Кредитный рейтинг Нижнего Новгорода (далее — Нижний Новгород, Город) обусловлен высокой долговой нагрузкой, относительно низкой гибкостью бюджетных расходов при большой доле капитальных расходов, компенсируемыми высокими показателями ликвидности и высокими показателями развития экономики.

Нижний Новгород — административный центр Нижегородской области и Приволжского федерального округа (ПФО). Пятый по численности населения город России (более 1,25 млн человек) и один из восьми городов РФ, в которых есть метрополитен. По оценкам администрации Города, в 2016 году его вклад в ВРП Нижегородской области может составлять до 50% (до 581 млрд руб.). Нижний Новгород — крупный транспортный узел ПФО и один из крупнейших промышленных центров России.

Ключевые факторы рейтинговой оценки

Экономика Города определяется промышленным потенциалом и транспортной инфраструктурой, а сравнительно высокие заработные платы и низкий уровень безработицы поддерживают его налоговую базу. Половина отгруженных товаров, работ, услуг создается в секторе обработки, при этом 40% отгруженных товаров, произведенных в данном секторе, составляют транспортные средства и оборудование. Благодаря развитым внутригородским и междугородным транспортным системам сектор транспорта и связи обеспечивает около одной пятой отгруженных товаров. На долю одного крупнейшего предприятия Нижнего Новгорода приходится не более 10% отгруженной продукции.

Стабильно более высокий по сравнению с РФ средний уровень заработной платы
(с 2014 по 2016 год он опередил среднестрановой показатель на 12%) поддерживает налоговую базу Города (НДФЛ формирует почти половину собственных доходов городского бюджета). Уровень безработицы находится на стабильно низком уровне.

Показатели бюджетной дисциплины поддерживаются высокими капитальными расходами, которые в значительной мере осуществляются за счет безвозмездных поступлений. Собственные доходы Города представлены преимущественно НДФЛ, налогами на имущество (земельный налог с организаций), ЕНВД и доходами от использования имущества. Существенная доля собственных доходов (8%) приходится на источник, регулируемый областным законодательством, согласно которому 3% НДФЛ, подлежащих зачислению в областной бюджет, передаются в бюджет городских округов. Несмотря на то что с 2014 по 2017 год собственные доходы составляют 72% доходов бюджета (без учета субвенций), обязательные расходы за указанный период находятся на высоком уровне, 76%. При этом АКРА обращает внимание на тот факт, что с 2015 по 2016 год объем обязательных расходов значительно вырос за счет увеличения текущих расходов дорожного фонда и сферы ЖКХ. В результате в анализируемом периоде операционный баланс составляет не более 17%, а с 2018 по 2019 год может снизиться до 6–8%. Капитальные расходы (в среднем 23% расходов бюджета) на две трети осуществляются за счет перечислений из вышестоящих бюджетов. Самодостаточность бюджета будет расти, что даст возможность компенсировать прогнозируемое снижение капитальных расходов за счет трансфертов.

Планируемый выпуск облигационного займа позволит сгладить высокую долговую нагрузку, отягощенную неравномерным графиком погашения. Поскольку для финансирования дефицита Нижний Новгород опирается преимущественно на краткосрочные кредитные ресурсы, операционный баланс за вычетом процентных расходов не покрывает ежегодно объем погашения долга. Несмотря на то что планируемый выпуск облигаций сгладит график погашения долга, долговая нагрузка Города продолжит повышаться. На конец 2017 года соотношение долга и операционного баланса составит 4,65 (в прошлом году данный показатель находился на уровне 2,29). Рост относительной долговой нагрузки отчасти объясняется снижением операционного баланса в результате повышения текущих расходов в сфере ЖКХ и дорожного хозяйства. Негативным фактором, усугубляющим долговую нагрузку, являются обязательства Нижнего Новгорода по договорам лизинга транспортных средств. АКРА определяет указанные обязательства как прямую долговую нагрузку, но упомянутый долг является целевым и влияет на объем капитальных вложений городского бюджета, что оценивается Агентством положительно.

Высокий уровень ликвидности. Город располагает необходимым уровнем ликвидности для своевременного выполнения расходных обязательств, включая процентные платежи. Величина остатков средств на счетах бюджета в абсолютном большинстве случаев на начало месяца ниже расходов текущего месяца, поскольку временно свободные средства вышестоящих бюджетов находятся в оперативном управлении, что позволяет использовать их как инструмент снижения стоимости обслуживания кредитных ресурсов. Нижний Новгород имеет возможность с 2015 года привлекать бюджетные кредиты на пополнение остатков средств на счетах бюджетов, которые преимущественно привлекаются на цели экономии процентных расходов по кредитным линиям (на краткосрочное рефинансирование банковского долга).

Ключевые допущения

  • снижение с 2018 по 2019 год объема субсидий от вышестоящих бюджетов до уровня не ниже среднего показателя, достигнутого в период с 2014-го по 2016-й;
  • рост обязательных расходов бюджета темпами, не превышающими средний темп инфляции, прогнозируемый в 2018–2019 годах.

Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга

«Стабильный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.

К позитивному рейтинговому действию могут привести:

  • рост налоговых поступлений за счет увеличения собственной налоговой базы или изменения пропорций распределения налоговых доходов на областном уровне, не сопровождающийся соответствующим повышением обязательных расходов бюджета;
  • снижение объема обязательных расходов бюджета при сохранении текущего уровня налоговых доходов;
  • увеличение срока привлекаемых кредитных ресурсов и выравнивание графика погашения долга.

К негативному рейтинговому действию могут привести:

  • снижение уровня самодостаточности бюджета в связи с недополучением собственных доходов (на 6% и более от показателей, запланированных на 2018–2019 годы);
  • изменение областного законодательства (распределение НДФЛ в пользу Нижегородской области);
  • рост процентных расходов относительно операционного баланса Города.

Рейтинги выпусков

Отсутствуют.

Рейтинговая история

Отсутствует.

Регуляторное раскрытие

Кредитный рейтинг был присвоен по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности.

Кредитный рейтинг АКРА был присвоен Нижнему Новгороду впервые. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу ожидается в течение 182 дней с даты рейтингового действия (17.11.2017).

Кредитный рейтинг был присвоен на основании данных, предоставленных Нижним Новгородом, информации из открытых источников (Минфин РФ, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитный рейтинг является запрошенным, Нижний Новгород принимал участие в процессе присвоения кредитного рейтинга.

Раскрытие отступлений от утвержденных методологий: для оценки денежных доходов населения Города был использован показатель средней номинальной начисленной заработной платы.

Факты существенного отклонения информации от данных, зафиксированных в официально опубликованной финансовой отчетности Нижнего Новгорода, не выявлены.

АКРА не оказывало Нижнему Новгороду дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитного рейтинга выявлены не были.

Версия для печати
Скачать PDF

Аналитики

Илья Цыпкин
Заместитель директора — руководитель направления муниципальных рейтингов, группа суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 03 45
Евгения Траутман
Старший аналитик, группа суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 04 80, доб. 104
Мы защищаем персональные данные пользователей и обрабатываем Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с условиями использования файлов cookie на этом веб-сайте, перейдя по ссылке.