Кредитный рейтинг Белгородской области (далее — Белгородская область, Область, Регион) обусловлен низким уровнем долговой нагрузки при умеренных рисках рефинансирования обязательств, высокой долей капитальных расходов в совокупных расходах бюджета и положительным объемом баланса текущих операций. Сдерживающее влияние на уровень рейтинга оказывают зависимость бюджета и экономики Региона от волатильных доходов металлургического комплекса, умеренно низкий уровень ликвидности и возрастающая потребность в использовании заемного финансирования на фоне ожидаемого дефицита бюджета по итогам текущего года.

Сохранение «Негативного» прогноза по кредитному рейтингу Белгородской области связано с вероятным ростом долговой нагрузки Региона в прогнозном периоде на фоне привлечения существенного объема коммерческих заимствований для финансирования прогнозного объема дефицита по итогам текущего года, а также с возможным снижением объема безвозмездных поступлений из вышестоящего бюджета к аналогичному показателю за 2023 год, что оказывает негативное влияние на показатель операционной эффективности бюджета Области.

Белгородская область входит в состав Центрального федерального округа. В Области проживает 1,5 млн человек (1% населения страны за 2023 год). По оценке Региона, его валовой региональный продукт (ВРП) по итогам 2023 года составил 1 359 млрд руб.

Ключевые факторы оценки

Долговая нагрузка может существенно вырасти по итогам текущего года. На 01.01.2024 долг Белгородской области составлял 31,6 млрд руб. Долговой портфель был на 73% представлен бюджетными кредитами, 24% формировали облигации Региона, оставшаяся доля приходилась на государственные гарантии. В 2024–2025 годах Области, в соответствии с графиком, предстояло погасить или рефинансировать 47% долга, при этом 28% приходилось на 2024 год, а большая часть погашения была сформирована облигациями.

По состоянию на 01.06.2024 объем долга Региона изменился незначительно и составлял 31,1 млрд руб. За истекшую часть текущего года Область погасила запланированный объем облигаций в сумме 1,6 млрд руб., а также 2,9 млрд руб. бюджетных кредитов, выданных в 2023 году на опережающее финансирование расходных обязательств. При этом во втором квартале текущего года был привлечен краткосрочный кредит Управления Федерального казначейства (УФК) в объеме 4,0 млрд руб. со сроком погашения в четвертом квартале 2024 года.

По итогам 2023 года соотношение долга и текущих доходов Области составило 20%. По оценкам АКРА, указанное соотношение может возрасти до 26% по результатам 2024 года, преимущественно в связи с ожидаемым увеличением абсолютной величины долга. По данными Области на 2024 год, ее долговая нагрузка может превысить 30%.

Процентные расходы необременительны для Региона: усредненный1 за 2021–2025 годы уровень процентных расходов составит менее 1% совокупных расходов бюджета (за вычетом объема субвенций); соотношение долга Региона и прогнозируемого по итогам текущего года ВРП — порядка 3%.

Долговой профиль Региона определяется как сильный. Большую часть долга на текущий момент формируют долгосрочные некоммерческие заимствования, однако в текущем году также возможно привлечение существенного объема коммерческого долга для финансирования ожидаемого дефицита бюджета. Средневзвешенный срок погашения долга незначительно превышает три с половиной года. Фактов просрочки долговых обязательств или вынужденной реструктуризации долга не выявлено. Операционная эффективность бюджета Региона стабильно положительная, что указывает на отсутствие необходимости финансирования текущих расходов за счет дополнительных средств. Долговая нагрузка муниципальных образований Области очень низкая: соотношение их долга и налоговых и неналоговых доходов (ННД) по итогам 2023 года составило 17%. Финансовый долг предприятий госсектора по итогам прошлого года составил 1,8 млрд руб., просроченная кредиторская задолженность этих предприятий при этом отсутствовала. На текущий момент в Области действует семь договоров концессии, а объем выплат по ним для бюджета Региона в 2024 году составит порядка 1,0 млрд руб. (эти средства предусмотрены законом о бюджете).


1 Здесь и далее усреднение осуществляется в соответствии с Методологией присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации.

Ликвидность может быть использована для финансирования ожидаемого дефицита бюджета. По итогам минувшего года объем остатков на счетах Области сократился на 10% к уровню 2022 года. При этом с середины 2023 года остатки в среднем на 40% превосходили ежемесячные расходы Региона. По состоянию на 01.06.2024 объем временно свободных средств увеличился на 50% к показателю на начало года. В соответствии с актуальной версией закона о бюджете Области накопленные остатки на счетах в полном объеме могут быть использованы для финансирования дефицита текущего года, что позволит минимизировать прирост долга Области.

Коэффициент ликвидности бюджета Региона в 2024 году составит 58%.

Качественная оценка ликвидности бюджета соответствует умеренно сильному профилю. Риски рефинансирования долговых обязательств Области оцениваются как умеренные, поскольку наибольшие объемы погашения долга приходятся на ближайшие два года. Регион активно использует краткосрочные кредиты УФК, в текущем году привлечение уже состоялось. По состоянию на начало года у Белгородской области имелись две возобновляемые кредитные линии совокупным объемом 5,0 млрд руб. и со сроком погашения, превышающим три года. По данным Области, просроченная кредиторская задолженность на 01.01.2024 отсутствовала.

Положительная операционная эффективность при существенной потребности бюджета в использовании дополнительных средств. Усредненное соотношение баланса текущих операций и текущих доходов за 2021–2025 годы, по прогнозам Агентства, составит порядка 11%. Баланс текущих операций по итогам 2024 года ожидается положительным, что указывает на достаточность текущих доходов для финансирования текущих расходов в полном объеме. Агентство отмечает, что показатель баланса текущих операций Области ежегодно положительный, однако значительно варьируется, что обусловлено волатильностью текущих доходов бюджета при стабильном росте текущих расходов. В соответствии с параметрами, утвержденными в актуальной версии закона о бюджете Области, в 2024 году усредненное значение баланса текущих операций может опуститься ниже 10%, что негативно повлияет на оценку финансового профиля Региона.

Усредненная доля капитальных расходов в совокупных расходах за 2021–2025 годы сохранится на высоком уровне (выше 20%). Капитальные расходы в среднем примерно на три четверти финансируются Областью за свой счет. Усредненная доля ННД в доходах Региона (без учета субвенций) за аналогичный период составит 81%.

Соотношение усредненных за 2021–2025 годы модифицированного бюджетного дефицита (МБД) и текущих доходов прогнозируется на уровне -7%, при этом в текущем году размер МБД может превысить объем баланса текущих операций, что говорит о существенной потребности в финансировании капитальных расходов за счет заемных средств на фоне недостаточного объема остатков на счетах Региона. Однако, учитывая низкое значение показателя долговой нагрузки Региона, АКРА корректирует оценку усредненного значения МБД до более высокой категории.

Бюджетный профиль Области оценивается как умеренно сильный. АКРА принимает во внимание периодические значительные отклонения фактических доходов регионального бюджета от плановых показателей в связи с сильной зависимостью налоговых поступлений от отраслей экономики, характеризующихся высокой волатильностью. Нарушения Регионом бюджетного законодательства не выявлены. Сумма недополученных средств в связи с предоставлением льгот, по мнению Агентства, не является существенной для бюджета Региона. По данным Области, налоговые расходы за 2022 год составили менее 1% ННД, в 2023-м этот показатель сохранился на аналогичном уровне.

По итогам 2023 года бюджет Области был исполнен с дефицитом в размере 2% ННД, который примерно наполовину был профинансирован за счет накопленной ликвидности, а оставшаяся часть была покрыта за счет бюджетных кредитов. Доходы бюджета Белгородской области за минувший год увеличились на 22% к уровню 2022 года, в том числе прирост ННД составил 12% год к году, а прирост безвозмездных поступлений — 51%, что по большей части обусловлено увеличением объема текущих трансфертов. Объемы текущих и капитальных расходов бюджета Региона практически не изменилась относительно показателей за 2022 год.

В соответствии с параметрами актуальной версии закона о бюджете Области доходная часть по итогам текущего года может сократиться на 11% к показателю за 2023 год. При этом ННД, как ожидается, незначительно возрастут, что будет по большей части связано с увеличением поступлений по налогу на прибыль на 5% и НДФЛ на 2% к уровню прошлого года. В то же время объем безвозмездных поступлений может сократиться на 40% год к году, в основном на фоне двукратного снижения объема текущих трансфертов. Ожидается, что расходы бюджета по итогам текущего года увеличатся на 2%, что приведет к формированию дефицита бюджета на уровне 19% ННД (с учетом использования остатков). Прогнозируемый дефицит будет по большей части будет покрыт за счет привлечения коммерческих заимствований, а оставшаяся его часть — за счет остатков на счетах Региона, которые планируется использовать в полном объеме.

АКРА полагает, что в текущем году прирост поступлений по НДФЛ может оказаться существенно выше значений, прогнозируемых Областью, поскольку за пять месяцев текущего года они уже возросли более чем на 26% по отношению к сопоставимому периоду прошлого года. Наряду с этим Агентство ожидает, что снижение объема безвозмездных поступлений по итогам года может быть менее значительным, чем прогнозируется в соответствии с параметрами, утвержденными в законе о бюджете.

Умеренные показатели развития экономики, ориентированной на металлургический комплекс. Усредненная доля налоговых поступлений от добычи металлических руд и металлургического производства, по расчетам АКРА, составила немногим менее 40% за период 2020–2023 годов. При этом за 2022–2023 годы поступления от указанных отраслей сформировали около 36% налоговых поступлений Области, в то время как максимум (58%) приходился на 2021 год. Существенную долю налоговых поступлений в минувшем году также сформировали такие отрасли, как оптовая и розничная торговля (10%), сельское хозяйство (7%) и производство пищевых продуктов (7%). Крупнейшими по выручке предприятиями Региона являются Координирующий распределительный центр «ЭФКО – Каскад», занимающийся торговлей пищевым маслом, и Лебединский горно-обогатительный комбинат (входит в АО «ХК «МЕТАЛЛОИНВЕСТ», рейтинг АКРА — AAA(RU), прогноз «Стабильный»).

В 2019–2022 годах усредненный ВРП на душу населения в Регионе составил 95% от среднестранового показателя. Согласно ожиданиям Области по показателю ВРП за 2023 год, усредненный ВРП на душу населения в 2020–2023 годах сохранился в пределах текущей категории. Соотношение усредненных за 2020–2023 годы номинальной заработной платы и прожиточного минимума Области сохранилось на уровне выше 3,5. Безработица в Регионе в период с 2016 по 2023 год не превышала 5%, а за 2023 год ее уровень был ниже 4%. Усредненный за 2020–2023 годы показатель безработицы в Области также составил порядка 4%.

Ключевые допущения

  • более существенный прирост поступлений по НДФЛ за 2024 год по сравнению с параметрами, утвержденными в актуальной версии закона о бюджете Области;

  • менее существенное снижение объема безвозмездных поступлений по итогам 2024 года по сравнению с параметрами, утвержденными в актуальной версии закона о бюджете Области;

  • использование остатков на счетах Области для финансирования дефицита бюджета наряду с привлечением заемных средств.

Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга

«Негативный» прогноз предполагает с высокой долей вероятности понижение рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.

К позитивному рейтинговому действию могут привести:

  • снижение рисков рефинансирования долговых обязательств;

  • существенный рост доступной ликвидности бюджета.

К негативному рейтинговому действию могут привести:

  • снижение показателя операционной эффективности бюджета по итогам года;

  • рост потребности бюджета в привлечении дополнительных средств;

  • рост соотношения долга и текущих доходов выше 30%;

  • существенное увеличение доли краткосрочного долга Области.

Рейтинги выпусков

Белгородская область, 34012 (ISIN RU000A100PP0); срок погашения — 05.08.2024, объем эмиссии — 2 млрд руб., — АA-(RU).

Белгородская область, 34013 (ISIN RU000A100Y84); срок погашения — 15.10.2024, объем эмиссии — 2 млрд руб., — АA-(RU).

Белгородская область, 34014 (ISIN RU000A101PA0); срок погашения — 16.05.2025, объем эмиссии — 3 млрд руб., — АA-(RU).

Белгородская область, 34015 (ISIN RU000A101RB4); срок погашения — 29.05.2025, объем эмиссии — 2,7 млрд руб., — АA-(RU).

Белгородская область, 34016 (ISIN RU000A1025F6); срок погашения — 18.09.2025, объем эмиссии — 4,5 млрд руб., — АA-(RU).

Обоснование. Перечисленные выше облигационные выпуски Белгородской области, по мнению АКРА, имеют статус старшего необеспеченного долга, кредитный рейтинг которого соответствует кредитному рейтингу Белгородской области.

Регуляторное раскрытие

Кредитные рейтинги Белгородской области и облигационных выпусков Белгородской области (ISIN RU000A100PP0, RU000A100Y84, RU000A101PA0, RU000A101RB4, RU000A1025F6) были присвоены по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности. При присвоении кредитного рейтинга указанным выпускам также использовалась Методология присвоения кредитных рейтингов финансовым инструментам по национальной шкале для Российской Федерации.

Впервые кредитные рейтинги Белгородской области и облигационных выпусков Белгородской области (ISIN RU000A100PP0, RU000A100Y84, RU000A101PA0, RU000A101RB4, RU000A1025F6) были опубликованы АКРА 13.06.2017, 05.08.2019, 16.10.2019, 19.05.2020, 01.06.2020 и 18.09.2020 соответственно. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Белгородской области, а также кредитных рейтингов государственных ценных бумаг Белгородской области ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

Кредитные рейтинги были присвоены на основании данных, предоставленных Белгородской областью, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитные рейтинги являются запрошенными, правительство Белгородской области принимало участие в процессе присвоения кредитных рейтингов.

При присвоении кредитных рейтингов использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологий.

АКРА не оказывало правительству Белгородской области дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитных рейтингов выявлены не были.

Версия для печати
Скачать PDF

Аналитики

Елена Анисимова
Управляющий директор — руководитель группы суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 04 86
Жаннур Ашигали
Директор — руководитель проекта по взаимодействию со странами Средней Азии, группа суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 03 02
Мы защищаем персональные данные пользователей и обрабатываем Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с условиями использования файлов cookie на этом веб-сайте, перейдя по ссылке.