Повышение кредитного рейтинга Хабаровского края (далее — Хабаровский край, Край, Регион) обусловлено ростом операционной эффективности бюджета в совокупности с увеличением объема остатков на счетах Региона на фоне профицитного исполнения бюджета по итогам 2023 года.

Кредитный рейтинг Хабаровского края определяется умеренно низким уровнем долговой нагрузки при низких рисках рефинансирования долговых обязательств, положительным балансом текущих операций и умеренно высокой долей налоговых и неналоговых доходов (ННД) в совокупных доходах бюджета (без учета субвенций). Давление на рейтинг оказывают сохраняющаяся потребность бюджета в использовании дополнительных источников финансирования капитальных расходов и умеренно низкие качественные оценки финансового профиля Региона. Экономике Края свойственны умеренные показатели развития и частичная зависимость от бюджетного сектора.

Хабаровский край входит в состав Дальневосточного федерального округа. В Регионе проживает порядка 1,3 млн человек (0,9% населения РФ). Валовой региональный продукт (ВРП) Края по итогам 2022 года составил 1 068 млрд руб. (0,8% совокупного ВРП субъектов РФ). По оценкам Края, его ВРП по итогам 2023 года достиг 1 245 млрд руб.

Ключевые факторы оценки

Положительная операционная эффективность бюджета при сохраняющейся потребности в дополнительном финансировании капитальных расходов. Усредненное1 соотношение баланса текущих операций и текущих доходов за 2020–2024 годы составит 5%. В 2023 году указанный показатель был равен 8%, что позволило обеспечить полное покрытие текущих расходов текущими доходами, а также профинансировать существенную часть капитальных расходов Края. Ожидается, что в 2024 году баланс текущих операций может сформироваться незначительно ниже нуля на фоне прогнозируемого дефицита бюджета. При этом большая часть текущих расходов будет покрыта без использования дополнительных источников финансирования. По совокупности факторов операционная эффективность бюджета Хабаровского края оценивается как умеренная.

Усредненная доля капитальных расходов в совокупных расходах (за вычетом субвенций) за 2020–2024 годы составит немногим менее 11%. Ежегодно капитальные расходы более чем наполовину финансируются за счет трансфертов из федерального бюджета, оставшаяся часть финансируется за счет краевых средств и частично за счет привлеченных инфраструктурных бюджетных кредитов. Это указывает на умеренно низкую гибкость бюджетных расходов Края.

Усредненная доля ННД в доходах Региона (без учета субвенций) за указанный период будет находиться на уровне 74%.

Усредненное за 2020–2024 годы соотношение модифицированного бюджетного дефицита (МБД) и текущих доходов ожидается на уровне незначительно выше нуля. К указанному показателю применяется корректировка на пограничное значение (КНПЗ) в сторону снижения, поскольку Агентство полагает, что МБД в 2024–2025 годах будет отрицательным, вследствие чего потребность бюджета в использовании накопленных остатков на счетах или привлечении долгового финансирования на капитальные цели сохранится.

Качественная оценка бюджетного профиля определяется как умеренно слабая и основывается на заметных отклонениях фактических расходов и собственных доходов краевого бюджета от плановых показателей, а также на ранее допущенных нарушениях условий дополнительных соглашений по предоставленным бюджетным кредитам. Сумма недополученных средств бюджета в связи с предоставлением льгот физическим и юридическим лицам не является критичной для Региона. По данным Края, объем налоговых расходов в 2023 году мог составить порядка 3,7 млрд руб.

По итогам 2023 года доходная часть бюджета Хабаровского края увеличилась на 3% к показателю предыдущего года, при этом рост ННД превысил 15%. Основным драйвером роста ННД стали поступления по налогу на прибыль, которые увеличились более чем на четверть год к году. Существенный прирост более чем на 14% продемонстрировали поступления по НДФЛ, а доходы от размещения временно свободных средств бюджета увеличились на 18%. Объем безвозмездных поступлений при этом сократился на 23% в годовом выражении, в том числе практически на 40% снизились капитальные трансферты. Расходная часть краевого бюджета за минувший год почти не изменилась — прирост расходов составил менее 2%. Тем не менее капитальные расходы Региона сократились примерно на 16%. Край завершил 2023 год с профицитом бюджета в размере 5% ННД, что позволило увеличить объем остатков на счетах.

По актуальным сведениям, полученным от Региона, в 2024 году снижение доходной части бюджета составит порядка 5% к показателю 2023 года. При этом ожидается уменьшение как объема ННД на 4%, так и безвозмездных поступлений на 8%. Снижение ННД прогнозируется преимущественно в связи с сокращением на 18% поступлений по налогу на прибыль, а безвозмездные поступления уменьшатся по большей части из-за снижения объема текущих трансфертов. Ожидается, что расходы бюджета в 2024 году увеличатся на 7% к показателю прошлого года, при этом капитальные расходы вырастут более чем на четверть. Дефицит бюджета Хабаровского края по итогам текущего года составит порядка 11% ННД, а основным источником его финансирования послужат остатки на счетах Региона.


1 Здесь и далее усреднение осуществляется в соответствии с Методологией присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации.

Объем остатков на счетах существенно увеличился по итогам 2023 года — более чем в два раза к показателю по итогам 2022-го. Формированию остатков на счетах способствовало исполнение краевого бюджета с профицитом по итогам минувшего года, однако АКРА отмечает, что большая часть была обеспечена предоставленными бюджетными кредитами на финансирование инфраструктуры, которые в дальнейшем позволят частично профинансировать капитальные расходы Региона. C начала 2023 года остатки средств на счетах Края в среднем в полтора раза превышали его ежемесячные расходы. Агентство полагает, что более половины накопленных средств может быть использовано в текущем году для финансирования ожидаемого дефицита бюджета.

Коэффициент ликвидности бюджета Хабаровского края по итогам 2024 года может превысить 140%. Однако АКРА применяет КНПЗ к указанному показателю в сторону снижения, поскольку в плановом периоде показатель ликвидности будет сокращаться вследствие финансирования ожидаемого дефицита бюджета. Наряду с этим отмечается, что рост накопленной ликвидности был частично обеспечен предоставленными бюджетными кредитами, которые имеют целевой характер.

Качественная оценка ликвидности бюджета соответствует умеренно слабому профилю. У Края отсутствуют открытые кредитные линии со сроком выборки более года. Краткосрочные кредиты Управления Федерального казначейства в 2023 году не привлекались, однако были привлечены кредиты на опережающее финансирование расходов бюджета. Риски рефинансирования долговых обязательств низкие, так как большую часть погашения в ближайшие два года формируют бюджетные кредиты, которые, как ожидается, будут частично списаны. Просроченная кредиторская задолженность бюджета Хабаровского края на 01.01.2024 отсутствовала. Дополнительно отмечается, что существенный объем остатков на счетах Края сформирован за счет средств его автономных и бюджетных учреждений.

Умеренно низкая долговая нагрузка при низких рисках рефинансирования долговых обязательств. По итогам 2023 года долг Хабаровского края составил 59,6 млрд руб., что на 17% превысило показатель предыдущего года. Росту долга способствовало привлечение Регионом в 2023 году бюджетных кредитов — 9,1 млрд руб. на финансирование инфраструктуры и 1,3 млрд руб. на опережающее финансирование расходов. Наряду с этим были погашены запланированные объемы облигаций и бюджетных кредитов. Долговой портфель более чем на 95% состоял из бюджетных кредитов, порядка 4% приходилось на облигации, оставшуюся часть формировали гарантии Региона. Согласно графику погашения на начало года, в 2024 году погашению подлежало 5% долга, в 2025-м — порядка 20%. АКРА полагает, что погашение долга Регионом в ближайшие два года будет существенно меньше по причине частичного списания бюджетных кредитов, анонсированного федеральными властями.

По состоянию на 01.03.2024 объем долга Хабаровского края и график его погашения не изменились.

Долговая нагрузка на краевой бюджет умеренно низкая: соотношение долга и текущих доходов по итогам минувшего года составило 38%, на конец 2024 года существенных изменений не ожидается. Соотношение усредненных за 2020–2024 годы процентных расходов и совокупных расходов бюджета (за вычетом субвенций) не превысит 1%. Соотношение долга Региона и прогнозируемого ВРП по результатам текущего года окажется на уровне порядка 4,2%.

Долговой профиль Региона определяется как слабый, несмотря на значительную долю бюджетных кредитов в структуре долгового портфеля, полученных в рамках программы замещения коммерческого долга, и на средневзвешенный срок погашения обязательств, превышающий четыре с половиной года. До 2022 года три четверти долгового портфеля Региона формировали рыночные долговые обязательства, большая часть которых имела сроки погашения не более двух лет. Операционная эффективность бюджета преимущественно положительная, однако в прогнозном периоде на 2024–2026 годы возможен выход показателя в отрицательную зону. Долговая нагрузка муниципальных образований Края низкая, соотношение долга муниципалитетов и их ННД по итогам 2023 года составило 17%. По данным Региона, финансовый долг предприятий государственного сектора на 01.01.2024 составлял порядка 2,2 млрд руб., а просроченная кредиторская задолженность этих предприятий — 0,4 млрд руб. На начало 2024 года у Края имеется 12 заключенных концессионных соглашений, шесть из которых заключены в 2023 году. По данным Края, обязательства бюджета по этим соглашениям превышают 3,1 млрд руб. в 2024 году, на 2025 год приходится более 4,5 млрд руб. Эти объемы частично учтены в актуальной версии закона о бюджете Края.

Умеренные показатели развития экономики, частично зависящие от госсектора. Негосударственный сектор экономики Края значительно диверсифицирован. В течение последних четырех лет существенная доля налоговых поступлений (17% — усредненная доля за 2020–2023 годы) приходилась на отрасли, связанные с транспортировкой грузов и связью. Сектор торговли также обеспечивал около 17% налоговых поступлений. Деятельность, финансируемая за счет бюджетных средств (государственное управление, образование, здравоохранение и деятельность в сфере культуры), по оценкам АКРА, формировала порядка 21% налоговых доходов за указанный период и вносила наибольший вклад в доходы краевого бюджета.

Величина усредненного ВРП Региона на душу населения в сопоставлении со среднестрановым показателем в 2019–2022 годах составила 90%. Соотношение усредненных значений заработной платы и регионального прожиточного минимума в 2020–2023 годах превышало 300%.

Уровень безработицы, рассчитываемый по методологии МОТ, по итогам 2023 года достиг минимальных значений за весь анализируемый период и составил 2,1%. Усредненный за последние четыре года уровень безработицы в Регионе равен 3,5%. Безработица в Хабаровском крае стабильно ниже среднестранового уровня.

Ключевые допущения

  • рост потребности бюджета в дополнительных источниках финансирования капитальных расходов;

  • использование большей части накопленной ликвидности для финансирования ожидаемого дефицита текущего года.

Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга

«Стабильный» прогноз предполагает с высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.

К позитивному рейтинговому действию могут привести:

  • снижение потребности бюджета в использовании дополнительного финансирования;

  • устойчивый рост доли капитальных расходов в совокупных расходах краевого бюджета (за вычетом субвенций);

  • устойчивое снижение соотношения долга и текущих доходов ниже 30%.

К негативному рейтинговому действию могут привести:

  • резкий и значительный рост доли краткосрочного долга;

  • рост соотношения долга и текущих доходов выше 55%;

  • существенное снижение объема остатков на счетах Региона;

  • увеличение доли доходов от деятельности, финансируемой за счет бюджетных средств;

  • возникновение существенного объема дополнительных обязательств Региона по заключенным концессионным соглашениям, не учтенных в законе о бюджете.

Рейтинги выпусков

Хабаровский край, 35007 (ISIN RU000A0ZZQQ0), срок погашения — 24.10.2025, объем эмиссии — 5 млрд руб., — BBB+(RU).

Обоснование кредитного рейтинга. Облигационный выпуск Хабаровского края, по мнению Агентства, имеет статус старшего необеспеченного долга, кредитный рейтинг которого соответствует кредитному рейтингу Хабаровского края.

Регуляторное раскрытие

Кредитные рейтинги Хабаровского края и облигационного выпуска Хабаровского края (ISIN RU000A0ZZQQ0) были присвоены по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности. При присвоении кредитного рейтинга указанному выпуску также использовалась Методология присвоения кредитных рейтингов финансовым инструментам по национальной шкале для Российской Федерации.

Впервые кредитный рейтинг Хабаровского края и кредитный рейтинг выпуска государственных ценных бумаг Хабаровского края (ISIN RU000A0ZZQQ0) были опубликованы АКРА 19.06.2020. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Хабаровского края, а также кредитного рейтинга выпуска государственных ценных бумаг Хабаровского края (ISIN RU000A0ZZQQ0) ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

Кредитные рейтинги были присвоены на основании данных, предоставленных Правительством Хабаровского края, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитные рейтинги являются запрошенными, Правительство Хабаровского края принимало участие в процессе присвоения кредитных рейтингов.

При присвоении кредитных рейтингов использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологий.

АКРА не оказывало Правительству Хабаровского края дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитных рейтингов выявлены не были.

Версия для печати
Скачать PDF

Аналитики

Илья Цыпкин
Заместитель директора — руководитель направления муниципальных рейтингов, группа суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 03 45
Евгения Траутман
Эксперт, группа суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 04 80, доб. 104
Мы защищаем персональные данные пользователей и обрабатываем Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с условиями использования файлов cookie на этом веб-сайте, перейдя по ссылке.