Кредитный рейтинг Московской области (далее — Московская область, Область, Регион) обусловлен высоким уровнем развития экономики, высокой долей собственных (налоговых и неналоговых, далее — ННД) доходов бюджета, высоким соотношением баланса текущих операций и текущих доходов, а также умеренно низкой долговой нагрузкой при достаточной ликвидности бюджета.
Московская область — крупный промышленно развитый регион, характеризующийся значительным вкладом в экономику Российской Федерации (более 5% суммарного валового регионального продукта (ВРП) субъектов). По оценкам Области, в 2023 году ее ВРП составил 8,5 трлн руб. Регион занимает второе место по численности населения (5,9% от совокупной численности населения страны по итогам 2023 года).
Ключевые факторы оценки
Высокая операционная эффективность бюджета и гибкая структура расходов. Благодаря ускоренному росту ННД в 2023 году, произошедшему в ряде отраслей в первую очередь по налогу на прибыль, текущие доходы областного бюджета выросли в большей степени, чем текущие расходы (даже с учетом сокращения текущих трансфертов). Это повлияло на ряд показателей бюджетного профиля. Усредненное1 соотношение баланса текущих операций и текущих доходов в 2021–2025 годах будет устойчиво превышать 20%, а соотношение усредненных модифицированного бюджетного дефицита и текущих доходов составит -3%. По мнению АКРА, указанные соотношения будут сохраняться и далее при условии умеренных темпов роста текущих расходов.
Бюджет Области характеризуется высокой долей собственных поступлений. В 2021–2025 годах усредненное соотношение ННД и доходов бюджета (без учета субвенций) впервые превысит 90% в связи с ростом этого соотношения в 2024 и 2025 годах.
Усредненная доля капитальных расходов в совокупных расходах Региона (за вычетом субвенций) в период с 2021 по 2025 год будет очень высокой (29%). АКРА ожидает постепенное снижение данного соотношения в 2025 году и в дальнейшем. Капитальные расходы Регион в значительной мере финансирует за счет собственных средств.
Законом о бюджете Области предусмотрен дефицит бюджета текущего года в размере 9% ННД, который будет профинансирован частично путем привлечения долга, частично — за счет использования ликвидности. Исходя из промежуточных данных, как полагает АКРА, фактическое исполнение бюджета может сложиться с меньшим дефицитом, чем ожидает Область.
Правительство Московской области активно участвует в развитии региональной экономики, используя меры налогового стимулирования и экономической поддержки.
Для бюджетного процесса характерна умеренная точность планирования и преобладание консервативных ожиданий. Существенные отклонения фактических поступлений от прогнозных показателей, предусмотренных в первой версии бюджета, наблюдаются по налогу на прибыль и по безвозмездным поступлениям. Подобные отклонения происходят по не зависящим от Региона причинам.
1 Здесь и далее усреднение осуществляется в соответствии с Методологией присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации.
Умеренно низкая долговая нагрузка при достаточном уровне ликвидности бюджета. Соотношение долга и текущих доходов Области на конец 2023 года составило 30% ее текущих доходов. Учитывая текущие параметры бюджета, указанное соотношение за 2024 год незначительно вырастет и составит 32%, что не окажет влияния на кредитный рейтинг Региона. С 2021 года в структуре долга Области происходит вытеснение доли коммерческих заимствований бюджетными кредитами, что связано с программами реструктуризации долга и выдачей различных видов бюджетных кредитов на инвестиционные цели. К началу 2024 года доля бюджетных кредитов составила 74%, а облигаций — 26%. На 01.07.2024 размер долга снизился на 9% в основном благодаря плановой амортизации облигаций и в меньшей степени — за счет погашения бюджетных кредитов; в результате структура долга незначительно изменилась в пользу последних.
Соотношение долга и ВРП Области не превышает 5%. Соотношение усредненных процентных расходов и совокупных расходов бюджета (без учета субвенций) в 2021–2025 годах составит менее 2%, что говорит о необременительности данных расходов для областного бюджета. На 01.01.2024 погашению или рефинансированию в текущем году подлежало 17% долговых обязательств Региона, четверть из которых — кредиты на опережающее финансирование расходных обязательств, выданных в 2023 году и погашаемых за счет трансфертов. За шесть месяцев 2024 года более половины долга, планируемого к погашению в этом году, было выплачено. В течение 2025 года Региону необходимо было погасить или рефинансировать 21% долговых обязательств. Принимая во внимание сокращение долга за первое полугодие 2024-го, доля погашаемого в 2025 году долга возросла до 23%. В 2023 году федеральное правительство списало Области часть бюджетных кредитов. АКРА полагает, что в текущем и последующих годах такая практика продолжится. В связи с этим, а также по причине технического роста доли долга, погашаемого в 2025 году, Агентство применило корректировку и понизило показатель до 20%.
Средний срок погашения долга превышает 3,5 года. Регион является крупным заемщиком на облигационном рынке, что предполагает высокую диверсификацию базы инвесторов. Информация о необходимости поддержки предприятий госсектора из бюджета Области или о наличии значительной просроченной кредиторской задолженности таких предприятий отсутствует. Долговая нагрузка муниципальных образований невелика и подконтрольна Региону.
Область располагает достаточным объемом ликвидности для своевременного выполнения расходных обязательств, включая процентные платежи. На 01.01.2024 остатки на счетах составили 82% среднемесячных расходов областного бюджета за 2023 год, а их среднемесячное значение было равно 163% среднемесячных расходов бюджета Области за 2023 год. По состоянию на 01.07.2024 объем остатков на счетах вырос более чем наполовину.
Московская область регулярно получает значительный доход от размещения временно свободных средств бюджета. Ранее Область размещала средства на депозитах, однако с апреля 2022 года получает доход от операций Федерального казначейства, которому доступен более широкий перечень инструментов. Коэффициент ликвидности в 2023 году составил 71%, но по итогам текущего года может несколько снизиться в связи с необходимостью использовать ликвидность для финансирования дефицита.
Учитывая получение Областью значительного регулярного процентного дохода, Агентство корректирует оценку коэффициента ликвидности до уровня 2. Кредитные лимиты со сроком выборки более года отсутствуют. Регион не имеет ограничений в стоимости привлечения долга.
Высокий уровень диверсификации экономики и выгодное географическое положение. Крупнейшие по численности населения города Области — Балашиха, Подольск и Химки. На территории Московской области находятся восемь наукоградов, пять особых экономических зон и три инновационных территориальных кластера. Доминирующей отраслью производства является пищевая промышленность (порядка 22% промышленного производства), не относящаяся к процикличным отраслям. Налоговые поступления в бюджет Области не зависят от одного крупного налогоплательщика (или группы крупных налогоплательщиков): исторически максимальная доля одного налогоплательщика в налоговых доходах бюджета составляет менее 4%, максимальная доля одной отрасли в структуре налоговых доходов не превышает 16%. Близость к Москве гарантирует стабильный рынок сбыта продукции, производимой в Московской области, и спрос на трудовые ресурсы, что обеспечивает низкую безработицу и достаточно высокий уровень средней заработной платы относительно прожиточного минимума в Области: с 2021 года усредненная заработная плата в Регионе превышает усредненный прожиточный минимум более чем в четыре раза. За историю наблюдений (с 2013 года) динамика реального ВРП Области лишь трижды была ниже среднестранового показателя, а темпы роста промышленного производства ежегодно (за исключением 2015 года) значительно опережали среднероссийский уровень. Население Области постоянно растет примерно на 1% в год; исключением стал только период возникновения территории Новой Москвы, когда население снизилось ввиду административных причин. В сравнении с большинством российских регионов, где численность населения снижается, Московская область обладает преимуществом, которое будет предопределять траекторию ее экономического роста. Увеличение численности населения в Регионе обеспечивается в основном за счет миграционного притока. Доля трудоспособного населения в Области ежегодно превышает среднестрановой уровень, что также благоприятно сказывается на ее экономике.
Ключевые допущения
-
сохранение консервативной долговой политики;
-
возможность списания части бюджетных кредитов;
-
сохранение ликвидности областного бюджета на достаточном уровне.
Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга
«Стабильный» прогноз предполагает с высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.
К негативному рейтинговому действию могут привести:
-
рост текущих расходов бюджета без соответствующего увеличения его доходной части;
-
увеличение долговой нагрузки Области до уровня выше 55% текущих доходов;
-
снижение объема доступной ликвидности;
-
ухудшение графика погашения долга и его диверсификации.
Рейтинги выпусков
Московская область, 34012 (ISIN RU000A100XP4), срок погашения — 08.10.2024, объем эмиссии — 25 млрд руб., — ААA(RU).
Московская область, 34013 (ISIN RU000A101988), срок погашения — 20.12.2024, объем эмиссии — 14 млрд руб., — ААA(RU).
Московская область, 34014 (ISIN RU000A101WL3), срок погашения — 08.07.2025, объем эмиссии — 28 млрд руб., — ААA(RU).
Московская область, 35015 (ISIN RU000A102CR0), срок погашения — 10.11.2026, объем эмиссии — 30 млрд руб., — ААA(RU).
Московская область, 35016 (ISIN RU000A102G35), срок погашения — 30.11.2027, объем эмиссии — 30 млрд руб., — ААA(RU).
Обоснование. Облигационные выпуски Московской области, по мнению Агентства, имеют статус старшего необеспеченного долга. Кредитные рейтинги данных долговых инструментов соответствуют кредитному рейтингу Московской области.
Регуляторное раскрытие
Кредитные рейтинги Московской области и государственных ценных бумаг Московской области (RU000A100XP4, RU000A101988, RU000A101WL3, RU000A102CR0, RU000A102G35) были присвоены по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности. При присвоении кредитных рейтингов указанным выпускам также использовалась Методология присвоения кредитных рейтингов финансовым инструментам по национальной шкале для Российской Федерации.
Впервые кредитные рейтинги Московской области и государственных ценных бумаг Московской области (RU000A100XP4, RU000A101988, RU000A101WL3, RU000A102CR0, RU000A102G35) были опубликованы АКРА 12.12.2016, 09.10.2019, 23.12.2019, 08.07.2020, 12.11.2020 и 02.12.2020 соответственно. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Московской области, а также кредитных рейтингов государственных ценных бумаг Московской области (RU000A100XP4, RU000A101988, RU000A101WL3, RU000A102CR0, RU000A102G35) ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
Кредитные рейтинги были присвоены на основании данных, предоставленных Московской областью, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитные рейтинги являются запрошенными, Правительство Московской области принимало участие в процессе присвоения кредитных рейтингов.
При присвоении кредитных рейтингов использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологий.
АКРА не оказывало Правительству Московской области дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитных рейтингов выявлены не были.