Кредитный рейтинг муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края (далее — Сочи, Город) обусловлен низким уровнем долговой нагрузки при несущественных рисках рефинансирования долговых обязательств, существенным объемом капитальных расходов в общих расходах бюджета и стабильными показателями развития городской экономики, ориентированной на санаторно-курортную деятельность. Рейтинг сдерживается умеренным показателем операционной эффективности бюджета, существенной потребностью бюджета в привлечении дополнительного долгового финансирования и высокой зависимостью доходов Города от трансфертов из бюджета Краснодарского края (рейтинг АКРА — AA-(RU), прогноз «Стабильный»; далее — Краснодарский край, Регион).
Сочи является муниципальным образованием со статусом городского округа Краснодарского края (Южный федеральный округ). Население Города в 2022 году составило 562 тыс. человек. По оценке АКРА, доля Города в объеме валового регионального продукта (ВРП) Краснодарского края ежегодно может составлять порядка 6–8%.
Ключевые факторы оценки
Низкая долговая нагрузка при несущественных рисках рефинансирования долговых обязательств. На начало 2023 года долг у Города отсутствовал. Годом ранее долговой портфель на 100% состоял из бюджетных кредитов в объеме 607 млн руб., которые были частично погашены и частично списаны в рамках поддержки муниципалитетов Краснодарским краем.
По состоянию на 01.11.2023 объем долга Сочи составлял 1,0 млрд руб. бюджетных кредитов со сроком погашения в 2024 году. Бюджетные кредиты на капитальные расходы были получены в мае и августе текущего года. До конца года Город может дополнительно привлечь 0,2 млрд руб. бюджетных кредитов для финансирования дефицита бюджета, в результате чего долговая нагрузка Сочи на конец текущего года может составить порядка 6%. Процентные расходы необременительны благодаря некоммерческому характеру долга. Соотношение усредненных за 2020–2024 годы процентных расходов и совокупных расходов (за вычетом субвенций) составит менее 1%.
Валовой муниципальный продукт (ВМП) Сочи не рассчитывается в силу отсутствия данных, однако, по мнению Агентства, соотношение долга Города и его ВМП может составлять значительно ниже 20%.
Умеренная операционная эффективность бюджета при существенной потребности в использовании дополнительного финансирования. Усредненное1 соотношение баланса текущих операций и текущих доходов за 2020–2024 годы составит 4%, что соответствует умеренному уровню операционной эффективности бюджета. По итогам 2023 года баланс текущих операций ожидается положительным, что позволит Городу профинансировать за счет текущих доходов не только текущие, но и часть капитальных расходов. Однако в 2024 году показатель может стать отрицательным по причине возможного снижения текущих доходов к уровню 2023 года. Отрицательное значение баланса текущих операций укажет на необходимость использования дополнительных средств для финансирования части текущих расходов.
Доля капитальных расходов в совокупных расходах2 Города (за вычетом субвенций) оценивается Агентством как высокая. Усредненное за 2020–2024 годы значение этого показателя составит порядка 35%. АКРА отмечает, что ежегодно капитальные расходы примерно на две трети финансируются за счет бюджета Краснодарского края, что указывает на низкую гибкость бюджетных расходов Города.
Доля собственных доходов в доходах бюджета (без учета субвенций) оценивается как умеренная: ее усредненное значение за 2020–2024 годы составит порядка 60%. В то же время Агентство отмечает, что ежегодно доходная часть бюджета Сочи примерно наполовину формируется за счет безвозмездных поступлений из бюджета Краснодарского края, что указывает на высокую зависимость бюджета Города от вышестоящего бюджета. В 2024 году ожидается, что безвозмездные поступления сформируют до трех четвертей доходов бюджета Города в связи с реализацией инфраструктурного проекта.
Соотношение усредненных за 2020–2024 годы модифицированного бюджетного дефицита и текущих доходов может достичь -10%, что свидетельствует о существенной потребности городского бюджета в привлечении дополнительного финансирования на капитальные цели. АКРА отмечает, что большая часть текущей потребности в финансировании капитальных расходов покрывается за счет остатков на счетах Города, однако в текущем году для этих целей также может потребоваться привлечение долгового финансирования.
По итогам 2022 года дефицит бюджета составил 5% налоговых и неналоговых доходов (ННД) Города и был профинансирован за счет остатков на его счетах.
Согласно актуальной версии решения о бюджете Города, в 2023 году прогнозируется увеличение его доходной части на 19% к уровню 2022 года. Основным драйвером прироста станут безвозмездные поступления, которые увеличатся практически в полтора раза, при этом капитальные трансферты возрастут примерно вдвое. ННД Сочи снизятся на 7% год к году, по большей части из-за получения в минувшем году разовых выплат от компенсации затрат государства. Расходная часть бюджета Города увеличится на 30%, однако текущие расходы бюджета сохранятся на сопоставимом с 2022 годом уровне. Основной прирост расходов сформируют капитальные расходы, которые увеличатся более чем в два раза. Дефицит бюджета Сочи в 2023 году может достигнуть 29% ННД, а на его финансирование Город планирует направить большую часть остатков на счетах в совокупности с привлечением заемных средств.
По итогам одиннадцати месяцев текущего года доходы бюджета Сочи увеличились на 21% по сравнению с аналогичным периодом 2022 года. ННД снизились на 1%, но при этом рост безвозмездных поступлений превысил 47%. Увеличение расходной части составило 22% в годовом сопоставлении. Объем промежуточного профицита бюджета Города достиг 2,0 млрд руб.
Согласно проекту решения о бюджете Сочи на 2024–2026 годы, в следующем году рост доходов бюджета превысит 70% к ожидаемому по итогам текущего года уровню. В то же время рост ННД Города составит 5%, а объем безвозмездных поступлений увеличится более чем двукратно, в том числе капитальные трансферты вырастут в четыре раза. Прирост трансфертов в следующем году ожидается в связи с переносом сроков начала реализации инфраструктурных проектов в Сочи с текущего года на 2024-й, по причине чего финансирование также было перенесено и добавлено к ранее запланированному на 2024 год объему. Данная ситуация также нашла отражение в существенном росте расходов Города. Ожидается, что расходная часть бюджета увеличится на 57% при возможном снижении текущих расходов на 13% и одновременном росте капитальных расходов в два с половиной раза к уровню по итогам 2023 года. Планируемый дефицит бюджета составит 10% ННД, а его финансирование планируется осуществить за счет привлечения коммерческих заимствований.
АКРА полагает, что текущие расходы покажут прирост на уровне ожидаемой инфляции в будущем году, при этом параметры доходной части проекта решения о бюджете на 2024 год могут сохраниться без изменения. В таком случае дефицит бюджета в следующем году может существенно превысить ожидаемый уровень, а для его финансирования потребуется привлекать большие объемы заемных средств.
1 Здесь и далее усреднение осуществляется в соответствии с Методологией присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации.
2 В расчете бюджетных показателей капитальные расходы и капитальные трансферты Города не учитывают часть субсидий капитального характера, предоставляемых Краснодарским краем и получаемых Регионом в виде инфраструктурных бюджетных кредитов.
Остатки на счетах позволят профинансировать большую часть запланированного на текущий год дефицита бюджета. За 2022 год объем остатков на счетах Сочи снизился на 22% в связи с финансированием дефицита бюджета. В среднем за десять месяцев 2023 года остатки покрывали примерно 70% ежемесячных расходов бюджета Города. Сочи планирует использовать большую часть накопленной ликвидности для покрытия ожидаемого в 2023 году дефицита бюджета, который в таком случае будет на две трети профинансирован за счет остатков.
Коэффициент ликвидности бюджета Города по итогам текущего года незначительно превысит 60%, а в 2024 году снизится до минимальных уровней, в связи с чем применяется корректировка на пограничное значение.
За истекшую часть 2023 года Город не привлекал краткосрочных бюджетных кредитов Управления Федерального казначейства. На текущий момент у Сочи отсутствуют открытые кредитные линии в банках. По данным Города, на 01.10.2023 просроченная кредиторская задолженность у него отсутствовала.
Умеренные показатели развития экономики, ориентированной на санаторно-курортную деятельность. Экономика Сочи напрямую зависит от туристско-рекреационного комплекса, что обуславливается его географическим расположением. Ключевой отраслью Города является санаторно-курортная деятельность, оказывающая влияние на развитие смежных отраслей экономики, таких как розничная торговля, транспорт, промышленность и строительство. В связи с расположением на территории Сочи существенного количества федеральных лечебниц и санаториев порядка четверти объема отгруженной продукции формируется отраслями государственного сектора экономики. Крупнейшим по выручке по итогам 2022 года предприятием Города является его международный аэропорт. В число наиболее крупных по объемам выручки предприятий, расположенных на территории Сочи, входят НАО «Красная поляна» (деятельность гостиниц и прочих мест для временного проживания), ООО «Домейн» (деятельность по организации и проведению азартных игр) и ООО «Южный берег Сочи» (строительство жилых и нежилых зданий).
Оценочная доля ВРП Краснодарского края, формируемая на территории Города, могла составлять от 6 до 8% в период с 2018 по 2021 год. Соотношение усредненных за 2019–2022 годы номинальной начисленной заработной платы в целом по Городу и прожиточного минимума, рассчитанного для Краснодарского края, превышало 3,0. Уровень официально зарегистрированной безработицы по Городу (исторически почти в два раза ниже уровня безработицы в Краснодарском крае) по итогам 2022 года сократился до 0,3%. Усредненный оценочный уровень безработицы (по методологии МОТ) за указанный выше период мог составить порядка 3,0%.
Ключевые допущения
-
исполнение бюджета по итогам 2023 года в рамках параметров, установленных актуальной версией решения о бюджете Города;
-
финансирование дефицита бюджета в текущем году по большей части за счет накопленной ликвидности;
-
прирост текущих расходов в 2024 году на уровне ожидаемой инфляции;
-
сохранение долговой нагрузки на низком уровне;
-
финансирование капитальных расходов 2024 года за счет трансфертов;
-
сохранение значительной зависимости бюджета Города от перечислений из вышестоящего бюджета.
Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга
«Стабильный» прогноз предполагает с высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.
К позитивному рейтинговому действию могут привести:
-
значительный рост доли собственных доходов в доходах бюджета;
-
сохранение существенного объема остатков на счетах бюджета по итогам текущего года.
К негативному рейтинговому действию могут привести:
-
снижение операционной эффективности бюджета, приводящее к финансированию текущих расходов за счет долговых источников;
-
рост долговой нагрузки на бюджет Города выше 30% текущих доходов в совокупности с привлечением краткосрочных заимствований.
Рейтинги выпусков
Эмиссии в обращении отсутствуют.
Регуляторное раскрытие
Кредитный рейтинг муниципальному образованию городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края был присвоен по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности.
Впервые кредитный рейтинг муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края был опубликован АКРА 13.07.2023. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
Кредитный рейтинг был присвоен на основании данных, предоставленных Администрацией муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитный рейтинг является запрошенным, Администрация муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края принимала участие в процессе присвоения кредитного рейтинга.
При присвоении кредитного рейтинга использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологий.
АКРА не оказывало Администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитного рейтинга выявлены не были.