Кредитный рейтинг Челябинской области (далее — Челябинская область, Область, Регион) обусловлен умеренно низким уровнем долговой нагрузки при незначительных рисках рефинансирования обязательств, а также положительной операционной эффективностью бюджета наряду со значительной долей капитальных расходов в совокупных расходах (за вычетом объема субвенций). Сдерживающее влияние на рейтинг оказывают зависимость налоговых поступлений Региона от его металлопромышленного комплекса, а также существенная потребность бюджета в дополнительных источниках финансирования капитальных расходов.
Челябинская область входит в состав Уральского федерального округа. В Области проживает 3,4 млн человек (порядка 2% населения страны). В 2022 году валовой региональный продукт (ВРП) Региона составил 2 300 млрд руб. (порядка 1,6% совокупного ВРП российских регионов). По оценке Области, показатель за 2023 год достиг 2 635 млрд руб.
Ключевые факторы оценки
Положительная операционная эффективность бюджета при его существенной потребности в использовании дополнительного финансирования. Усредненное1 соотношение баланса текущих операций и текущих доходов за 2021–2025 годы составит 27%. По итогам 2024 года операционная эффективность бюджета ожидается положительной, при этом объем баланса текущих операций позволит профинансировать порядка трети прогнозируемого объема капитальных расходов.
1 Здесь и далее усреднение осуществляется в соответствии с Методологией присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации.
Усредненная доля капитальных расходов в совокупных расходах за 2021–2025 годы составит 39%. Капитальные расходы по большей части финансируются Регионом за свой счет. Усредненная за указанный выше период доля налоговых и неналоговых доходов (ННД) в доходах Области (без учета субвенций) сформируется на уровне 87%.
Соотношение усредненных за 2021–2025 годы модифицированного бюджетного дефицита (МБД) и текущих доходов оценивается на уровне -11%, при этом показатель МБД по итогам 2024 года ожидается сильно отрицательным, что связано с финансированием прогнозного дефицита бюджета. Для финансирования совокупного объема капитальных расходов Область предполагает использовать значительную часть накопленных остатков на счетах, исходя из Закона, есть возможность привлечь заемное финансирование. АКРА отмечает, что весь объем МБД текущего года полностью покрывается остатками на счетах Региона. В связи с этим Агентство корректирует категорию МБД до более высокого уровня.
Оценка бюджетного профиля Региона определяется АКРА как сильная. Бюджетное прогнозирование зачастую консервативно и частично затруднено, поскольку значительную часть доходов формируют поступления от высоковолатильных отраслей. Фактический дефицит бюджета часто оказывается существенно ниже планируемых показателей. Случаи нарушения бюджетного законодательства отсутствуют. Объем выпадающих налоговых доходов в связи с применением налоговых льгот несущественен для бюджета Региона, за 2023 год недополученные доходы бюджета составили порядка 4% ННД.
По итогам прошлого года профицит бюджета Челябинской области составил 3% ННД, что позволило ей увеличить объем остатков на счетах.
За семь месяцев текущего года доходы бюджета Области увеличились на 2% к показателю за сопоставимый период 2023 года, в том числе на 10% выросли ННД Региона. Основную роль в увеличении ННД сыграли поступления по НДФЛ, которые более чем на треть превзошли показатель на начало августа минувшего года. В то же время поступления по налогу на прибыль, наоборот, продемонстрировали снижение на 12% в годовом выражении. Значительное снижение также показали безвозмездные поступления, которые уменьшились на 35% год к году. Расходная часть бюджета Области выросла на 16%, а промежуточный профицит бюджета составил 1,8 млрд руб.
Согласно уточненному плану Области на 01.08.2024, в 2024 году доходная часть бюджета снизится на 6% к показателю 2023 года. Снижение ННД составит порядка 3%, в том числе незначительное сокращение могут продемонстрировать поступления по налогу на прибыль (-4%). Безвозмездные поступления по итогам текущего года могут сократиться на 23% в годовом сопоставлении в связи со снижением объема текущих трансфертов более чем на треть. Расходная часть бюджета, напротив, возрастет на 23%. Запланирован рост как текущих (+13%), так и капитальных (+39%) расходов. По итогам года Область ожидает значительный дефицит бюджета на уровне 33% ННД, который, исходя из текущей редакции Закона о бюджете, может быть профинансирован за счет остатков на счетах Региона, а также привлеченного финансирования.
Умеренно низкая долговая нагрузка при плавном графике погашения долга. По итогам 2023 года долг Челябинской области составил 52,7 млрд руб. Долговой портфель Региона на 88% состоял из бюджетных кредитов, порядка 11% формировали облигации, а оставшаяся часть приходилась на гарантии. График погашения долга на 01.01.2024 предполагал в ближайшие пять лет погашение не более 13% обязательств ежегодно. В 2024 году погашению подлежало 10% долга (5,3 млрд руб.).
По состоянию на 01.08.2024 долг Региона увеличился на 14%, до 60,1 млрд руб. Прирост долга был по большей части обеспечен бюджетными кредитами. За семь месяцев текущего года Область привлекла 9,5 млрд руб. долгосрочных бюджетных кредитов на финансирование инфраструктурных проектов, при этом 2,2 млрд руб. бюджетных кредитов на опережающее финансирование расходных обязательств было погашено. Изменение объема гарантий Региона за указанный период было незначительным. В соответствии с обновленным графиком погашения долга, в текущем году Региону предстоит погасить 5% долговых обязательств, а в 2025-м — 10%.
На конец 2023 года соотношение долга и текущих доходов Области составило 20%. В связи с ожидаемым привлечением долга на капитальные цели по итогам текущего года АКРА прогнозирует увеличение долговой нагрузки Региона. Соотношение долга и текущих доходов Области за 2024 год может превысить 30%, что будет соответствовать умеренно низкому уровню долговой нагрузки.
Соотношение усредненных за 2021–2025 годы процентных расходов и совокупных расходов бюджета (за вычетом объема субвенций) составит порядка 1%. Соотношение долга Региона и прогнозируемого показателя ВРП по итогам текущего года составит немногим более 3%.
Долговой профиль Региона оценивается как очень сильный. АКРА учитывает существенную долю бюджетных кредитов в структуре долгового портфеля и средневзвешенный срок погашения обязательств, значительно превышающий три с половиной года. Фактов неисполнения Областью ее долговых обязательств не зафиксировано. Операционная эффективность бюджета в анализируемом периоде преимущественно положительная, что указывает на финансирование текущих расходов за счет текущих доходов без привлечения заемных средств. Долговая нагрузка муниципальных образований Области очень низкая; по итогам 2023 года соотношение совокупного долга муниципалитетов Региона и их совокупных ННД составило 4%. По данным Челябинской области, финансовый долг предприятий государственного сектора на 01.07.2024 составлял порядка 0,9 млрд руб., при этом просроченная кредиторская задолженность этих предприятий на указанную дату практически отсутствовала. Объем выплат из областного бюджета по обязательствам концессий в 2024 году незначительно превысит 3,1 млрд руб., что, по мнению АКРА, не несет существенных рисков для бюджета Региона.
Остатки на счетах позволят профинансировать весь запланированный объем дефицита бюджета. По итогам 2023 года объем остатков на счетах Региона увеличился практически вдвое. Значительную часть прироста обеспечили профицит бюджета по итогам прошлого года и операции по управлению остатками средств государственных учреждений. За период с начала текущего года остатки на счетах в среднем в несколько раз превышали ежемесячные расходы бюджета Области. Объем накопленных средств в случае необходимости позволит без привлечения долга покрыть ожидаемый бюджетный дефицит 2024 года, а также погасить долг, запланированный к погашению в текущем году. Тем не менее Область планирует использовать только часть средств в текущем году.
Коэффициент ликвидности бюджета Области по итогам 2024 года составит немногим более 100%.
Профиль ликвидности бюджета оценивается Агентством как сильный. На текущий момент у Области отсутствует необходимость в использовании кредитных линий или в привлечении краткосрочных кредитов Управления Федерального казначейства. Накопленная ликвидность превосходит долг Региона — этого объема средств достаточно для финансирования возможных потребностей бюджета. Просроченная кредиторская задолженность областного бюджета на 01.07.2024 отсутствовала.
Умеренные показатели развития экономики со значительной концентрацией на металлургическом комплексе. По расчетам АКРА, более трети налоговых поступлений Области может приходиться на металлопромышленный комплекс (усредненная доля за 2020–2023 годы). Пиковые значения показателя наблюдались в 2021 году. Иная значительная концентрация налоговых поступлений в Регионе отсутствует. Предприятия государственного сектора обеспечили порядка 13% налоговых поступлений в бюджет Области за 2020–2023 годы. Наиболее крупные предприятия Региона — металлургические комбинаты ПАО «ММК», АО «ЧТПЗ» и ПАО «ЧМК».
В 2019–2022 годах усредненный ВРП на душу населения в Регионе был равен 71% от среднестранового уровня. С учетом оценок Области на 2023 год снижение указанного показателя, способное привести к изменению категории ВРП, не ожидается. Безработица в Области по итогам 2023 года составила 2,4%, ее усредненный за 2020–2023 годы уровень был равен 3,2%. Соотношение усредненных за 2020–2023 годы среднемесячной заработной платы в Регионе и прожиточного минимума превосходило 3,5.
Ключевые допущения
-
использование как свободной ликвидности на счетах Региона, так и заемных средств в целях финансирования ожидаемого дефицита текущего года;
-
привлечение в текущем году существенного объема инфраструктурных бюджетных кредитов для финансирования части капитальных расходов прогнозного периода.
Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга
«Стабильный» прогноз предполагает с высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.
К позитивному рейтинговому действию могут привести:
-
рост доли ННД в доходах Региона (без учета субвенций);
-
снижение потребности бюджета Области в дополнительных источниках финансирования капитальных расходов;
-
стабилизация соотношения долга и текущих доходов Региона на уровне ниже 30%;
-
дальнейшее увеличение объема временно свободных средств на счетах Региона.
К негативному рейтинговому действию могут привести:
-
рост концентрации экономики Региона на металлургическом комплексе;
-
устойчивое снижение операционной эффективности бюджета;
-
существенное увеличение объема краткосрочного коммерческого долга.
Рейтинги выпусков
Челябинская область, 35001 (ISIN RU000A102FV5), срок погашения — 30.11.2027, объем эмиссии — 7 млрд руб., — АA(RU).
Челябинская область, 35002 (ISIN RU000A102L61), срок погашения — 17.12.2027, объем эмиссии — 8 млрд руб., — АA(RU).
Челябинская область, 35003 (ISIN RU000A102L79), срок погашения — 17.12.2027, объем эмиссии — 8 млрд руб., — АA(RU).
Обоснование. Облигационные выпуски Челябинской области, по мнению Агентства, имеют статус старшего необеспеченного долга, кредитный рейтинг которого соответствует кредитному рейтингу Челябинской области.
Регуляторное раскрытие
Кредитные рейтинги Челябинской области и облигационных выпусков Челябинской области (ISIN RU000A102FV5, RU000A102L61, RU000A102L79) были присвоены по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности. При присвоении кредитного рейтинга указанным выпускам также использовалась Методология присвоения кредитных рейтингов финансовым инструментам по национальной шкале для Российской Федерации.
Впервые кредитные рейтинги Челябинской области и облигационных выпусков Челябинской области (ISIN RU000A102FV5, RU000A102L61, RU000A102L79) были опубликованы АКРА 26.12.2017, 01.12.2020, 21.12.2020 и 21.12.2020 соответственно. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Челябинской области, а также кредитных рейтингов государственных ценных бумаг Челябинской области ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
Кредитные рейтинги были присвоены на основании данных, предоставленных Челябинской областью, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитные рейтинги являются запрошенными, правительство Челябинской области принимало участие в процессе присвоения кредитных рейтингов.
При присвоении кредитных рейтингов использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологий.
АКРА оказывало правительству Челябинской области дополнительные услуги. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитных рейтингов выявлены не были.