Кредитный рейтинг Самарской области (далее — Самарская область, Область, Регион) обусловлен умеренно низкой долговой нагрузкой при плавном графике погашения долга, стабильными показателями бюджета и достаточным уровнем его ликвидности. Сдерживающее влияние на кредитный рейтинг Региона оказывают показатели развития его экономики, которые отчасти уступают среднероссийским.

Самарская область расположена в Приволжском федеральном округе, граничит с четырьмя субъектами РФ и с Казахстаном. В Регионе проживает 3,2 млн человек. Крупнейшие города области — Самара, Тольятти и Сызрань — совместно с другими населенными пунктами образуют Самарско-Тольяттинскую агломерацию, занимающую третье место в РФ по численности населения (2,7 млн человек).

Объем валового регионального продукта (ВРП) Самарской области в 2023 году составил, по ее оценке, 2,5 трлн руб. Крупнейшие предприятия Области специализируются на добыче нефти, производстве автомобилей, аэрокосмической техники, химической и нефтехимической продукции, а также продуктов питания. Регион имеет достаточно развитую транспортную инфраструктуру.

Ключевые факторы оценки

Умеренно низкий уровень долговой нагрузки при сбалансированной по срокам погашения структуре долга. По оценкам АКРА, соотношение долга Области и ее текущих доходов может возрасти с 25% на начало 2024 года до 39% на конец года из-за возможного привлечения новых заимствований для финансирования дефицита, предусмотренного законом о бюджете. Соотношение долга и ВРП Региона составит порядка 3,4%.

По состоянию на 01.01.2024 в структуре долга Области преобладали бюджетные кредиты (82%), а остальная часть приходилась на облигации (18%). Ежегодный объем погашения (рефинансирования) не превышает 16% текущего объема долга. Усредненный1 уровень процентных расходов в 2020–2024 годах составит порядка 1,1% совокупных расходов бюджета без учета субвенций, что соответствует низкому уровню риска и говорит о необременительности данных расходов для бюджета Региона.

Средневзвешенный срок погашения обязательств Самарской области составляет почти пять лет, долг является диверсифицированным по видам обязательств. Кредитная история Области положительная, а предприятия государственного сектора экономики не имеют значительного объема долговых обязательств. Долговая нагрузка муниципальных образований ежегодно снижается и на начало текущего года составила 33% их совокупных налоговых и неналоговых доходов (далее — ННД). Баланс текущих операций стабильно положителен. В связи с этим качественная оценка долга находится на максимальном уровне.


1 Здесь и далее усреднение осуществляется в соответствии с Методологией присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации.

Достаточный уровень ликвидности бюджета. Область регулярно размещала средства на депозитах. В текущем году процентный доход Регион будет получать от операций Федерального казначейства. По состоянию на 01.01.2024 средства, аккумулированные Областью на счетах, превышали среднемесячные расходы ее бюджета за 2023 год в два раза. Коэффициент ликвидности (по методологии АКРА) в 2023 году превысил 600%, а в 2024-м может составить порядка 150%.

В текущих условиях риски рефинансирования долга признаются минимальными. В настоящий момент кредитные линии в коммерческих банках у Самарской области отсутствуют. Просроченная кредиторская задолженность областного бюджета отсутствует. Качественная оценка ликвидности признается максимально возможной. 

Умеренно высокая степень самодостаточности бюджета при достаточной гибкости бюджетных расходов. Усредненная доля ННД в общих доходах Самарской области (без учета субвенций) в 2020–2024 годах окажется на уровне 79%. Усредненное соотношение баланса текущих операций и текущих доходов (по методологии АКРА) за указанный период составит 11,9%, а соотношение усредненных модифицированного бюджетного дефицита и текущих доходов — -1,8%. Данные показатели свидетельствуют о достаточности текущих доходов для покрытия текущих расходов и о потребности в привлечении заемных средств или использовании остатков на счетах для финансирования капитальных расходов. Усредненные капитальные расходы в 2020–2024 годах составят 24% совокупных расходов бюджета (за вычетом субвенций). Однако значительная часть этих расходов финансируется за счет трансфертов из федерального бюджета, что ограничивает возможности перераспределения данных средств на иные цели.

Предполагается, что в 2024 году бюджет Области будет исполнен с дефицитом, который будет профинансирован за счет коммерческого долга. Законодательная база, регулирующая бюджетные отношения в Области, является стабильной.  Сведения о нарушении бюджетного законодательства отсутствуют. С 2020 года Регион не раскрывает структуру прогноза по ННД, до этого периода точность бюджетного планирования оценивалась как высокая. В текущем году ННД Региона в целом снизятся на 4%, а совокупные доходы — на 10%. В целях повышения эффективности местного самоуправления Область выделяет муниципальным образованиям стимулирующие дотации. Объем предоставляемых налоговых льгот не является критичным для Региона. Качественная оценка бюджетного профиля находится на максимальном уровне.

Диверсифицированная экономика с развитой промышленностью. В 2018–2021 годах усредненный ВРП на душу населения в Регионе составил 81% от среднестранового уровня. Исходя из прогноза АКРА, в 2022–2025 годах указанное соотношение существенным образом не изменится. В 2022 году безработица в Области была равна 2,7% (по предварительным данным за 2023 год, показатель снизился еще более существенно), а среднемесячная заработная плата превысила региональный прожиточный минимум (для трудоспособного населения) более чем в три раза.

Основа экономики Региона — обрабатывающая промышленность и добыча нефти (21,5 и 20,6% ВРП в 2021 году соответственно). В структуре обрабатывающей промышленности Самарской области доминируют производство транспортных средств и химическая промышленность. Проведение структурной трансформации на ряде предприятий, а также перенос некоторых производств позволили Самарской области адаптироваться к изменившимся экономическим условиям.

Отраслевая диверсификация налоговых поступлений в бюджет Региона находится на достаточном уровне. Максимальный вклад одной отрасли или связанных отраслей в доходы бюджета составляет менее 25%. Наибольшую долю налоговых доходов областного бюджета формируют обрабатывающая промышленность (в том числе химическая — 10% в 2022 году), добыча нефти и газа (7%), а также оптовая торговля (11%).

Ключевые допущения

  • сохранение консервативной долговой политики;

  • сохранение достаточного уровня ликвидности бюджета.

Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга

«Стабильный» прогноз предполагает с высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.

К позитивному рейтинговому действию могут привести:

  • сокращение отставания Региона от среднестрановых уровней по части экономических показателей;

  • сохранение соотношения долга и текущих доходов на уровне ниже 30% при сохранении уровня ликвидности.

К негативному рейтинговому действию могут привести:

  • рост текущих расходов бюджета без соответствующего увеличения его доходной части;

  • существенное снижение уровня ликвидности областного бюджета;

  • увеличение долговой нагрузки Области до уровня выше 55% текущих доходов.

Рейтинги выпусков

Самарская область, 35013 (ISIN RU000A0JXT41); срок погашения — 31.05.2024, объем эмиссии — 10 млрд руб., — АА(RU).

Самарская область, 35012 (ISIN RU000A0JWM56); срок погашения — 21.06.2024, объем эмиссии — 10 млрд руб., — АА(RU).

Самарская область, 35014 (ISIN RU000A0ZZ9P8); срок погашения — 04.06.2026, объем эмиссии — 8 млрд руб., — АА(RU).

Самарская область, 35015 (ISIN RU000A1020L5); срок погашения — 04.08.2026, объем эмиссии — 5 млрд руб., — АА(RU).

Обоснование. Облигационные выпуски Самарской области, по мнению АКРА, имеют статус старшего необеспеченного долга, кредитный рейтинг которого соответствует кредитному рейтингу Самарской области.

Регуляторное раскрытие

Кредитные рейтинги Самарской области и облигационных выпусков Самарской области (ISIN RU000A0JXT41, RU000A0JWM56, RU000A0ZZ9P8, RU000A1020L5) были присвоены по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности. При присвоении кредитных рейтингов указанным выпускам также использовалась Методология присвоения кредитных рейтингов финансовым инструментам по национальной шкале для Российской Федерации.

Впервые кредитные рейтинги Самарской области и государственных ценных бумаг Самарской области (ISIN RU000A0JXT41, RU000A0JWM56, RU000A0ZZ9P8, RU000A1020L5) были опубликованы АКРА 28.12.2016, 05.06.2017, 07.07.2017, 06.06.2018 и 03.08.2020 соответственно. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Самарской области, а также кредитного рейтинга государственных ценных бумаг Самарской области (ISIN RU000A0JXT41, RU000A0JWM56, RU000A0ZZ9P8, RU000A1020L5) ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

Кредитные рейтинги были присвоены на основании данных, предоставленных правительством Самарской области, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитные рейтинги являются запрошенными, правительство Самарской области принимало участие в процессе присвоения кредитных рейтингов.

При присвоении кредитных рейтингов использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологий.

АКРА не оказывало правительству Самарской области дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитных рейтингов выявлены не были.

Версия для печати
Скачать PDF

Аналитики

Елена Анисимова
Старший директор — руководитель группы суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 04 86
Илья Цыпкин
Заместитель директора — руководитель направления муниципальных рейтингов, группа суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 03 45
Мы защищаем персональные данные пользователей и обрабатываем Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с условиями использования файлов cookie на этом веб-сайте, перейдя по ссылке.