Кредитный рейтинг Братска (далее — Братск, Город) обусловлен низкой относительной долговой нагрузкой при значительных рисках рефинансирования обязательств, а также умеренными показателями операционной эффективности и потребности бюджета в привлечении заемного финансирования. Дополнительную поддержку рейтингу оказывают стабильные результаты развития городской экономики, ограниченной в возможностях по увеличению доходной базы бюджета. Уровень кредитного рейтинга ограничивают существенная зависимость Города от трансфертов из бюджета Иркутской области (далее — Иркутская область, Область) и низкий уровень доступной ликвидности.

Братск расположен в Иркутской области (Сибирский федеральный округ). Численность населения составляет порядка 220 тыс. человек. По оценкам АКРА, доля Города в объеме валового регионального продукта (далее — ВРП) Иркутской области ежегодно может превышать 10%.

Ключевые факторы оценки

Умеренные показатели бюджетного профиля1. Усредненное2 соотношение баланса текущих операций и текущих доходов за 2020–2024 годы составит -0,5%. По итогам 2023 года баланс текущих операций оказался незначительно ниже нулевой отметки, а в 2024 году он, как прогнозируется, будет слабоположительным. Значения показателя указывают на практически полное покрытие текущих расходов текущими доходами Города. Соотношение баланса текущих операций и текущих доходов в прогнозном периоде демонстрирует позитивную динамику, в связи с чем Агентство корректирует усредненный показатель в большую сторону до умеренного уровня.

Доля капитальных расходов в совокупных расходах (за вычетом субвенций) оценивается как умеренно высокая. Усредненное значение этого показателя за 2020–2024 годы составит порядка 17%. АКРА отмечает, что капитальные расходы ежегодно финансируются в основном за счет вышестоящего бюджета, что объясняет возможность лишь ограниченного их сокращения в случае необходимости.

Усредненная доля налоговых и неналоговых доходов (далее — ННД) в доходах Братска (без учета субвенций) составит 56%. Оцениваемый показатель теперь соответствует умеренному уровню, учитывая прогнозируемое увеличение безвозмездных поступлений из вышестоящего бюджета.

Соотношение усредненных за 2020–2024 годы модифицированного бюджетного дефицита и текущих доходов может составить порядка -3%, что свидетельствует об умеренной потребности городского бюджета в долговом финансировании.

Качественная оценка бюджетного профиля отражает консервативность планирования доходов Города, а также имевшиеся факты нарушения условий дополнительных соглашений по бюджетным кредитам. Бюджетное прогнозирование затруднено, поскольку большую часть доходов формируют трансферты из вышестоящего бюджета. Объем выпадающих налоговых доходов, связанных с применением налоговых льгот, является для бюджета Братска несущественным.

Доходы городского бюджета по итогам 2023-го увеличились на 18% к показателю за 2022 год. Рост ННД составил 6%, а его драйвером стали поступления по НДФЛ (+11% в годовом сопоставлении). Безвозмездные поступления за прошлый год выросли на 24%, а объем капитальных трансфертов удвоился. Расходная часть бюджета увеличилась на 18%, что во многом было связано с ростом капитальных расходов в два раза. Город завершил 2023 год с дефицитом в 9% ННД, а его финансирование по большей части осуществлялось за счет привлечения коммерческих заимствований.

Согласно актуальной версии решения о городском бюджете, в 2024 году ожидается уменьшение доходной части на 2% в годовом сопоставлении в основном из-за сокращения безвозмездных поступлений на 7%. ННД Города в текущем году вырастут на 11%, чему в том числе будет способствовать рост поступлений по НДФЛ и налогам на совокупный доход (на 8 и 50% соответственно). Расходная часть бюджета при этом снизится несущественно — примерно на 2%. Прогнозный дефицит бюджета составит 8% ННД, а профинансировать его планируется за счет банковских кредитов.


1 В расчете бюджетных показателей капитальные расходы и капитальные трансферты Города не учитывают иные межбюджетные трансферты капитального характера, которые, по мнению Агентства, носят разовый характер.
2 Здесь и далее усреднение осуществляется в соответствии с Методологией присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации.

Низкая долговая нагрузка при значительных рисках рефинансирования обязательств. На 01.01.2024 долг Города составил 1,6 млрд руб., что на 4% превышает показатель за 2022 год. Долговой портфель представлен коммерческими и бюджетными кредитами (91 и 9% соответственно). График погашения долга указывает на наличие довольно высоких рисков рефинансирования обязательств. Однако эти риски отчасти нивелируются низкой долговой нагрузкой, которая обусловлена существенными текущими доходами Города, на две трети формируемыми за счет трансфертов. В 2024 году Городу предстоит погасить или рефинансировать 33% долговых обязательств (520 млн руб.), а в 2025 году — 61% долга (970 млн руб.).

Относительная долговая нагрузка на городской бюджет низкая. По итогам 2023 года долг Братска составил 15% его текущих доходов, или 45% ННД. Учитывая утвержденные бюджетные назначения, в 2024 году долговая нагрузка Города может увеличиться до 17% текущих доходов, а соотношение долга и ННД может превысить 48%.

Процентные расходы необременительны: за период с 2020 по 2024 год соотношение усредненных процентных расходов и совокупных расходов Города (за вычетом субвенций) составит 2%.

Соотношение долга и валового городского продукта не рассчитывается в силу отсутствия сведений о последнем. По оценкам АКРА, это соотношение могло бы быть значительно ниже 20%.

Качественная оценка долговой нагрузки обусловлена значительной долей коммерческих кредитов в структуре долга, а также средневзвешенным сроком погашения долга, не превышающим двух лет. Операционная эффективность бюджета зачастую оказывается отрицательной, но финансирование текущих расходов за счет долга незначительно. Согласно данным Братска, просроченная кредиторская задолженность предприятий госсектора составила на 01.01.2024 порядка 1,0 млрд руб. Порядка 80% этой задолженности приходится на МУП «Братский водоканал», который, по сведениям Города, будет санирован посредствам предоставления субсидии из городского бюджета с 2023 года в течение пяти лет.

Низкий уровень ликвидности бюджета. По итогам 2023 года объем остатков на счетах снизился на 19% в связи с финансированием дефицита бюджета. В 2024 году Город не планирует финансировать бюджетный дефицит за счет накопленной ликвидности. Коэффициент ликвидности Братска на конец 2024-го составит 7%.

Качественная оценка ликвидности бюджета соответствует умеренному уровню. Город использует краткосрочные кредиты Управления Федерального казначейства, в 2023 году таким образом было привлечено 180 млн руб. Просроченная кредиторская задолженность городского бюджета на 01.10.2023 отсутствовала. За последние шесть месяцев Братск проводил шестнадцать закупок кредитных линий, десять из которых не состоялись по причине отсутствия заявок. У Города нет открытых кредитных линий со сроком выборки более года.

Сравнительно высокие показатели развития экономики обусловлены наличием крупных предприятий на территории Города. В Братске расположены крупные промышленные объекты: филиал АО «Группа «Илим» (выпуск целлюлозно-бумажной продукции), ПАО «РУСАЛ Братск» (МКПАО «ОК РУСАЛ»), ООО «Братский завод ферросплавов» (ПАО «Мечел»), а также Братская ГЭС (ПАО «Иркутскэнерго»). В структуре отгруженной продукции, по оценкам АКРА, наибольшую долю (усредненное за 2019–2022 годы значение составляет порядка 40%) занимает сфера транспортировки и хранения, второй по объему сферой является металлургическое производство (около 30%).

Оценочная доля ВРП Иркутской области, формируемая на территории Города, могла превышать 10% в период с 2018 по 2021 год. Усредненная за 2019–2022 годы номинальная начисленная заработная плата по полному кругу организаций на территории Города более чем в три раза превысила прожиточный минимум Братска. Усредненный оценочный уровень безработицы (по методологии МОТ) за 2019–2022 годы составил порядка 4,5%.

Ключевые допущения

  • исполнение доходной части бюджета по итогам года в рамках параметров, установленных актуальной версией решения о бюджете Города;

  • привлечение коммерческого долга для финансирования бюджетного дефицита;

  • сохранение низкого уровня долговой нагрузки;

  • сохранение значительной зависимости бюджета Города от перечислений из вышестоящего бюджета.

Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга

«Стабильный» прогноз предполагает с высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.

К позитивному рейтинговому действию могут привести:

  • повышение операционной эффективности бюджета;

  • рост доли ННД в составе бюджета;

  • снижение потребности бюджета в привлечении заемного финансирования;

  • привлечение долгосрочных долговых инструментов и минимизация риска рефинансирования;

  • значительный рост ликвидности бюджета.

К негативному рейтинговому действию могут привести:

  • снижение объема текущих доходов;

  • увеличение текущих расходов бюджета Города относительно прошлогоднего уровня, не сопровождающее ростом доходов;

  • рост долговой нагрузки до уровня выше 30% текущих доходов;

  • использование краткосрочных долговых инструментов при рефинансировании текущей задолженности;

  • увеличение потребности в оказании дополнительной поддержки предприятиям, формирующих государственный сектор Города, из городского бюджета.

Рейтинги выпусков

Эмиссии в обращении отсутствуют.

Регуляторное раскрытие

Кредитный рейтинг Братска был присвоен по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности.

Впервые кредитный рейтинг Братска был опубликован АКРА 21.11.2017. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Братска ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

Кредитный рейтинг был присвоен на основании данных, предоставленных Братском, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитный рейтинг является запрошенным, администрация Братска принимала участие в процессе присвоения кредитного рейтинга.

При присвоении кредитного рейтинга использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологий.

АКРА не оказывало администрации Братска дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитного рейтинга выявлены не были.

Версия для печати
Скачать PDF

Аналитики

Илья Цыпкин
Заместитель директора — руководитель направления муниципальных рейтингов, группа суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 03 45
Михаил Николаев
Директор, группа суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 04 80, доб. 179
Мы защищаем персональные данные пользователей и обрабатываем Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с условиями использования файлов cookie на этом веб-сайте, перейдя по ссылке.