Кредитный рейтинг Ханты-Мансийского автономного округа — Югры (далее — ХМАО-Югра, Округ, Регион) обусловлен высокими показателями региональной экономики, высоким уровнем ликвидности бюджета и низкой долговой нагрузкой.
Регион расположен в Уральском федеральном округе, одновременно является субъектом РФ и входит в состав другого субъекта РФ — Тюменской области1. В Округе проживает 1,7 млн человек (1% населения РФ). В 2022 году валовой региональный продукт (ВРП) Округа составил 6,92 трлн руб. На территории Региона добывается более 40% российской нефти. Ежегодно ВРП Округа составляет порядка 5% суммарного ВРП субъектов РФ.
1 Часть поступлений по налогу на прибыль, собираемому на территории Округа, поступает в бюджет Тюменской области (их размер регламентируется договором между Тюменской областью и Округом и составляет 29,5%).
Ключевые факторы оценки
Низкая долговая нагрузка и высокий уровень ликвидности бюджета. Долговой портфель Округа состоит из облигаций с погашением до конца 2024 года, специальных казначейских кредитов и инфраструктурных бюджетных кредитов с погашением до 2038 года. По состоянию на конец 2022 года отношение долга к текущим доходам Региона составило 2,5%, что оценивается АКРА как минимальная долговая нагрузка. На конец текущего года соотношение указанных показателей, по мнению Агентства, достигнет 5,6% в связи с необходимостью финансирования дефицита бюджета, а на конец 2024-го может вырасти до 16% (тем не менее и этот уровень соответствует минимальной долговой нагрузке).
Объем остатков на счетах бюджета на 01.01.2023 в несколько раз превышал объем совокупной задолженности Округа на ту же дату и примерно соответствовал среднемесячным расходам бюджета за 2022 год. По состоянию на 01.11.2023 объем ликвидности увеличился и более чем в два раза превышал среднемесячные расходы за десять месяцев 2023 года. Региону достаточно накопленных средств для выплат по долгу, подлежащему погашению в 2023–2024 годах. В текущем году ему предстоит погасить или рефинансировать 21% долга, а в 2024 году — 7%. Соотношение долга и ВРП Региона составляет незначительную величину. Процентные расходы необременительны.
Высокая степень самодостаточности бюджета. Ожидаемый Округом дефицит бюджета по результатам 2023 года превысит 5% налоговых и неналоговых доходов (далее — ННД), основным источником финансирования дефицита станет заемное финансирование и частично — накопленная ликвидность. В то же время АКРА отмечает, что текущее исполнение бюджета свидетельствует о консервативности планов Региона: за десять месяцев этого года ННД исполнены на 95%, а расходы бюджета — на 69%. Промежуточное исполнение бюджета сложилось с профицитом, что позволяет предположить возможность его более оптимистичного исполнения по итогам года.
Проект закона о бюджете Округа на следующие три года предполагает снижение ННД в 2024-м и его незначительный рост в 2025-м. В то же время расходы в 2024 году снизятся в меньшей степени, чем доходы (в частности, из-за постоянного роста текущих расходов), поэтому дефицит в следующем году может оказаться значительным (до 12% ННД). В зависимости от результатов исполнения бюджета в 2023-м бюджетный дефицит следующего года будет в той или иной степени профинансирован за счет роста долга.
В 2020–2024 годах усредненная2 доля ННД составит 90,2% совокупных доходов (без учета субвенций).
Гибкость бюджетных расходов Округа находится на умеренно высоком уровне, усредненное отношение капитальных расходов к совокупным расходам бюджета (без учета субвенций) в рассматриваемом периоде составит 16,9%, а доля капитальных расходов, финансируемых Округом за счет собственных средств, близка к 100%.
Учитывая консервативные планы Региона, усредненное за 2020–2024 годы соотношение баланса текущих операций и текущих доходов будет равно порядка 10,2%, что указывает на достаточность текущих доходов для покрытия текущих и части капитальных расходов.
Соотношение усредненных модифицированного бюджетного дефицита и текущих доходов составит -7,2%, что свидетельствует о незначительной потребности в долговом финансировании или использовании остатков средств на счетах.
2 Здесь и далее усреднение осуществляется в соответствии с Методологией присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации.
Регион — донор федерального бюджета, добывающий более 40% российской нефти. Отраслевая структура ВРП Округа стабильна, а вклад сектора добычи полезных ископаемых формирует более половины ВРП. На территории Региона добывается более 40% российской нефти, а его крупнейшие месторождения — Самотлорское, Федоровское, Мамонтовское и Приобское. Большая часть налогов и сборов, собранных в Округе, направляется в федеральный бюджет, меньшая — в консолидированный бюджет ХМАО-Югры. Налоговые поступления, собираемые на территории Региона, составляют значимую долю совокупных налоговых доходов федерального бюджета.
Подушевой ВРП Округа ежегодно более чем втрое превышает среднестрановое значение. В 2019–2022 годах отношение усредненной заработной платы к усредненному региональному прожиточному минимуму составило 5,2, а уровень безработицы (по методологии МОТ) в Регионе был существенно ниже среднероссийского показателя.
КЛЮЧЕВЫЕ ДОПУЩЕНИЯ
-
сохранение контрциклической бюджетной политики в части планирования расходов бюджета;
-
сохранение взвешенной долговой политики.
ФАКТОРЫ ВОЗМОЖНОГО ИЗМЕНЕНИЯ ПРОГНОЗА ИЛИ РЕЙТИНГА
«Стабильный» прогноз предполагает с высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.
К негативному рейтинговому действию могут привести:
-
критическое сокращение объема производства в Округе, снижение макроэкономических показателей;
-
устойчивое снижение баланса текущих операций до отрицательных значений;
-
существенное снижение ликвидности бюджета;
-
рост долговой нагрузки свыше 30% текущих доходов;
-
существенное изменение системы межбюджетных отношений в РФ.
РЕЙТИНГИ ВЫПУСКОВ
ХМАО-Югра 35001 (ISIN RU000A0JX215), срок погашения — 18.12.2023, объем эмиссии — 6 млрд руб., — ААА(RU).
ХМАО-Югра 35002 (ISIN RU000A0ZYKW4), срок погашения — 17.12.2024, объем эмиссии — 7 млрд руб., — ААА(RU).
Обоснование. Облигационные выпуски ХМАО-Югры, по мнению Агентства, имеют статус старшего необеспеченного долга, кредитный рейтинг которого соответствует кредитному рейтингу ХМАО-Югры.
РЕГУЛЯТОРНОЕ РАСКРЫТИЕ
Кредитные рейтинги ХМАО-Югры и облигационных выпусков ХМАО-Югры (ISIN RU000A0JX215, RU000A0ZYKW4) были присвоены по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности. При присвоении кредитных рейтингов указанным выпускам также использовалась Методология присвоения кредитных рейтингов финансовым инструментам по национальной шкале для Российской Федерации.
Впервые кредитный рейтинг ХМАО-Югры и кредитные рейтинги государственных ценных бумаг ХМАО-Югры (ISIN RU000A0JX215, RU000A0ZYKW4) были опубликованы АКРА 26.09.2017, 28.09.2017 и 15.12.2017 соответственно. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу ХМАО-Югры, а также кредитных рейтингов государственных ценных бумаг ХМАО-Югры (ISIN RU000A0JX215, RU000A0ZYKW4) ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
Кредитные рейтинги были присвоены на основании данных, предоставленных ХМАО-Югрой, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитные рейтинги являются запрошенными, Правительство ХМАО-Югры принимало участие в процессе присвоения кредитных рейтингов.
При присвоении кредитных рейтингов использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологий.
АКРА не оказывало Правительству ХМАО-Югры дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитных рейтингов выявлены не были.