Кредитный рейтинг Республики Коми (далее — Республика Коми, Республика, Регион) обусловлен умеренно низким уровнем долговой нагрузки, существенным объемом остатков на счетах бюджета и умеренным уровнем операционной эффективности на фоне ожидаемого дефицита бюджета в прогнозном периоде. Сдерживающее влияние на рейтинг Региона оказывают ряд негативных тенденций в экономике Республики и возрастающая потребность бюджета в привлечении заемного финансирования на капитальные цели.

Республика расположена в Северо-Западном федеральном округе. Часть территории относится к районам Крайнего Севера. По данным на 01.01.2023, в Регионе проживает порядка 726 тыс. человек (0,5% населения РФ). По итогам 2021 года объем валового регионального продукта (ВРП) Республики составил 857 млрд руб. (0,7% от совокупного ВРП субъектов РФ). По оценке Региона, объем ВРП за 2022 год составил 880 млрд руб.

Ключевые факторы оценки

Существенная потребность бюджета в использовании дополнительного финансирования при умеренной операционной эффективности. Усредненное1 соотношение баланса текущих операций и текущих доходов за 2020–2024 годы составит 6%, что свидетельствует об умеренном уровне операционной эффективности бюджета. АКРА полагает, что по итогам 2023 года данный показатель будет слабоположительным, что указывает на достаточность текущих доходов для финансирования текущих расходов в полном объеме. Тем не менее в прогнозном 2024 году показатель операционной эффективности может стать отрицательным на фоне ожидаемого дефицита бюджета.

Усредненное значение доли капитальных расходов в совокупных расходах за 2020–2024 годы составит порядка 15%, что соответствует умеренно высокому уровню гибкости бюджетных расходов. При этом капитальные расходы в среднем более чем на две трети финансируются за счет собственных средств Республики. Усредненная за указанный период доля налоговых и неналоговых доходов (ННД) в совокупных доходах Региона (без учета субвенций) превысит 86%.

Соотношение усредненных за 2020–2024 годы модифицированного бюджетного дефицита и текущих доходов ожидается на уровне -6%. При этом значение показателя в прогнозном периоде, по расчетам АКРА, указывает на дальнейший рост потребности бюджета в привлечении дополнительного финансирования на фоне ожидаемого дефицита бюджета и снижения его операционной эффективности.

Профицит бюджета по результатам 2022 года составил 13% ННД, что позволило существенно увеличить объем остатков на счетах Региона.

В соответствии с параметрами актуальной версии закона о бюджете Республики, ее доходы по итогам текущего года могут сократиться на 23% к показателю 2022 года. Снижение ННД при этом составит порядка 21%, по большей части в связи с прогнозным сокращением поступлений по налогу на прибыль на 41% год к году. Объем безвозмездных поступлений, как ожидается, также существенно сократится — на 35%, в том числе на 25% уменьшатся капитальные трансферты из федерального бюджета. Совокупные расходы, в соответствии с законом о бюджете, снизятся на 4% к уровню 2022 года, при этом объем капитальных расходов увеличится на 11%. Ожидаемый по итогам 2023 года дефицит бюджета составит 14% ННД, а его финансирование планируется осуществить в полном объеме за счет заемных средств.

Согласно проекту бюджета на 2024–2026 годы, в следующем году доходы продолжат снижение, которое составит порядка 2%. ННД Республики сохранятся на уровне 2023 года, а объем безвозмездных поступлений может снизиться на 14%. Ожидается, что объем расходов бюджета в 2024 году останется без изменений. Дефицит бюджета по итогам следующего года составит 17% ННД, а для его покрытия будет привлечено заемное финансирование.

По итогам десяти месяцев текущего года доходы бюджета Республики Коми сократились на 1% в сравнении с сопоставимым периодом 2022 года. При этом ННД Региона увеличились на 4%, однако снижение объема безвозмездных поступлений составило порядка 27%. Расходная часть бюджета увеличилась на 3% в годовом сопоставлении, а сформировавшийся профицит оказался примерно на треть меньше, чем за аналогичный период 2022 года.

По мнению АКРА, снижение поступлений по налогу на прибыль в текущем году будет значительно меньше, чем прогнозируется законом о бюджете Республики, что будет способствовать менее существенному снижению совокупных доходов бюджета. Кроме того, по итогам текущего года возможно формирование существенного объема процентных доходов от размещения временно свободных средств, которые не учитываются текущей версией закона о бюджете. Расходы бюджета также покажут положительную динамику к уровню 2022 года за счет прироста объема текущих расходов на уровне ожидаемой инфляции. Это приведет к формированию дефицита бюджета в объеме порядка 15% ННД, а для его финансирования Республика использует часть накопленных остатков и привлечет заемные средства.


1 Здесь и далее усреднение осуществляется в соответствии с Методологией присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации.

Умеренно низкая долговая нагрузка при умеренных рисках рефинансирования в краткосрочной перспективе. По итогам 2022 года объем долга Республики Коми сократился на 5% и составил 32,6 млрд руб. По состоянию на 01.01.2023 долговой портфель Республики на 69% был представлен бюджетными кредитами, оставшуюся часть формировали государственные облигации. Агентство оценивает риски рефинансирования долговых обязательств как умеренные. По графику погашения долга на 01.01.2023, в ближайшие два года Республике необходимо погашать (рефинансировать) 17% долга ежегодно, что соответствует 7% ее плановых ННД на этот период.

По состоянию на 01.11.2023 объем долга Региона увеличился на 1,6 млрд руб. по сравнению с показателем на начало года и составил 34,3 млрд руб. За истекшую часть года Регион погасил 2,5 млрд руб. облигаций и привлек 4,1 млрд руб. бюджетных кредитов, большую часть которых формирует краткосрочный кредит Управления Федерального казначейства (УФК) с погашением в 2023 году. Среди привлеченных бюджетных кредитов также есть кредиты на опережающее финансирование расходных обязательств и на реализацию инфраструктурных проектов. График погашения долга на начало ноября существенно не изменился относительно состояния на начало года, Региону все также предстоит погашать по 17% долга в 2023–2024 годах.

По итогам 2023 года соотношение долга и текущих доходов Республики составит 35%, однако АКРА ожидает значительный рост данного показателя в 2024 году до уровня выше 50%. Тем не менее это также будет соответствовать умеренно низкому уровню долговой нагрузки. Рост уровня долговой нагрузки в следующем году будет связан в первую очередь с финансированием ожидаемого по итогам года дефицита бюджета.

Процентные расходы необременительны для Региона: усредненный за 2020–2024 годы уровень процентных расходов составит порядка 1% совокупных расходов бюджета (за вычетом субвенций). Соотношение долга Региона и прогнозируемого по итогам текущего года ВРП составит 4%.

Остатки на счетах позволят частично профинансировать дефициты будущих периодов. По итогам 2022 года объем накопленных средств Региона увеличился более чем вдвое относительно показателя на начало года. За истекшую часть 2023 года остатки в среднем практически втрое превышали ежемесячные расходы бюджета Республики. АКРА полагает, что Республика может направить большую часть накопленных по итогам года средств на финансирование ожидаемого дефицита бюджета. Оставшиеся средства могут быть использованы для тех же целей в 2024 году. Регион размещает временно свободные остатки средств на депозитах, по состоянию на 01.11.2023 размещено 20,5 млрд руб. Наряду с этим Республика использует средства своих автономных и бюджетных учреждений для пополнения собственных остатков.

Коэффициент ликвидности бюджета Республики по итогам 2023 года составит 70%, однако Агентство ожидает существенное снижение показателя в прогнозном 2024 году. По этой причине оценка показателя для 2023 года корректируется в меньшую сторону.

По данным на 01.10.2023, у Региона отсутствует просроченная кредиторская задолженность. Договор с УФК о предоставлении бюджетного кредита на пополнение остатков средств в текущем году заключен, средства привлечены. На текущий момент у Республики нет открытых кредитных линий со сроком выборки более одного года.

Высокие показатели развития экономики с существенной зависимостью от добывающего сектора. Добыча полезных ископаемых (уголь, нефть, газ) по итогам 2021 года формировала порядка 48% ВРП Республики, что указывает на высокую зависимость экономики от этого сектора. К крупнейшим по выручке за 2022 год предприятиям Региона относятся организации из сфер добывающего и деревообрабатывающего комплексов: ООО «ЛУКОЙЛ-Коми», ООО «Газпром трансгаз Ухта», АО «Сыктывкарский ЛПК» и АО «ВоркутаУголь». По данным Республики, крупнейшие налогоплательщики Региона по итогам 2022 года сформировали около 50% ННД консолидированного бюджета Республики.

По итогам 2022 года наибольшую долю налоговых поступлений (более 28%) сформировала отрасль оптовой торговли, порядка 22% обеспечил вид деятельности «Деятельность профессиональная, научная и техническая». Добыча сырой нефти и газа обеспечила около 8% налоговых поступлений в 2022 году. Наибольшая доля налоговых поступлений, по усредненным за 2019–2022 годы данным, также приходится на отрасль оптовой торговли (порядка 26%). Усредненная доля госсектора в общем объеме налоговых поступлений невелика и оценивается на уровне 11% за аналогичный период.

По итогам девяти месяцев 2023 года доля налоговых поступлений по виду деятельности «Деятельность профессиональная, научная и техническая» составила немногим более 13%, оптовой торговли — 23%. При этом деятельность по добыче сырой нефти и газа сформировала около 13% налоговых поступлений за указанный период.

Для Региона характерна убыль населения. С 2014 по 2022 год население Республики сократилось на 16%, до 726 тыс. человек.

ВРП на душу населения высокий, соотношение усредненных за 2018–2021 годы подушевого ВРП Республики и среднестранового подушевого ВРП составило 126%. Соотношение усредненной за 2019–2022 годы заработной платы и прожиточного минимума для трудоспособного населения превышало 3,5. Исторически в Регионе наблюдался высокий уровень безработицы, превышающий среднестрановые значения. По итогам 2022 года показатель составил 6,7% (при 3,9% в целом по РФ). Усредненный уровень безработицы в 2019–2022 годах составил 6,9%. По данным за июнь — август 2023 года уровень безработицы в Республике составил 4,0%.

Ключевые допущения

  • сохранение высокой зависимости экономики от добывающего сектора;

  • менее заметное снижение доходов бюджета, чем прогнозируется актуальной версией закона о бюджете Республики, благодаря более слабому сокращению поступлений по налогу на прибыль;

  • получение существенного объема процентных доходов от размещения средств бюджета;

  • прирост текущих расходов бюджета в 2023–2024 годах в соответствии с темпом ожидаемой инфляции;

  • использование большей части накопленных остатков на счетах для финансирования дефицита текущего года.

Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга

«Стабильный» прогноз предполагает с высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.

К позитивному рейтинговому действию могут привести:

  • снижение потребности бюджета в использовании дополнительного финансирования;

  • сохранение соотношения долга и текущих доходов на уровне ниже 30%;

  • существенное увеличение объема остатков на счетах бюджета по итогам года.

К негативному рейтинговому действию могут привести:

  • дальнейшее снижение операционной эффективности бюджета;

  • увеличение долговой нагрузки до уровня более 55% текущих доходов;

  • финансирование дефицита бюджета с привлечением краткосрочных долговых обязательств;

  • значительное сокращение доступной ликвидности бюджета.

Рейтинги выпусков

Республика Коми, 35014 (ISIN RU000A0JXUD9), срок погашения — 25.06.2024, объем эмиссии — 10 млрд руб., — А(RU).

Обоснование. Облигационный выпуск Республики Коми, по мнению АКРА, имеет статус старшего необеспеченного долга, кредитный рейтинг которого соответствует кредитному рейтингу Республики Коми.

Регуляторное раскрытие

Кредитные рейтинги Республики Коми и облигационного выпуска Республики Коми (ISIN RU000A0JXUD9) были присвоены по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности. При присвоении кредитного рейтинга указанному выпуску также использовалась Методология присвоения кредитных рейтингов финансовым инструментам по национальной шкале для Российской Федерации.

Впервые кредитный рейтинг Республики Коми был опубликован АКРА 05.09.2017, государственных ценных бумаг Республики Коми (ISIN RU000A0JXUD9) — 05.03.2018. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Республики Коми, а также кредитного рейтинга выпуска государственных ценных бумаг Республики Коми (ISIN RU000A0JXUD9) ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

Кредитные рейтинги были присвоены на основании данных, предоставленных Республикой Коми, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитные рейтинги являются запрошенными, Правительство Республики Коми принимало участие в процессе присвоения кредитных рейтингов.

При присвоении кредитных рейтингов использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологий.

АКРА не оказывало Правительству Республики Коми дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитных рейтингов выявлены не были.

Версия для печати
Скачать PDF

Аналитики

Илья Цыпкин
Заместитель директора — руководитель направления муниципальных рейтингов, группа суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 03 45
Елена Анисимова
Старший директор — руководитель группы суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 04 86

Методологии

Мы защищаем персональные данные пользователей и обрабатываем Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с условиями использования файлов cookie на этом веб-сайте, перейдя по ссылке.