Кредитный рейтинг Республики Мордовия (далее — Республика Мордовия, Республика, Регион) обусловлен умеренными показателями долговой нагрузки при существенных рисках рефинансирования долга, умеренно низким экономическим профилем Региона со значительной концентрацией на отраслях государственного сектора и невысокой долей собственных доходов бюджета Региона. Сдерживающее влияние на рейтинг оказывают низкие качественные оценки финансового профиля Республики.
Республика Мордовия входит в состав Приволжского федерального округа. В Республике проживает порядка 0,8 млн человек (0,5% населения России). По оценке Республики, ее валовой региональный продукт (ВРП) в 2023 году составил 362 млрд руб.
Ключевые факторы оценки
Умеренная долговая нагрузка при существенных рисках рефинансирования обязательств. Возможности Республики по привлечению дополнительного коммерческого долга ограничены1. По итогам прошлого года объем долга Республики практически не изменился относительно показателя на 01.01.2023 (снижение на 95 млн руб.) и составил 33,7 млрд руб. По состоянию на 01.01.2024 долговой портфель Региона на 91% состоял из бюджетных кредитов, оставшаяся часть приходилась на банковские кредиты. В 2024 году Региону необходимо погасить или рефинансировать 10% долга, что с учетом структуры этой части долга (97% приходится на банковские кредиты) оценивается как значительная доля, потенциально подлежащая рефинансированию другими (не обязательно долгосрочными) банковскими кредитами. В 2025 году погашению подлежат только бюджетные кредиты, формировавшие 16% долга по состоянию на начало текущего года. В случае рефинансирования объема долга, подлежащего погашению в текущем году, краткосрочными банковскими кредитами доля долга, подлежащего погашению в 2025 году, превысит 25%.
На конец 2023 года соотношение долга и текущих доходов Республики составило 62%, что соответствует умеренному уровню долговой нагрузки. В 2024 году показатель может составить порядка 61%.
По итогам 2023 года соотношение долга и налоговых и неналоговых доходов (ННД) Республики составило 94%. АКРА полагает, что в текущем году показатель изменится незначительно.
Благодаря замещению коммерческого долга бюджетными кредитами и его последующему частичному погашению за счет средств федерального бюджета процентные расходы Региона невысокие — соотношение усредненных2 за 2020–2024 годы процентных расходов и совокупных расходов бюджета (за вычетом объема субвенций) составит не более 2%. Соотношение долга Региона и прогнозируемого по итогам текущего года ВРП составит порядка 9%.
Качественная оценка долгового профиля определяется как средняя, учитывая значительную долю бюджетных кредитов в структуре долгового портфеля, полученных в рамках программы замещения коммерческого долга, и средневзвешенный срок погашения долга, превышающий четыре года. До 2022 года порядка половины долгового портфеля Региона формировали краткосрочные рыночные обязательства, имела место вынужденная реструктуризация бюджетных кредитов. Операционная эффективность бюджета в анализируемом периоде преимущественно положительная, что указывает на финансирование текущих расходов за счет текущих доходов без привлечения заемных средств. Долговая нагрузка муниципальных образований Республики очень высокая, но постепенно снижается. Соотношение долга муниципалитетов и их ННД по итогам 2023 года составило 93% (годом ранее указанный показатель был равен 103%). По данным Региона, финансовый долг предприятий государственного сектора на 30.09.2023 превышал 5,2 млрд руб. и по большей части состоял из долга двух предприятий: АО «Развитие села» (3,0 млрд руб.) и Акционерное общество «Специализированный застройщик «Мордовская ипотечная корпорация» (2,1 млрд руб.).
1 В соответствии с условиями, предусмотренными соглашениями с Минфином России, по предоставленным Республике бюджетным кредитам.
2 Здесь и далее усреднение осуществляется в соответствии с Методологией присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации.
Умеренный уровень накопленной ликвидности бюджета. С начала 2023 года остатки на счетах в среднем покрывали порядка 80% среднемесячных расходов Региона. В связи с финансированием прошлогоднего дефицита бюджета объем остатков сократился на 16% и по состоянию на 01.01.2024 составлял 2,3 млрд руб. Аккумулированные средства будут частично использованы для финансирования прогнозного дефицита бюджета в 2024 году.
Коэффициент ликвидности бюджета по итогам 2024 года составит 64%.
Качественная оценка ликвидности бюджета соответствует умеренно слабому профилю. У Республики нет открытых кредитных линий со сроком выборки более года. Краткосрочные кредиты Управления Федерального казначейства в 2023 году не привлекались. Риски рефинансирования долговых обязательств существенные в связи с погашением коммерческого долга в текущем году. Ввиду ряда ограничений в долговой политике Региона могут возникнуть сложности с привлечением рыночного финансирования в случае экстренной необходимости. Просроченная кредиторская задолженность бюджета Республики Мордовия на 01.10.2023 составляла 173 млн руб.
Положительная операционная эффективность бюджета при умеренной доле собственных доходов3. Усредненное соотношение баланса текущих операций и текущих доходов Региона за 2020–2024 годы составит 4%. При этом баланс текущих операций по итогам 2023 года сформировался незначительно ниже нуля, а по итогам 2024 года значение показателя ожидается положительным. В целом Республике достаточно текущих доходов для финансирования текущих расходов.
Усредненное соотношение капитальных и совокупных расходов бюджета (за вычетом объема субвенций) за 2020–2024 годы будет умеренно высоким и составит 15%. Как отмечает Агентство, капитальные расходы по большей части финансируются за счет трансфертов из федерального бюджета, что негативно влияет на оценку гибкости бюджетных расходов.
Усредненная доля ННД в доходах Региона (без учета субвенций) за указанный выше период составит 58%, что соответствует умеренному уровню собственных доходов. Значение показателя указывает на существенную зависимость Региона от вышестоящего бюджета. АКРА также отмечает, что в 2022 году Республика получила существенный объем дотаций из вышестоящего бюджета для погашения собственных долговых обязательств.
Соотношение усредненных за 2020–2024 годы модифицированного бюджетного дефицита (МБД) и текущих доходов будет околонулевым. Прогнозное значение МБД на 2024 год указывает на незначительную необходимость использования остатков на счетах либо привлечения долга для финансирования прогнозного уровня капитальных расходов.
Качественная оценка бюджетного профиля основывается на заметных отклонениях фактических собственных доходов и расходов бюджета Республики от плановых показателей, а также на фактах нарушения условий дополнительных соглашений по бюджетным кредитам в предыдущие годы. Бюджетное прогнозирование частично затруднено, поскольку значительную часть доходов формируют трансферты из вышестоящего бюджета. Объем выпадающих налоговых доходов, связанных с применением налоговых льгот, является несущественным для бюджета Региона.
По итогам 2023 года доходная часть бюджета Республики снизилась на 19% по сравнению с предыдущим годом, при этом ННД увеличились на 4%. Основной прирост обеспечили поступления по НФДЛ (+15%) и поступления по налогам на совокупный доход (+36%). Объем безвозмездных поступлений сократился более чем на треть по итогам прошедшего года, по большей части в связи со снижением объема дотаций из федерального бюджета. Расходы бюджета Республики за 2023 год увеличились незначительно (прирост составил немногим более 1%). В то же время текущие расходы увеличились на 7% год к году, а объем капитальных расходов сократился примерно на четверть. Дефицит бюджета Республики по итогам 2023 года составил 1% ННД, а его финансирование было осуществлено в основном за счет накопленной ликвидности.
Согласно актуальной версии закона о бюджете Республики, доходы ее бюджета по итогам 2024 года сократятся на 5% к уровню минувшего года. При этом объем ННД незначительно увеличится. Ожидаемое снижение объема безвозмездных поступлений составит 14%, в том числе более чем на треть могут сократиться капитальные трансферты. Расходная часть бюджета Республики по итогам текущего года сократится на 5% в связи со снижением объема текущих расходов на 6% к уровню 2023 года. Дефицит бюджета Региона в 2024 году составит 1% ННД, а основным источником его финансирования станут остатки на счетах.
3 При анализе бюджетного профиля АКРА не учитывает в составе текущих доходов бюджета в 2022 году объем дотаций, полученных Республикой для поддержки мер по обеспечению сбалансированности бюджета и направленных на погашение долговых обязательств Региона. Агентство считает разовым событием.
Умеренно низкий экономический профиль со значительной концентрацией на государственном секторе. Наибольшую долю налоговых поступлений Республики сформировала совокупность отраслей обрабатывающей промышленности (усредненное значение за 2020–2023 годы превысило 32%), вторую по величине долю — торговля (порядка 13%). АКРА отмечает существенную концентрацию экономики Региона на госсекторе: значение регулярно приближается к 25% или превосходит данный показатель.
Соотношение усредненных за 2019–2022 годы заработной платы и прожиточного минимума в Республике превысило 3,0. Усредненный ВРП на душу населения в Регионе в 2018–2021 годах составлял порядка 49% от среднестранового показателя. В соответствии с ожиданиями Региона по показателю ВРП за 2022 год усредненный ВРП на душу населения в 2019–2022 годах мог снизиться до 48% от аналогичного среднестранового показателя. Усредненный за 2019–2022 годы уровень безработицы составил 4%. За сентябрь — ноябрь 2023 года уровень безработицы в Республике составлял 2,4%.
Ключевые допущения
-
отсутствие необходимости в увеличении коммерческого долга;
-
отсутствие потребности оказывать поддержку предприятиям, формирующим государственный сектор Республики;
-
использование накопленной ликвидности для финансирования прогнозного дефицита бюджета.
Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга
«Стабильный» прогноз предполагает с высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.
К позитивному рейтинговому действию могут привести:
-
устойчивый рост доли собственных доходов в структуре бюджетных доходов;
-
снижение долговой нагрузки до уровня ниже 55% от объема текущих доходов Региона;
-
формирование модифицированного бюджетного профицита по итогам текущего года;
-
увеличение объема накопленной ликвидности по итогам 2024 года;
-
устойчивое снижение степени концентрации экономики на отраслях госсектора.
К негативному рейтинговому действию могут привести:
-
рост соотношения долга и текущих доходов выше 90%;
-
увеличение доли краткосрочного долга до уровня выше 20% от совокупного объема долга;
-
значительное сокращение объема доступной ликвидности;
-
возникновение существенной потребности бюджета в привлечении заемных средств на капитальные цели;
-
нарушение правил предоставления бюджетных кредитов, влекущее за собой досрочное погашение реструктурированной задолженности.
Рейтинги выпусков
Эмиссии в обращении отсутствуют.
Регуляторное раскрытие
Кредитный рейтинг Республики Мордовия был присвоен по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности.
Впервые кредитный рейтинг Республики Мордовия был опубликован АКРА 08.11.2017. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Республики Мордовия ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
Кредитный рейтинг был присвоен на основании данных, предоставленных Республикой Мордовия, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитный рейтинг является незапрошенным, Правительство Республики Мордовия принимало участие в процессе присвоения кредитного рейтинга.
При присвоении кредитного рейтинга использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологий.
АКРА не оказывало Правительству Республики Мордовия дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитного рейтинга выявлены не были.