Повышение кредитного рейтинга Красноярского края (далее — Красноярский край, Край, Регион) обусловлено снижением показателя концентрации его экономики на металлургическом секторе, возросшим по итогам минувшего года уровнем ликвидности, а также уменьшением рисков рефинансирования долговых обязательств в связи с изменением структуры долгового портфеля.
Кредитный рейтинг Красноярского края обусловлен низкой долговой нагрузкой при незначительных рисках рефинансирования обязательств, положительной операционной эффективностью бюджета, высоким показателем гибкости бюджетных расходов и умеренно высоким объемом налоговых и неналоговых доходов (далее — ННД) в совокупном объеме доходов (за вычетом субвенций). Дополнительную поддержку кредитному рейтингу Края оказывают высокие показатели развития его экономики и, как следствие, сильный экономический профиль. Сдерживающее влияние на кредитный рейтинг оказывает существенная потребность бюджета в использовании дополнительных источников финансирования на фоне ожидаемого по итогам года дефицита бюджета.
Красноярский край входит в состав Сибирского федерального округа. В Регионе проживает порядка 2,8 млн человек. Крупнейшие города: Красноярск, Норильск и Ачинск. Край обладает богатыми запасами металлических руд и топливно-энергетических ресурсов. По оценке Края, за 2023 год его валовой региональный продукт (далее — ВРП) составил порядка 3,5 трлн руб.
Ключевые факторы оценки
Умеренно высокая операционная эффективность бюджета при существенной потребности в использовании дополнительных средств. Усредненное1 значение соотношения баланса текущих операций и текущих доходов за 2020–2024 годы, по прогнозам АКРА, составит 15%, при этом баланс текущих операций по итогам 2023 года сформировался положительным. По итогам текущего года Агентство также ожидает положительного значения указанного показателя. Данная ситуация указывает на достаточность текущих доходов для финансирования полного объема текущих и существенной доли капитальных расходов бюджета.
Бюджет Края характеризуется высоким показателем гибкости бюджетных расходов. Усредненное соотношение капитальных расходов в совокупных расходах бюджета (за вычетом субвенций) составит порядка 19% за период 2020–2024 годов. При этом капитальные расходы Края примерно на две трети финансируются за счет собственных средств. Усредненная доля ННД в доходах Края (без учета субвенций) за аналогичный период, по прогнозам АКРА, составит порядка 89%.
Соотношение усредненных за 2020–2024 годы модифицированного бюджетного дефицита и текущих доходов составит порядка -1%, что соответствует умеренному уровню потребности в использовании дополнительных источников финансирования. Однако показатель модифицированного бюджетного дефицита в текущем году может достичь существенной отрицательной величины, эквивалентной одной пятой объема текущих доходов Региона, что по большей части связано с планами Края завершить год со значительным дефицитом бюджета. По этой причине потребность бюджета в использовании дополнительных источников финансирования определяется как существенная. Тем не менее Агентство использует положительную корректировку к усредненному за 2020–2024 годы отношению модифицированного бюджетного дефицита к текущим доходам в связи с большим объемом остатков на счетах Региона и ожидаемой по итогам 2024 года низкой долговой нагрузкой.
Бюджетный профиль Края оценивается как умеренно сильный. АКРА принимает во внимание периодические значительные отклонения фактических доходов регионального бюджета от плановых показателей в связи с сильной зависимостью налоговых поступлений от отраслей экономики, характеризующихся высокой волатильностью. Нарушения Регионом бюджетного законодательства не выявлены. Край передает в нижестоящие бюджеты часть поступлений по налогу на прибыль. Сумма недополученных средств в связи с предоставлением льгот, по мнению Агентства, не является существенной для бюджета Региона. По данным Края, налоговые расходы за 2022 год составили около 3% ННД, в 2023-м этот показатель сохранился на аналогичном уровне.
По итогам прошлого года доходная часть бюджета Красноярского края увеличилась на 15% к показателю за 2022 год, при этом ННД выросли на 22% в годовом сопоставлении, что в основном было обусловлено увеличением поступлений по налогу на прибыль на 39% и по НДФЛ — на 13%. Более 2% ННД сформировали доходы от размещения временно свободных средств бюджета, поскольку Регион размещает свободную ликвидность на депозитах. Безвозмездные поступления по итогам минувшего года сократились на 25%, при этом отмечалось снижение как текущих (-21%), так и капитальных (-34%) трансфертов. Расходная часть бюджета Красноярского края по итогам 2023 года выросла на 8%, в том числе аналогичный прирост продемонстрировали текущие расходы, в то время как капитальные расходы увеличились на 11%. Профицит бюджета по итогам прошлого года составил 5% ННД, что позволило Региону увеличить объем остатков на счетах.
Согласно уточненным сведениям на 01.05.2024, по итогам текущего года ожидается сокращение доходной части бюджета Края на 11% к уровню 2023 года при сопоставимом снижении объемов ННД. Причиной сокращения ННД послужат поступления по налогам на прибыль, которые, как ожидается, могут снизиться на 21%. Объем безвозмездных поступлений по итогам текущего года также может уменьшиться. Ожидаемое снижение указанного показателя составит порядка 7% к уровню 2023 года, при этом текущие трансферты могут уменьшиться на 16%, а капитальные — вырасти на 17%. Расходы бюджета по итогам 2024 года превысят 450 млрд руб., что на 11% больше показателя за 2023 год. Рост совокупных расходов во многом будет обеспечен увеличением на 40% объема капитальных расходов. Ожидаемый по итогам текущего года дефицит бюджета составит порядка 21% ННД. Край планирует его профинансировать более чем на 80% за счет накопленных средств. Оставшаяся часть будет покрыта за счет привлеченных бюджетных кредитов.
1 Здесь и далее усреднение осуществляется в соответствии с Методологией присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации.
Остатки на счетах значительно увеличились по итогам минувшего года. По итогам 2023 года указанный показатель вырос на 37% к уровню на конец 2022-го, чему в первую очередь способствовал профицит бюджета за прошлый год. Кроме того, ликвидность была частично увеличена за счет средств автономных и бюджетных учреждений, а также за счет полученных бюджетных кредитов на финансирование инфраструктурных проектов, которые впоследствии будут использованы для покрытия капитальных расходов. Накопленной ликвидности, по мнению АКРА, должно быть достаточно для покрытия ожидаемого по итогам 2024 года дефицита бюджета, а также запланированных к погашению в текущем году объемов долговых обязательств.
С начала 2023 года остатки на счетах Края в среднем более чем втрое покрывали ежемесячные расходы бюджета. Коэффициент ликвидности бюджета Региона по итогам 2024 года составит 115%.
Качественная оценка ликвидности бюджета соответствует сильному профилю. Благодаря существенному объему накопленных остатков Регион не нуждается в кредитных инструментах. Тем не менее договор на привлечение краткосрочного кредита Управления Федерального казначейства (УФК) на пополнение остатков средств в текущем году был заключен. В минувшем году Край привлекал в УФК незначительные объемы средств на опережающее финансирование расходов. Риски рефинансирования долговых обязательств оцениваются как незначительные в связи с некоммерческим характером большей части долга. По данным Края, на 01.01.2024 и на 01.05.2024 просроченная кредиторская задолженность бюджета у него отсутствовала.
Низкая долговая нагрузка при незначительных рисках рефинансирования обязательств. По итогам 2023 года долг Края увеличился менее чем на 1% в годовом сопоставлении и составил 51,0 млрд руб. Структура долгового портфеля при этом изменилась более существенно. В связи с плановым погашением части облигаций и привлечением бюджетных кредитов на финансирование инфраструктуры Региона доля бюджетных кредитов по состоянию на начало текущего года увеличилась с 43 до 71%, а доля облигаций, напротив, снизилась с 57 до 29%. Незначительный объем долга на 01.01.2024 формировали иные долговые обязательства Края. График погашения долга на начало года предусматривал наибольший объем погашения в 2024 году, когда Краю было необходимо погасить 27% долговых обязательств, в основном сформированных облигациями. Несмотря на это АКРА признает риски рефинансирования долга незначительными в связи с низкой долговой нагрузкой Региона и наличием существенного объема свободной ликвидности. В 2025 году Краю предстояло погашать 14% долга.
По состоянию на 01.05.2024 величина долга Края и график его погашения существенным образом не изменились. За истекшую часть года были погашены все выданные бюджетные кредиты на опережающее финансирование расходов (порядка 27 млн руб.), при этом их объем был незначительным относительно совокупного долга Региона.
В 2023 году соотношение долга и текущих доходов Красноярского края составило 13%, что соответствует низкой долговой нагрузке. По итогам текущего года этот показатель увеличится до 19% главным образом за счет привлечения значительных объемов бюджетных кредитов.
Процентные расходы необременительны для Региона: усредненный за 2020–2024 годы уровень процентных расходов составит около 1% совокупных расходов бюджета (за вычетом субвенций). Соотношение долга Региона и прогнозируемого по итогам текущего года ВРП не превысит 2%.
Долговой профиль Региона оценивается как сильный. Долг примерно на три четверти представлен бюджетными кредитами, средневзвешенный срок его погашения существенно превышает три с половиной года. В 2024 году ожидается привлечение только некоммерческого долга. Операционная эффективность бюджета Региона стабильно положительная, что указывает на отсутствие необходимости финансирования текущих расходов за счет дополнительных средств. Долговая нагрузка муниципальных образований очень низкая: соотношение их долга и ННД по итогам 2023 года составило 9%. Финансовый долг предприятий госсектора был равен порядка 13,0 млрд руб. по итогам 2023 года. Ожидаемый объем расходов бюджета, осуществляемых в рамках договоров концессий, на 2024 год незначителен.
Высокие показатели развития экономики. Экономика Края базируется на отраслях добычи и обработки полезных ископаемых. При этом за последние три года отмечается существенное снижение концентрации налоговых поступлений на отраслях добычи и обработки металлов. По расчетам Агентства, в отдельные годы порядка половины налоговых поступлений в бюджет Края формировалось отраслями металлопромышленного комплекса. Однако по итогам 2023 года на эти отрасли пришлось немногим более четверти налоговых поступлений. Усредненная за 2020–2023 годы доля налоговых поступлений от указанных отраслей составила 34%. Наряду с этим в Крае активно растут поступления от добычи топливно-энергетических полезных ископаемых: за 2023 год показатель превысил 20%, а усредненное за 2020–2023 годы значение приблизилось к 19%. Доля компаний, относящихся к государственному сектору экономики Края, невелика. Усредненная за указанный период доля налоговых поступлений от этой сферы незначительно превысила 10%.
Крупнейшие компании Края по объему налоговых поступлений от них: ПАО «ГМК «Норильский никель», АО «Полюс Красноярск», АО «РУСАЛ Красноярск», АО «Ванкорнефть», ООО «Тагульское» и др.
Усредненный за 2019–2022 годы ВРП Края в расчете на душу населения в сопоставлении со среднестрановым показателем составил 128%. В соответствии с прогнозами Региона по объему ВРП за 2023 год и ожиданиями Агентства, усредненный показатель в следующем году не опустится ниже 120%. Соотношение усредненных заработной платы и регионального прожиточного минимума за 2020–2023 годы превышало 350%. По итогам 2023 года безработица в Крае снизилась до 2%. Усредненный показатель безработицы, рассчитываемой по методологии МОТ, составил порядка 3%.
Ключевые допущения
-
использование большей части накопленной ликвидности для финансирования ожидаемого по итогам текущего года дефицита бюджета;
-
привлечение исключительно некоммерческого долга.
Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга
«Стабильный» прогноз предполагает с высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.
К позитивному рейтинговому действию могут привести:
-
устойчивый рост доли ННД в совокупных доходах Региона (без учета субвенций);
-
сохранение значительных объемов остатков на счетах по итогам года.
К негативному рейтинговому действию могут привести:
-
рост соотношения долга и текущих доходов выше 30% на фоне привлечения краткосрочного коммерческого долга;
-
существенное снижение операционной эффективности бюджета;
-
значительное увеличение потребности бюджета в использовании накопленной ликвидности из-за увеличения объема прогнозного дефицита бюджета.
Рейтинги выпусков
Красноярский край, 34013 (ISIN RU000A0ZYCM2), срок погашения — 03.10.2024, объем эмиссии —
10,0 млрд руб., — АА+(RU).
Красноярский край, 35014 (ISIN RU000A0ZYFB8), срок погашения — 31.10.2024, объем эмиссии —
7,8 млрд руб., — АА+(RU).
Красноярский край, 35015 (ISIN RU000A0ZZC48), срок погашения — 26.06.2025, объем эмиссии —
12 млрд руб., — АА+(RU).
Красноярский край, 35016 (ISIN RU000A0ZZM87), срок погашения — 12.09.2025, объем эмиссии —
12 млрд руб., — АА+(RU).
Обоснование. Облигационные выпуски Красноярского края, по мнению Агентства, имеют статус старшего необеспеченного долга, кредитный рейтинг которого соответствует кредитному рейтингу Красноярского края.
Регуляторное раскрытие
Кредитные рейтинги Красноярского края и облигационных выпусков Красноярского края (ISIN RU000A0ZYCM2, RU000A0ZYFB8, RU000A0ZZC48, RU000A0ZZM87) были присвоены по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности. При присвоении кредитных рейтингов указанным выпускам также использовалась Методология присвоения кредитных рейтингов финансовым инструментам по национальной шкале для Российской Федерации.
Впервые кредитный рейтинг Красноярского края был опубликован АКРА 09.10.2017, выпуска RU000A0ZYCM2 — 10.10.2017, выпуска RU000A0ZYFB8 — 07.11.2017, выпуска RU000A0ZZC48 — 02.07.2018, выпуска RU000A0ZZM87 — 21.09.2018.
Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Красноярского края, а также кредитных рейтингов государственных ценных бумаг Красноярского края (ISIN RU000A0ZYCM2, RU000A0ZYFB8, RU000A0ZZC48, RU000A0ZZM87) ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
Кредитные рейтинги были присвоены на основании данных, предоставленных правительством Красноярского края, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитные рейтинги являются запрошенными, правительство Красноярского края принимало участие в процессе присвоения кредитных рейтингов.
При присвоении кредитных рейтингов использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологий.
АКРА не оказывало правительству Красноярского края дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитных рейтингов выявлены не были.