Тренинг по кредитному анализу суверенного риска 24 октября

АКРА присвоило Республике Татарстан кредитный рейтинг AA+(RU), прогноз «Стабильный»

Кредитный рейтинг Республики Татарстан (далее — Республика, Регион) обусловлен уровнем развития региональной экономики, который существенно опережает среднестрановой показатель, высокой степенью контроля над расходной частью бюджета и высокой долей бюджета развития в структуре расходов, а также долгосрочной структурой прямого долга Республики (состоит из бюджетных кредитов) и минимальным уровнем риска, связанным с его обслуживанием. Фактором, оказывающим сдерживающее влияние на кредитный рейтинг, по мнению АКРА, является возможность оказания властями Республики адресной финансовой поддержки компаниям и финансовым организациям, имеющим стратегическое значение для ее экономики или в значительной степени зависящим от ее бюджета.

Республика Татарстан расположена в Приволжском федеральном округе (ПФО), граничит с восемью регионами РФ. В Регионе проживает 3,885 млн человек, из них 40% (1,56 млн человек) — на территории Казанской агломерации. В Республике функционируют две особые экономические зоны (ОЭЗ) — «Алабуга» (ОЭЗ промышленно-производственного типа) и «Иннополис» (ОЭЗ технико-внедренческого типа). Четыре города имеют статус ТОСЭР (территория опережающего социально-экономического развития).

Ключевые факторы рейтинговой оценки

Уровень развития экономики Региона существенно превышает среднестрановой показатель. В структуре валового регионального продукта добыча топливно-энергетических ископаемых составляет 20,8%, обрабатывающие производства занимают 18,9%, на долю торговли и строительства приходится 14,6% и 9,4% ВРП соответственно (средние значения за период с 2014 по 2015 год). Основа обрабатывающей промышленности Республики — производство нефтепродуктов, химическая промышленность, производство транспортных средств, пищевая промышленность и производство машин и оборудования разных типов. Начиная с 2006 года темп роста ВРП Региона либо существенно превышает темп роста суммарного ВРП российских регионов, либо соответствует ему. Интенсивность инвестиционных процессов существенно превосходит среднероссийский уровень (в 1,45 раза с 2013 по 2016 год). Экспорт Республики составляет в среднем 42% ВРП, из которых 77% приходится на минеральные продукты, 13% и 9% — на продукцию нефтехимического и машиностроительного комплексов. В Регионе низкий уровень безработицы, а демографическая ситуация характеризуется позитивной динамикой.

Сбалансированный бюджет с высокой степенью самодостаточности доходной части и высокой степенью контроля над расходной частью. Согласно данным за 2014–2017 годы, налоговые и неналоговые доходы составляют в среднем 88% доходов республиканского бюджета (без учета субвенций). По оценкам АКРА, на долю бюджета развития в указанный период приходилось около 41% расходов республиканского бюджета. Уровень подушевых налоговых и неналоговых доходов бюджета Республики существенно (в 1,66 раза) превосходит средний уровень по ПФО, в то время как уровень подушевых расходов на здравоохранение и социальное обеспечение примерно соответствует показателю в среднем по ПФО. АКРА положительно оценивает проводимую региональными властями стратегию, позволяющую сохранять гибкость республиканского бюджета, финансировать развитие региональной экономики и социальной инфраструктуры, а также не создающую чрезмерной диспропорции в уровне социального обеспечения населения в федеральном округе.

В 2016 году в структуре налоговых и неналоговых доходов бюджета Региона на долю поступлений по налогу на прибыль приходилось 38%, на долю налога на доходы физических лиц — 23%, акцизы (на пиво, алкогольные напитки и нефтепродукты) составляли 18%, налог на имущество — 14%. В 2016 году поступления от акцизов увеличились на 72%. Более половины этого роста (плюс 7,8 млрд руб.) обеспечили поступления по акцизам на средние дистилляты (в общем объеме акцизов на средние дистилляты, собранных на территории РФ в 2016 году, доля Региона составила около 45%).

Обязательства предприятий расширенного госсектора влияют на оценку долговой нагрузки Региона. АКРА учитывает возможность оказания властями Республики адресной финансовой поддержки компаниям и финансовым организациям, имеющим стратегическое значение для экономики Республики или в значительной степени зависящим от ее бюджета.

Государственный долг Республики (93,4 млрд руб.) на 91% состоит из бюджетных кредитов — реструктурированных (79,1 млрд руб.) либо подлежащих реструктуризации в 2017 году — и из гарантий (8,6 млрд руб., срок действия — до 2034 года), которые Республика предоставила в 2005 году ПАО «КАМАЗ» по обязательствам перед федеральным бюджетом. В случае согласия властей Республики на реструктуризацию бюджетных кредитов, которые еще не были реструктурированы (5,7 млрд руб.), плановый объем погашения в период с 2018 по 2019 год будет составлять порядка 0,28 млрд руб. в год (менее 0,4% операционного баланса).

Республика владеет долями в уставном капитале своих ведущих предприятий. По состоянию на 01.01.2017 суммарная стоимость принадлежащих Региону пакетов акций (по чистым активам) составляла 416,3 млрд руб. Бюджет Республики не получает существенных доходов в виде дивидендов (в 2014–2016 годах их доля достигала не более 0,2% налоговых и неналоговых доходов). В то же время следует отметить, что Регион не предоставляет крупнейшим налогоплательщикам льгот по налогу на прибыль, что могло бы привести к уменьшению доходной части бюджета.

Бюджет характеризуется высоким уровнем ликвидности. В отдельные периоды объем остатков на едином счете бюджета Республики сопоставим с расходами предстоящего месяца. По итогам 2017 года Регион ожидает получить профицит в сумме более 2 млрд руб., который будет использован на финансирование дефицита, прогнозируемого в 2018 году.

Ключевые допущения

  • возможность (в случае необходимости) оказания властями Республики адресной финансовой поддержки компаниям и финансовым организациям, имеющим стратегическое значение для ее экономики или в значительной степени зависящим от ее бюджета;
  • темп роста ВРП с 2018-го по 2019-й на уровне выше 3% в год;
  • поддержание в период с 2018 по 2019 год объемов инвестиций в основной капитал Региона на уровне более 30% ВРП;
  • сохранение дефицита бюджета в 2018–2019 годах на уровне не выше 2% от уровня налоговых и неналоговых доходов;
  • поддержание в период с 2018 по 2019 год объема бюджета развития в составе расходов на уровне выше 37%. 

Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга

«Стабильный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.

К позитивному рейтинговому действию могут привести:

  • ежегодный рост налоговых и неналоговых доходов темпами выше 4,5%;
  • повышение уровня прозрачности и предсказуемости взаимоотношений Республики с компаниями (в том числе с финансовыми организациями), имеющими стратегическое значение для ее экономики или в значительной степени зависящими от ее бюджета.

К негативному рейтинговому действию могут привести:

  • существенное снижение операционного баланса;
  • значительное сокращение расходов капитального характера (бюджета развития).

Рейтинги выпусков

Отсутствуют.

Рейтинговая история

Отсутствует.

Регуляторное раскрытие

Кредитный рейтинг был присвоен по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации, а также Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности.

Кредитный рейтинг был присвоен Республике Татарстан впервые. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу ожидается в течение 182 дней с даты рейтингового действия (15.11.2017).

Кредитный рейтинг был присвоен на основании данных, предоставленных Республикой Татарстан, информации из открытых источников (Минфин РФ, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитный рейтинг является запрошенным, Республика Татарстан принимала участие в процессе присвоения кредитного рейтинга.

Факты существенного отклонения информации от данных, зафиксированных
в официально опубликованной финансовой отчетности Республики Татарстан,
не выявлены.

АКРА не оказывало Республике Татарстан дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитного рейтинга выявлены не были.

Вход

Забыли пароль

Регистрация

Восстановление пароля

Восстановление пароля

Termsofuse

Полное использование материалов сайта разрешается только с письменного согласия правообладателя, АКРА (АО). Частичное использование материалов сайта (не более 30% текста статьи) разрешается только при условии указания гиперссылки на непосредственный адрес материала на сайте www.acra-ratings.ru . Гиперссылка должна быть размещена в подзаголовке или в первом абзаце материала. Размер шрифта гиперссылки не должен быть меньше шрифта текста используемого материала.