железных руд, порядка 10% добываемого в РФ никеля), производстве металлов (до 2017 года — более 40% всего объема первичного никеля в РФ, после 2017 года — более 70%), а также рыболовстве с последующей переработкой.

В 2016 году структура ВРП Мурманской области выглядела следующим образом: добыча полезных ископаемых — 17%, транспорт и связь — 12,3%, рыболовство и рыбоводство — 11%, обрабатывающие производства — 9,5%, оптовая и розничная торговля и ремонт — 8,2%, госуправление и обеспечение военной безопасности, социальное страхование — 8,1%, операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг — 7,8%. Доля других отраслей в ВРП составила 26,1%.

Рисунок 2. Структура ВРП Мурманской области в 2016 году

Источник: Росстат

Основой промышленного производства Области являются добыча полезных ископаемых (формирует более трети промышленного производства), производство пищевых продуктов (преимущественно переработка продуктов рыболовства; порядка 20% промышленного производства), производство и распределение электроэнергии, газа и воды (порядка 20%), металлургическое производство (более 15%).

Таблица 1. Крупнейшие по объему выручки предприятия Мурманской области

Источник: СПАРК-Интерфакс

По объему отгруженных товаров, относящихся к сектору «Добыча полезных ископаемых», Регион стабильно занимает третье место в СЗФО после Республики Коми и Ненецкого автономного округа.

Рыбохозяйственный комплекс Мурманской области генерирует порядка 11% ВРП Региона, а также обеспечивает 14% общероссийского вылова рыбы и 13% производства рыбы и рыбных продуктов.

Развитие сектора «Транспорт и связь» поддерживается наличием на территории Области незамерзающего глубоководного порта с атомным ледокольным флотом (входит в десятку крупнейших портов России по объемам перевалки грузов). С дальнейшей реализацией проекта «Комплексное развитие Мурманского транспортного узла» доля сектора может возрасти.

Значимая доля государственного сектора («Госуправление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение») в структуре ВРП Мурманской области обусловлена базированием в Регионе Северного флота (часть сил ядерного сдерживания, состоящая из подводных лодок, кораблей, авиации).

Мурманская область — энергоизбыточный регион, поэтому почти треть вырабатываемой электроэнергии поставляется за пределы Области, в том числе за рубеж.

Динамика реального ВРП Области постоянно отставала от динамики совокупного ВРП РФ, однако в 2015 году данная тенденция впервые изменилась, что объясняется эффектом девальвации рубля в экспортно ориентированных отраслях. Тем не менее данный эффект носит краткосрочный характер, в связи с чем в дальнейшем АКРА не ожидает опережающих среднестрановые показатели темпов роста экономики Региона. ВРП Мурманской области в расчете на душу населения стабильно превышает среднероссийские показатели.

Рисунок 3. Динамика мировых цен на никель и апатитовый концентрат (в пересчете на среднемесячный курс доллара по отношению к рублю)

Источник: indexmundi.com, расчеты АКРА

Соотношение инвестиций и ВРП Области стабильно в годовом сопоставлении и в 2012–2016 годах составляло в среднем 25%. Основной вклад в объем инвестиций вносят добывающая промышленность, государственный сектор и сектор транспорта и связи. Крупнейшие инвестиционные проекты Области, находящиеся в стадии активной реализации, относятся к доминирующим отраслям (добывающей, металлургической и химической промышленности).

Среднедушевые денежные доходы в Мурманской области превышают среднероссийский уровень, а заработные платы, рассчитанные в целом по экономике Региона, являются одними из самых высоких в стране. Это поддерживает налоговую базу бюджета Области в части поступлений от НДФЛ. Самые высокие заработные платы отмечаются в следующих секторах: рыболовство; добыча полезных ископаемых; производство и распределение электроэнергии, газа и воды; государственное управление и обеспечение военной безопасности; деятельность водного и воздушного транспорта. Четверть занятого населения Области трудоустроена в этих отраслях.

Область стабильно характеризуется достаточно высоким показателем безработицы по методологии Международной организации труда, составляющим 7,7%, что превышает среднестрановой показатель на 40%. Уровень безработицы неодинаков для отдельных районов Области, что свидетельствует о диспропорции их социально-экономического развития.

Демографическая ситуация в Регионе неблагоприятна. Несмотря на преимущественно положительный коэффициент естественного прироста в течение последних нескольких лет, численность населения Мурманской области постоянно снижается вследствие миграционного оттока. По этой же причине доля населения старше трудоспособного возраста в Области существенно ниже (на 3,5%), чем в среднем по РФ. По мнению АКРА, такая возрастная структура, несмотря на неблагоприятную демографическую ситуацию в Регионе в целом, не ведет к угрозе повышения социальных расходов бюджета.

Рисунок 4. Уровень развития экономики Мурманской области относительно среднестрановых показателей (100%)

Источник: Мурманская область, Росстат, расчеты АКРА

Регион характеризуется очень высокой степенью урбанизации (93% населения проживает в городах, треть из них — в моногородах), а также высоким уровнем развития транспортной инфраструктуры (на территории Области располагается два аэропорта, незамерзающий морской порт, 94% автомобильных дорог Области имеют твердое покрытие, из них две трети — усовершенствованное).

Высокий уровень обязательных расходов создает давление на бюджетные показатели

Самодостаточность доходной части бюджета Области находится на высоком уровне: доля собственных доходов составляет 89% доходов без учета субвенций в 2014–2017 годах. В 2015 и 2016 годах поступления от налога на прибыль росли высокими темпами (+52% и +26% соответственно). Такой прирост обеспечивал эффект девальвации рубля в секторах добычи полезных ископаемых и металлургического производства, от которых в сумме зависит примерно 70% собираемого на территории Области налога на прибыль. В связи с таким ростом налога на прибыль структура собственных доходов бюджета Региона изменилась: исчезло явное доминирование доли НДФЛ, которая составила 39%, а доля налога на прибыль в 2016 году возросла до 44%. АКРА считает, что такая пропорция сохранится в будущем.

Заработные платы в Регионе сравнительно высоки, что будет поддерживать доходную часть бюджета с точки зрения поступлений от НДФЛ.

Существует незначительный резерв роста собственных доходов Области за счет повышения ставок региональных налогов.

Ставки транспортного налога имеют потенциал роста вне социально значимых категорий. Сумма недопоступлений транспортного налога в бюджет в результате применения налоговых льгот несущественна.

Предоставляемые льготы по налогу на имущество в 2014–2016 годах ежегодно составляли в среднем половину налогов на имущество, поступающих в бюджет Области. Доля налогоплательщиков, которые применяют льготы по налогу на имущество, является одной из самых высоких в РФ (71%). Администрация Области проводит плановую работу по оптимизации региональных налоговых льгот, в частности, начиная с 2017 года отменена региональная льгота по налогу на имущество, предоставленная областным автономным и бюджетным учреждениям, а с 2018 года — областным казенным учреждениям и муниципальным автономным, бюджетным и казенным учреждениям. Доля льгот таким учреждениям составляла в 2017 году порядка 54% (около 880 млн руб.) от суммы льготы по налогу на имущество организаций.  Значительную долю льгот также занимают льготы, предоставленные организациям, реализующим стратегические инвестиционные проекты Мурманской области при условии заключения соглашений о господдержке инвестиционной деятельности на территории Региона. Оценочная сумма таких льгот на 2018 год составляет порядка 600 млн руб.

Поступления от региональных налогов составляли 10% собственных доходов с 2014 по 2016 год.

Рост поступлений по налогу на прибыль в секторе «Добыча полезных ископаемых» привел к увеличению доли этого сектора до 24% в 2016 году. Такой рост поступлений — следствие единовременного эффекта девальвации рубля (дальнейшие темпы роста поступлений по налогу на прибыль, по мнению АКРА, будут слабоотрицательными). По оценке АКРА, добыча совокупно с металлургическим производством формирует более трети налоговых поступлений в бюджет Области. Несмотря на то что формально уровень отраслевой диверсификации налоговых поступлений оценивается как слабый, АКРА учитывает, что крупнейшие предприятия, ведущие добычу на территории Области, добывают принципиально разное сырье.

Бюджет Мурманской области также существенно зависит от государственного сектора экономики: налоговые поступления от сектора «Государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение» составляют в отдельные годы до четверти всех налоговых поступлений.

В то же время, по данным Области, ее налоговая база относительно диверсифицирована с точки зрения концентрации на крупнейших налогоплательщиках: в 2014–2016 году на одного налогоплательщика приходилось не более 16% налоговых поступлений консолидированного бюджета Области, а на долю трех крупнейших налогоплательщиков — не более трети доходов консолидированного бюджета.

Рисунок 5. Отраслевая структура налоговых доходов* Мурманской области в 2013–2016 годах

* В ходе анализа использованы данные по налогу на прибыль, НДФЛ, налогу на имущество, транспортному налогу.
** Учитываются операции с недвижимым имуществом; аренда машин и оборудования без оператора; прокат бытовых изделий и предметов личного пользования; деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий; научные исследования и разработки; предоставление прочих видов услуг. 
Источник: ФНС, расчеты АКРА.

Доля обязательных расходов бюджета Области высока — в среднем 80% в 2014–2017 годах с плавным ростом в годовом сопоставлении. К росту обязательных расходов ведет увеличение затрат на заработную плату и социальное обеспечение (преимущественно по разделам «Социальная политика» и «Здравоохранение»): в 2016 году социальные выплаты были проиндексированы на 11,9%, затраты на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг — на 8,1%, оплата труда отдельных категорий работников бюджетной сферы —  на 6,2% с 01.10.2016. В 2017 году рост обязательных расходов продолжится и составит 11%.

Высокий уровень обязательных расходов негативно влияет на бюджетные показатели Региона. Операционный баланс Области составлял в 2014–2016 годах в среднем 15% регулярных доходов. В 2017 году, согласно данным областного закона о бюджете, операционный баланс составит 14%. По оценкам АКРА, в 2018–2019 годах данный показатель будет находиться в диапазоне 11–12%. Стресс-тест АКРА, предполагающий ежегодное снижение собственных доходов Области на 7% по сравнению с запланированным уровнем, предусматривает сокращение операционного баланса до 5% регулярных доходов на конец прогнозируемого периода при стабильной доле собственных доходов и плавном росте доли обязательных расходов.

Область поддерживает капитальные расходы на среднем уровне, равном 12% от всех расходов бюджета (данные 2014–2016 годов и прогноз Области на 2017 год). Этот уровень оценивается как средний, что свидетельствует об умеренных возможностях Области при необходимости сократить капитальные расходы (направить средства на текущие расходы). Преимущественно капитальные расходы осуществляются за счет областного бюджета.

Таблица 2. Оценка показателей бюджетной дисциплины Мурманской области

Источник: расчеты АКРА

С учетом структуры капитальных расходов с точки зрения экономической классификации реальный размер их сокращения в пользу расходов некапитального характера может составить не более 15% капитальных расходов областного бюджета, то есть не превысит 2% совокупных расходов бюджета.

Рисунок 6. Структура капитальных расходов Мурманской области

Источник: Мурманская область, расчеты АКРА

Долговой риск-профиль поддерживается планируемой пролонгацией бюджетных кредитов

В управлении долгом Область опирается на банковские и бюджетные кредиты, не используя облигации. Соотношение банковских и бюджетных кредитов внутри года зависит от наличия кредита, предоставленного УФК. На конец календарного года банковские кредиты составляют более половины долга Области. Текущая (по состоянию на 01.09.2017) структура долгового портфеля смещена в сторону бюджетных кредитов благодаря наличию кредита УФК. Текущий график погашения долга предполагает выплату его основной части, то есть 86% без учета гарантий, в течение 2017–2019 годов, из них половина будет погашена в 2017 году.

Погашаемый по графику в 2017 году объем бюджетных кредитов (2,87 млрд руб.) уже рефинансирован с помощью новых бюджетных кредитов (2,26 млрд руб.) с текущим сроком погашения в 2021 и 2022 годах.

Банковские кредиты являются долгосрочными (срок погашения 3–4 года), а текущий объем неиспользованных лимитов покрывает размер кредита УФК, поэтому график погашения текущего долга Области на конец года не будет свидетельствовать о риске необходимости рефинансирования.

Рисунок 7. График погашения текущего долга Мурманской области без учета гарантий (по состоянию на 01.09.2017), млн руб. 

Источник: Мурманская область, расчеты АКРА

В рамках озвученных решений по реструктуризации бюджетных кредитов профиль погашения долговых обязательств Мурманской области на 2018 год и позже может существенно измениться. В оценке кредитоспособности Области АКРА исходит из предположения, что анонсированная реструктуризация будет осуществлена.

Рисунок 8. График погашения текущего долга Мурманской области в случае реструктуризации части бюджетных кредитов, млн руб. 

Источник: Мурманская область, расчеты АКРА

Хотя долговая политика Области декларирует соблюдение условий соглашений о предоставлении областному бюджету кредитов из федерального бюджета, прогноз АКРА предполагает невыполнение этих условий в связи с необходимостью финансирования дефицита бюджета. Несмотря на то что такая оценка предполагает наличие риска рефинансирования в случае вынужденного погашения кредита в связи с нарушением условия, текущие решения федерального правительства в отношении подобных нарушений позволяют не учитывать данный риск.

При плановом (в соответствии с данными областного закона о бюджете) снижении абсолютного размера операционного баланса в 2017 году по сравнению с 2016 годом долговая нагрузка Области (соотношение прямого долга и операционного баланса) возрастет с 1,6 до 2,52.  

С учетом прогнозируемого АКРА в 2018–2019 годах дефицита бюджета Области ее долговая нагрузка на конец 2019 года возрастет до очень высоких значений (4,45 по сравнению с прогнозируемым АКРА на конец 2017 года показателем 2,52). Однако реализация планов федерального правительства по реструктуризации (пролонгации) бюджетных кредитов поддержит совокупную оценку долговой нагрузки в 2019 году в сравнении с оценкой в 2017 году.

Рисунок 9. Оценка динамики долгового портфеля Мурманской области и потребности в дополнительном финансировании, млрд руб. 

Источник: Мурманская область, расчеты АКРА

Расходы Региона на обслуживание долга, по мнению АКРА, не являются обременительными: с момента стабилизации операционного баланса в 2015 году процентные расходы составляли 16% и менее от операционного баланса.

Привлекаемые банковские кредиты имеют срок погашения, составляющий три–четыре года, поэтому отношение операционного баланса за вычетом процентных расходов к объему погашения долга (без учета внутригодового использования кредитных линий и кредитов УФК) в каждом из анализируемых периодов не превышает 1,8.

Финансовый долг компании, находящейся в собственности Области и имеющей неудовлетворительное финансовое положение, составил 1,12 млрд руб. по состоянию на конец 2016 года. Предприятие предполагается приватизировать, в связи с чем в настоящее время АКРА не считает целесообразным учитывать его задолженность в виде косвенных обязательств областного правительства.

По состоянию на 01.092017 областное правительство предоставило гарантии по долговым обязательствам энергосбытовой компании, находящейся в собственности Области, объемом 500 млн руб. Гарантия погашается в течение 2017 года. Финансовая помощь организациям, находящимся в собственности Области, оказывалась в виде взносов в уставный капитал.

Сведения о существенных объемах коммерческих обязательств Области, способных повлиять на ее уровень кредитоспособности, отсутствуют. 

Реструктуризация бюджетных кредитов на сумму 167 млн руб., имевшая место в 2015 году, не носила характера вынужденной.

По данным Области, просроченная кредиторская задолженность на 01.07.2017 несущественна.

АКРА не располагает сведениями о наличии просроченных долговых обязательств и случаев предоставления экстренной помощи вышестоящего бюджета с целью погашения займов.

Достаточный уровень ликвидности

Мурманская область имеет право размещать депозиты, однако не может этого делать, поскольку привлекает кредиты УФК.

Регион располагает достаточным уровнем ликвидности для своевременного выполнения расходных обязательств, включая процентные платежи. При этом остатки средств на счетах бюджета на начало месяца постоянно ниже расходов текущего месяца, в связи с чем Регион регулярно испытывает потребность в финансировании прогнозируемых кассовых разрывов. Администрация Области использует краткосрочный кредит УФК и средства автономных и бюджетных учреждений для управления ликвидностью. В результате внутригодовой оборот по привлечению и погашению долга растет и по итогам 2016 года вдвое превысил размер совокупного долга (что, однако, не отразилось на процентных расходах благодаря использованию кредита УФК).

Рисунок 10. Баланс ликвидности* Мурманской области, млрд руб.

* Превышение остатков денежных средств на счетах на начало месяца над расходами бюджета в течение месяца. 
Источник: Мурманская область, расчеты АКРА

На момент анализа заключенные договоры в рамках возобновляемых кредитных линий покрывали сумму месячных расходов бюджета Региона.

Рейтинги выпусков

Не присвоены.

Рейтинговая история

Отсутствует.

Регуляторное раскрытие

Кредитный рейтинг был присвоен по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации, а также Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности.

Кредитный рейтинг был присвоен Мурманской области впервые. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу ожидается в течение 182 дней с даты рейтингового действия (16.10.2017).

Кредитный рейтинг был присвоен на основании данных, предоставленных Мурманской областью, информации из открытых источников (Минфин РФ, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитный рейтинг является запрошенным, Мурманская область принимала участие в процессе присвоения кредитного рейтинга.

Факты существенного отклонения информации от данных, зафиксированных в официально опубликованной финансовой отчетности Мурманской области, не выявлены.

АКРА не оказывало Мурманской области дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитного рейтинга выявлены не были.

Приложение

Таблица 1. Сводные экономические показатели Мурманской области

Источник: Мурманская область, Росстат, расчеты АКРА

Таблица 2. Сводные показатели бюджета Мурманской области, млн руб.

Источник: Мурманская область, расчеты АКРА

Таблица 3. Сводные показатели долговой нагрузки Мурманской области, млн руб.

Источник: Мурманская область, расчеты АКРА

Таблица 4. Сводные показатели основных финансовых коэффициентов Мурманской области

Источник: Мурманская область, расчеты АКРА
Версия для печати
Скачать PDF

Аналитики

Евгения Траутман
Старший аналитик, группа суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 04 80, доб. 104
Дмитрий Куликов
Директор, группа суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 04 80, доб. 122
Мы защищаем персональные данные пользователей и обрабатываем Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с условиями использования файлов cookie на этом веб-сайте, перейдя по ссылке.