Кредитный рейтинг АО «МОНОПОЛИЯ» (далее — Компания, «Монополия») обусловлен сильным операционным риск-профилем и умеренной оценкой финансового риск-профиля. Агентство отмечает сильный бизнес-профиль Компании и очень высокую географическую диверсификацию бизнеса, рыночная позиция и корпоративное управление оцениваются на среднем уровне. Поддержку финансовому риск-профилю оказывают высокие оценки денежного потока и ликвидности, а также очень высокая рентабельность при умеренно высокой оценке долговой нагрузки. Средний размер Компании и низкий показатель обслуживания долга, в свою очередь, оказывают давление на финансовый риск-профиль.

«Монополия» — логистическая платформа, объединяющая грузоперевозчиков и грузоотправителей в цифровой среде c помощью сервисов и технологий. Функционал платформы позволяет грузоперевозчикам найти груз и вывезти его собственными силами (сегмент бизнеса «Монополия.Грузы»), а водителям-предпринимателям — получить во владение транспортные средства через механизм лизинга при помощи партнеров Компании при условии продолжения использования платформы для поиска грузов («Монополия.Бизнес»). «Монополия» также оказывает услуги по перевозке грузов, размещенных на платформе, посредством собственного парка техники («Монополия.Тракинг»), развивает экосистему мультисервисов для перевозчиков «Монополия.Топливо» (топливный процессинг, придорожные сервисы и др.) и TMS-систему «Умная логистика», приобретенную в текущем году.

Ключевые факторы оценки

Сильный операционный риск-профиль. Поскольку в основе бизнес-модели «Монополии» лежит работа платформы, обеспечивающей операционную эффективность всех сегментов бизнеса, АКРА относит Компанию к отрасли информационных технологий. «Монополия» осуществляет переход от модели «тяжелых активов» к модели «легких активов», реализуя свой парк транспортных средств и развивая партнерства с лизинговыми компаниями, что оказывает значительное влияние на динамику сегмента «Монополия.Бизнес» и финансовые результаты Компании. В связи с этим Агентство оценивает кредитный риск отрасли выше среднего.

В силу низкого уровня проникновения цифровых услуг на рынке грузовых перевозок АКРА оценивает услуги цифрового фрахта как продуктовый сегмент, а Компанию — как лидера в этом сегменте с долей рынка порядка 75%.

Агентство высоко оценивает бизнес-профиль Компании, отмечая низкую волатильность спроса на FTL-перевозки (основными грузовладельцами на платформе являются компании из таких сегментов, как ретейл и FMCG) и высокую степень уникальности разработанной Компанией цифровой платформы. Диверсификация выручки оценивается на среднем уровне. Географическая диверсификация бизнеса оценивается как очень высокая — Компания располагает офисами во всех густонаселенных регионах страны.

Корпоративное управление оценивается на среднем уровне, преимущественно ввиду средних оценок финансовой прозрачности и структуры группы. Агентство высоко оценивает структуру управления Компанией благодаря наличию опытного совета директоров и выстроенной системе внутреннего контроля и управления рисками.

Очень высокая рентабельность при среднем размере бизнеса. В 2023 году как общая, так и чистая выручка Компании выросла почти на 70%, при этом показатель FFO до фиксированных платежей и налогов увеличился более чем вдвое. Исторически большую долю чистой выручки формировал сегмент «Монополия.Тракинг». Однако Компания приняла стратегическое решение о переходе на бизнес-модель «легких активов» и сокращает как собственный парк грузовиков, так и долю услуг тракинга в пользу сегментов «Монополия.Бизнес» и «Монополия.Грузы». Агентство ожидает, что такой переход положительно скажется как на выручке Компании в среднесрочной перспективе (возможно некоторое снижение в 2025 году, если прирост выручки сегментов «Монополия.Бизнес» и «Монополия.Грузы» не компенсирует сокращение выручки от тракинга), так и на расходах, что будет способствовать поддержанию очень высокого уровня рентабельности.

Средневзвешенный за период с 2022 по 2027 год показатель FFO до фиксированных платежей и налогов оценивается АКРА в 7 млрд руб.

Умеренно высокая оценка долговой нагрузки и низкий уровень покрытия фиксированных платежей. Кредитный портфель Компании хорошо диверсифицирован и состоит из банковского финансирования, обязательств по лизингу и факторингу. По итогам 2023 года общий долг Компании вырос более чем в два раза в связи с приобретением транспортной компании Globaltruck. Поскольку «Монополия» приняла стратегическое решение о переходе на бизнес-модель «легких активов» и реализует собственный и приобретенный в ходе сделки парк транспортных средств, АКРА ожидает, что денежные потоки от таких продаж будут направлены на снижение долга. По оценкам Агентства, в случае успешной реализации описанных выше планов средневзвешенное за период с 2022 по 2027 год отношение скорректированного на аренду общего долга к FFO до фиксированных платежей составит 1,8х.

Увеличение доли финансирования, привлеченного в период высоких ставок, привело к росту процентных расходов Компании. Агентство ожидает рост процентных расходов по итогам 2024 года в связи с обновлением кредитного портфеля с их дальнейшим снижением по мере погашения долга за счет реализации парка транспортных средств. Средневзвешенное за период с 2022 по 2027 год отношение FFO до фиксированных платежей к фиксированным платежам оценивается АКРА на уровне 2,7х. АКРА отмечает, что уровень покрытия фиксированных платежей очень чувствителен к отклонениям от заявленных сроков и цен продажи парка.

Сильные ликвидность и денежный поток. Агентство оценивает уровень ликвидности Компании как высокий благодаря наличию значительных доступных объемов кредитных линий и лимитов по договорам факторинга. Кроме того, «Монополия» располагает не находящимися в залоге основными средствами, доходы от реализации которых могут быть направлены на погашение долговых обязательств.

В 2022–2023 годах свободный денежный поток (FCF) Компании был отрицательным. Агентство ожидает, что в 2024 году показатель останется отрицательным, а с 2025-го FCF выйдет в положительную зону благодаря повышению операционной эффективности, обусловленному масштабом работы платформы, а также сокращением Компанией услуг тракинга в пользу более высокомаржинального сегмента «Монополия.Бизнес». По оценкам АКРА, средневзвешенная за период с 2022 по 2027 год рентабельность по FCF может составить 6,1%.

Уровень капитальных затрат оценивается как низкий: Агентство ожидает, что основная часть инвестиций будет направлена на поддержание и развитие платформы «Монополии». Средневзвешенный за период с 2022 по 2027 год показатель капитальных затрат к выручке оценивается АКРА на уровне 6,5%.

Ключевые допущения

  • чистые доходы от реализации транспортных активов Компании в силу своей регулярности и наличия гарантии их выкупа от контрагентов оцениваются Агентством как операционные доходы и учитываются в расчете операционного денежного потока;

  • для оценки показателей рентабельности и денежного потока АКРА использует чистую выручку Компании, которая не включает доходы от перевыставляемых контрагентам издержек;

  • продолжение реализации стратегии по снижению доли услуг тракинга в выручке и продажа значительной части парка транспортных средств Компании;

  • сохранение текущих форматов партнерств с лизинговыми компаниями.

Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга

«Стабильный» прогноз предполагает с высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.

К позитивному рейтинговому действию могут привести:

  • рост отношения FFO до фиксированных платежей к фиксированным платежам выше 3,0х;

  • снижение средневзвешенного скорректированного на аренду общего долга к FFO до фиксированных платежей ниже 1,0х при устойчивой рентабельности по FCF выше 10% от чистой выручки.

К негативному рейтинговому действию могут привести:

  • отклонение от заявленных сроков и цен продажи парка грузовых автомобилей;

  • остановка текущих форматов партнерств с лизинговыми компаниями;

  • выход на рынок крупных игроков, который может привести к существенному снижению доли рынка Компании;

  • снижение средневзвешенного показателя FFO до фиксированных платежей и налогов ниже 5 млрд руб.;

  • снижение средневзвешенной рентабельности по FFO до фиксированных платежей и налогов ниже 30%;

  • рост средневзвешенного скорректированного на аренду общего долга к FFO до фиксированных платежей выше 2,0х;

  • снижение средневзвешенного отношения FFO до фиксированных платежей к фиксированным платежам ниже 1,0х;

  • снижение средневзвешенной рентабельности по FCF ниже 2%;

  • рост средневзвешенного уровня капитальных затрат выше 10% от чистой выручки.

Компоненты рейтинга

Оценка собственной кредитоспособности (ОСК): bbb+.

Корректировки: отсутствуют.

Рейтинги выпусков

Эмиссии в обращении отсутствуют.

Регуляторное раскрытие

Кредитный рейтинг АО «МОНОПОЛИЯ» был присвоен по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов нефинансовым компаниям по национальной шкале для Российской Федерации, а также Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности.

Кредитный рейтинг был присвоен АО «МОНОПОЛИЯ» впервые. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу АО «МОНОПОЛИЯ» ожидается в течение одного года с даты опубликования настоящего пресс-релиза.

Кредитный рейтинг был присвоен на основании данных, предоставленных АО «МОНОПОЛИЯ», информации из открытых источников, а также баз данных АКРА. Кредитный рейтинг является запрошенным, АО «МОНОПОЛИЯ» принимало участие в процессе присвоения кредитного рейтинга.

При присвоении кредитного рейтинга использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологий.

АКРА не оказывало АО «МОНОПОЛИЯ» дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитного рейтинга выявлены не были.
Версия для печати
Скачать PDF

Аналитики

Татьяна Хансуварова
Эксперт, группа корпоративных рейтингов
+7 (495) 139 04 80, доб. 126
Александр Гущин
Старший директор — руководитель направления среднего бизнеса, группа корпоративных рейтингов
+7 (495) 139 04 89
Мы защищаем персональные данные пользователей и обрабатываем Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с условиями использования файлов cookie на этом веб-сайте, перейдя по ссылке.