Повышение кредитного рейтинга Тверской области (далее — Тверская область, Область, Регион) обусловлено стабилизацией операционной эффективности ее бюджета на умеренно высоком уровне, а также низкой потребностью в долговом финансировании на фоне приобретшего устойчивость высокого уровня ликвидности бюджета.
Тверская область расположена в Центральном федеральном округе (ЦФО). В Регионе проживает почти 1% населения РФ и создается 0,5% суммарного российского валового регионального продукта (ВРП). По оценкам Области, в 2023 году ее ВРП достиг 680 млрд руб. Тверская область ежегодно занимает второе место (после Москвы) по объему произведенной электроэнергии среди субъектов ЦФО — 17% всей электроэнергии ЦФО по данным 2022 года.
Ключевые факторы оценки
Сбалансированная бюджетная политика и умеренно высокая операционная эффективность. Бюджет Области характеризуется достаточно высокой долей налоговых и неналоговых доходов (ННД). АКРА полагает, что усредненная доля ННД Региона в общем объеме его доходов (без учета субвенций) за период с 2020 по 2024 год составит 73%. Усредненное1 соотношение баланса текущих операций и текущих доходов стабилизировалось на умеренно высоком уровне: в указанный выше период показатель может составить 15% и сохраниться в прогнозном периоде в диапазоне 14–15%. Соотношение усредненных модифицированного бюджетного дефицита и текущих доходов в 2024 году составит 3%. Комбинация этих показателей свидетельствует о достаточности текущих доходов бюджета Области для покрытия текущих расходов, а для финансирования капитальных расходов может потребоваться привлечение долга, однако с учетом низкой долговой нагрузки и значительного объема накопленной ликвидности это не станет значимым для бюджета Региона.
Структура ННД бюджета устойчива: традиционно максимальную долю ННД формируют поступления от НДФЛ и от налога на прибыль, которые в 2023 году существенно возросли — на 50 и 17% соответственно. В текущем году Регион ожидает сохранения поступлений по НДФЛ на уровне предшествующего года и несущественного снижения поступлений по налогу на прибыль — примерно на 2%. Согласно актуальной версии закона о бюджете, суммарно доходная часть регионального бюджета снизится в сравнении с 2023 годом на 3%. При этом Область планирует увеличить расходы на 7%, значимо прирастут капитальные расходы (+15%), менее существенно — текущие (+4%). Усредненная доля капитальных расходов в совокупных расходах Региона (без учета субвенций) в 2020–2024 годах будет составлять 26%. АКРА рассматривает капитальные расходы как возможный резерв для сокращения расходов бюджета в случае снижения его доходной части. Примерно наполовину капитальные расходы Области обеспечены трансфертами.
Качественная оценка бюджетного профиля Тверской области определяется как умеренная. Информация о случаях нарушения бюджетного законодательства отсутствует, объем выпадающих налоговых доходов в связи с применением налоговых льгот не превышает 2% ННД и является несущественным для бюджета Области. Однако для Региона характерны регулярное недоисполнение запланированных в законе расходов, а также перевыполнение доходной части, в результате чего бюджет систематически исполняется с профицитом при планируемом дефиците.
В 2024 году Регион планирует исполнить бюджет с дефицитом в размере 9% ННД, который будет почти полностью профинансирован за счет остатков средств на счетах.
1 Здесь и далее усреднение осуществляется в соответствии с Методологией присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации.
Низкий уровень государственного долга без существенных рисков рефинансирования. Долговая нагрузка на бюджет Тверской области характеризуется низким уровнем — на конец 2023 года соотношение ее долга и текущих доходов было равно 20%. АКРА ожидает, что по итогам 2024 года показатель сохранится на том же уровне.
На 01.01.2024 долг Области полностью состоял из бюджетных кредитов с погашением в 2024–2037 годах. Риски рефинансирования оцениваются как низкие. В 2024 году Области предстоит погасить порядка 27% долга, однако пятая часть этих долговых обязательств представлена бюджетными кредитами, выданными в целях опережающего финансового обеспечения расходных обязательств, которые будут погашены до конца апреля текущего года, как полагает АКРА, за счет средств федерального бюджета. В 2025–2026 годах Региону предстоит погашение 13% долга ежегодно.
Процентные расходы для Региона необременительны: усредненный уровень процентных расходов в 2020–2024 годах составит менее 1% совокупных расходов бюджета (без учета субвенций).
Соотношение долга и ВРП Региона ежегодно существенно ниже уровня, влияющего на уровень кредитного рейтинга.
Долговой профиль Региона признается Агентством умеренно сильным благодаря несущественной долговой нагрузке муниципалитетов и сбалансированной долговой политике Региона, основанной на применении долгосрочных долговых инструментов. Предприятия госсектора не имеют значительного объема долговых обязательств, средневзвешенный срок погашения долга Области не превышает три с половиной года.
Значительный объем накопленной ликвидности. В 2023 году объем остатков средств на счетах бюджета Области увеличился на 25%. Второй год подряд объем ликвидности на счетах на конец года более чем в три раза превышает среднемесячные расходы бюджета в предшествующем году.
Коэффициент ликвидности по итогам 2024 года значительно превысит 140%.
Качественная оценка ликвидности бюджета Тверской области соответствует умеренно высокому уровню. По данным Региона, просроченная кредиторская задолженность его бюджета на 01.10.2023 несущественна и составляет менее 1% ННД, необходимость в привлечении краткосрочных кредитов с целью финансирования кассовых разрывов отсутствует. Риски рефинансирования долговых обязательств минимальны.
Диверсифицированная экономика с умеренными показателями развития. К ключевым секторам экономики Региона относятся: производство электроэнергии, транспортных средств, готовых металлических изделий, пищевое производство, а также оптовая и розничная торговля. Подушевой ВРП Области равен примерно 60% среднестранового показателя, а уровень заработных плат в среднем составляет около трех региональных прожиточных минимумов.
Налоговые поступления в бюджет Тверской области достаточно диверсифицированы: максимальная доля поступлений за 11 месяцев 2023 года, по оценке АКРА, приходилась на обрабатывающие производства (24%), в том числе на металлургическое производство и производство готовых металлических изделий (6%), а также на производство прочих транспортных средств и оборудования (2%). Другие значимые с точки зрения доли налоговых поступлений отрасли — торговля (14%), производство, передача и распределение электроэнергии (11%), транспортировка и хранение (8%). Безработица в Области преимущественно ниже, чем в среднем по стране.
Ключевые допущения
-
исполнение бюджета в пределах параметров, определенных актуальным законом о бюджете Области;
-
финансирование дефицита преимущественно за счет использования накопленной ликвидности.
Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга
«Стабильный» прогноз предполагает с высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.
К позитивному рейтинговому действию могут привести:
-
рост доли капитальных расходов областного бюджета, финансируемых за собственный счет;
-
дальнейшее увеличение операционной эффективности бюджета;
-
рост ВРП и зарплат в Регионе темпами, превышающими среднестрановые.
К негативному рейтинговому действию могут привести:
-
резкое снижение ННД в отсутствие возможностей сокращения расходов бюджета;
-
рост долговой нагрузки выше 30% текущих доходов.
Рейтинги выпусков
Эмиссии в обращении отсутствуют.
Регуляторное раскрытие
Кредитный рейтинг Тверской области был присвоен по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности.
Впервые кредитный рейтинг Тверской области был опубликован АКРА 12.12.2017. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Тверской области ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
Кредитный рейтинг был присвоен на основании данных, предоставленных Тверской областью, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитный рейтинг является запрошенным, правительство Тверской области принимало участие в процессе присвоения кредитного рейтинга.
При присвоении кредитного рейтинга использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологий.
АКРА не оказывало правительству Тверской области дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитного рейтинга выявлены не были.