Кредитный рейтинг Нижнего Новгорода (далее — Нижний Новгород, Город) обусловлен умеренно низкой долговой нагрузкой, существенным объемом капитальных расходов, положительной операционной эффективностью и умеренной потребностью бюджета в привлечении дополнительного финансирования. Рейтинг сдерживается существенной зависимостью Города от трансфертов из бюджета Нижегородской области (далее — Нижегородская область, Область), низким показателем ликвидности и вероятностью роста краткосрочной части долга.
Нижний Новгород — административный центр Нижегородской области и Приволжского федерального округа (далее — ПФО). Пятый по численности населения город России (в 2022 году — 1,2 млн человек). Нижний Новгород — крупный транспортный узел ПФО и один из крупнейших промышленных центров России. По оценке АКРА, доля Города в объеме валового регионального продукта (далее — ВРП) Нижегородской области ежегодно может превышать 40%.
Ключевые факторы оценки
Положительная операционная эффективность бюджета при его умеренной потребности в использовании дополнительных средств. Усредненное1 соотношение баланса текущих операций и текущих доходов за 2020–2024 годы составит порядка 12%. По итогам текущего года показатель может превысить 9%, что свидетельствует о достаточности текущих доходов для финансирования текущих и частичного покрытия капитальных расходов.
Доля капитальных расходов в совокупных расходах Города2 (за вычетом субвенций) оценивается Агентством как высокая. Усредненное за 2020–2024 годы значение этого показателя составит порядка 50%. АКРА отмечает, что ежегодно капитальные расходы примерно на две трети финансируются за счет вышестоящего бюджета, что указывает на умеренно низкую гибкость бюджетных расходов Города.
Доля собственных доходов в доходах бюджета (без учета субвенций) оценивается как умеренно высокая — ее усредненное значение за 2020–2024 годы составит 61%. Тем не менее АКРА оценивает зависимость бюджета Города от вышестоящего бюджета как высокую.
Соотношение усредненных за 2020–2024 годы модифицированного бюджетного дефицита и текущих доходов может составить порядка -4%, что свидетельствует об умеренной потребности городского бюджета в привлечении дополнительного финансирования на капитальные цели; частично эта потребность покрывается остатками на счетах Города.
Город закончил 2022 год с дефицитом в объеме 7% ННД, который был профинансирован в основном за счет заемных средств.
Согласно актуальной версии решения о бюджете Города, в 2023 году доходы бюджета снизятся на 8% к показателю по итогам 2022 года. Основной причиной снижения станет сокращение безвозмездных поступлений (на 19% в годовом выражении), в том числе капитальные трансферты, как ожидается, уменьшатся примерно на треть. Агентство полагает, что снижение объема капитальных трансфертов является временным, поскольку основные этапы финансирования объектов капитального строительства запланированы на 2024 год. Налоговые и неналоговые доходы (далее — ННД) Нижнего Новгорода возрастут на 17% к уровню прошлого года, по большей части за счет роста поступлений по НДФЛ на 22%. Расходная часть бюджета Города сократится примерно на 5%, а капитальные расходы — примерно на четверть. Ожидаемый дефицит бюджета по итогам 2023 года составит 9,6% ННД (с учетом снижения остатков средств на счетах Города), а основным источником его финансирования будут заемные средства.
По итогам одиннадцати месяцев 2023 года снижение доходной части бюджета Нижнего Новгорода составило 16%, при этом рост ННД превысил 13% к аналогичному периоду 2022 года. Существенный прирост (на 15%) также продемонстрировали доходы Города от арендной платы. В то же время трансферты из вышестоящего бюджета снизились примерно на треть период к периоду. Расходная часть бюджета Города снизилась на 13%, промежуточный дефицит бюджета составил 2,3 млрд руб.
Согласно актуальным данным (на 01.12.2023), ожидаемый прирост доходов бюджета составит 11% в 2024 году в сравнении с показателем по итогам 2023 года при сохранении объема ННД Города на сопоставимом уровне. В то же время объем безвозмездных поступлений возрастет на 17% за 2024 год, на треть увеличится объем капитальных трансфертов. Прирост расходной части бюджета превысит 6%, в том числе на 23% увеличатся капитальные расходы. Прогнозный дефицит бюджета составит 4% ННД, а его финансирование планируется осуществить за счет привлечения заемных средств.
1 Здесь и далее усреднение осуществляется в соответствии с Методологией присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации.
2 В расчете бюджетных показателей капитальные расходы и капитальные трансферты Города не учитывают часть субсидий капитального характера, предоставляемых Городу Нижегородской областью и получаемых самой Областью в виде инфраструктурных бюджетных кредитов.
Умеренно низкая долговая нагрузка при умеренных рисках рефинансирования обязательств. По итогам 2022 года долг Города увеличился на 14% в годовом сопоставлении и составил 15,1 млрд руб. Однако его структура существенно изменилась в пользу бюджетных кредитов (на банковские кредиты приходилось лишь 13%). По состоянию на 01.12.2023 долг Нижнего Новгорода снизился на 13%, до 13,1 млрд руб. Долговой портфель на указанную дату полностью состоял из бюджетных кредитов. График погашения долга не предполагает существенных рисков рефинансирования обязательств. Ближайшее погашение долга, исходя из графика погашения на 01.12.2023, предстоит в 2025 году в размере 21% долга, при этом график погашения не предполагает выплат в 2024 году.
В то же время Агентство полагает, что в случае привлечения коммерческих заимствований погашение или рефинансирование долга в 2024 году все же может состояться. Город уже открыл шесть кредитных линий на сумму 3,0 млрд руб. со сроком действия год и более для покрытия возможных потребностей финансирования ожидаемого дефицита бюджета. В декабре планируется открыть еще три кредитные линии общим объемом 1,5 млрд руб. Большая часть кредитных линий (3,0 млрд руб.) будет действовать до конца 2024 года.
Соотношение долга и текущих доходов Нижнего Новгорода на конец 2023 года может составить 42%. Процентные расходы необременительны для бюджета: соотношение усредненных за 2020–2024 годы процентных расходов и совокупных расходов (за вычетом субвенций) будет равно порядка 1%.
Соотношение долга Города и валового городского продукта не рассчитывается в силу отсутствия последнего. По оценкам АКРА, это соотношение могло бы быть значительно ниже 20%.
Для Нижнего Новгорода характерна практика заключения лизинговых договоров для приобретения транспортных средств, что может рассматриваться как косвенная долговая нагрузка.
Накопленная ликвидность может быть использована для финансирования ожидаемого дефицита бюджета. По итогам 2022 года объем остатков средств на счетах Города вырос на 42% к показателю за 2021 год. Агентство полагает, что весь объем накопленных средств может быть использован в текущем году для частичного финансирования ожидаемого дефицита. Для этих целей Город также привлекает кредитные линии, треть из которых действуют более года. За истекший период 2023 года среднемесячные остатки на счетах позволяли покрыть лишь 30% ежемесячных расходов.
Коэффициент ликвидности городского бюджета на конец 2023 года составит порядка 19%.
По данным администрации Города, объем просроченной кредиторской задолженности на 01.11.2023 был несущественным. В текущем году был заключен договор с Управлением Федерального казначейства на предоставление Городу 4,5 млрд руб., но средства по нему не привлекались. Долг предприятий, формирующих государственный сектор города, за десять месяцев текущего года отсутствовал.
Сравнительно высокие показатели развития экономики. Нижний Новгород — один из крупнейших промышленных центров ПФО, экономика Города в основном ориентирована на обрабатывающую промышленность. В отдельные годы доля обрабатывающей промышленности формировала более 50% отгруженной продукции Города. Среди отраслей сферы обработки наибольшую долю в объеме отгрузки формируют «Производство автотранспортных средств» и «Производство готовых металлических изделий». Существенную долю отгруженной продукции формирует отрасль «Транспортировка и хранение». Крупнейшими предприятиями Города являются АО «Атомстройэкспорт», ООО «Альбион-2002», ООО «Сладкая Жизнь Н.Н.», НАЗ «Сокол» (филиал ПАО «ОАК») и холдинг «Группа ГАЗ».
Оценочная доля ВРП Нижегородской области, формируемая на территории Города, могла превышать 40% в период с 2018 по 2021 год. Соотношение усредненных за 2019–2022 годы номинальной начисленной заработной платы в целом по Городу и прожиточного минимума, рассчитанного для Нижегородской области, значительно превышало 3,5. Уровень официально зарегистрированной безработицы по Городу (исторически был практически равен уровню безработицы в Нижегородской области) по итогам 2022 года составил 0,4%. Усредненный оценочный уровень безработицы (по методологии МОТ) за указанный выше период мог составить порядка 4,0%.
Ключевые допущения
-
оценочная доля ВРП Нижегородской области, формируемая на территории Города, на уровне, превышающем 40%;
-
исполнение бюджета в 2023–2024 годах в соответствии с утвержденными бюджетными назначениями по решению о бюджете на 2023–2025 годы;
-
использование всего объема накопленной ликвидности в совокупности с привлечением долга для финансирования прогнозного дефицита бюджета;
-
сохранение значительной зависимости бюджета Города от перечислений из вышестоящего бюджета.
Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга
«Стабильный» прогноз предполагает с высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.
К позитивному рейтинговому действию могут привести:
-
устойчивое сокращение долговой нагрузки Города ниже 30% текущих доходов;
-
сохранение существенного объема остатков на счетах бюджета по итогам текущего года.
К негативному рейтинговому действию могут привести:
-
устойчивое снижение баланса текущих операций на фоне финансирования прогнозного дефицита бюджета;
-
сокращение доли собственных доходов в составе бюджета;
-
рост потребности бюджета в привлечении заемных средств для финансирования капитальных расходов;
-
существенное увеличение долговой нагрузки на бюджет наряду с ростом доли краткосрочного долга выше 20% совокупного объема долга.
Рейтинги выпусков
Эмиссии в обращении отсутствуют.
Регуляторное раскрытие
Кредитный рейтинг Нижнего Новгорода был присвоен по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности.
Впервые кредитный рейтинг Нижнего Новгорода был опубликован АКРА 21.11.2017. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Нижнего Новгорода ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
Кредитный рейтинг был присвоен на основании данных, предоставленных Нижним Новгородом, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитный рейтинг является запрошенным, администрация Нижнего Новгорода принимала участие в процессе присвоения кредитного рейтинга.
При присвоении кредитного рейтинга использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологий.
АКРА не оказывало администрации Нижнего Новгорода дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитного рейтинга выявлены не были.