Кредитный рейтинг Иркутской области (далее — Иркутская область, Область, Регион) обусловлен низкой долговой нагрузкой при минимальных рисках рефинансирования обязательств и умеренными показателями бюджетного профиля. Кредитный рейтинг Области ограничен невысоким коэффициентом ликвидности и показателями развития региональной экономики, не превышающими среднестрановой уровень.

Иркутская область расположена в Сибирском федеральном округе (далее — СФО). Юго-восточная граница Области проходит по озеру Байкал, являющемуся крупнейшим в мире природным резервуаром пресной воды. В Регионе проживает 2,3 млн человек, а его валовой региональный продукт (далее — ВРП) по итогам 2021 года составил 1,9 трлн руб. Ключевые секторы экономики — производство алюминия, деревообработка и целлюлозно-бумажная промышленность, нефте- и золотодобыча, химическое производство.

Ключевые факторы оценки

Низкий уровень долговой нагрузки и минимальные риски рефинансирования долга. В течение 2019–2022 годов госдолг Региона имел растущую динамику. Исключением стал 2021 год, когда госдолг сократился вдвое благодаря погашению всего объема коммерческого долга. До 2021 года бюджетные кредиты в структуре долга составляли порядка 50%, остальная его часть в различных пропорциях была представлена облигациями и коммерческими кредитами. С 2021 года госдолг на 100% представлен бюджетными кредитами. По состоянию на 01.01.2023 весь долг Региона также был представлен только бюджетными кредитами.

Соотношение долга Области и ее текущих доходов (по методологии АКРА) на конец 2022 года составляло 7%, а на конец 2023 года ожидается на уровне 11%. Соотношение долга и ВРП Области на конец текущего года будет равно примерно 1,3%. В течение 2019–2022 годов указанные соотношения не менялись; значения показателей соответствуют низкому уровню долговой нагрузки.

В текущем году и в прогнозном периоде Регионом запланировано привлечение коммерческих кредитов, однако по состоянию на 01.10.2023 они еще не были привлечены, а структура долга не изменилась. В то же время объем долга по итогам десяти месяцев текущего года увеличился примерно на 20% в сравнении с началом года ввиду привлечения бюджетных кредитов. В течение года были привлечены кредиты на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов и мероприятий по приобретению подвижного состава пассажирского транспорта общего пользования, а также на пополнение остатка средств на едином счете бюджета в целях опережающего финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации.

Текущая структура долга позволяет сделать вывод о том, что риски рефинансирования минимальны. Доля долга, подлежащая погашению в оставшийся период текущего года, составляет 3%, в 2024 году Области предстоит погасить 4%. Пик выплат приходится на 2025–2029 годы (по 14% от текущего объема долга).

Умеренные показатели бюджетного профиля. Традиционно Регион характеризуется высокой долей собственных доходов в структуре бюджета. Усредненная за период с 2020 по 2024 год доля налоговых и неналоговых доходов (далее — ННД) Региона в общем объеме его доходов (без учета субвенций) составит 82%. Баланс текущих доходов в отдельные годы был отрицательным, однако усредненное соотношение баланса текущих операций и текущих доходов за период с 2020 по 2024 год составит почти 10%, а соотношение усредненных модифицированного бюджетного дефицита и текущих доходов — -3%, что говорит о потребности Региона в заимствованиях или использовании накопленной ликвидности для финансирования капитальных расходов. Усредненные капитальные расходы в 2020–2024 годах составят 17% совокупных расходов бюджета, в среднем более чем на 60% они финансируются за счет собственных средств.

В 2019–2020 годах Область исполняла бюджет с дефицитом, что сказывалось на росте размера долга и истощении ликвидности. Профициты двух последних лет позволили аккумулировать достаточный объем ликвидности.

По итогам 2023 года Регион прогнозирует исполнение бюджета с дефицитом в размере 10% ННД, который планируется профинансировать более чем на 60% за счет средств, накопленных на счетах. По итогам текущего года Регион прогнозирует сокращение доходной части бюджета на 4% на фоне снижения объема безвозмездных поступлений, расходная часть, согласно актуальному прогнозу Региона, вырастет на 7% (текущие расходы планируется увеличить на 4%, а капитальные — на 22%).

По итогам девяти месяцев текущего года бюджет был исполнен с небольшим промежуточным профицитом. Поступления по налогу на прибыль в сравнении с аналогичным периодом прошлого года снизились примерно на 5% (по итогам года запланировано снижение на 9%), поступления по НДФЛ возросли на 15% (по итогам года ожидается рост на 19%), расходная часть увеличилась на 9% (по итогам года ожидается прирост на 5%). АКРА полагает, что бюджет по итогам текущего года будет исполнен в соответствии с прогнозом Региона.

Умеренно сильный профиль ликвидности бюджета. Иркутская область располагает объемом ликвидности, который по состоянию на 01.01.2023 покрывал около 70% имеющегося на ту же дату долга и примерно 60% среднемесячных расходов бюджета за 2022 год. По состоянию на 01.09.2023 объем остатков на счетах Региона вырос на 65% и стал незначительно превосходить объем госдолга на ту же дату. Объем остатков на указанную дату был сопоставим со среднемесячными расходами за восемь месяцев текущего года. Коэффициент ликвидности (по методологии АКРА) в текущем году может составить 60%.

Регион периодически привлекает кредиты Управления Федерального казначейства. За период с 2020 года кредит не привлекался только в 2022 году, в феврале текущего года Иркутская область привлекла кредит на пополнение остатка средств на едином счете бюджета в размере 5,3 млрд руб., который в марте уже был погашен. Решением Минфина России для Иркутской области на 2023 год установлен лимит предоставления бюджетного кредита на пополнение остатка средств на едином счете бюджета в размере 12,8 млрд руб. с погашением до 31.10.2023. В течение последних трех лет было проведено более тридцати закупок кредитных линий, в рамках четырех из которых были заключены контракты с датой начала исполнения обязательств в ноябре 2021 года и датой окончания исполнения обязательств в сентябре текущего года.

Экономика с умеренными показателями развития и развитым добывающим сектором. Иркутская область входит в состав СФО, на территории Региона проживает 1,6% населения РФ и производится 1,6% суммарного ВРП российских регионов.

Основную долю в структуре ВРП составляет добыча полезных ископаемых. На территории Области расположены крупные запасы золота, природного газа, угля, нефти и других полезных ископаемых. Иркутская область входит в пятерку золотодобывающих регионов России, а по запасам рудного золота Область занимает первое место в стране, здесь же находится одно из крупнейших неосвоенных месторождений золота в мире — Сухой Лог. В период с 2017 по 2021 год индекс физического объема ВРП прирастал в среднем на 2% в год, за исключением 2%-ного спада в 2020 году на фоне пандемийных ограничений. Индекс промышленного производства начиная с 2017 года демонстрировал стабильно положительную динамику; динамика показателя за январь — сентябрь текущего года слабоотрицательная (-1,2%) в сравнении с аналогичным периодом прошлого года, что обусловлено в основном почти 5%-ным сокращением индекса в обрабатывающих производствах. В частности, сдерживают рост индекса испытывающее проблемы с логистикой в восточном направлении деревообрабатывающее производство (-17,6%), а также химическое производство (-13%). Энергосистема Региона является одной из крупнейших в России, однако сам Регион является энергодефицитным. Дефицит электроэнергии в Иркутской области покрывается за счет поставок из других регионов, преимущественно из Красноярского края. В структуре потребления электроэнергии в Области лидируют обрабатывающие производства (в первую очередь производство алюминия и лесопереработка). На территории Иркутской области расположено крупнейшее пресноводное озеро России — Байкал, в котором содержится 85% пресной озерной воды страны и 22% мировых запасов пресной воды. Кроме того, у озера большой туристический потенциал, активно развиваемый региональными властями.

ВРП Области на душу населения, усредненный за 2018–2021 годы, составляет 98% от усредненного за тот же период среднестранового показателя. Соотношение усредненных за 2019–2022 годы средней заработной платы в Регионе и регионального прожиточного минимума составило 4. Уровень безработицы в 2022 году снизился с 6 до 5%. Усредненная за 2019–2022 годы доля налоговых поступлений в бюджет Региона от предприятий, функционирующих в области добычи топливно-энергетических полезных ископаемых, составила 25%. Обрабатывающие производства сформировали за тот же период 13% налоговых поступлений, однако структура обрабатывающей отрасли в Регионе достаточно диверсифицирована.

Ключевые допущения

  • исполнение бюджета в 2023 и в 2024 годах в пределах параметров, предусмотренных законом о бюджете на 2023 год и проектом закона на 2024 год;

  • сохранение достаточного уровня ликвидности бюджета.

Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга

«Стабильный» прогноз предполагает с высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.

К позитивному рейтинговому действию могут привести:

  • рост уровня ликвидности;

  • рост социально-экономических показателей Региона.

К негативному рейтинговому действию могут привести:

  • увеличение текущих расходов бюджета Области, не сопровождающееся ростом текущих доходов;

  • рост долговой нагрузки до уровня 30% текущих доходов.

Рейтинги выпусков

Эмиссии в обращении отсутствуют.

Регуляторное раскрытие

Кредитный рейтинг Иркутской области был присвоен по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности.

Впервые кредитный рейтинг Иркутской области был опубликован АКРА 27.06.2018 и впоследствии отозван 15.05.2019. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Иркутской области ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

Кредитный рейтинг был присвоен на основании данных, предоставленных Иркутской областью, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитный рейтинг является запрошенным, Правительство Иркутской области принимало участие в процессе присвоения кредитного рейтинга.

При присвоении кредитного рейтинга использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологий.

АКРА не оказывало Правительству Иркутской области дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитного рейтинга выявлены не были.

Версия для печати
Скачать PDF

Аналитики

Евгения Траутман
Старший аналитик, группа суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 04 80, доб. 104
Илья Цыпкин
Заместитель директора — руководитель направления муниципальных рейтингов, группа суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 03 45
Мы защищаем персональные данные пользователей и обрабатываем Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с условиями использования файлов cookie на этом веб-сайте, перейдя по ссылке.