Повышение кредитного рейтинга Свердловской области (далее — Свердловская область, Область, Регион) обусловлено ростом объема доступной ликвидности за счет увеличения доходов бюджета, в том числе по налогу на прибыль в ряде ключевых отраслей (металлургическое производство, финансовая и страховая деятельность, транспортировка, обеспечение электроэнергией, строительство, добыча полезных ископаемых), а также ожидаемым вслед за обозначенным ростом улучшением ряда показателей (рост текущих доходов и размера баланса текущих операций, снижение относительной долговой нагрузки) по итогам текущего года.

Рейтинг поддерживается сбалансированными показателями бюджетного профиля при незначительных рисках рефинансирования задолженности. Области свойственны умеренные показатели социально-экономического развития и их частичная зависимость от металлургического комплекса.

Свердловская область входит в состав Уральского федерального округа, граничит с семью субъектами РФ. В Области проживает порядка 4,25 млн человек (3% населения страны). Валовой региональный продукт (ВРП) Региона составил 3 трлн руб. в 2021 году. По оценке Правительства Свердловской области, в 2022 году ее ВРП составил 3,3 трлн руб. (регулярно ВРП Региона равен примерно 3% совокупного ВРП регионов России).

Ключевые факторы оценки

Растущая операционная эффективность бюджета при незначительной потребности в использовании дополнительных источников финансирования. Усредненное1 соотношение баланса текущих операций и текущих доходов Области за 2020–2024 годы составит 17,7%. Прогнозное значение баланса текущих операций по итогам текущего года составит 21% текущих доходов Региона, что примерно на треть выше показателя за 2022 год. Положительная операционная эффективность на указанном уровне свидетельствует о достаточности текущих доходов для финансирования текущих и большей части капитальных расходов Области. В 2024 году баланс текущих операций также ожидается положительным.

Усредненная доля капитальных расходов в совокупных расходах Свердловской области за 2020–2024 годы превысит 22%, что соответствует наивысшему уровню гибкости бюджетных расходов. Капитальные расходы примерно на три четверти финансируются Регионом за свой счет.

Усредненная доля налоговых и неналоговых доходов (далее — ННД) в доходах Региона (без учета субвенций) за указанный выше период составит 89%.

Соотношение усредненных за 2020–2024 годы модифицированного бюджетного дефицита и текущих доходов, по мнению Агентства, может оказаться слабоотрицательным. Это обусловлено прогнозируемым дефицитом бюджета в 2024 году. В текущем году потребность в использовании дополнительных средств для регионального бюджета, по мнению Агентства, будет отсутствовать. По результатам 2022 года объем доходов бюджета Региона вырос на 4% к показателю 2021-го, а расходов — на 9%, что привело к формированию дефицита бюджета по итогам года на уровне 1% ННД. Дефицит был профинансирован за счет бюджетных кредитов.

По итогам девяти месяцев текущего года доходы бюджета Региона выросли более чем на 20% к показателю за сопоставимый период 2022 года, при этом рост ННД составил порядка 30%. Основную роль в увеличении собственных доходов сыграл прирост поступлений по налогу на прибыль в ряде ключевых для Региона отраслей. Безвозмездные поступления сократились на 24% за указанный период, расходная часть бюджета при этом возросла на 4%. Промежуточный профицит бюджета почти в четыре раза превысил показатель за аналогичный период прошлого года.

Исходя из динамики исполнения доходов за девять месяцев текущего года, АКРА полагает, что ННД по итогам текущего года возрастут более чем на 15% (в основном за счет прироста по налогу на прибыль), а профицит бюджета составит порядка 1% ННД.

В 2024 году исполнение бюджета планируется с дефицитом не менее 5%, его финансирование будет произведено преимущественно за счет использования остатков.


1 Здесь и далее усреднение осуществляется в соответствии с Методологией присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации.

Умеренно низкая долговая нагрузка при незначительных рисках рефинансирования долга в краткосрочной перспективе. На 01.01.2023 долг Области незначительно вырос относительно уровня предыдущего года. На указанную дату долг был почти поровну распределен между облигациями и бюджетными кредитами. За десять месяцев текущего года долг увеличился на 7% (на 8% с учетом полной выборки бюджетных кредитов) на фоне погашения небольшого объема облигаций и роста объема привлеченных бюджетных кредитов.

График погашения долга Региона сбалансирован, а периоды значительных пиковых выплат отсутствуют. По состоянию на 01.11.2023 Свердловской области необходимо было погасить или рефинансировать до конца года 11% долга. Все эти обязательства обеспечены остатками на счетах Региона. В 2024 и 2025 годах Области предстоит погасить 16 и 19% долга (с учетом полной выборки бюджетных кредитов).

На конец 2022 года соотношение долга и текущих доходов Области составляло 31%. АКРА ожидает снижения показателя по итогам текущего года за счет роста объема текущих доходов.

Процентные расходы необременительны для Региона: усредненный за 2020–2024 годы уровень процентных расходов не превысит 1,5% совокупных расходов бюджета (за вычетом субвенций).

Соотношение долга и ВРП Области не превышает 4%, что соответствует низкому уровню общей долговой нагрузки по методологии АКРА.

Растущий объем доступной ликвидности. В 2022 году остатки на счетах Области (с учетом средств автономных и бюджетных учреждений) в среднем на треть превышали ежемесячные расходы бюджета. По состоянию на 01.11.2023 остатки на счетах выросли более чем вдвое относительно среднего уровня прошлого года. Это произошло за счет промежуточного профицита, который сформировался благодаря росту налоговых поступлений в ряде ключевых отраслей.

Коэффициент ликвидности бюджета Области с учетом ожидаемого объема профицита бюджета по итогам 2023 года превысит 140%, однако в 2024 году накопленная ликвидность будет частично потрачена.

Свердловская область размещает накопленную ликвидность на депозитах, что позволяет ей получать процентные доходы.

Диверсифицированная экономика с умеренной концентрацией на металлургическом комплексе. Величина усредненного за 2018–2021 годы подушевого ВРП Региона в сопоставлении со среднестрановым показателем составила 88%. Соотношение усредненных значений заработной платы и регионального прожиточного минимума в 2019–2022 годах составило 3,8. По итогам 2022 года усредненный за четыре последних года уровень безработицы в Области, рассчитываемый по методологии МОТ, составил 4,0%.

Основой экономики Свердловской области является обрабатывающий сектор с умеренной концентрацией на металлургическом комплексе. По оценке АКРА, усредненный за 2019–2022 годы вклад отрасли «Металлургическое производство» в налоговые поступления Региона составил 29%; за семь месяцев текущего года поступления по налогу на прибыль от сектора составили 33% от совокупных поступлений по налогу на прибыль в областной бюджет. По итогам 2022 года шесть из десяти крупнейших по выручке предприятий Области были связаны с металлопромышленным комплексом.

Ключевые допущения

  • исполнение бюджета по итогам 2023 года с профицитом порядка 1% ННД;

  • сохранение значительной доли накопленного объема ликвидности;

  • планирование дефицита бюджета в 2024 году на уровне порядка 5% ННД.

Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга

«Стабильный» прогноз предполагает с высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.

К позитивному рейтинговому действию могут привести:

  • рост доли собственных средств в структуре доходов бюджета;

  • устойчивое снижение долговой нагрузки Региона ниже 30% его текущих доходов.

К негативному рейтинговому действию могут привести:

  • значительный рост потребности бюджета в привлечении долгового финансирования;

  • существенный рост краткосрочной части долга;

  • значительное сокращение доступной ликвидности при росте расходной части бюджета.

Рейтинги выпусков

Свердловская область, 35003 (ISIN RU000A0JWZ77), срок погашения — 15.11.2024, объем эмиссии — 5 млрд руб., — АA-(RU).

Свердловская область, 35004 (ISIN RU000A0ZYDU3), срок погашения — 22.10.2025, объем эмиссии — 10 млрд руб., — АA-(RU).

Свердловская область, 35005 (ISIN RU000A0ZZQH9), срок погашения — 23.10.2026, объем эмиссии — 5 млрд руб., — АA-(RU).

Свердловская область, 35006 (ISIN RU000A1016N9), срок погашения —15.12.2026, объем эмиссии — 5 млрд руб., — АA-(RU).

Свердловская область, 34007 (ISIN RU000A101UG7), срок погашения —28.06.2025, объем эмиссии — 10 млрд руб., — АA-(RU).

Свердловская область, 35008 (ISIN RU000A101Z17), срок погашения — 29.07.2027, объем эмиссии — 12 млрд руб., — АA-(RU).

Свердловская область, 35009 (ISIN RU000A102CT6), срок погашения — 17.11.2027, объем эмиссии — 8 млрд руб., — АA-(RU).

Свердловская область, 34010 (ISIN RU000A102DQ0), срок погашения — 23.11.2024, объем эмиссии — 10 млрд руб., — АA-(RU).

Свердловская область, 34011 (ISIN RU000A102HF4), срок погашения — 16.12.2023, объем эмиссии — 10 млрд руб., — АA-(RU).

Обоснование. Облигационные выпуски Свердловской области, по мнению Агентства, имеют статус старшего необеспеченного долга, кредитный рейтинг которого соответствует кредитному рейтингу Свердловской области.

Регуляторное раскрытие

Кредитные рейтинги Свердловской области и облигационных выпусков Свердловской области (ISIN RU000A0JWZ77, RU000A0ZYDU3, RU000A0ZZQH9, RU000A1016N9, RU000A101UG7, RU000A101Z17, RU000A102CT6, RU000A102DQ0, RU000A102HF4) были присвоены по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности. При присвоении кредитного рейтинга указанным выпускам также использовалась Методология присвоения кредитных рейтингов финансовым инструментам по национальной шкале для Российской Федерации.

Впервые кредитный рейтинг Свердловской области и кредитный рейтинг государственных ценных бумаг Свердловской области (ISIN RU000A0JWZ77, RU000A0ZYDU3, RU000A0ZZQH9, RU000A1016N9, RU000A101UG7, RU000A101Z17, RU000A102CT6, RU000A102DQ0, RU000A102HF4) были опубликованы АКРА 08.09.2017, 24.10.2017, 24.10.2017, 18.10.2018, 11.12.2019, 29.06.2020, 24.07.2020, 18.11.2020, 20.11.2020 и 11.12.2020 соответственно. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Свердловской области, а также кредитного рейтинга государственных ценных бумаг Свердловской области ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

Кредитные рейтинги были присвоены на основании данных, предоставленных Свердловской областью, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитные рейтинги являются запрошенными, Правительство Свердловской области принимало участие в процессе присвоения кредитных рейтингов.

При присвоении кредитных рейтингов использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологий.

АКРА не оказывало Правительству Свердловской области дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитных рейтингов выявлены не были.

Версия для печати
Скачать PDF

Аналитики

Елена Анисимова
Старший директор — руководитель группы суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 04 86
Евгения Траутман
Старший аналитик, группа суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 04 80, доб. 104
Мы защищаем персональные данные пользователей и обрабатываем Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с условиями использования файлов cookie на этом веб-сайте, перейдя по ссылке.