Кредитный рейтинг Томска (далее — Томск, Город) обусловлен низким уровнем долговой нагрузки при умеренных рисках рефинансирования долговых обязательств, существенной долей капитальных расходов и стабильными показателями развития городской экономики, ограниченной в возможностях по увеличению доходной базы бюджета. Сдерживающее влияние на рейтинг оказывают умеренная потребность бюджета в привлечении дополнительного долгового финансирования на капитальные цели, низкий объем баланса текущих операций и существенная зависимость доходов Города от трансфертов из бюджета Томской области (рейтинг АКРА — BBB+(RU), прогноз «Стабильный»; далее — Томская область).

Томск является административным центром Томской области (Сибирский федеральный округ). Население Города в 2023 году составило 572 тыс. человек. По оценкам АКРА, доля Города в объеме отгруженной продукции Томской области ежегодно составляет порядка 50%.

Ключевые факторы оценки

Умеренные показатели операционной эффективности и потребности бюджета в использовании долгового финансирования. Усредненное1 соотношение баланса текущих операций и текущих доходов за 2020–2024 годы превысит 4%. За минувший год баланс текущих операций составил 3%, что указывает на достаточность текущих доходов для полного покрытия текущих расходов Города. В соответствии с показателями, утвержденными в решении о бюджете Города, баланс текущих операций по итогам 2024 года будет по-прежнему положительным, однако недостаточным для финансирования существенной доли капитальных расходов.

Доля капитальных расходов в совокупных расходах Города (за вычетом объема субвенций) оценивается как высокая. Усредненное значение этого показателя за 2020–2024 годы составит 18%. АКРА отмечает, что ежегодно капитальные расходы примерно на три четверти финансируются за счет бюджета Томской области, что указывает на низкую гибкость бюджетных расходов Города.

Усредненная доля налоговых и неналоговых доходов (далее — ННД) в доходах Томска (без учета субвенций) за указанный выше период составит около 53%, что соответствует умеренному уровню собственных доходов и свидетельствует о существенной зависимости Города от вышестоящего бюджета.

Соотношение усредненных за 2020–2024 годы модифицированного бюджетного дефицита и текущих доходов составит -1%, что указывает на сохраняющуюся умеренную потребность бюджета в привлечении дополнительного финансирования на капитальные цели. АКРА отмечает, что большая часть ожидаемой в текущем году потребности в финансировании капитальных расходов покрывается за счет остатков на счетах Города, однако, согласно актуальной версии решения о бюджете, для этих целей в 2024 году планируется привлекать долговое финансирование. Потребность в финансировании капитальных расходов последующих периодов также планируется покрывать за счет привлеченных средств.

Бюджетный профиль оценивается как средний. Бюджетное прогнозирование затруднено, поскольку большую часть доходов формируют трансферты из вышестоящего бюджета. Случаи нарушения бюджетного законодательства отсутствуют. Объем выпадающих налоговых доходов, связанных с применением налоговых льгот, за 2022 год превысил 450 млн руб., что эквивалентно 5% ННД Города за этот год.

Доходная часть бюджета Томска увеличилась более чем на четверть по итогам 2023 года, при этом увеличение ННД составило порядка 17%. Основной прирост ННД обеспечили поступления по НДФЛ, рост которых к показателю по итогам 2022 года превысил 23%. Объем безвозмездных поступлений за минувший год увеличился более чем на треть, в том числе более чем на 30% выросли текущие трансферты, рост капитальных трансфертов составил 61%. Расходная часть бюджета Города также увеличилась примерно на треть относительно 2022 года, главным образом за счет текущих расходов, которые возросли более чем на 25%. Дефицит бюджета за 2023 год составил 2% ННД, и большая его часть была профинансирована за счет заемных средств.

Согласно актуальной версии решения о бюджете Томска, в 2024 году прогнозируется снижение доходной части на 4% к уровню 2023 года. При этом ожидается, что ННД Города возрастут на 4%, а безвозмездные поступления сократятся на 9%. Расходная часть бюджета практически не изменится в годовом сопоставлении, ее снижение составит немногим более 1%. Дефицит бюджета ожидается на уровне 10% ННД, а его финансирование практически в полном объеме планируется осуществить за счет привлечения заемных средств.


1 Здесь и далее усреднение осуществляется в соответствии с Методологией присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации.

Низкая долговая нагрузка при умеренных рисках рефинансирования долговых обязательств. По итогам 2023 года объем долга Томска увеличился на 4% в годовом сопоставлении, до 4,4 млрд руб. При этом структура долгового портфеля Города претерпела ряд изменений, поскольку были погашены облигации в объеме 0,5 млрд руб. и привлечены банковские кредиты в объеме 0,6 млрд руб. По состоянию на начало текущего года долг Томска на 50% состоял из банковского долга, еще 28% приходилось на бюджетные кредиты, а оставшаяся часть долга — на облигации. Согласно графику погашения долга на 01.01.2024, в текущем году Городу предстоит погасить или рефинансировать 35% долга, а в 2025 году — 40%. По мнению Агентства, такие объемы погашения существенны для бюджета Города, поскольку составляют 15% ожидаемого объема ННД в 2024 году и 17% в 2025 году.

Долговая нагрузка на городской бюджет оценивается как низкая. По итогам 2023 года соотношение долга и текущих доходов Города составило 19%. В соответствии с утвержденными параметрами бюджета указанный показатель по итогам 2024 года составит 24%. Процентные расходы необременительны, а соотношение усредненных за 2020–2024 годы процентных расходов и совокупных расходов (за вычетом объема субвенций) составит 2%. Соотношение долга Города и валового городского продукта не рассчитывается в силу отсутствия данных для расчета последнего. По оценкам АКРА, это соотношение могло бы быть значительно ниже 20%.

Долговой профиль Города признается средним. Такая оценка обусловлена значительной долей коммерческих кредитов в структуре долга, а также средневзвешенным сроком погашения долга, незначительно превышающим два года. Операционная эффективность бюджета постоянно положительная, что указывает на отсутствие необходимости в финансировании текущих расходов за счет привлечения долга. Фактов просрочки долговых обязательств не выявлено. Согласно данным Томска, долг предприятий государственного сектора на 01.10.2023 составлял порядка 0,3 млрд руб., просроченная кредиторская задолженность этих предприятий незначительна.

Остатки на счетах планируется сохранить по итогам текущего года. По итогам 2023 года объем остатков на счетах Города сократился на 8% в связи с частичным финансированием этими средствами дефицита бюджета. За период с начала 2023 года средства на счетах покрывали в среднем порядка четверти ежемесячных расходов. В текущем году Город планирует использовать лишь незначительную часть накопленной ликвидности для финансирования ожидаемого дефицита бюджета, что позволит сохранить средства для финансирования дефицита будущих периодов.

Коэффициент ликвидности бюджета с учетом открытых возобновляемых кредитных линий (далее — ВКЛ) со сроком погашения более года по итогам 2024 года составит 45%.

Профиль ликвидности бюджета признается умеренным. Город не использует краткосрочные кредиты Управления Федерального казначейства, для закрытия кассовых разрывов применяются ВКЛ. На 01.01.2024 действовали две невыбранные ВКЛ со сроком погашения более года и общим объемом 0,4 млрд руб. Риски рефинансирования обязательств Города оцениваются как умеренные. В ближайшие два года погашению подлежит три четверти долга, что частично нивелируется низкой долговой нагрузкой Томска. Просроченная кредиторская задолженность городского бюджета на 01.01.2024 отсутствовала.

Сравнительно высокие показатели развития экономики обусловлены наличием крупных предприятий на территории Города. В Томске расположены крупные промышленные предприятия, среди которых: ООО «Томскнефтехим» (производство химических органических веществ), ООО «Газпром трансгаз Томск» (транспортировка газа по трубопроводам), ООО «Газпромнефть-Восток» (добыча нефти), АО «Газпром добыча Томск» (добыча природного газа), ООО «КДВ Групп» (оптовая торговля пищевыми продуктами), ОАО «Томское пиво» (производство пива). В отраслевой структуре отгруженной продукции наибольшую долю (свыше 40%) в 2023 году занимала обрабатывающая промышленность, которая характеризуется значительным уровнем диверсификации. В Городе развиты отрасли производства электрического оборудования, химических веществ и пищевых продуктов. Вторая по доле отрасль — «Транспортировка и хранение», на нее за прошлый год пришлось порядка 30% объема отгруженной продукции.

Соотношение усредненных за 2019–2022 годы подушевого валового регионального продукта (ВРП) Томской области, формируемого на территории Города, и подушевого среднестранового ВРП регионов России могло составить 75%. Соотношение усредненных за 2020–2023 годы номинальной начисленной заработной платы в целом по Городу и прожиточного минимума в Томске превышало 3,0. Уровень официально зарегистрированной безработицы по Городу, который исторически был почти в два раза ниже уровня безработицы, зафиксированного в Томской области, составил 0,4% по итогам 2023 года. Усредненный оценочный уровень безработицы (по методологии МОТ) за указанный выше период мог составить порядка 3%.

Ключевые допущения

  • формирование примерно 50% объема отгруженной продукции Томской области на территории Города;

  • исполнение бюджета по итогам 2024 года в рамках параметров, установленных актуальной версией решения о бюджете Города;

  • привлечение долга для финансирования ожидаемого дефицита бюджета;

  • сохранение значительной зависимости бюджета Города от перечислений из вышестоящего бюджета.

Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга

«Стабильный» прогноз предполагает с высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.

К позитивному рейтинговому действию могут привести:

  • увеличение доли собственных доходов в составе бюджета;

  • снижение потребности бюджета в привлечении долгового финансирования.

К негативному рейтинговому действию могут привести:

  • устойчивое снижение уровня операционной эффективности бюджета;

  • рост долговой нагрузки на бюджет Города выше 30% текущих доходов;

  • снижение объема доступной ликвидности бюджета.

Рейтинги выпусков

Томск, 34007 (ISIN RU000A1018A2), срок погашения — 22.12.2024, объем эмиссии — 1 млрд руб., — ВВВ+(RU).

Томск, 34008 (ISIN RU000A102LR1), срок погашения — 27.12.2025, объем эмиссии — 1 млрд руб., — ВВВ+(RU).

Обоснование. Облигационные выпуски Томска, по мнению Агентства, имеют статус старшего необеспеченного долга, кредитный рейтинг которого соответствует кредитному рейтингу Томска.

Регуляторное раскрытие

Кредитные рейтинги Томска и выпусков облигаций Томска (ISIN RU000A1018A2, RU000A102LR1) были присвоены по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности. При присвоении кредитного рейтинга указанным выпускам также использовалась Методология присвоения кредитных рейтингов финансовым инструментам по национальной шкале для Российской Федерации.

Впервые кредитный рейтинг Томска и кредитные рейтинги выпусков государственных ценных бумаг Томска (ISIN RU000A1018A2, RU000A102LR1) были опубликованы АКРА 17.06.2020, 17.06.2020 и 29.12.2020 соответственно. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Томска, а также кредитных рейтингов государственных ценных бумаг Томска ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

Кредитные рейтинги были присвоены на основании данных, предоставленных Томском, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитные рейтинги являются запрошенными, администрация Томска принимала участие в процессе присвоения кредитных рейтингов.

При присвоении кредитных рейтингов использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологий.

АКРА не оказывало администрации Томска дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитных рейтингов выявлены не были.

Версия для печати
Скачать PDF

Аналитики

Илья Цыпкин
Заместитель директора — руководитель направления муниципальных рейтингов, группа суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 03 45
Елена Анисимова
Старший директор — руководитель группы суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 04 86
Мы защищаем персональные данные пользователей и обрабатываем Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с условиями использования файлов cookie на этом веб-сайте, перейдя по ссылке.