Кредитный рейтинг Томской области (далее — Томская область, Область, Регион) обусловлен умеренно низким уровнем долговой нагрузки при умеренных рисках рефинансирования долговых обязательств, положительной операционной эффективностью бюджета и его умеренной потребностью в использовании дополнительного финансирования капитальных расходов. Рейтинг сдерживается ожиданиями Агентства относительно дальнейшего снижения накопленной ликвидности Региона по итогам текущего года и умеренными качественными оценками бюджетного профиля.

Томская область расположена в Сибирском федеральном округе, и почти треть ее территории не заселена в связи с географическими особенностями местности. На территории Региона располагается большое количество высших образовательных учреждений, что позволяет ему считаться крупным образовательным центром. В Области проживает 1,1 млн человек (0,7% населения страны). По оценкам Региона, его валовой региональный продукт (ВРП) за 2022 год составил 785 млрд руб., за 2023 год — 801 млрд руб.

Ключевые факторы оценки

Умеренно низкая долговая нагрузка при умеренных рисках рефинансирования обязательств. По итогам 2023 года объем долга Области снизился на 2% к показателю на начало года и составил 48,1 млрд руб. Долговой портфель Региона на 77% состоял из бюджетных кредитов, 17% формировали облигации (в том числе облигации для населения, что является особенностью долговой политики Региона, однако их доля несущественна), а оставшаяся часть приходилась на банковские кредиты. Текущий график погашения долга предусматривает существенные выплаты в 2025 году, когда погашается 24% долговых обязательств, что эквивалентно 14% ожидаемых на этот год налоговых и неналоговых доходов (ННД) Области. В 2024 году погашению подлежат 8% долга, при этом большую часть погашения формируют облигации. В случае рефинансирования объема долга, подлежащего погашению в текущем году, краткосрочными финансовыми инструментами, доля долга, подлежащего погашению в 2025 году, превысит 32%.

По итогам 2023 года соотношение долга и текущих доходов Области составило 48%. По прогнозу Агентства, соотношение показателей сохранится примерно на том же уровне и по итогам 2024 года. Соотношение усредненных1 за 2020–2024 годы процентных расходов и совокупных расходов (за вычетом объема субвенций) не превысит 2%. Соотношение долга Региона и прогнозируемого по итогам текущего года ВРП составит порядка 6%.

Качественная оценка долгового профиля определяется как средняя. АКРА учитывает существенную долю бюджетных кредитов в структуре долгового портфеля и средневзвешенный срок погашения долга, незначительно превышающий три с половиной года. Фактов неисполнения долговых обязательств Регионом не зафиксировано. Операционная эффективность бюджета в анализируемом периоде преимущественно положительная, что указывает на финансирование текущих расходов за счет текущих доходов без привлечения заемных средств. Долговая нагрузка муниципальных образований Области по итогам 2023 года составила 30%. По данным Региона, финансовый долг предприятий государственного сектора на 01.10.2023 не превышал 0,9 млрд руб. В 2023 году Регион заключил два крупных концессионных соглашения о создании комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами и строительстве межвузовского кампуса в городе Томске. Средства на погашение платежей концессионерам предусмотрены текущей версией закона о бюджете. Ожидается, что капитальный грант в объеме 19 млрд руб. по проекту создания межвузовского кампуса будет покрыт за счет межбюджетных трансфертов из вышестоящего бюджета; после ввода проекта в эксплуатацию для оплаты концессионеру будут использоваться средства областного бюджета.


1 Здесь и далее усреднение осуществляется в соответствии с Методологией присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации.

Положительная операционная эффективность бюджета при его умеренной потребности в использовании дополнительного финансирования. Усредненное соотношение баланса текущих операций и текущих доходов за 2020–2024 годы превысит 7%. Баланс текущих операций по итогам 2023 года сформировался положительным. Агентство ожидает, что и по итогам 2024 года текущие доходы превысят объем текущих расходов Области.

Усредненная доля капитальных расходов в совокупных расходах (за вычетом объема субвенций) за 2020–2024 годы составит 13%. Капитальные расходы ежегодно в среднем наполовину финансируются за счет средств федерального бюджета (с учетом средств инфраструктурных бюджетных кредитов). Качественная оценка гибкости бюджетных расходов определяется как средняя.

Усредненная за указанный выше период доля ННД в совокупных доходах Региона (без учета субвенций) составит 71%.

Соотношение усредненных за 2020–2024 годы модифицированного бюджетного дефицита и текущих доходов составит -2%, что указывает на умеренную потребность бюджета в использовании дополнительных средств на капитальные цели. По прогнозу АКРА, в текущем году потребность бюджета в дополнительном финансировании может превысить объем остатков на счетах. В таком случае Области потребуется привлечение заемного финансирования для обеспечения планового уровня капитальных расходов, однако прогнозируемые объемы привлечения средств невелики.

Качественная оценка бюджетного профиля определяется как средняя и основывается на заметных отклонениях фактических собственных доходов бюджета Области от плановых показателей, а также на факте нарушения условий дополнительных соглашений по бюджетным кредитам по итогам 2022 года, повлекшего досрочное погашение 0,4 млрд руб. Бюджетное прогнозирование частично затруднено, поскольку значительную часть доходов формируют поступления от высоковолатильных отраслей.

Доходная часть бюджета Томской области по итогам 2023 года увеличилась на 9% к показателю по итогам 2022 года. При этом объем ННД увеличился на 15%. Существенный прирост продемонстрировали поступления по налогу на прибыль (+24%) и по НДФЛ (+20%). Объем безвозмездных поступлений снизился на 3% в годовом выражении, в том числе на аналогичную величину сократились текущие трансферты. Расходы областного бюджета увеличились на 11% по итогам минувшего года. Объем текущих расходов вырос на 7% год к году, а объем капитальных расходов увеличился практически в полтора раза. По итогам 2023 года бюджет Региона был исполнен с профицитом в 1% ННД. Полученные средства в совокупности с частью объема остатков на счетах были направлены на погашение долговых обязательств.

Согласно актуальной версии утвержденных бюджетных назначений Области, в 2024 году ожидается рост доходов бюджета на 6% к уровню 2023 года. Рост ННД также составит 6%, в том числе поступления по налогу на прибыль увеличатся на 10% год к году. Поступления по налогам на товары и услуги возрастут на 6%, а по НДФЛ — на 2%. Увеличение объема безвозмездных поступлений составит порядка 7%. Ожидается, что расходы бюджета вырастут на 6%, при этом объем капитальных расходов сократится на 14%. Профицит бюджета в таком случае составит 1% ННД, что позволит увеличить объем остатков на счетах Области.

АКРА полагает, что поступления по налогу на прибыль могут снизиться относительно показателя по итогам 2023 года. За последние три года объем первоначально утвержденных назначений по поступлениям по налогу на прибыль в среднем на 20% превосходил фактические значения по итогам года. Таким образом, утвержденные на текущий момент плановые назначения также могут оказаться выше фактического исполнения. При сохранении прочих бюджетных параметров неизменными дефицит бюджета по итогам 2024 года может составить 6% ННД, а для его финансирования Области придется использовать весь объем накопленных остатков на счетах, а также привлечь незначительный объем заемного финансирования.

Накопленная ликвидность позволит профинансировать большую часть прогнозируемого Агентством дефицита бюджета. По итогам 2023 года объем остатков на счетах Региона снизился на 13% к показателю по итогам 2022 года. Ежемесячный объем накопленных средств за последние двенадцать месяцев в среднем сопоставим с объемом среднемесячных расходов бюджета. По прогнозу АКРА, остатки на счетах Области в полном объеме могут быть использованы для покрытия ожидаемого дефицита текущего года, что позволит профинансировать значительную его часть.

Коэффициент ликвидности бюджета Области будет равен 44% по итогам 2024 года.

Качественная оценка ликвидности бюджета соответствует умеренному профилю. По состоянию на 01.01.2024 у Области не было открытых кредитных линий со сроком выборки более года. Регион использует краткосрочные кредиты Управления Федерального казначейства, в феврале текущего года объем привлечения составил 2,8 млрд руб. Риски рефинансирования долговых обязательств умеренные в связи с пиком выплат долга в 2025 году. Наряду с этим погашаемые в текущем году облигации могут быть рефинансированы краткосрочными финансовыми инструментами. В совокупности в ближайшие два года Региону необходимо погасить или рефинансировать примерно треть долговых обязательств. По состоянию на 01.10.2023 просроченная кредиторская задолженность областного бюджета отсутствовала.

Диверсифицированная экономика с существенной зависимостью от добычи нефти. В 2018–2021 годах в среднем порядка четверти ВРП Томской области приходилось на добычу полезных ископаемых, главным образом нефти. По расчетам АКРА, наибольшую долю налоговых поступлений (усредненное значение за 2020–2023 годы) в 15% составила сфера оптовой торговли, порядка 13% сформировала деятельность по добыче нефти и газа. По данным за 2023 год, деятельность по добыче нефти и газа сформировала порядка 16% налоговых поступлений, а сфера оптовой торговли — около 12%.

ВРП на душу населения сохраняется ниже среднестранового уровня (соотношение усредненных показателей в 2018–2021 годах — 81%). В соответствии с ожиданиями Региона по показателю ВРП за 2022 год усредненный ВРП на душу населения в 2019–2022 годах мог сохраниться на аналогичном уровне, что соответствует значению категории ВРП «3». В соответствии с прогнозом социально-экономического развития Области на 2024–2026 годы, темпы роста ВРП в сопоставимых ценах на 2022 и 2023 годы будут менее 100%, что в перспективе приведет к снижению усредненного значения. В этой связи Агентство корректирует значение категории ВРП Региона до «4».

Усредненный за 2019–2022 годы уровень безработицы равен 6%. По данным за сентябрь — ноябрь 2023 года уровень безработицы в Области составил порядка 4%. Соотношение усредненной за аналогичный период среднемесячной заработной платы и регионального прожиточного минимума для трудоспособного населения составило 3,8 раза.

Ключевые допущения

  • снижение поступлений по налогу на прибыль относительно показателя по итогам 2023 года;

  • использование всего объема остатков на счетах для финансирования прогнозного дефицита бюджета.

Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга

«Стабильный» прогноз предполагает с высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.

К позитивному рейтинговому действию могут привести:

  • рост операционной эффективности бюджета;

  • сохранение объема остатков на счетах Области по итогам года;

  • снижение доли краткосрочного долга благодаря использованию долгосрочных финансовых инструментов.

К негативному рейтинговому действию могут привести:

  • изменение долговой политики Области в пользу использования краткосрочных инструментов;

  • существенное снижение доли капитальных расходов в совокупных расходах (за вычетом объема субвенций);

  • существенное увеличение потребности бюджета в привлечении заемных средств на капитальные цели при отсутствии достаточного объема остатков на счетах Региона.

Рейтинги выпусков

Томская область, 34062 (ISIN RU000A0ZYMJ7), срок погашения — 19.12.2024, объем эмиссии — 7 млрд руб., — BBB+(RU).

Томская область, 35067 (ISIN RU000A1024L7), срок погашения — 23.07.2027, объем эмиссии — 20 млрд руб., — BBB+(RU).

Обоснование. Облигационные выпуски Томской области, по мнению АКРА, имеют статус старшего необеспеченного долга, кредитный рейтинг которого соответствует кредитному рейтингу Томской области.

Регуляторное раскрытие

Кредитные рейтинги Томской области и облигационных выпусков Томской области (RU000A0ZYMJ7, RU000A1024L7) были присвоены по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности. При присвоении кредитных рейтингов указанным выпускам также использовалась Методология присвоения кредитных рейтингов финансовым инструментам по национальной шкале для Российской Федерации.

Впервые кредитный рейтинг Томской области и кредитные рейтинги государственных ценных бумаг Томской области (RU000A0ZYMJ7, RU000A1024L7) были опубликованы АКРА 10.04.2018, 10.04.2018 и 13.05.2021. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Томской области, а также кредитных рейтингов выпусков государственных ценных бумаг Томской области (RU000A0ZYMJ7, RU000A1024L7) ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

Кредитные рейтинги были присвоены на основании данных, предоставленных администрацией Томской области, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитные рейтинги являются запрошенными, администрация Томской области принимала участие в процессе присвоения кредитных рейтингов.

При присвоении кредитных рейтингов использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологий.

АКРА не оказывало администрации Томской области дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитных рейтингов выявлены не были.

Версия для печати
Скачать PDF

Аналитики

Илья Цыпкин
Заместитель директора — руководитель направления муниципальных рейтингов, группа суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 03 45
Евгения Траутман
Старший аналитик, группа суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 04 80, доб. 104
Мы защищаем персональные данные пользователей и обрабатываем Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с условиями использования файлов cookie на этом веб-сайте, перейдя по ссылке.