Кредитный рейтинг Мурманской области (далее — Мурманская область, Область, Регион) обусловлен умеренно низким уровнем долговой нагрузки при умеренных рисках рефинансирования обязательств и высокими показателями социально-экономического развития. Сдерживающее влияние на рейтинг оказывают значительная зависимость бюджета от доминирующих секторов экономики, возрастающая потребность бюджета в привлечении долгового финансирования и ограниченный объем ликвидности.
Мурманская область расположена в Северо-Западном федеральном округе, имеет сухопутные границы с Финляндией и Норвегией. Территория Региона относится к районам Крайнего Севера. В Области проживает порядка 660 тыс. человек, или 0,5% населения России. Валовой региональный продукт (ВРП) по итогам 2022 года составил 1 080 млрд руб. (0,9% от совокупного ВРП регионов РФ). По оценкам Региона, значение ВРП в 2023 году составит 1 090 млрд руб.
Ключевые факторы оценки
Умеренный бюджетный профиль при сохраняющейся существенной потребности в долговом финансировании. Усредненное1 соотношение баланса текущих операций и текущих доходов за 2020–2024 годы составит 4,7%. При этом баланс текущих операций в 2023 году будет положительным, что говорит о способности Региона профинансировать за счет текущих доходов полный объем текущих расходов, а также чуть более 40% запланированных капитальных расходов.
1 Здесь и далее усреднение осуществляется в соответствии с Методологией присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации.
Доля капитальных расходов в совокупных расходах Области (за вычетом субвенций) оценивается на высоком уровне — ее усредненное значение за 2020–2024 годы составит порядка 21%. Ежегодно капитальные расходы примерно на треть финансировались за счет трансфертов из федерального бюджета, однако эта доля с 2020 года снижается и в 2023 году ожидается на уровне 22%. Усредненная за указанный выше период доля налоговых и неналоговых доходов (ННД) в доходах Региона (без учета субвенций) составит 87%.
Соотношение усредненных за 2020–2024 годы модифицированного бюджетного дефицита (МБД) и текущих доходов, согласно расчетам Агентства в соответствии с его методологией, сохранится отрицательным и составит -14%, что указывает на недостаток собственных средств Области для финансирования капитальных расходов. Это приводит к росту потребности бюджета в привлечении дополнительного долгового финансирования на указанные цели.
Мурманская область закончила 2022 год с существенным дефицитом бюджета, эквивалентным 29% ее ННД. Для его финансирования была использована большая часть накопленных остатков на счетах Региона. Дефицит бюджета был вызван снижением ННД на фоне сокращения поступлений по налогу на прибыль на 30% и ростом расходов, в том числе капитальных.
По прогнозу Области на 2023 год, в текущем году ожидается рост ННД на 22% к уровню 2022 года. Рост ННД прогнозируется по большей части в связи с увеличением ожидаемых поступлений по налогу на прибыль на 42% в годовом выражении. В то же время объем безвозмездных поступлений, напротив, может сократиться на 21% к показателю минувшего года. Расходная часть бюджета Области, согласно актуальной бюджетной росписи, может вырасти на 0,4% к аналогичному показателю за 2022 год.
Текущие и капитальные расходы, как ожидается Регионом, продемонстрируют разнонаправленные тенденции: текущие расходы вырастут на 2%, тогда как капитальные сократятся на 5%. Дефицит бюджета в объеме 10% ННД (включает расходы, осуществляемые за счет бюджетных кредитов на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов) планируется профинансировать в основном за счет привлечения заемных средств.
Согласно данным об исполнении бюджета за десять месяцев текущего года, доходы Региона в сравнении с аналогичным периодом прошлого года увеличились на 19% при запланированном темпе роста на 14%, расходная часть бюджета снизилась на 2%, бюджет характеризуется профицитом.
Низкий уровень ликвидности бюджета. По итогам 2021 года Область смогла сформировать существенный объем остатков на счетах, в полтора раза превышающий ее долг. Однако большая часть накопленной ликвидности была использована для финансирования дефицита бюджета 2022 года. По этой причине на начало 2023 года объем остатков на счетах был невелик. В течение года Регион увеличил объем остатков средств на счетах, и по состоянию на 01.12.2023 объем доступной ликвидности покрывал чуть больше половины его госдолга на указанную дату. Коэффициент ликвидности бюджета Области (без учета средств ее автономных и бюджетных учреждений) прогнозируется по итогам 2023 года на минимальном уровне.
По данным Области, на 01.10.2023 просроченная кредиторская задолженность областного бюджета отсутствовала. Регион использует краткосрочные кредиты Управления Федерального казначейства (УФК).
Умеренно низкая долговая нагрузка при умеренных рисках рефинансирования обязательств. По итогам 2022 года соотношение долга и текущих доходов Области составило 21%. На начало текущего года долговой портфель Области на 62% был представлен бюджетными кредитами, 31% составляли банковские кредиты, оставшуюся часть формировали государственные гарантии Региона.
По состоянию на 01.12.2023 долг представлен только бюджетными кредитами, однако в декабре, как и годом ранее, Регион планирует осуществить привлечение краткосрочных коммерческих кредитов для финансирования дефицита. В текущем году Область привлекла бюджетные кредиты на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов, на опережающее финансирование расходных обязательств и на пополнение остатков средств на бюджетных счетах, а также специальные казначейские кредиты.
Исходя из актуальной версии закона о бюджете, по итогам текущего года Регион планирует нарастить долг на 39% относительно уровня на начало года за счет двукратного увеличения объема коммерческих кредитов. По состоянию на 01.01.2023 в текущем году Региону предстояло погасить (или рефинансировать) 34% совокупного долга, по состоянию на 01.12.2023 ему осталось погасить 10%. До 2029 года Области предстоит гасить в среднем по 11% совокупного долга ежегодно, однако, учитывая планы по наращиванию коммерческого долга, график погашения долговых обязательств существенно изменится.
По мнению Агентства, в 2023 году соотношение долга и текущих доходов Области приблизится к 30% и в прогнозном периоде продолжит рост.
Процентные расходы необременительны для Региона, однако их объем может вырасти в 2023 году. Усредненный за 2020–2024 годы уровень процентных расходов не превысит 0,5% совокупных расходов бюджета (за вычетом субвенций). Соотношение долга и ВРП Области не превысит 3%.
Экономика Региона диверсифицирована, при этом наметилась концентрация обрабатывающей отрасли на металлургическом производстве. По оценке АКРА, на долю добычи металлических руд и производства металлов может ежегодно приходиться порядка трети налоговых поступлений в бюджет Области. Существенную долю также формируют отрасли химического производства. Динамика рынков вышеуказанных отраслей зависит от внешних факторов, что сказывается на волатильности налоговых доходов бюджета Области. Государственный сектор обеспечивает ежегодно менее четверти налоговых поступлений.
Усредненный за 2018–2021 годы ВРП Области в расчете на душу населения в сопоставлении со среднестрановым показателем составил 167%. Соотношение усредненных заработной платы и регионального прожиточного минимума за 2019–2022 годы составило 370%. Усредненный за аналогичный период показатель безработицы, рассчитываемой по методологии МОТ, составил 5,5%.
Ключевые допущения
-
исполнение бюджета Региона в 2023 году в пределах параметров, предусмотренных актуальной версией закона о бюджете;
-
использование большей части накопленной ликвидности в текущем году;
-
финансирование планового дефицита текущего года по большей части за счет заемных средств.
Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга
«Стабильный» прогноз предполагает с высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.
К позитивному рейтинговому действию могут привести:
-
рост показателя операционной эффективности бюджета;
-
снижение потребности бюджета в использовании заемного финансирования;
-
сохранение устойчивого соотношения долга и текущих доходов ниже 30%;
-
существенное увеличение объема остатков на счетах Региона.
К негативному рейтинговому действию могут привести:
-
снижение доли капитальных расходов в совокупных расходах Области;
-
рост доли долга, погашаемой в текущем году, выше 40% от общего объема долга Области;
-
снижение диверсификации налоговых поступлений.
Рейтинги выпусков
Эмиссии в обращении отсутствуют.
Регуляторное раскрытие
Кредитный рейтинг Мурманской области был присвоен по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности.
Впервые кредитный рейтинг Мурманской области был опубликован АКРА 18.10.2017. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Мурманской области ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
Кредитный рейтинг был присвоен на основании данных, предоставленных Мурманской областью, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитный рейтинг является запрошенным, правительство Мурманской области принимало участие в процессе присвоения кредитного рейтинга.
При присвоении кредитного рейтинга использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологий.
АКРА не оказывало правительству Мурманской области дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитного рейтинга выявлены не были.