Кредитный рейтинг Магаданской области (далее — Магаданская область, Область, Регион) обусловлен умеренно низким уровнем долговой нагрузки и умеренными бюджетными показателями. Давление на рейтинг оказывают низкая диверсификация экономики, сконцентрированной по большей части на добывающем секторе, ограниченный объем ликвидности и существенные риски рефинансирования долга.
«Негативный» прогноз по кредитному рейтингу отражает ожидания АКРА относительно роста потребности бюджета в долговом финансировании на фоне возможного недоисполнения запланированных поступлений по налогу на прибыль.
Магаданская область расположена в Дальневосточном федеральном округе (ДФО). Территория Области относится к районам Крайнего Севера. В Регионе проживает 135 тыс. человек (0,1% населения РФ). На территории Области сосредоточено более 11% запасов разведанного россыпного золота от общих запасов России, 15% запасов рудного золота и около 50% серебра. Добыча золота демонстрирует снижение второй год подряд, в январе — сентябре 2023 года добыча золота снизилась на 6,6% относительно аналогичного периода прошлого года, добыча серебра, продемонстрировавшая рост на 9,1% по итогам 2022 года, в январе — сентябре текущего года снизилась на 27,4%. Сокращение добычи, согласно прогнозу социально-экономического развития Региона, связано со снижением плановых показателей на предприятиях. По оценке Региона, по итогам 2022 года его валовой региональный продукт (ВРП) составил 304,5 млрд руб. (-3% к уровню 2021 года в номинальном выражении и +0,8% в реальном). По итогам текущего года Регион прогнозирует увеличение номинального ВРП на 6% и индекса физического объема ВРП — на 1,1%.
Ключевые факторы оценки
Умеренный бюджетный профиль при постоянной потребности в долговом финансировании. Усредненное1 соотношение баланса текущих операций и текущих доходов за 2020–2024 годы составит 7%. Баланс текущих операций в 2023 году ожидается положительным, значение показателя указывает на достаточность текущих доходов для финансирования текущих расходов в полном объеме.
Усредненная доля капитальных расходов в совокупных расходах Области (за вычетом субвенций) за 2020–2024 годы составит порядка 16%, при этом капитальные расходы в 2023 году планируется на 40% профинансировать за счет трансфертов из федерального бюджета (в 2022 году доля финансируемых трансфертами капитальных расходов составила 70%). Усредненная за тот же период (2020–2024 годы) доля налоговых и неналоговых доходов (далее — ННД) в доходах Региона (без учета субвенций) составит около 70%.
Соотношение усредненных за 2020–2024 годы модифицированного бюджетного дефицита (МБД) и текущих доходов, по прогнозу АКРА, сохранится отрицательным и составит -4%. Прогнозное значение МБД на 2023 год указывает на недостаток собственных средств Области для финансирования капитальных расходов и говорит о потребности бюджета в привлечении дополнительного долгового финансирования на эти цели.
Прошлый год Область закончила с дефицитом в размере 15% ННД, финансирование которого осуществлялось за счет наращивания долга, в результате чего долг вырос почти на 50%.
Согласно актуальному закону о бюджете Области, в 2023 году предусматривается рост ННД на 34% (после снижения на 6% в 2022 году). Основой роста ННД станут поступления по налогу на прибыль (+50%). Объем безвозмездных поступлений по итогам года может вырасти на 24%, доходная часть бюджета Региона при этом, как ожидается, увеличится на 31% относительно уровня 2022 года. Исходя из текущей динамики поступлений, рост поступлений по налогу на прибыль в 2023 году может оказаться несколько ниже ожиданий Региона. По итогам одиннадцати месяцев 2023 года поступления по налогу на прибыль увеличились на 20% относительно аналогичного периода прошлого года. Принимая во внимание динамику исполнения плановых показателей бюджета по данному виду налога за последние пять лет, АКРА полагает, что рост их поступлений относительно прошлого года не превысит 40%. Согласно закону о бюджете, расходная часть бюджета увеличится на 20%, при этом планируется увеличить как капитальные, так и текущие расходы. По итогам года, согласно актуальной версии закона о бюджете, Регионом запланирован дефицит в размере 1% ННД, однако АКРА ожидает, что дефицит превысит плановый, а необходимость его финансирования может привести к привлечению дополнительных заемных средств на кредитном рынке.
1 Здесь и далее усреднение осуществляется в соответствии с Методологией присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации.
Умеренно низкая долговая нагрузка при существенных рисках рефинансирования обязательств. За 2022 год долг Региона вырос на 48%, до 18 млрд руб. Долговая нагрузка увеличилась с 25 до 44% текущих доходов. Согласно актуальной версии закона о бюджете, Регион планирует по итогам 2023 года сохранить госдолг примерно на уровне прошлого года, снизив долю коммерческих кредитов с 17% (по итогам прошлого года) до 0,2% и нарастив долю облигаций до 17%, а бюджетных кредитов — до 82%. По состоянию на 01.12.2023 долг Региона превышал ожидаемое на конец года значение и составлял 19,6 млрд руб. Долг на 75% состоит из бюджетных кредитов, на 15% из облигаций со сроком погашения в 2025–2028 годах и на 10% из коммерческих кредитов. АКРА полагает, что рост дефицита с 1 до 4% ННД потребует привлечения дополнительных коммерческих кредитов на его финансирование, в результате чего задолженность перед кредитными организациями может сложиться несколько выше, чем запланировано Регионом. Это, в свою очередь, приведет к росту совокупного госдолга Региона к концу года относительно запланированного уровня примерно до значения, сложившегося за одиннадцать месяцев текущего года, и к увеличению рисков рефинансирования обязательств.
По состоянию на начало 2023 года Региону предстояло погасить 19% имеющегося долга; на 01.12.2023 весь предусмотренный к погашению объем долга Регионом погашен. В 2024 году, по прогнозу Области, погашению (рефинансированию) подлежат 13% долга, а в 2025 году — 18%.
Соотношение долга и текущих доходов Области на конец текущего года может сложиться на уровне чуть более 30%. За счет текущей структуры долга с преобладанием бюджетных кредитов процентные расходы необременительны для Региона: усредненный за 2020–2024 годы уровень процентных расходов составит 1% совокупных расходов бюджета (за вычетом субвенций). Соотношение долга Области (с учетом его роста) и ВРП составит порядка 6%.
Ограниченный объем ликвидности. По состоянию на 01.01.2023 объем остатков средств Региона и средств его автономных и бюджетных учреждений составлял порядка трети средних ежемесячных расходов бюджета в 2022 году. По состоянию на 01.11.2023 объем ликвидности многократно возрос и покрывал более 100% среднемесячных расходов за истекший период 2023 года и около 20% долга на ту же дату, однако большая часть остатков средств в ноябре была израсходована на погашение долга, который в течение ноября сократился на 3 млрд руб. Просроченная кредиторская задолженность Региона остается существенной (2,2 млрд руб. на 01.07.2023). Магаданская область использует кредит Управления Федерального казначейства (УФК) и средства автономных и бюджетных учреждений для финансирования расходов в периоды кассовых разрывов. В январе 2023 года между УФК и Магаданской областью был заключен договор, в соответствии с которым привлекался бюджетный кредит; задолженность по нему на текущий момент отсутствует. По состоянию на 01.01.2023 у Области отсутствовали возобновляемые кредитные линии со сроком выборки более 12 месяцев.
Коэффициент ликвидности бюджета Региона (рассчитываемый без учета средств автономных и бюджетных учреждений) в 2023 году, по прогнозу Агентства, будет находиться на низком уровне — 9%.
Экономический профиль Региона определяется суровыми климатическими условиями, высокой концентрацией на добыче цветных металлов и оттоком населения. Основной вид деятельности в Регионе — добыча цветных металлов — обеспечивает, по оценкам АКРА, около половины налоговых поступлений в бюджет Региона. Вторая отрасль по доле в налоговых поступлениях — торговля (11% по итогам 2022 года), отрасли бюджетной сферы в совокупности сформировали порядка 15%.
Средний уровень зарплат в Области превосходит прожиточный минимум более чем в четыре раза, однако для населения эффект от этого нивелируется высоким уровнем цен, связанным с климатическими и логистическими издержками. В связи с этим в Регионе наблюдается постоянный миграционный отток. Значительный уровень заработных плат в Области позволяет поддерживать сравнительно высокие поступления по НДФЛ в бюджет, а уровень безработицы относительно невелик. Усредненное значение показателя безработицы за 2019–2022 годы составило 4,6%.
Усредненный ВРП на душу населения Области в 2018–2021 годах более чем вдвое превосходил среднестрановой показатель. Однако это отчасти объясняется небольшой плотностью населения Области, его снижающейся численностью (наблюдается как естественная, так и миграционная убыль населения) при сравнительно небольшом номинальном размере ВРП. Согласно методологии АКРА, в таком случае подушевой ВРП не является релевантной базой для оценки состояния экономики, а сопоставление децилей номинального и среднедушевого ВРП позволяет отнести первичную оценку ВРП к средней категории (оценка «3»).
Ключевые допущения
-
исполнение доходной части бюджета в пределах параметров, определенных актуальным законом о бюджете Области, за исключением поступлений по налогу на прибыль;
-
сохранение существенных рисков рефинансирования.
Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга
«Негативный» прогноз предполагает с высокой долей вероятности понижение рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.
К позитивному рейтинговому действию могут привести:
-
гармонизация графика погашения долга;
-
достижение долгосрочного устойчивого соотношения долга и текущих доходов на уровне ниже 30%;
-
изменение структуры расходов бюджета (рост доли капитальных расходов);
-
существенный рост объема свободной ликвидности.
К негативному рейтинговому действию могут привести:
-
реализация риска неисполнения доходной части бюджета при снижении баланса текущих операций до отрицательных значений;
-
устойчивое снижение доли капитальных расходов;
-
дальнейший рост доли краткосрочного долга и коммерческой задолженности.
Рейтинги выпусков
Магаданская область, 34002 (ISIN RU000A105NT6), срок погашения — 17.12.2027, размещенный объем — 2 млрд руб., — BBB-(RU).
Магаданская область, 34003 (ISIN RU000A106YE3), срок погашения — 20.09.2028, размещенный объем — 1 млрд руб., — BBB-(RU).
Обоснование кредитного рейтинга. Облигационные выпуски Магаданской области, по мнению Агентства, имеют статус старшего необеспеченного долга, кредитный рейтинг которого соответствует кредитному рейтингу Магаданской области.
Регуляторное раскрытие
Кредитные рейтинги Магаданской области и облигационных выпусков Магаданской области (ISIN RU000A105NT6, RU000A106YE3) были присвоены по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности. При присвоении кредитного рейтинга указанным выпускам также использовалась Методология присвоения кредитных рейтингов финансовым инструментам по национальной шкале для Российской Федерации.
Впервые кредитный рейтинг Магаданской области и кредитные рейтинги государственных ценных бумаг Магаданской области (ISIN RU000A105NT6, RU000A106YE3) были опубликованы АКРА 26.04.2018, 21.12.2022 и 28.09.2023 соответственно.
Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Магаданской области, а также кредитного рейтинга государственных ценных бумаг Магаданской области (ISIN RU000A105NT6, RU000A106YE3) ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
Кредитные рейтинги были присвоены на основании данных, предоставленных правительством Магаданской области, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитные рейтинги являются запрошенными, правительство Магаданской области принимало участие в процессе присвоения кредитных рейтингов.
При присвоении кредитных рейтингов использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологий.
АКРА не оказывало правительству Магаданской области дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитных рейтингов выявлены не были.