Компоненты кредитного рейтинга |
||
Экономический профиль1 |
2 |
|
Финансовый профиль2 |
1 |
|
Кредитный рейтинг |
AAA(RU) |
|
Прогноз |
«Стабильный» |
1 Оценка присваивается по шкале от 1 до 5 баллов, где 1 — наилучшая оценка.
2 Оценка присваивается по шкале от 1 до 15 баллов, где 1 — наилучшая оценка.
Краткая информация о регионе
Ямало-Ненецкий автономный округ (далее — ЯНАО, Округ, Регион) расположен в Уральском федеральном округе, одновременно является равноправным субъектом РФ и входит в состав Тюменской области3. В Округе проживает 512 тыс. человек. В 2021 году валовой региональный продукт (далее — ВРП) Округа составил 4,2 трлн руб., в 2022-м — 5,5 трлн руб. (оценка Региона). Ежегодно ВРП Округа составляет порядка 3,4% суммарного ВРП российских субъектов.
3 Часть поступлений по налогу на прибыль, собираемому на территории Округа, поступает в бюджет Тюменской области (их размер регламентируется договором между Тюменской областью и Округом и составляет 29,5%).
Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга«Стабильный» прогноз предполагает с высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.
К негативному рейтинговому действию могут привести:
-
устойчивое снижение уровня ликвидности до размера ежемесячных расходов;
-
существенное снижение текущих доходов, не сопровождающееся сокращением расходов;
-
существенное изменение системы межбюджетных отношений в РФ.
На долю региона приходится свыше 85% всей добычи природного газа в России
ЯНАО имеет высокие социально-экономические показатели. Усредненный4 за 2018–2021 годы среднедушевой ВРП составил 6,5 млн руб., превысив в 8,8 раза усредненный за указанный период среднестрановой показатель. В 2021 году ВРП Региона составил 4,2 трлн руб. (порядка 3,4% суммарного ВРП субъектов РФ). В 2020 году индекс физического объема ВРП снизился до 95,8% на фоне пандемии. В 2021 году показатель возрос до 109,1% за счет оживления в экономике, однако в 2022-м он снова начал снижаться. В 2023 году указанный показатель, по оценке Региона, составит 87,7%.
4 Здесь и далее усреднение осуществляется в соответствии с Методологией присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации.
Рисунок 1. Индекс физического объема ВРП (постоянные цены; год к году)
Источник: Росстат, данные Региона
Основной вклад в ВРП Округа вносит сектор добычи полезных ископаемых, доля которого в 2020–2021 годах превышала 66%. В структуре промышленного производства на добычу полезных ископаемых ежегодно приходится более 80%. Крупнейшие предприятия, зарегистрированные в Регионе, связаны со сферой добычи и торговли углеводородным сырьем и характеризуются высоким уровнем прибыльности при устойчивом финансовом состоянии.
Таблица 1. Крупнейшие по объему выручки (за 2022 год) предприятия, зарегистрированные в ЯНАО
Компания |
Вид деятельности |
Выручка, |
Чистая прибыль, |
ОАО «ЯМАЛ СПГ» |
Сжижение и обогащение природного газа на месте добычи для последующей транспортировки |
1 101 160 |
840 247 |
ПАО «НОВАТЭК» |
Торговля оптовая твердым, жидким и газообразным топливом и подобными продуктами |
804 688 |
640 360 |
ООО «Газпром добыча Уренгой» |
Добыча природного газа и газового конденсата |
600 337 |
81 435 |
ООО «Газпром добыча Ямбург» |
Добыча природного газа и газового конденсата |
382 554 |
3 829 |
ООО «Газпромнефть-Ямал» |
Добыча нефти |
376 565 |
66 653 |
АО «Газпромнефть-ННГ» |
Добыча нефти |
343 996 |
12 467 |
АО «АРКТИКГАЗ» |
Добыча природного газа и газового конденсата |
289 871 |
101 990 |
ООО «НОВАТЭК-ЮРХАРОВНЕФТЕГАЗ» |
Добыча природного газа и газового конденсата |
279 094 |
4 652 |
ООО «Газпромнефть-Заполярье» |
Предоставление услуг в области добычи нефти и природного газа |
237 784 |
25 219 |
ООО «Газпром добыча Надым» |
Добыча природного газа и газового конденсата |
225 195 |
-7 416 |
Среди остальных отраслей экономики Региона в 2021 году наиболее значительные доли в ВРП распределялись следующим образом: 15,7% приходилось на строительство, 4% — на транспортировку и хранение, 3,3% — на госсектор.
Рисунок 2. Структура ВРП ЯНАО в 2021 году
Источник: Росстат
Структура налоговых поступлений близка к структуре ВРП. Наибольшую долю налоговых доходов Округа традиционно формирует сектор добычи газа (в 2019–2022 годах в среднем более 40%), что говорит о значительной концентрации налоговых поступлений в бюджет Региона.
В 2017–2021 годах численность населения Округа ежегодно увеличивалась в среднем почти на 1%. Однако к концу 2022 года данный показатель уменьшился на 6,9%, до 511,8 тыс. человек. Сокращение численности населения во многом обусловлено миграционной убылью, которая в 2022 году составила -2,95 промилле. Коэффициент естественного прироста населения в Округе оказался положительным в 2021 и 2022 годах.
ЯНАО стабильно входит в число регионов с высоким уровнем заработной платы. Это обусловлено географическим положением и высокой долей работников, занятых в сфере добычи полезных ископаемых (ежегодно более 20%), где зарплаты почти на треть превышают средние по Региону. Соотношение усредненных за период с 2019 по 2022 год средней номинальной начисленной заработной платы в Регионе и регионального прожиточного минимума составило 6,2 раза. В 2022 году уровень безработицы в Округе (по методологии Международной организации труда) составил 1,7%, что в два раза ниже среднестранового показателя.
Высокая степень самодостаточности бюджета
Бюджет Округа характеризуется высокой долей собственных доходов. Усредненная доля налоговых и неналоговых доходов (далее — ННД) Региона в общем объеме его доходов (без учета субвенций) за период с 2020 по 2024 год составит 91%. В структуре ННД преобладают налог на прибыль (далее — НП) и налоги на имущество (далее — НИ).
Поступления по НП зависят от секторов добычи и реализации нефти и газа. В 2022 году на добычу полезных ископаемых пришлось, по оценке АКРА, 55% поступлений по НП. Поступления по НИ более устойчивы к изменениям конъюнктуры, поэтому их высокая доля в налоговых поступлениях Региона отчасти нивелирует колебания доходной части бюджета.
Рисунок 3. Структура ННД ЯНАО, млн руб.
* Налоги на товары и услуги.
** Налоги на совокупный доход.
*** Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами.
Источник: Федеральное казначейство, данные Региона
В 2022 году ННД выросли на 34%, в частности, поступления по НП возросли на 31%, по НИ — на 43%. Безвозмездные поступления увеличились более чем вдвое за счет увеличения иных межбюджетных трансфертов, расходы выросли на 33%. В 2020 году бюджет ЯНАО был исполнен с дефицитом в размере 21% ННД, в 2021 году — с профицитом в 8% ННД. Такая динамика отражает волатильность налоговых доходов Округа, зависящего от конъюнктуры на мировых рынках углеводородов. В 2023 году ЯНАО ожидает дефицит бюджета в размере до 70 млрд руб., профицит 2022 года составил 44,8 млрд руб. Закон об окружном бюджете на текущий год предусматривает снижение ННД относительно предыдущего года на 17% во многом ввиду сокращения поступлений по НП. Однако, исходя из текущей динамики исполнения бюджета, поступления по НП будут в значительной степени перевыполнены, в том числе за счет положительной курсовой разницы и объема поступлений в начале года. Ожидаемое исполнение бюджета по доходам составляет 345–350 млрд руб., по расходам — 373 млрд руб., в результате чего дефицит окажется значительно ниже обозначенного выше уровня.
Рисунок 4. Динамика основных видов налоговых доходов ЯНАО
Источник: Федеральное казначейство, данные Региона
В структуре безвозмездных поступлений стабильно преобладают иные межбюджетные трансферты, что в основном связано с капитальным финансированием инфраструктуры, направляемым из бюджета Тюменской области (возврат части поступлений по налогу на прибыль организаций). ЯНАО получает горизонтальные трансферты из бюджета Тюменской области в рамках соглашения о сотрудничестве в целях строительства автодороги «Сургут — Салехард, участок Надым — Салехард», ремонта и капитального ремонта автомобильных дорог, а также строительства объектов социальной инфраструктуры в Округе.
Бюджет Региона характеризуется высокой операционной эффективностью: усредненное соотношение баланса текущих операций и текущих доходов стабильно положительное и за 2020–2024 годы составит 23%. Отношение усредненных модифицированного бюджетного дефицита и текущих доходов за указанный период составит 8%. Таким образом, текущие расходы в полной мере обеспечены доходной частью бюджета, но для финансирования капитальных расходов иногда возникает необходимость в использовании накопленных остатков на счетах и/или привлечении внешнего финансирования.
Рисунок 5. Динамика роста расходов ЯНАО
Источник: Федеральное казначейство, расчеты АКРА
Низкая долговая нагрузка и высокий уровень ликвидности бюджета
Высокая гибкость бюджета Региона обусловлена высокой усредненной долей капитальных расходов в совокупных расходах, которая в 2020–2024 годах составит 32%. Более 80% капитальных расходов ЯНАО финансирует за счет собственных средств.
По итогам 2022 года отношение долга к текущим доходам составило менее 1%. На конец 2023 года уровень долговой нагрузки, согласно ожиданиям Округа, останется минимальным.
Долговой портфель Региона по состоянию на 01.01.2023 был представлен облигациями (98%) и гарантиями (2%) и составлял 1,024 млрд руб.
Рисунок 6. Структура государственного долга ЯНАО, млн руб.
* При условии полной выборки гарантий.
Источник: Минфин России, данные Региона
Доля краткосрочного долга на начало 2023 года составляла 98%, однако по причине низкой долговой нагрузки данный показатель оценивается максимально высоко.
Расходы на обслуживание государственного долга Региона являются необременительными для его бюджета. Соотношение усредненных за 2020–2024 годы процентных расходов и усредненных совокупных расходов бюджета (за вычетом субвенций) составит 0,2%. Процентные доходы превышают процентные расходы. Соотношение долга и ВРП составляет менее 1%.
Рисунок 7. График погашения государственного долга ЯНАО на 01.01.2023, млн руб. *
* При условии полной выборки гарантий.
Источник: Минфин России, данные Региона
Средневзвешенный срок погашения долга ЯНАО на начало года — один год с учетом выбранного объема по гарантиям.
По состоянию на 01.08.2023 объем и структура долга изменились на фоне роста объема выданных гарантий, который увеличился на 6 196 млн руб. и составил 7 220 млн руб. Предельный размер гарантий равен 6 220 млн руб.
Рисунок 8. График погашения государственного долга ЯНАО на 01.08.2023, млн руб. *
* При условии полной выборки гарантий.
Источник: Минфин России, данные Региона
В 2016–2019 годах долговая нагрузка муниципальных образований Округа находилась на минимальном уровне. В 2020–2022 годах долг муниципальных образований отсутствовал.
ЯНАО обладает значительным объемом средств на бюджетных счетах и депозитах, который меняется вслед за рыночной конъюнктурой. По состоянию на 01.01.2023 остатки многократно превышали объем совокупного долга и более чем в три раза превосходили среднемесячные расходы бюджета за 2022 год.
В связи с высоким уровнем запаса ликвидности ЯНАО не участвует в аукционах по приобретению ликвидности (Округ последний раз размещал закупки на банковские кредиты в 2016 году).
ЯНАО не привлекает средства на устранение кассовых разрывов. Открытые лимиты в банках отсутствуют. Просроченная кредиторская задолженность бюджета Региона по состоянию на 01.01.2023 отсутствовала. Риски рефинансирования обязательств оцениваются как минимальные.
Рейтинги выпусков
ЯНАО, 35004 (ISIN RU000A0ZYM47), срок погашения — 25.12.2024, объем эмиссии — 5,5 млрд руб., — ААА(RU).
ЯНАО, 35002 (ISIN RU000A0JX0Z8), срок погашения — 06.12.2023, объем эмиссии — 20 млрд руб., — ААА(RU).
Обоснование. Облигационные выпуски Ямало-Ненецкого автономного округа, по мнению Агентства, имеют статус старшего необеспеченного долга, кредитный рейтинг которого соответствует кредитному рейтингу Ямало-Ненецкого автономного округа.
Регуляторное раскрытие
Кредитные рейтинги Ямало-Ненецкого автономного округа и облигационных выпусков Ямало-Ненецкого автономного округа (ISIN RU000A0ZYM47, RU000A0JX0Z8) были присвоены по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности. При присвоении кредитных рейтингов указанным выпускам также использовалась Методология присвоения кредитных рейтингов финансовым инструментам по национальной шкале для Российской Федерации.
Впервые кредитный рейтинг Ямало-Ненецкого автономного округа и кредитные рейтинги государственных ценных бумаг Ямало-Ненецкого автономного округа (ISIN RU000A0ZYM47, RU000A0JX0Z8) были опубликованы АКРА 27.06.2018. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Ямало-Ненецкого автономного округа и кредитных рейтингов государственных ценных бумаг Ямало-Ненецкого автономного округа (ISIN RU000A0ZYM47, RU000A0JX0Z8) ожидается в течение 182 дней с даты опубликования пресс-релиза по итогам последнего пересмотра в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
Кредитные рейтинги были присвоены на основании данных, предоставленных правительством Ямало-Ненецкого автономного округа, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитные рейтинги являются запрошенными, правительство Ямало-Ненецкого автономного округа принимало участие в процессе присвоения кредитных рейтингов.
При присвоении кредитных рейтингов использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологий.
АКРА оказывало правительству Ямало-Ненецкого автономного округа дополнительные услуги. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитных рейтингов выявлены не были.