Ключевые факторы рейтинговой оценки

Экономика Нижнего Новгорода (далее — Нижний Новгород, Город) определяется промышленным потенциалом и транспортной инфраструктурой, а сравнительно высокие заработные платы и низкий уровень безработицы поддерживают его налоговую базу. Половина отгруженных товаров, работ, услуг создается в секторе обработки, при этом 40% отгруженных товаров, произведенных в данном секторе, составляют транспортные средства и оборудование. Благодаря развитым внутригородским и междугородным транспортным системам сектор транспорта и связи обеспечивает около одной пятой отгруженных товаров. На долю одного крупнейшего предприятия Нижнего Новгорода приходится не более 10% отгруженной продукции.

Стабильно более высокий по сравнению с РФ средний уровень заработной платы (с 2014 по 2016 год он опередил среднестрановой показатель на 12%) поддерживает налоговую базу Города (НДФЛ формирует почти половину собственных доходов городского бюджета). Уровень безработицы стабильно низкий.

Показатели бюджетной дисциплины поддерживаются высокими капитальными расходами, которые в значительной мере осуществляются за счет безвозмездных поступлений. Собственные доходы Города представлены преимущественно НДФЛ, налогами на имущество (земельный налог с организаций), ЕНВД и доходами от использования имущества. Существенная доля собственных доходов (8%) приходится на источник, регулируемый областным законодательством, согласно которому 3% НДФЛ, подлежащих зачислению в областной бюджет, передаются в бюджет городских округов. Несмотря на то что с 2014 по 2017 год собственные доходы составляют 72% доходов бюджета (без учета субвенций), обязательные расходы за указанный период находятся на высоком уровне, 76%. При этом АКРА обращает внимание на тот факт, что с 2015 по 2016 год объем обязательных расходов значительно вырос за счет увеличения текущих расходов дорожного фонда и сферы ЖКХ. В результате в анализируемом периоде операционный баланс составляет не более 17%, а с 2018 по 2019 год может снизиться до 6–8%. Капитальные расходы (в среднем 23% расходов бюджета) на две трети осуществляются за счет перечислений из вышестоящих бюджетов. Самодостаточность бюджета будет расти, что даст возможность компенсировать прогнозируемое снижение капитальных расходов за счет трансфертов.

Планируемый выпуск облигационного займа позволит сгладить высокую долговую нагрузку, отягощенную неравномерным графиком погашения. Поскольку для финансирования дефицита Нижний Новгород опирается преимущественно на краткосрочные кредитные ресурсы, операционный баланс за вычетом процентных расходов не покрывает ежегодно объем погашения долга. Несмотря на то что планируемый выпуск облигаций сгладит график погашения долга, долговая нагрузка Города продолжит повышаться. На конец 2017 года соотношение долга и операционного баланса составит 4,65 (в прошлом году данный показатель находился на уровне 2,29). Рост относительной долговой нагрузки отчасти объясняется снижением операционного баланса в результате повышения текущих расходов в сфере ЖКХ и дорожного хозяйства. Негативным фактором, усугубляющим долговую нагрузку, являются обязательства Нижнего Новгорода по договорам лизинга транспортных средств. АКРА определяет указанные обязательства как прямую долговую нагрузку, но упомянутый долг является целевым и влияет на объем капитальных вложений городского бюджета, что оценивается Агентством положительно.

Высокий уровень ликвидности. Город располагает необходимым уровнем ликвидности для своевременного выполнения расходных обязательств, включая процентные платежи. Величина остатков средств на счетах бюджета в абсолютном большинстве случаев на начало месяца ниже расходов текущего месяца, поскольку временно свободные средства вышестоящих бюджетов находятся в оперативном управлении, что позволяет использовать их как инструмент снижения стоимости обслуживания кредитных ресурсов. С 2015 года Нижний Новгород имеет возможность привлекать бюджетные кредиты на пополнение остатков средств на счетах бюджетов. Данные кредиты преимущественно привлекаются на цели экономии процентных расходов по кредитным линиям (на краткосрочное рефинансирование банковского долга).

Ключевые допущения

  • снижение с 2018 по 2019 год объема субсидий от вышестоящих бюджетов до уровня не ниже среднего показателя, достигнутого в период с 2014-го по 2016-й;
  • рост обязательных расходов бюджета темпами, не превышающими средний темп инфляции, прогнозируемый в 2018–2019 годах.

Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга

«Стабильный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.

К позитивному рейтинговому действию могут привести:

  • рост налоговых поступлений за счет увеличения собственной налоговой базы или изменения пропорций распределения налоговых доходов на областном уровне, не сопровождающийся соответствующим повышением обязательных расходов бюджета;
  • снижение объема обязательных расходов бюджета при сохранении текущего уровня налоговых доходов;
  • увеличение срока привлекаемых кредитных ресурсов и выравнивание графика погашения долга.

К негативному рейтинговому действию могут привести:

  • снижение уровня самодостаточности бюджета в связи с недополучением собственных доходов (на 6% и более от показателей, запланированных на 2018–2019 годы);
  • изменение областного законодательства (распределение НДФЛ в пользу Нижегородской области);
  • рост процентных расходов относительно операционного баланса Города.

Краткая информация о муниципалитете

Нижний Новгород — административный центр Нижегородской области и Приволжского федерального округа (ПФО). Пятый по численности населения город России (более 1,25 млн человек) и один из восьми городов РФ, в которых есть метрополитен. По оценкам администрации Города, в 2016 году его вклад в ВРП Нижегородской области может составлять до 50%. Нижний Новгород — крупный транспортный узел ПФО и один из крупнейших промышленных центров России.

В структуре отгруженных товаров, выполненных работ и услуг доминируют транспортные средства (на территории Города расположены автомобилестроительная компания «Группа ГАЗ», один из крупнейших производителей коммерческого транспорта в РФ, судостроительный завод и крупные оборонные предприятия), а также работы и услуги по виду экономической деятельности «Транспорт и связь».

Факторы рейтинговой оценки

Институциональный фактор

Бюджетный процесс характеризуется умеренной точностью планирования налоговых доходов (средняя ошибка по значимым видам доходов превышает 10% от уточненного плана на 2014–2016 годы).

Городская администрация ведет успешную работу по мониторингу расходных полномочий, переданных Нижнему Новгороду без соответствующей налоговой базы, и избавлению от них.

Помимо установленных Бюджетным кодексом налоговых доходов, областным законодательством за Городом закреплены и подлежат зачислению в городской бюджет 3% от НДФЛ и 100% от государственной пошлины, взимаемой в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг.

Нижний Новгород не получает дотаций (не установлены дополнительные нормативы отчислений в городской бюджет от НДФЛ, заменяющие дотации).

Экономика Города определяется промышленным потенциалом и транспортной инфраструктурой, а сравнительно высокие заработные платы и низкий уровень безработицы поддерживают его налоговую базу.

В Городе проживает порядка 40% населения Нижегородской области. По оценкам городской администрации, вклад предприятий Нижнего Новгорода в ВРП области в 2016 году может составлять до 50% ее ВРП (до 581 млрд руб.). Структура отгруженной продукции по секторам устойчива год к году. Максимальная доля приходится на транспорт и связь, производство транспортных средств и оборудования.

Рисунок 1. Структура отгруженных товаров, работ, услуг по крупным и средним предприятиям (прогноз на 2017 год)

Источник: Нижний Новгород

Нижний Новгород — крупный промышленный город (в структуре промышленного производства значительная доля приходится на продукцию с высокой добавленной стоимостью). Обрабатывающие производства формируют до половины отгруженных товаров, работ, услуг (данные по крупным и средним предприятиям). Производство транспортных средств и оборудования занимает порядка 20% отгрузки, производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования — еще 6%.

На десять крупнейших предприятий приходится порядка 40% отгруженной продукции Города, а на долю одного — не более 10%.

Таблица 1. Крупнейшие предприятия, зарегистрированные в Нижнем Новгороде (данные на 2016 год)

Источник: данные «СПАРК-Интерфакс»

Основной вклад в производство транспортных средств и оборудования вносит «Группа ГАЗ», осуществляющая полный цикл производства автомобилей на предприятиях, расположенных на территории Города. На Горьковском автомобильном заводе, структурном подразделении «Группы ГАЗ», работает порядка 10 тыс. человек (примерно 1–2% трудоспособного населения Нижнего Новгорода). «Группа ГАЗ» занимает 80% российского рынка автобусов и 50% рынка легких коммерческих автомобилей (данные компании). К другим крупным предприятиям отрасли относятся ООО «СТ Нижегородец» (производство автомобилей, прицепов и полуприцепов) и ПАО «Нижегородский авиастроительный завод «Сокол».

Высокую долю отгруженных товаров в секторе транспорта и связи (21%) обеспечивают аэропорт Стригино (международный аэропорт Нижнего Новгорода и Нижегородской области) и АО «Авиакомпания «Волга-Авиа», а также крупная газотранспортная компания и система городского транспорта, в частности МП «Нижегородское метро», филиал АО «РЖД».

Соотношение инвестиций и приходящейся на Город доли ВРП составляет порядка 15% и поддерживается за счет реализации инвестиционных проектов, связанных с подготовкой к проведению на его территории чемпионата мира по футболу 2018 года, а также инфраструктурных проектов (строительство и реконструкция ТЭЦ, распределительных сетей, реконструкция автодорог, продление линии метро, строительство мостового перехода через реку Волгу). Максимальная доля инвестиций (в основной капитал по организациям, не относящимся к субъектам малого предпринимательства) приходится на операции с недвижимым имуществом, аренду и предоставление услуг (30% в среднем за 2014–2016 годы), транспорт и связь (20%), обрабатывающие производства (20%, из них 10% — на производство транспортных средств и оборудования), производство и распределение электроэнергии, газа и воды (9%).

Средний уровень заработной платы в Нижнем Новгороде стабильно выше, чем в целом по РФ (в период с 2014 по 2016 год в среднем на 12%). Наполнение бюджета будет зависеть от темпов роста этого показателя по сравнению со среднестрановыми.

В 2014–2015 годах уровень безработицы по методологии МОТ, оцененный АКРА как уровень безработицы по городскому населению Нижегородской области, был ниже среднего по стране. Стабильно низкий уровень безработицы свидетельствует об устойчивости налоговой базы Города по основному виду налоговых доходов.

Демографическая ситуация в Нижнем Новгороде характеризуется естественной убылью населения, компенсируемой отчасти миграционным притоком. Доля населения старше трудоспособного возраста приблизительно на 1 п. п. выше аналогичного показателя в среднем по РФ (за счет доли населения моложе трудоспособного возраста, которая почти на 2 п. п. ниже аналогичного показателя по РФ). Учитывая структуру расходов бюджета, усугубление текущего тренда не будет способствовать в среднесрочной перспективе росту социальных расходов бюджета.

Рисунок 2. Уровень развития экономики Нижнего Новгорода относительно среднестрановых показателей (100%)

Источник: Нижний Новгород, Росстат

Город характеризуется высоким уровнем развития транспортной инфраструктуры; качество управления ЖКХ и уровень развития социальной инфраструктуры оцениваются нейтрально.

Показатели бюджетной дисциплины поддерживаются высокими капитальными расходами, которые в значительной мере осуществляются за счет безвозмездных поступлений.

Бюджет Нижнего Новгорода характеризуется довольно высоким уровнем самодостаточности доходов (72% в среднем за анализируемый период), который, однако, в последние годы падает. Сокращение данного показателя связано со снижением норматива зачисления НДФЛ в бюджет городских округов (с 2015 года он составляет 15% вместо установленных ранее 20%), а также с ростом объема субсидий (в том числе в связи с подготовкой к проведению в Городе чемпионата мира 2018 года). Таким образом, уменьшение показателя не свидетельствует о снижении налогового потенциала Нижнего Новгорода, а отражает изменения законодательства и влияние иных факторов.

Собственные доходы Города почти наполовину зависят от налога на доходы физических лиц. Помимо предусмотренных статьей 61.2 Бюджетного кодекса отчислений НДФЛ в размере 15%, в бюджет Города поступает 3% НДФЛ согласно статье 4 Закона Нижегородской области от 06.12.2011 № 177-З. Собранные на территории Нижегородской области налоги на доходы физических лиц не имеют выраженной концентрации на каком-либо секторе, что косвенно подтверждает налоговую диверсификацию бюджета Нижнего Новгорода. Диверсификация налоговых поступлений находится на очень высоком уровне: десять крупнейших налогоплательщиков формируют не более 2% налоговых доходов Города.

В 2014–2016 годах налоги на имущество (большей частью земельный налог с организаций) формируют 11–15% собственных доходов, около одной пятой части поступлений составляет доход от использования имущества (преимущественно от сдачи в аренду). Сумма налогов, не получаемая в связи с установленными Нижним Новгородом льготами, невелика (2% от собственных доходов Города).

С 2014 по 2017 год объем обязательных расходов находится на высоком уровне
(в среднем 77% расходов), вследствие чего за указанный период операционный баланс составляет порядка 14% регулярных доходов. С 2016 по 2017 год объем обязательных расходов значительно увеличился за счет роста текущих расходов дорожного фонда и сферы ЖКХ. В результате операционный баланс на конец 2017-го достигнет только 10% регулярных доходов. При сохранении высоких текущих расходов на дорожное хозяйство и ЖКХ средний уровень операционного баланса в 2018-м и 2019-м составит 8 и 6% соответственно.

Уровень капитальных расходов высок (23% совокупных расходов бюджета в 2014–2017 годах). Однако с 2015 года основная доля капитальных расходов Нижнего Новгорода осуществляется за счет безвозмездных поступлений (в том числе в связи с подготовкой Города к проведению чемпионата мира 2018 года). Это завышает потенциальную способность маневрирования капитальными расходами. На протяжении последних трех лет более половины капитальных расходов (финансируемых большей частью за счет трансфертов) осуществляется в транспортной сфере. В этот период, в частности, было заключено несколько договоров лизинга транспортных средств. Ожидается, что в период с 2018 по 2019 год в связи с окончанием подготовки к чемпионату мира доля софинансирования со стороны вышестоящих бюджетов снизится, а доля капитальных расходов сократится до 19%.

Таблица 2. Оценка показателей бюджетной дисциплины Нижнего Новгорода

Источник: расчеты АКРА

Анализ структуры капитальных расходов в разрезе экономической классификации и по источникам финансирования позволяет сделать вывод о том, что возможности бюджета с точки зрения резерва для сокращения бюджетных расходов в пользу расходов некапитального характера могут составить порядка трети собственных капитальных затрат городского бюджета без учета трансфертов, то есть не более 2% совокупных расходов бюджета.

Планируемый выпуск облигационного займа позволит сгладить высокую долговую нагрузку, отягощенную неравномерным графиком погашения.

В целях финансирования дефицита бюджета Нижний Новгород использует преимущественно банковские кредиты (невозобновляемые и возобновляемые кредитные линии), кредит, предоставленный Управлением Федерального казначейства (УФК), и (в незначительной степени) бюджетные кредиты, привлекаемые из бюджета Нижегородской области.

Город не связан обязательствами по поддержанию уровня долговой нагрузки, отличного от зафиксированного бюджетным законодательством.

В связи с тем, что большинство привлекаемых кредитных ресурсов имеют срок не более одного года, профиль погашения долга Нижнего Новгорода характерен для ситуации повышенного риска рефинансирования: 55% долга погашается в 2018 году. Планируемый выпуск облигационного займа (объемом 5 млрд руб. на пять лет с амортизацией) изменит профиль долговой нагрузки и сгладит график погашения долга.

Обязательства, взятые Городом по договорам лизинга транспортных средств, оцениваются Агентством как прямая долговая нагрузка. Объем предстоящих выплат на дату анализа составлял 5,1 млрд руб.

Рисунок 3. График погашения текущего долга Нижнего Новгорода на 01.10.2017, млн руб.

Источник: Нижний Новгород, расчеты АКРА

С учетом консервативного прогноза по доходам (в первую очередь по безвозмездным перечислениям) и необходимости финансировать дефицит долг Города в 2018–2019 годах возрастет. 

Рисунок 4. Оценка структуры долга Нижнего Новгорода и потребности в финансировании дефицита, млрд руб.

Источник: Нижний Новгород, расчеты АКРА

Относительная долговая нагрузка на бюджет Города соответствует существенному уровню риска. На конец 2017 года отношение долга бюджета к операционному балансу существенно возрастет (с уровня 2–3х до значения свыше 4х). Причина — снижение в 2017 году размера операционного баланса. Консервативный прогноз предполагает, что с 2018 по 2019 год операционный баланс продолжит сокращаться, что приведет к росту отношения долга бюджета к операционному балансу, однако не повлияет в этот период на кредитный рейтинг. Операционный баланс (после уплаты процентов он составит чуть более половины объема долга, погашаемого в 2017 году) демонстрирует положительную динамику в связи с тем, что на 01.01.2017 в портфеле Города были долгосрочные кредиты. Однако дальнейшая динамика данного показателя будет определяться структурой долга после выпуска займа и политикой привлечения банковских кредитов.

С 2018 по 2019 год риски обслуживания долга будут на уровне не выше среднего, а на конец 2017-го их значение не превысит 0,24 операционного баланса (умеренный уровень риска).

В структуре долга Нижнего Новгорода отсутствуют выданные гарантии.

Стресс-тест АКРА, допускающий с 2018 по 2019 год сокращение собственных доходов Города на 6% от запланированного уровня при условии, что будет задействован резерв снижения капитальных и прочих расходов, предполагает к концу 2019 года шестикратное падение отношения долга к операционному балансу. При этом, согласно стресс-тесту, отношение операционного баланса за вычетом процентных расходов к объему погашения долга в текущем периоде будет отрицательным. Ежегодно уровень кредитного рейтинга реагирует на эти изменения.

Городской администрации принадлежат несколько организаций (муниципальных предприятий, акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью), осуществляющих социально значимую деятельность. Среди них есть те, чье финансовое положение сомнительно и которым может потребоваться дополнительная помощь. По оценке АКРА, долг таких компаний перед банками может составлять порядка 110 млн руб. Агентство считает целесообразным учитывать задолженность этих предприятий в виде косвенных обязательств администрации.

Сведения о существенных объемах коммерческих обязательств, отличных от лизинговых контрактов, способных повлиять на уровень кредитоспособности Города, отсутствуют.

Просроченная кредиторская задолженность по состоянию на 01.01.2017 и на 01.07.2017 отсутствует.

АКРА не располагает сведениями о несвоевременном погашении процентных платежей или основной суммы долга, о нарушении установленных договорами кредитования ковенант или о случаях предоставления экстренной помощи из бюджета вышестоящего уровня с целью погашения займов.

Высокий уровень ликвидности

Город располагает необходимым уровнем ликвидности для своевременного выполнения расходных обязательств, включая процентные платежи. Величина остатков средств на счетах бюджета в абсолютном большинстве случаев на начало месяца ниже расходов текущего месяца, поскольку временно свободные средства вышестоящих бюджетов находятся в оперативном управлении, что позволяет использовать их как инструмент снижения стоимости обслуживания кредитных ресурсов. С 2015 года Нижний Новгород имеет возможность привлекать бюджетные кредиты на пополнение остатков средств на счетах бюджетов, но в последнее время эти кредиты преимущественно привлекаются на цели экономии процентных расходов по кредитным линиям (на краткосрочное рефинансирование банковского долга). 

Рисунок 5. Баланс ликвидности* Нижнего Новгорода, млрд руб.

Источник: Нижний Новгород, расчеты АКРА
* Превышение остатков денежных средств на счетах на начало месяца над расходами бюджета в течение месяца.

На момент проведения анализа объем невыбранных кредитных линий приблизительно равнялся объему ежемесячного расхода городского бюджета.

Рейтинги выпусков

Присвоены:

Нижний Новгород, 34002 (ISIN RU000A0ZYJ00), срок погашения — 05.12.2022, 5 млрд руб. — А-(RU).

Обоснование. Облигационный выпуск Нижнего Новгорода, по мнению АКРА, имеет статус старшего необеспеченного долга. Кредитный рейтинг данного долгового инструмента соответствует кредитному рейтингу Нижнего Новгорода.

Рейтинговая история

Отсутствует.

Регуляторное раскрытие

Кредитный рейтинг был присвоен по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации, а также Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности.

Кредитный рейтинг АКРА был присвоен Нижнему Новгороду впервые. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу ожидается в течение 182 дней с даты рейтингового действия (17.11.2017).

Кредитный рейтинг был присвоен на основании данных, предоставленных Нижним Новгородом, информации из открытых источников (Минфин РФ, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитный рейтинг является запрошенным, администрация Нижнего Новгорода принимала участие в процессе присвоения кредитного рейтинга.

Раскрытие отступлений от утвержденных методологий: для оценки денежных доходов населения Города был использован показатель средней номинальной начисленной заработной платы.

Факты существенного отклонения информации от данных, зафиксированных в официально опубликованной финансовой отчетности Нижнего Новгорода, не выявлены.

АКРА не оказывало Нижнему Новгороду дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитного рейтинга выявлены не были.

Приложение

Таблица 1. Сводные экономические показатели Нижнего Новгорода

Источник: Нижний Новгород, Росстат, расчеты АКРА
1, 2 По оценкам администрации Города.

Таблица 2. Сводные показатели бюджета Нижнего Новгорода, млн руб.

Источник: Нижний Новгород, расчеты АКРА

Таблица 3. Сводные показатели долговой нагрузки Нижнего Новгорода, млн руб.

Источник: Нижний Новгород, расчеты АКРА

Таблица 4. Сводные показатели основных финансовых коэффициентов Нижнего Новгорода

Источник: Нижний Новгород, расчеты АКРА
Версия для печати
Скачать PDF

Аналитики

Илья Цыпкин
Заместитель директора — руководитель направления муниципальных рейтингов, группа суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 03 45
Евгения Траутман
Эксперт, группа суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 04 80, доб. 104
Мы защищаем персональные данные пользователей и обрабатываем Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с условиями использования файлов cookie на этом веб-сайте, перейдя по ссылке.