Кредитный рейтинг Тамбовской области (далее — Тамбовская область, Область, Регион) обусловлен умеренно низкой долговой нагрузкой, положительным балансом текущих операций и умеренно низкой потребностью бюджета в привлечении заемных средств для финансирования капитальных расходов. Сдерживающее влияние на кредитный рейтинг оказывают существенная зависимость Региона от трансфертов из вышестоящего бюджета и отстающие от среднестранового уровня показатели развития региональной экономики.

Тамбовская область расположена в Центральном федеральном округе. В Области проживает немногим менее 1% населения РФ, а на ее территории создается около 0,4% совокупного валового регионального продукта (ВРП) всех регионов России. По оценке Области, ее ВРП в 2023 году может составить 480,4 млрд руб.

Ключевые факторы оценки

Невысокая доля собственных доходов с умеренно низкой потребностью в привлечении заемных средств на капитальные цели. Усредненное1 соотношение баланса текущих операций и текущих доходов Региона за 2020–2024 годы составит 9%. При этом баланс текущих операций в течение последних трех лет снижается, но остается положительным, что свидетельствует о достаточности текущих доходов бюджета Тамбовской области для финансирования текущих расходов в полном объеме.

Усредненное соотношение капитальных и совокупных расходов бюджета (за вычетом объема субвенций) за 2020–2024 годы может составить 17%. Высокий показатель обусловлен сохранением капитальных расходов на высоком уровне, достигнутом в 2022 году. В то же время чуть более половины капитальных расходов ежегодно финансируется за счет капитальных трансфертов, в связи с чем капитальные расходы не могут в полной мере рассматриваться как источник сокращения расходной части бюджета.

Усредненная доля налоговых и неналоговых доходов (ННД) в доходах Региона (без учета субвенций) за указанный выше период составит 58%, что соответствует умеренному уровню собственных доходов. Данный показатель указывает на значительную зависимость Региона от вышестоящего бюджета.

Соотношение усредненных за 2020–2024 годы модифицированного бюджетного дефицита (МБД) и текущих доходов прогнозируется на уровне 0%. Прогнозное значение МБД на 2024 год указывает на умеренно низкую потребность бюджета в привлечении заемных средств для финансирования ожидаемого уровня капитальных расходов в текущем году.

В структуре налоговых доходов Региона в период с 2018 по 2022 год преобладал НДФЛ, доля которого превышала треть. Налог на прибыль организаций в указанный период формировал примерно четверть налоговых доходов, а налоги на имущество — 15% и более. По итогам 2023 года доли НДФЛ и налога на прибыль организаций в общем объеме налоговых поступлений Области сравнялись и составили по 32%, однако согласно актуальной версии закона о бюджете по итогам 2024 года пропорция приблизится к значениям 2022 года. Структура налоговых поступлений имеет устойчивый характер, что связано с низким уровнем волатильных секторов в экономике Региона. В то же время высокая доля агропромышленного комплекса (АПК) в экономике Области ставит ее бюджет в зависимость от погодных и климатических факторов.

В текущем году Регион ожидает незначительный дефицит бюджета — менее 1% ННД, — который будет полностью профинансирован за счет заемных средств. Ожидается, что ННД сократятся на 8% в годовом сопоставлении после их значительного роста в 2023 году (+14%), в том числе поступления по налогу на прибыль в текущем году прогнозируются на уровне на 24% ниже прошлогоднего (рост поступлений по налогу на прибыль в 2023 году составил 32%). Снижение безвозмездных поступлений может составить 9%. При таком сценарии совокупные доходы бюджета Области уменьшатся на 8%. В то же время в текущем году планируется снизить расходы бюджета на 6%.

Качественная оценка бюджетного профиля Тамбовской области определяется как умеренная. Информация о случаях нарушения бюджетного законодательства за последние пять лет отсутствует. За последние три года для Региона характерна регулярная недооценка поступлений по налогу на прибыль и, как следствие, доходной и расходной частей бюджета.


1 Здесь и далее усреднение осуществляется в соответствии с Методологией присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации.

Умеренно низкая долговая нагрузка. По итогам 2023 года долг Области незначительно сократился. В прошлом году Регион погасил часть долговых обязательств по государственным облигациям и привлек инфраструктурный бюджетный кредит, специальный казначейский кредит, а также бюджетный кредит в целях опережающего финансового обеспечения расходных обязательств. По состоянию на начало текущего года порядка трех четвертей долгового портфеля формировали бюджетные кредиты, оставшуюся часть — государственные облигации Региона. В 2024 году Тамбовской области предстоит погасить 16% имеющегося долга, 30% которого представлено кредитом на опережающее финансовое обеспечение. Данный кредит будет погашен до конца апреля текущего года, как полагает АКРА, за счет средств федерального бюджета. Пик погашения обязательств придется на 2025 год, когда Региону предстоит погасить 26% текущего долга, далее график погашения плавный. В то же время если долг, подлежащий погашению в текущем году, будет рефинансирован за счет краткосрочных банковских кредитов, то доля долга к погашению в 2025 году может превысить 40%.

Качественная оценка долговой нагрузки Области определяется Агентством на среднем уровне в связи с умеренной долговой нагрузкой муниципалитетов и долговой политикой Региона, основанной на применении долгосрочных долговых инструментов. Средневзвешенный срок погашения долга на начало текущего года превышал три с половиной года, однако в случае рефинансирования долга, подлежащего погашению, за счет краткосрочных средств указанный показатель будет сокращаться.

Область характеризуется умеренно низкой долговой нагрузкой. Соотношение долга и текущих доходов по итогам 2023 года составило 32%. По итогам 2024 года, согласно актуальной версии закона о бюджете и расчетам АКРА, показатель увеличится до 34%.

Расходы на обслуживание госдолга Региона являются необременительными для регионального бюджета: соотношение усредненных процентных расходов и усредненных совокупных расходов бюджета (за вычетом объема субвенций) в 2020–2024 годах составит порядка 1%. Соотношение долга и ВРП Тамбовской области ежегодно не превышает 5%.

Остатки на счетах позволят профинансировать существенную часть прогнозируемого дефицита бюджета. В течение 2023 года объем доступной ликвидности увеличился на 22% и по состоянию на 01.01.2024 покрывал около 20% госдолга. В актуальной версии закона о бюджете изменений остатков средств на счетах не предусмотрено ни в 2024 году, ни в прогнозном периоде.

Коэффициент ликвидности по итогам 2024 года может составить порядка 117%.

Качественная оценка ликвидности бюджета Области соответствует умеренному уровню. По данным Региона, закупки по ряду кредитных линий за последние 24 месяца не состоялись. Открытые, но не привлеченные кредитные линии со сроком выборки более 12 месяцев по состоянию на 01.01.2024 и 01.02.2024 отсутствуют. По данным Тамбовской области, просроченная кредиторская задолженность регионального бюджета на 01.07.2023 отсутствовала. АКРА отмечает наличие рисков рефинансирования.

Невысокие показатели развития региональной экономики определяются доминированием АПК. На сельское хозяйство приходится свыше четверти ВРП Региона, а в 2021 году доля этого сектора составила более 35%. Кроме того, значимую часть ВРП Области формируют обрабатывающие производства, из которых более половины объема отгруженных товаров собственного производства в 2023 году пришлось на пищевую промышленность. Другие значимые отрасли в Регионе — оптовая и розничная торговля и ремонт, предприятия государственного сектора, деятельность по операциям с недвижимым имуществом, транспортировка и хранение, строительство. Налоговые поступления в бюджет Региона диверсифицированы. Наибольшую долю составляют поступления от обрабатывающих производств — 26% совокупного объема налоговых поступлений по итогам 11 месяцев 2023 года.

В 2019–2022 годах отношение усредненной заработной платы к усредненному региональному прожиточному минимуму2 было близко к 3. По итогам 2023 года, согласно оценке Региона и расчетам АКРА, показатель превысит 3. Экономика Области характеризуется сравнительно низкими показателями ВРП на душу населения: соотношение усредненных за 2019–2021 годы подушевого ВРП и подушевого среднестранового ВРП составило 54%; в прогнозном периоде роста показателя не ожидается.


2 Для 2022 года использован показатель прожиточного минимума, установленный с 01.06.2022.

КЛЮЧЕВЫЕ ДОПУЩЕНИЯ

  • исполнение бюджета Области в рамках актуальной версии закона о бюджете;

  • сохранение высокой зависимости доходной части бюджета от федеральных трансфертов;

  • сохранение высокой доли федеральных трансфертов в капитальных расходах.

ФАКТОРЫ ВОЗМОЖНОГО ИЗМЕНЕНИЯ ПРОГНОЗА ИЛИ РЕЙТИНГА

«Стабильный» прогноз предполагает с высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.

К позитивному рейтинговому действию могут привести:

  • увеличение баланса текущих операций за счет роста доходов бюджета;

  • устойчивый рост доли собственных доходов;

  • рост доли капитальных расходов в совокупных расходах бюджета (за вычетом объема субвенций);

  • снижение долговой нагрузки Области ниже 30%;

  • рост объема накопленной ликвидности бюджета.

К негативному рейтинговому действию могут привести:

  • увеличение потребности бюджета в долговом финансировании капитальных расходов;

  • значительный рост долговой нагрузки (выше 55% текущих доходов), сопровождающийся увеличением доли краткосрочного долга;

  • существенное снижение объема накопленной ликвидности.

Рейтинги выпусков

Тамбовская область, 35003 (ISIN RU000A0JXVH8), срок погашения — 12.07.2024, объем эмиссии — 3,5 млрд руб., — BBB+(RU).

Тамбовская область, 35004 (ISIN RU000A0ZYJ18), срок погашения — 05.12.2025, объем эмиссии — 3,0 млрд руб., — BBB+(RU).

Обоснование. Облигационные выпуски Тамбовской области, по мнению Агентства, имеют статус старшего необеспеченного долга, кредитный рейтинг которого соответствует кредитному рейтингу Тамбовской области.

Регуляторное раскрытие

Кредитные рейтинги Тамбовской области и облигационных выпусков Тамбовской области (ISIN RU000A0JXVH8, RU000A0ZYJ18) были присвоены по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности. При присвоении кредитных рейтингов указанным облигационным выпускам также использовалась Методология присвоения кредитных рейтингов финансовым инструментам по национальной шкале для Российской Федерации.

Впервые кредитный рейтинг Тамбовской области и кредитные рейтинги облигаций Тамбовской области (ISIN RU000A0JXVH8, RU000A0ZYJ18) были опубликованы АКРА 03.07.2017, 11.07.2017 и 13.12.2017 соответственно. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Тамбовской области, а также кредитных рейтингов облигаций Тамбовской области (ISIN RU000A0JXVH8, RU000A0ZYJ18) ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

Кредитные рейтинги были присвоены на основании данных, предоставленных Тамбовской областью, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитные рейтинги являются запрошенными, Правительство Тамбовской области принимало участие в процессе присвоения кредитных рейтингов.

При присвоении кредитных рейтингов использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологий.

АКРА не оказывало Правительству Тамбовской области дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитных рейтингов выявлены не были.

Версия для печати
Скачать PDF

Аналитики

Евгения Траутман
Старший аналитик, группа суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 04 80, доб. 104
Илья Цыпкин
Заместитель директора — руководитель направления муниципальных рейтингов, группа суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 03 45
Мы защищаем персональные данные пользователей и обрабатываем Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с условиями использования файлов cookie на этом веб-сайте, перейдя по ссылке.