Кредитный рейтинг Ханты-Мансийского автономного округа — Югры (далее — ХМАО-Югра, Округ, Регион) обусловлен высокими показателями региональной экономики, низкой долговой нагрузкой и сбалансированными показателями бюджетного профиля.
Регион расположен в Уральском федеральном округе, одновременно является субъектом РФ и входит в состав другого субъекта РФ — Тюменской области1. В Округе проживает 1,7 млн человек (1% населения РФ). В 2022 году валовой региональный продукт (ВРП) Округа составил 6,9 трлн руб. По предварительным оценкам, в 2023 году ВРП Округа снизился в реальном и номинальном выражении. На территории Региона добывается более 40% российской нефти. Ежегодно ВРП Округа составляет порядка 5% суммарного ВРП субъектов РФ.
1 Часть поступлений по налогу на прибыль, собираемому на территории Округа, поступает в бюджет Тюменской области (их размер регламентируется договором между Тюменской областью и Округом и составляет 29,5%).
КЛЮЧЕВЫЕ ФАКТОРЫ ОЦЕНКИ
Низкая долговая нагрузка и достаточный уровень ликвидности бюджета. На начало текущего года долг Округа практически полностью состоял из бюджетных кредитов. Незначительную долю формировали облигации с погашением до конца 2024 года. По состоянию на конец 2023 года отношение долга к текущим доходам Региона составило 2,5%, что оценивается АКРА как минимальная долговая нагрузка. На конец текущего года соотношение указанных показателей, по мнению Агентства, достигнет 6,2% в связи с необходимостью финансирования дефицита бюджета, а на конец 2025-го может вырасти до 11% (тем не менее и этот уровень соответствует минимальной долговой нагрузке).
Объем остатков на счетах бюджета на 01.01.2024 в несколько раз превышал объем совокупной задолженности Округа на ту же дату. В среднем в прошлом году остатки на счетах более чем в полтора раза превышали среднемесячные расходы бюджета за 2023 год. Региону достаточно накопленных средств для выплат по долгу, подлежащему погашению в 2024–2025 годах. Ежегодный объем погашения не превышает 9% долга. Соотношение долга и ВРП Региона составляет незначительную величину. Процентные расходы необременительны.
Регион характеризуется высокой качественной оценкой долгового профиля: средневзвешенный срок погашения долга превышает 3,5 года, долговая нагрузка стабильно находится на низком уровне, долг предприятий госсектора невысок, просроченная кредиторская задолженность минимальная. Муниципальные образования не наращивают объемы долга, баланс текущих операций и кредитная история Региона положительны.
Высокая степень самодостаточности бюджета. Поскольку в прошлом году фактическое исполнение налоговых и неналоговых доходов (далее — ННД) Региона значительно превысило запланированное (как в первоначальной, так и в финальной версиях закона о бюджете), а исполнение расходов хотя и выросло относительно утвержденных значений, но не настолько существенно, год был исполнен с профицитом в размере 9% ННД. Прирост ННД, наблюдавшийся в 2023 году, был обеспечен поступлениями по налогу на прибыль, которые выросли более чем в два раза относительно уровня 2022 года (что отчасти объясняется эффектом низкой базы, но даже без учета этого фактора указанные поступления в прошлом году стали максимальными за весь анализируемый период). Ожидаемый Округом дефицит бюджета по результатам 2024 года составит 17% ННД, основным источником его финансирования станет накопленная ликвидность и частично — заемное финансирование. Предполагается, что дефицит станет результатом снижения ННД, обусловленного динамикой поступлений по налогу на прибыль, и некоторого роста текущих расходов при сокращении капитальных. Поступления по налогу на прибыль являются очень волатильными, поскольку в значительной степени зависят от внешней конъюнктуры. Это сказывается на ежегодном исполнении доходов бюджета и на точности планирования бюджета Округа.
В 2020–2024 годах усредненная2 доля ННД будет равна 89% совокупных доходов (без учета субвенций). Поскольку этот показатель регулярно составляет 90% и более, а Округ является одним из немногих доноров федерального бюджета, значение корректируется до 90%.
Гибкость бюджетных расходов Округа находится на умеренно высоком уровне, усредненное отношение капитальных расходов к совокупным расходам бюджета (без учета субвенций) в рассматриваемом периоде составит 17,6% и приблизится к максимально возможной оценке. Доля капитальных расходов, финансируемых Округом за счет собственных средств, близка к 100%.
Усредненное за 2020–2024 годы соотношение баланса текущих операций и текущих доходов будет равно порядка 12,5%, что указывает на достаточность текущих доходов для покрытия текущих и части капитальных расходов.
Соотношение усредненных модифицированного бюджетного дефицита и текущих доходов составит -3,9%, что свидетельствует о незначительной потребности в долговом финансировании или использовании остатков средств на счетах.
Случаи нарушения Регионом бюджетного законодательства не выявлены. Округ передает нижестоящим бюджетам часть НДФЛ в качестве замещения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности, а также значительный объем поступлений по налогам на совокупный доход. Объем налоговых льгот ежегодно составляет примерно 10% ННД. Качественная оценка бюджетного профиля Округа соответствует максимальному уровню.
2 Здесь и далее усреднение осуществляется в соответствии с Методологией присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации.
Регион — донор федерального бюджета, добывающий более 40% российской нефти. Отраслевая структура ВРП Округа стабильна, а вклад сектора добычи полезных ископаемых формирует более половины ВРП. На территории Региона добывается более 40% российской нефти, а его крупнейшие месторождения — Самотлорское, Федоровское, Мамонтовское и Приобское. Большая часть налогов и сборов, собранных в Округе, направляется в федеральный бюджет, меньшая — в консолидированный бюджет ХМАО-Югры. Налоговые поступления, собираемые на территории Региона, составляют значимую долю совокупных налоговых доходов федерального бюджета.
Подушевой ВРП Округа ежегодно более чем втрое превышает среднестрановое значение. В 2020–2023 годах отношение усредненной заработной платы к усредненному региональному прожиточному минимуму составило 5,1, а уровень безработицы (по методологии МОТ) в Регионе был существенно ниже среднероссийского показателя.
Ключевые допущения
-
сохранение контрциклической бюджетной политики в части планирования расходов бюджета;
-
сохранение взвешенной долговой политики.
Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга
«Стабильный» прогноз предполагает с высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.
К негативному рейтинговому действию могут привести:
-
критическое сокращение объема производства в Округе, снижение макроэкономических показателей;
-
устойчивое снижение баланса текущих операций до отрицательных значений;
-
существенное снижение ликвидности бюджета;
-
рост долговой нагрузки свыше 30% текущих доходов;
-
существенное изменение системы межбюджетных отношений в РФ.
Рейтинги выпусков
ХМАО-Югра 35002 (ISIN RU000A0ZYKW4), срок погашения — 17.12.2024, объем эмиссии — 7 млрд руб., — ААА(RU).
Обоснование. Облигационный выпуск ХМАО-Югры, по мнению Агентства, имеет статус старшего необеспеченного долга, кредитный рейтинг которого соответствует кредитному рейтингу ХМАО-Югры.
Регуляторное раскрытие
Кредитные рейтинги ХМАО-Югры и облигационного выпуска ХМАО-Югры (ISIN RU000A0ZYKW4) были присвоены по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности. При присвоении кредитного рейтинга указанному выпуску также использовалась Методология присвоения кредитных рейтингов финансовым инструментам по национальной шкале для Российской Федерации.
Впервые кредитный рейтинг ХМАО-Югры и кредитный рейтинг государственных ценных бумаг ХМАО-Югры (ISIN RU000A0ZYKW4) были опубликованы АКРА 26.09.2017 и 15.12.2017 соответственно. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу ХМАО-Югры, а также кредитного рейтинга государственных ценных бумаг ХМАО-Югры (ISIN RU000A0ZYKW4) ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
Кредитные рейтинги были присвоены на основании данных, предоставленных ХМАО-Югрой, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитные рейтинги являются запрошенными, Правительство ХМАО-Югры принимало участие в процессе присвоения кредитных рейтингов.
При присвоении кредитных рейтингов использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологий.
АКРА не оказывало Правительству ХМАО-Югры дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитных рейтингов выявлены не были.