Изменение прогноза по кредитному рейтингу Липецкой области (далее — Липецкая область, Область, Регион) на «Негативный» обусловлено ожиданиями АКРА относительно дальнейшего отставания динамики подушевого валового регионального продукта (ВРП) Области от среднестранового уровня, что может привести к понижению оценки экономического профиля Области.
Кредитный рейтинг Липецкой области обусловлен низким уровнем долговой нагрузки при минимальных рисках рефинансирования обязательств, возросшим объемом доступной ликвидности и положительной операционной эффективностью бюджета. Рейтинг Области сдерживается зависимостью бюджета от крупнейшего налогоплательщика, волатильной структурой налоговых поступлений и умеренной потребностью бюджета в использовании накопленных средств для финансирования капитальных расходов.
Липецкая область входит в состав Центрального федерального округа. В Области проживает 1,1 млн человек (порядка 0,8% населения страны). В 2021 году ВРП Области составил 844 млрд руб. (около 0,7% совокупного ВРП регионов России). По оценкам Области, в 2022 году ее ВРП мог составить 775 млрд руб., а в 2023 году —850 млрд руб.
Ключевые факторы оценки
Существенная зависимость экономики Области от металлопромышленного комплекса. По расчетам Агентства, металлургическая промышленность сформировала более 40% налоговых поступлений за 2023 год, усредненная1 за 2020–2023 годы доля налоговых поступлений от этого сектора также составила порядка 40%. Наибольший вклад в объем налоговых поступлений внесло производство листового холоднокатаного стального проката (порядка 39% по итогам 2023 года), около 10% по итогам минувшего года обеспечили отрасли оптовой и розничной торговли. Доля поступлений от государственного сектора экономики невелика и за 2023 год составила порядка 10%. Крупнейшим налогоплательщиком Области является ПАО «НЛМК». АКРА отмечает потенциальные риски, связанные с зависимостью экономики и бюджета от крупнейшего налогоплательщика.
По итогам 2022 года совокупный подушевой ВРП российских регионов увеличился на 16%, при этом в Липецкой области данный показатель снизился на 6%. В 2019–2022 годах усредненный ВРП на душу населения в Регионе составил 79% от среднестранового уровня. АКРА применяет корректировку на пограничное значение к указанному показателю в сторону повышения, поскольку снижение подушевого ВРП в 2022 году могло носить временный характер. Согласно актуальной версии прогноза социально-экономического развития Области, индекс-дефлятор и индекс физического объема ВРП за 2023 год существенно превышают 100% (105,1 и 104,4% соответственно), что может оказать положительное влияние на показатель ВРП по итогам 2023 года. В случае сохранения негативной тенденции по отставанию от средних по стране темпов прироста подушевого ВРП оцениваемая категория указанного показателя может снизиться, что приведет к понижению совокупной оценки экономического профиля Региона.
Безработица в Области не превышала 4,3% за весь период наблюдений с 2013 года. За октябрь — декабрь 2023 года значение показателя составило 2,7%. За период с 2020 по 2023 год соотношение усредненных среднемесячной заработной платы и регионального прожиточного минимума превысило 3,5.
1 Здесь и далее усреднение осуществляется в соответствии с Методологией присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации.
Положительная операционная эффективность бюджета при умеренной потребности в использовании накопленных остатков. Усредненное соотношение баланса текущих операций и текущих доходов за 2020–2024 годы составит 14%. Баланс текущих операций по итогам 2023 года сформировался значительно выше нуля, что указывает не только на полное покрытие текущих расходов Региона текущими доходами, но и на покрытие значительной доли его капитальных расходов. По итогам 2024 года объем баланса текущих операций может стать отрицательным в связи с большим объемом запланированного по итогам года дефицита бюджета, однако усредненное значение показателя сохранится на умеренно высоком уровне.
Усредненная доля капитальных расходов в совокупных расходах за 2020–2024 годы составит порядка 25%. Гибкость бюджетных расходов оценивается на умеренно высоком уровне, поскольку в среднем за последние четыре года капитальные расходы примерно на 40% финансировались за счет трансфертов из вышестоящего бюджета.
Усредненная доля налоговых и неналоговых доходов (ННД) в доходах Региона (без учета объема субвенций) за указанный период составит 80%.
Соотношение усредненных за 2020–2024 годы модифицированного бюджетного дефицита и текущих доходов сформируется немногим меньше нуля, что указывает на умеренную потребность в использовании накопленной ликвидности для покрытия капитальных расходов. По мнению Агентства, привлечение коммерческого долга на капитальные цели в текущем году не потребуется.
Оценка бюджетного профиля определяется как умеренно сильная и ограничивается заметными отклонениями фактических собственных доходов бюджета Области от плановых показателей. Бюджетное прогнозирование зачастую консервативно и частично затруднено, поскольку значительную часть доходов формируют поступления от высоковолатильных отраслей. Случаи нарушения бюджетного законодательства отсутствуют.
По итогам 2023 года доходная часть бюджета Липецкой области увеличилась на 24% к уровню 2022 года. Прирост ННД составил 28%, во многом благодаря значительному увеличению поступлений по налогу на прибыль (+65% в годовом сопоставлении), что объясняется главным образом отменой института консолидированной группы налогоплательщиков. Более скромный, но в то же время существенный прирост показали поступления по НДФЛ (+13%) и по налогам на товары и услуги (+16%). Существенную долю ННД — 5% — сформировали процентные доходы от размещения временно свободных средств бюджета. Объем безвозмездных поступлений увеличился на 9% по итогам года, при этом капитальные трансферты выросли на треть. Расходная часть бюджета Липецкой области увеличилась на 9% к уровню 2022 года, в том числе прирост капитальных расходов составил порядка 13%. Бюджет Региона по итогам 2023 года был исполнен с профицитом в 10% ННД, что позволило существенно увеличить объем остатков на счетах.
Согласно актуальной версии закона о бюджете, его доходная часть по итогам текущего года сократится на 10% к показателю за прошлый год. Снижение ННД ожидается на уровне 14%, в основном на фоне сокращения поступлений по налогу на прибыль на 18% в годовом сопоставлении. Прирост безвозмездных поступлений не превысит 5% в сравнении с 2023 годом, однако капитальные трансферты увеличатся примерно на 20%. Ожидается, что расходная часть бюджета Липецкой области увеличится на 21%, наибольший прирост в номинальном выражении придется на текущие расходы. Значительный планируемый дефицит бюджета в размере 32% ННД будет полностью покрыт остатками на счетах Региона.
Низкая долговая нагрузка при минимальных рисках рефинансирования обязательств. На 01.01.2024 долг Липецкой области составлял 16,6 млрд руб., что на 25% превышает показатель 2022 года. Прирост долга связан с привлечением бюджетных кредитов из федерального бюджета. В 2023 году Область получила 1,4 млрд руб. бюджетных кредитов на реализацию инфраструктурных проектов, 1,7 млрд руб. специальных казначейских кредитов и порядка 2,0 млрд руб. бюджетных кредитов на опережающее финансирование расходных обязательств. Наряду с этим было исполнено плановое погашение номинала областных облигаций в объеме 1,3 млрд руб. По состоянию на начало текущего года долг был на 86% представлен бюджетными кредитами, оставшуюся часть формировали облигации Региона. График погашения долга на указанную дату был сбалансирован, риски рефинансирования обязательств для Области, по мнению Агентства, минимальны, так как объем накопленной ликвидности существенно превосходит весь объем долга Региона. На начало текущего года краткосрочный объем долга составлял 23%. Более половины этого объема приходилось на бюджетные кредиты, полученные на опережающее финансирование расходных обязательств, которые планируется покрыть в 2024 году межбюджетными трансфертами из федерального бюджета. По состоянию на начало текущего года в 2025 году погашению подлежало 17% долговых обязательств.
По итогам 2023 года соотношение долга и текущих доходов Области составило 16%. АКРА ожидает, что к концу 2024 года данный показатель существенно не изменится и будет соответствовать низкому уровню долговой нагрузки. Соотношение усредненных за 2020–2024 годы процентных расходов и совокупных расходов (за вычетом объема субвенций) составит менее 1%. Соотношение долга Региона и прогнозируемого по итогам текущего года ВРП не превысит 2%.
Долговой профиль Региона оценивается как очень сильный. АКРА учитывает существенную долю бюджетных кредитов в структуре долгового портфеля и средневзвешенный срок погашения долга, значительно превышающий три с половиной года. Фактов неисполнения долговых обязательств Регионом не зафиксировано. Операционная эффективность бюджета в анализируемом периоде преимущественно положительная, что указывает на финансирование текущих расходов за счет текущих доходов без привлечения заемных средств. Долговая нагрузка муниципальных образований Области низкая и постепенно снижается; по итогам 2023 года соотношение совокупного долга муниципалитетов Области и их совокупных ННД составило 13%. По данным Региона, финансовый долг предприятий государственного сектора на 01.10.2023 составил порядка 0,3 млрд руб., еще 0,2 млрд руб. формирует просроченная кредиторская задолженность предприятий государственного сектора. По мнению АКРА, такой объем задолженности не несет рисков для бюджета Региона.
Остатки на счетах позволят профинансировать весь запланированный объем дефицита бюджета. По итогам 2023 года объем остатков на счетах Региона увеличился более чем в полтора раза. Большую часть прироста обеспечил профицит бюджета по итогам года. С начала 2023 года остатки на счетах в среднем в несколько раз превышали ежемесячные расходы бюджета Области. Объем накопленных средств позволит без привлечения долга покрыть ожидаемый бюджетный дефицит 2024 года, а также погасить объем долга, запланированный к погашению в текущем году.
Коэффициент ликвидности бюджета Области по итогам 2024 года превысит 140%.
Профиль ликвидности бюджета оценивается как сильный. На текущий момент у Области нет необходимости в использовании кредитных линий или привлечения краткосрочного кредита Управления Федерального казначейства для финансирования возможных кассовых разрывов. Накопленная ликвидность в несколько раз превосходит объем долга Региона, этого объема достаточно для финансирования возможных потребностей бюджета. Просроченная кредиторская задолженность областного бюджета на 01.10.2023 отсутствовала.
Ключевые допущения
-
исполнение бюджета в пределах параметров, указанных в актуальной версии закона о бюджете;
-
использование свободной ликвидности на счетах Региона для финансирования ожидаемого дефицита бюджета.
Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга
«Негативный» прогноз предполагает с высокой долей вероятности понижение рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.
К позитивному рейтинговому действию может привести:
- снижение концентрации экономики на металлопромышленном комплексе.
К негативному рейтинговому действию могут привести:
-
более низкие темпы прироста ВРП, чем в среднем по стране;
-
значительное ухудшение оперативной эффективности бюджета;
-
существенное снижение объемов накопленной ликвидности Региона.
Рейтинги выпусков
Липецкая область, 35010 (ISIN RU000A0ZZR33); срок погашения — 21.10.2025, объем эмиссии — 3 млрд руб., — АA(RU).
Липецкая область, 34011 (ISIN RU000A1013T3); срок погашения — 21.11.2024, объем эмиссии — 2,5 млрд руб., — АA(RU).
Липецкая область, 34012 (ISIN RU000A102598); срок погашения — 16.09.2025, объем эмиссии — 2,5 млрд руб., — АA(RU).
Обоснование. Перечисленные выше облигационные выпуски Липецкой области, по мнению АКРА, имеют статус старшего необеспеченного долга, кредитный рейтинг которого соответствует кредитному рейтингу Липецкой области — AA(RU).
Регуляторное раскрытие
Кредитные рейтинги Липецкой области и облигационных выпусков Липецкой области (ISIN RU000A0ZZR33, RU000A1013T3, RU000A102598) были присвоены по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности. При присвоении кредитного рейтинга указанным выпускам также использовалась Методология присвоения кредитных рейтингов финансовым инструментам по национальной шкале для Российской Федерации.
Впервые кредитные рейтинги Липецкой области и облигационных выпусков Липецкой области (ISIN RU000A0ZZR33, RU000A1013T3, RU000A102598) были опубликованы АКРА 07.07.2017, 24.10.2018, 21.11.2019 и 15.09.2020 соответственно. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Липецкой области, а также кредитных рейтингов государственных ценных бумаг Липецкой области ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
Кредитные рейтинги были присвоены на основании данных, предоставленных Липецкой областью, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитные рейтинги являются запрошенными, правительство Липецкой области принимало участие в процессе присвоения кредитных рейтингов.
При присвоении кредитных рейтингов использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологий.
АКРА не оказывало правительству Липецкой области дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитных рейтингов выявлены не были.