Тренинг по прогнозированию 17–18 сентября

АКРА присвоило Республике Саха (Якутия) кредитный рейтинг А(RU), прогноз «Стабильный», и выпускам облигаций — кредитный рейтинг A(RU)

Кредитный рейтинг Республики Саха (Якутия) (далее — Республика, Регион) обусловлен низким уровнем долговой нагрузки при средних показателях бюджетной дисциплины и контроля в условиях объективно низкой диверсификации экономики.

Республика Саха (Якутия), входящая в состав Дальневосточного федерального округа, является крупнейшим по площади регионом России. Республика занимает почти пятую часть РФ и располагается на территории, относимой к районам Крайнего Севера. Население Региона составляет 0,7% населения РФ, а ВРП — порядка 1,2% совокупного ВРП РФ. На территории Республики добывается 90% российских алмазов (порядка четверти мировой добычи).

Ключевые факторы рейтинговой оценки

Экономика Региона определяется динамикой добывающей промышленности и природно-климатическими условиями. На территории Республики расположены крупнейшие в России месторождения алмазов, а также месторождения золота и топливно-энергетических полезных ископаемых. Добывающая промышленность формирует до половины ВРП Региона. В структуре добычи полезных ископаемых наибольший удельный вес занимает добыча алмазов и нефти. Суровые климатические условия накладывают ограничения на развитие социально-экономического потенциала Республики и диверсификацию ее экономики.

Показатели бюджетной дисциплины обусловлены высоким уровнем обязательных расходов и секторальной концентрацией налоговых поступлений. Ограниченная диверсификации экономики чревата рисками для бюджета: по оценке АКРА, около половины налоговых поступлений в бюджет Региона и 80% поступлений налога на прибыль формирует сектор добычи полезных ископаемых. Однако действующая практика выравнивания рублевого объема выручки крупнейшего добывающего предприятия позволяет сглаживать колебания, вызванные конъюнктурными и иными факторами. Объем обязательных расходов находится на высоком уровне: в 2014–2017 годах он составляет в среднем 72% расходов, вследствие чего операционный баланс за указанный период не превышает 23% регулярных доходов. С 2018 по 2019 год, по оценке АКРА, средний уровень операционного баланса может опуститься до 18%. В условиях значительного объема обязательных расходов капитальные расходы бюджета находятся на невысоком уровне. В 2014–2017 годах их средняя доля от совокупных расходов бюджета составила 12% (с 2015 года основная доля капитальных расходов осуществляется Регионом за собственный счет). В среднесрочной перспективе уровень капитальных расходов может снизиться в связи с окончанием программы переселения граждан из аварийного жилищного фонда. С учетом отраслевой специфики ежегодных капитальных расходов Республики резерв сокращения расходов Региона за их счет составит не более 1% совокупных расходов бюджета.

Долговая нагрузка на бюджет Республики соответствует минимальной категории риска, однако усугубляется необходимостью поддерживать предприятия государственного сектора экономики. Расчетные показатели долговой нагрузки соответствуют категории минимального уровня риска с учетом того, что в структуре долга преобладают амортизируемые облигации и бюджетные кредиты, а график погашения долга (принимая во внимание планируемую реструктуризацию бюджетных кредитов) не предполагает рефинансирования.  На конец 2017 года долг Республики составит 1,09 от операционного баланса. Операционный баланс после уплаты процентов превышает более чем в пять раз объем погашения долга в 2017 году. Текущая стоимость долга Республики оценивается как необременительная. Долговой портфель обременен гарантиями, выданными за предприятия госсектора в целях обеспечения жизнедеятельности населения в районах Крайнего Севера. АКРА ожидает, что на конец года доля гарантий составит 26% долгового портфеля. Принимая во внимание социальную значимость и финансовое состояние предприятий госсектора, Агентство считает целесообразным учитывать задолженность некоторых из них в виде косвенных обязательств правительства. По оценке АКРА, на конец 2016 года объем задолженности таких предприятий равнялся 12,4 млрд руб.

Высокий уровень ликвидности. В соответствии с Бюджетным кодексом РФ администрация Республики не имеет права размещать депозиты в банках. Регион располагает необходимым уровнем ликвидности для своевременного выполнения расходных обязательств, включая процентные платежи. Но, поскольку величина остатков средств на счетах бюджета на начало месяца в подавляющем большинстве случаев ниже расходов текущего месяца, Регион может испытывать потребность в финансировании прогнозируемых кассовых разрывов, закрываемых за счет краткосрочных кредитов, предоставляемых Управлением Федерального казначейства (УФК) на пополнение остатков средств на счетах бюджета субъекта. В 2016 году кредиты УФК привлекались в незначительном объеме; в истекшем периоде 2017 года выборка в среднем составляла не более четверти ежемесячных собственных доходов бюджета.

Ключевые допущения

  • сохранение зависимости экономики Региона от динамики ключевого сектора добычи полезных ископаемых;
  • проведение контрциклической политики бюджетных расходов;
  • сохранение объема безвозмездных поступлений от вышестоящего бюджета в 2019 году на уровне 2018 года;
  • сохранение в прогнозном периоде сбалансированной долговой политики с привлечением долгосрочного долга и мягким графиком погашения;
  • реструктуризация бюджетных кредитов.

Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга

«Стабильный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.

К позитивному рейтинговому действию могут привести:

  • увеличение доли конечной продукции с высокой добавленной стоимостью;
  • рост налоговых поступлений в результате улучшения финансового положения крупных налогоплательщиков и запуска крупных инвестиционных проектов.

К негативному рейтинговому действию могут привести:

  • изменение долговой политики и временной структуры долга;
  • падение налоговых и неналоговых поступлений в доминирующем секторе и невозможность снизить обязательные расходы бюджета;
  • ухудшение финансового состояния предприятий государственного сектора экономики и необходимость их сверхплановой поддержки.

Рейтинги выпусков

Обоснование кредитного рейтинга. Перечисленные ниже облигационные выпуски Республики Саха (Якутия), по мнению АКРА, имеют статус старшего необеспеченного долга, кредитный рейтинг которого соответствует кредитному рейтингу Республики Саха (Якутия).

Ключевые характеристики выпусков

1)       Регистрационный номер / ISIN: RU35005RSY0/ RU000A0JTVM6

Объем эмиссии / в обращении

2,5 млрд руб. / 0,75 млрд руб.

Дата выпуска / дата погашения

24.04.2013 / 24.04.2018

 

2)       Регистрационный номер / ISIN: RU35006RSY0/ RU000A0JUQH4

Объем эмиссии / в обращении

2,5 млрд руб. / 1,25 млрд руб.

Дата выпуска / дата погашения

02.07.2014 / 02.07.2021

 

3)       Регистрационный номер / ISIN: RU35007RSY0/ RU000A0JVEH8

Объем эмиссии / в обращении

5,5 млрд руб. / 4,25 млрд руб.

Дата выпуска / дата погашения

21.05.2015 / 14.05.2020

 

4)       Регистрационный номер / ISIN: RU35008RSY0/ RU000A0JWGT6

Объем эмиссии / в обращении

5,5 млрд руб. / 5,5 млрд руб.

Дата выпуска / дата погашения

18.05.2016 / 18.05.2021

 

5)       Регистрационный номер / ISIN: RU35009RSY0/ RU000A0JXR43

Объем эмиссии / в обращении

5,0 млрд руб. / 5,0 млрд руб.

Дата выпуска / дата погашения

18.05.2017 / 16.05.2024

 

Рейтинговая история

Отсутствует.

Регуляторное раскрытие

Кредитные рейтинги Республики Саха (Якутия) и выпусков облигаций Республики Саха (Якутия) (RU000A0JTVM6, RU000A0JUQH4, RU000A0JVEH8, RU000A0JWGT6, RU000A0JXR43) были присвоены по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности. При присвоении рейтингов указанным выпускам также использовалась Методология присвоения кредитных рейтингов отдельным выпускам финансовых инструментов по национальной шкале для Российской Федерации.

Кредитный рейтинг АКРА был присвоен Республике Саха (Якутия) впервые. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу ожидается в течение 182 дней с даты рейтингового действия (03.11.2017).

Кредитный рейтинг АКРА был присвоен выпускам государственных ценных бумаг Республики Саха (Якутия) (RU000A0JTVM6, RU000A0JUQH4, RU000A0JVEH8, RU000A0JWGT6, RU000A0JXR43) впервые. Пересмотр кредитного рейтинга ожидается в течение 182 дней с даты рейтингового действия (03.11.2017).

Кредитный рейтинг был присвоен на основании данных, предоставленных Республикой Саха (Якутия), информации из открытых источников (Минфин РФ, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитный рейтинг является запрошенным, Республика Саха (Якутия) принимала участие в процессе присвоения кредитного рейтинга.

Факты существенного отклонения информации от данных, зафиксированных в официально опубликованной финансовой отчетности Республики Саха (Якутия), не выявлены.

АКРА не оказывало Республике Саха (Якутия) дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитного рейтинга выявлены не были.

Вход

Забыли пароль

Регистрация

Восстановление пароля

Восстановление пароля

Termsofuse

Полное использование материалов сайта разрешается только с письменного согласия правообладателя, АКРА (АО). Частичное использование материалов сайта (не более 30% текста статьи) разрешается только при условии указания гиперссылки на непосредственный адрес материала на сайте www.acra-ratings.ru . Гиперссылка должна быть размещена в подзаголовке или в первом абзаце материала. Размер шрифта гиперссылки не должен быть меньше шрифта текста используемого материала.